Куда вкладывать деньги в 2013?

О том, что в новом году, и даже новой эпохе, которая, если верить майя, началась 21 декабря 2012 года, перед украинцами будут стоять те же вечные вопросы, что и раньше, можно говорить с почти 100-процентной уверенностью. Один из таких вопросов: во что вкладывать деньги, когда мировые валюты нестабильны, банковские депозиты ненадежны, а весь мир говорит о продолжении финансово-экономического кризиса? Свою, довольно неожиданную, версию ответа на этот вопрос сегодня дает один из наиболее успешных кировоградских бизнесменов, промышленник Павел Штутман.

По его мнению, точка зрения на вложения может быть не только финансовой, оперирующей процентами, которые мы хотим на них получить. Например, филателисты вкладывают в марки, нумизматы – в монеты, фанаты здорового образа жизни – в занятия в фитнес-центрах и экологически чистые продукты, а сам наш собеседник рекомендует инвестировать в будущую карьеру как источник постоянных доходов и морального удовлетворения:

— Лично я сторонник той точки зрения, что как для молодых, так и не очень людей самое эффективное вложение – в образование. То есть в то, что дает возможность квалифицированно, эффективно выполнять ту или иную работу. Ведь все мы хотим, чтобы и мы сами, и наши дети были уважаемы и ценимы как специалисты и чтобы работа приносила как можно больше благ – как материальных, так и моральных. Это на самом деле очень важно, чтобы работа была интересна, а человек, который ею занимается, – счастлив и доволен. К тому же получение новых профессиональных навыков часто необходимо для того, чтобы адаптироваться к складывающейся в жизни и карьере ситуации. Например, сегодня я руковожу достаточно большой компанией, в которой работает около 6 тыс. человек. В свое время она была значительно меньше – около 30 работников. Когда я и мои коллеги решили двигаться в производство, начали покупать акции заводов, в том числе «Червоной зирки» и «Гидросилы», ряда других предприятий, я для себя четко понял: тех знаний и умений, которые у меня были на тот момент, недостаточно, чтобы участвовать в управлении этими предприятиями.

— А первое образование какое, если не секрет?

— Инженер, специальность 0501, технология машиностроения. В 1990-х этого было уже недостаточно, потому что знания, которые я получил в 1979-1984 годах, ориентированные на плановую советскую экономику, попросту устарели. Я для себя решил, что нужно повторить образование, но несколько в другом плане – в экономическом и управленческом. В 1999-м поступил в Высшую школу приватизации, инвестиций и менеджмента в Киеве, через два года закончил. И получил не только огромное удовольствие, но и возможность делать то, что я планировал, – расти, делать соответствующую карьеру, получил огромное количество новых для меня знаний в области экономики, маркетинга. Учиться, к слову, было не так легко – у меня в это время как раз родился сын, супруга оставалась с ним одна, пока я был на трехнедельных сессиях, к тому же это было недешево – тогда особых финансовых возможностей у меня не было. Но главное, я понимал: мне не нужен еще один диплом, мне нужны знания и умения, мне нужно качественное новое образование. И до сих пор я считаю, что самой выгодной моей инвестицией было вложение в образование. Там были великолепные профессора, учителя от Бога – профессор Панченко, профессор Белошапко, они передавали не только знания, но и поведенческие компетенции. Понимание того, что не нужно ждать, пока все случится само собой, ты должен управлять ситуацией, двигаться вперед, бороться с возникающими кризисами – решать проблемы, а не ждать, пока их решит кто-то другой. Это то, чего очень не хватает многим другим преподавателям, вне зависимости от статуса вуза, в котором они работают. И сейчас в том, что касается моих детей, я готов использовать все мои возможности, в том числе финансовые, для того, чтобы они получили нужное и качественное образование. Но стоит помнить и о том, что образование купить нельзя, – диплом можно, а образование – нет. Невозможно сегодня заплатить деньги, а завтра уйти с профессией, с умениями и навыками. Их нужно освоить, это процесс, в котором равное значение имеют качества преподавателей и студентов.

— Но раз уж мы говорили об инвестициях, в том числе – финансовых, то сам собой напрашивается вопрос: есть ли прямая связь между стоимостью образования и его качеством?

— В какой-то степени такая зависимость, безусловно, есть. Например, обучение в Кембридже, Гарварде или Оксфорде стоит на порядок дороже, чем в других вузах США и Великобритании, тоже весьма неплохих. Если в рядовом американском вузе за обучение берут от 7 тысяч долларов в год, то в престижных Стэнфорде или Гарварде – от 30 тысяч. Это, конечно, не всегда аксиома, но в большинстве случаев правило работает.

