Главное – не перепутать, или Приключения в регистратуре

Местные особенности медицинского документооборота нередко превращают заурядное посещение поликлиники в настоящее приключение.

Причем начинается оно не в кабинете врача, нет. Приключение начинается, как только вы обращаетесь в регистратуру учреждения. Найти больничную карту в рядах стеллажей и раньше не было легко, а теперь, после хваленой медреформы, разобраться, что и куда, вообще непостижимо. Но я честно попробовала!

Больничные приключения вызваны в основном тем, что каждое учреждение почему-то пользуется исключительно собственными правилами обращения с больничными картами. Например, в городской поликлинике №1 и в стоматологической клинике на ул.Тарковского (бывшая Володарского) вам карту не выдадут без паспорта и сообщения о том, когда вы у них были в последний раз. В детской поликлинике на ул.Шевченко вы обязаны назубок знать номер своего участка — без него поиск будет долгим. А в диспансерах каждой карте присваивается код, по которому ее и ищут, — естественно, при посещении этот код обязательно должен быть у вас под рукой. Здесь главное — не перепутать и не забыть эти пресловутые правила.

Благодаря медреформе бумажной работы врачам прибавилось. Раньше для обхода специалистов вам была нужна только ваша амбулаторная карта. Теперь, чтобы попасть к лору или окулисту, вам надо тащить с собой две карты. Амбулаторную карту ведет ваш участковый терапевт, честно вписывая все простуды. А для посещения специалиста вам теперь выдают еще одну карту. Зачем это сделано? С одной стороны, в карте для специалиста не будет хаотичных отметок про ваши сезонные болезни, а только информация о хронических патологиях, подлежащих специальному лечению. Но, с другой стороны, если врач видит вас впервые, все равно придется принести амбулаторную карту от терапевта, иначе вы вынуждаете доктора работать вслепую. Естественно, сами врачи от таких нововведений не в восторге: на бумажную работу у них и прежде уходило больше времени, чем собственно на лечение пациентов.

Получая в руки карточку у медсестры в регистратуре, будьте готовы к предупреждению: выносить медицинские карты из учреждения нельзя! В стоматологических клиниках и женских консультациях вообще одно время карты на руки не давали — работник регистратуры бежал в кабинет и отдавал карту тамошней медсестре, которая потом вызывала вас на прием.

Впрочем, при прохождении комиссии у вас вполне могут потребовать принести вот ту самую амбулаторную карту, которую нельзя выносить из поликлиники… И, если вы заберете ее с собой, наказать вас все равно не смогут — этот запрет нигде не прописан и является по сути прихотью руководства медучреждения.

При повторном визите к врачу тоже надо быть внимательным — правила у каждой больницы свои! Участковый педиатр на время лечения вашего ребенка оставляет карту у себя и только после закрытия больничного листа возвращает ее в регистратуру. Если вы забудете об этом нюансе и попросите тетечку в окошке найти карту вашего ребенка, то после безрезультатных поисков и выяснения, что она у врача, вы можете услышать все, что эта тетя о вас думает. А еще надо помнить — карточки всех детей, не посещающих садики, стоящих на учете, имеющих инвалидность, постоянно находятся у врача, и просить их в регистратуре вообще нет смысла. Диспансерные же карты уже после первичного осмотра и постановки диагноза возвращаются в регистратуру, а записи о ходе вашего лечения врачи делают у себя в специальных журналах. Но это не значит, что карту можно не брать! Отстоять положенную очередь в регистратуре придется все равно.

Утеря карты — отдельная история. Из всего рассказанного выше становится понятно, что потеряться ей есть где: в самой регистратуре, у врача в кабинете, где-то между ними… Как быть? Невзирая на протест работника регистратуры, убедитесь, что там карты точно нет. Чаще всего карты теряются по недосмотру — их кладут не в ту стопку, не на тот стеллаж, не в тот ящик. Поэтому имеет смысл заставить тетю в окошке хорошенько обыскать все стеллажи и стопки — где-то в 60% случаев карта находится. Если же в регистратуре ее не нашли, вам выпишут одноразовую карту и отправят к участковому врачу. Попав на прием, попросите доктора порыться в бумагах — при отсутствии карты в регистратуре есть довольно высокая вероятность найти ее у врача (например, забыл сдать после закрытия вашего предыдущего больничного листа).

Будьте готовы к тому, что, если карту вообще не найдут, виновным в этом неприятном инциденте сделают вас — и заведут новую. Но все равно стоит добиваться, чтобы вашу старую карту отыскали, особенно если вы стоите на учете у специалиста, имеете инвалидность или проходили серьезное лечение, — утерянный документ является чуть ли не единственным доказательством того, что все это в вашей жизни имело место. Восстановление записей о вашем лечении будет стоить много времени и нервов.

Да, система документооборота в медицине у нас в стране несовершенна. Она досталась от советской медицины, и, почему ее толком никто не стал менять, я не знаю. Этой системой недовольны и пациенты, и сами врачи. Но что предложить взамен?

В Европе уже давно для учета больных используют компьютерные реестры. В кабинете у каждого врача имеется компьютер, подключенный к Интернету и, конечно же, к этому реестру. Компьютеризация медицины позволяет избежать всей описанной выше бумажной волокиты и освободить время доктора для того, чем он и должен заниматься, — лечения людей. Почему у нас нет такого реестра? Не знаю. Вдвойне обидно, что, например, украинские нотариусы подобную штуку имеют и активно с ней работают. Значит, наша страна не такая уж и отсталая, и создание подобных баз данных в Украине — не проблема.

Не спорю, единый защищенный нотариальный реестр документации по недвижимости, хозяйственным делам, коммерческим сделкам и прочим важным транзакциям необходим. Но неужели это важнее, чем человеческое здоровье? Не кажется ли вам, что в обществе, где хозяйственные дела максимально компьютеризированы, но больные и врачи до сих пор вынуждены пользоваться почти доисторической системой бумажек, как-то не совсем правильно расставлены приоритеты?

Виктория Барбанова, «УЦ».

Главное – не перепутать, или Приключения в регистратуре: 12 комментариев

  1. Я уже как-то давно в блогах писал, что охрану здоровья не очень дорого и довольно легко упростить: база пациентов, база лекарств с аналогами и ценами, справки и рецепты не от руки а на распечатанных квитанциях…

    Я думаю, кому-то выгодна такая отсталость… Может потому, что легче в тени орудовать финансами?

    P.S. Я еще в 2004 в КГПУ делал дипломную работу — библиотечный каталог: практически полностью готовая база данных для библиотеки с учетом данных о книгах, их оборотов у читателей на руках и в читальном зале. Только хорошего симпатичного дизайна не хватало и наполнения каталога.
    В 2005 я узнал, что универ нанял кого-то писать такой каталог для своей библиотеки с нуля. Через несколько лет так ничего и не было внедрено…
    Вот такое внедрение технологий…

  2. А в диспансерах каждой карте присваивается код, по которому ее и ищут, – естественно, при посещении этот код обязательно должен быть у вас под рукой. Здесь главное – не перепутать и не забыть эти пресловутые правила.
    =========================
    Це не зовсім так. В ООД коди не надаються картам. Важливо вказати коли хворий був останній раз, чи лікувався стаціонарно, чи просто був на прийомі, ну й не забути свої прізвище, ім’я, по-батькові та адресу мешкання. Дуже важливо, чи з приводу онкологічної хвороби людина зверталася, чи карточка так звана «проста». Але не зовсім легко це вияснити у пацієнта.

    Не кажется ли вам, что в обществе, где хозяйственные дела максимально компьютеризированы, но больные и врачи до сих пор вынуждены пользоваться почти доисторической системой бумажек, как-то не совсем правильно расставлены приоритеты?
    ===============================
    Повністю підтримую! Дуже дякую за те, що підняли це питання. Воно таки дуже важливе.

  3. Я думаю, кому-то выгодна такая отсталость… Может потому, что легче в тени орудовать финансами?
    ====================
    Юр, мені здається, все простіше: лінь, плюс страх перед новими технологіями. Звикли по-старому, нехай не зручно, але зрозуміло як. Ну й не варто скидати з рахунків перевантаженість більшості лікарень та купи дірок, де не вистачає фінансування.

    Але було б чудово, якби і нашу галузь відвідав науково-технічний прогрес. 🙂

  4. Андрію, все ще простіше. Зверни увагу на фразу із статті: «В кабинете у каждого врача имеется компьютер, подключенный к Интернету и, конечно же, к этому реестру». І скажи — у скількох кабінетах лікарів поліклінік ти бачив компьютер?

  5. На «за 500 грн» нормально будет работать только Линукс.

  6. Юра,
    я абсолютно за то, чтобы перейти на электронный документооборот. Более того, в нашем лечебном учреждении мы начали этот путь: подключились с хорошему провайдеру, сделали разводку (пока только заведующим амбулаторий), надеемся в ближайший год оборудовать минимум 20 рабочих мест. Это даже не шаг вперед, а мааааааааленький шажочек. Но начинать нужно. Так вот: наличие компьютера, подключенного к интернету, это 0 целых и какая-то единица после запятой в решении проблемы. Сертифицированное программное обеспечение, защищенный канал, обеспечивающий конфиденциальность, программисты, операторы компьютерного набора (массив информации, которую нужно ввести, огромен) и т.д. Это деньги, деньги и деньги. Короче, нужна государственная программа с реальным финансированием. Кстати, есть приказ Минздрава об электронном документообороте. Но при этом остаются и бумажные носители, т.е. амбулаторные карты и истории болезни, написанные от руки.

  7. :good: Хороший вопрос! А кто когда-нибудь интересовался мнением врачей?

  8. Єлисаветградський лікар говорит:
    22.04.2014 в 21:57
    Ну й не варто скидати з рахунків перевантаженість більшості лікарень та купи дірок, де не вистачає фінансування.
    ========================
    Борменталь говорит:
    23.04.2014 в 07:22
    І скажи – у скількох кабінетах лікарів поліклінік ти бачив компьютер?

    ****************
    Сергію, та ми власне про одне й те саме, але різними словами. :yes:

  9. А мені здається, що це потрібно як лікарям, так і пацієнтам. Може не всім лікарям, але поступово вводити було б корисно. Тільки, Сергію, я з тобою повністю згоден щодо фінансування. І пишу це одразу. 🙂

Добавить комментарий