— Сейчас, в достаточно непростое в экономическом плане время, для абитуриентов и их родителей вопрос стоит в первую очередь даже не о вузе, а о специальности, на которую стоит поступать, которая действительно нужна. Как председатель совета Кировоградского областного объединения организаций работодателей вы можете дать ответ на этот вопрос?

— Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, плохой врач не может восполнить собой отсутствие врача. Если у нас не хватает инженеров, это не значит, что человек, который не годится в инженеры, будет им работать – просто не сможет. И наоборот, хотя считается, что экономистов у нас избыток, то хороших экономистов, которые могут занимать соответствующие должности на предприятиях, тоже не хватает, а плохие – не нужны никому. В области маркетинга – у нас в массе вузов читают маркетинг, даже в Кировограде, но мое опосредованное знакомство с качеством этой подготовки вызывает, как минимум, недоумение. Хотя маркетинг – это предмет моего второго образования, и, на мой взгляд, это достаточно просто. Он легко понимается и в своих основах полностью помещается в одной книге. Тем более что мы постоянно сталкиваемся с маркетингом, являемся его объектами, он встречает нас на билбордах, он на экранах телевизоров, на каждой упаковке каждого товара. Делая любую покупку или даже только готовясь ее сделать, мы уже оказываемся под действием массы маркетинговых ходов и технологий. Казалось бы, чуть ли не каждый понимает, что это такое, и после определенной подготовки может работать в этой сфере. Но почему-то это не так. Даже общаясь с молодыми людьми, которые получили специальное образование, иногда понимаешь, что ту самую одну-единственную небольшую книгу они никогда не читали.

К чему я это говорю: не хватает хороших инженеров, хороших экономистов, хороших маркетологов, хороших продавцов, в конце концов. Хотя именно вакансий для продавцов – клиент-менеджеров и работников розничной торговли, согласно рейтингу востребованности профессий за 2012 год, предлагалось больше всего. Это объясняется тем, что в каждый город постоянно приходят компании, которые что-то продают, они дают объявления, приходит масса людей, среди которых из 100 отбирают 10, а иногда – и вообще никого, потому что претенденты не обладают необходимыми поведенческими компетенциями. Необходимые знания продавцу можно дать достаточно быстро – за несколько месяцев, а вот умение заинтересовать, мотивировать к покупке, к большинству приходит с годами, а то и не приходит вовсе. Поэтому я боюсь, что если на рынок Кировограда выставить 50 продавцов, то работу из них найдут и закрепятся на ней только 5. Не говоря уже о том, что у продавца есть определенные ограничения карьерного роста, это профессия, как правило, для молодых людей.

— И все-таки, кто сегодня нужнее на рынке труда – экономист, юрист, инженер, врач?

— Я всегда был и остаюсь сторонником получения молодыми людьми профессии инженера как первой специальности. И не только потому, что большую часть жизни работаю в машиностроении. А потому, что это профессия универсальная, она не только дает узкоспециальные знания и навыки, она развивает. Инженер смотрит на вещи креативно, обладает умением творчески решать вопросы. Образно говоря, если кто-то скажет, что не может потушить пожар, потому что нет воды, песка, лопаты и т.д., то хороший инженер способ найдет. Кроме того, получить эту специальность непросто, в процессе обучения мотивированный молодой человек развивает в себе силу воли, стремление достигать поставленных целей и так далее. Да и, согласно статистике, о которой мы говорили выше, производственники – инженеры, технологи – занимают одно из первых мест в рейтинге востребованности профессий, а некоторые эксперты считают их наиболее нужными сегодня специалистами.

— С тем, на кого учиться, ясно, важнейший вопрос номер 2 – куда поступать?

— Ничего не могу сказать о медицинских, юридических, гуманитарных и других вузах, скажу о том, в чем разбираюсь, – о лучших технических вузах. Это, в первую очередь, Массачусетский технологический институт (США), который в этом году занял первое место в общем рейтинге лучших высших учебных заведений мира по версии QS (ежегодный рейтинг вузов по версии компании Quacquarelli Symonds – один из самых влиятельных в мире. — Авт.), в первой двадцатке того же рейтинга еще один американский вуз – Калифорнийский технологический институт. Среди европейских впереди – Швейцарский федеральный технологический институт Цюриха. Конечно, учеба в них для украинцев связана с большими трудностями – прежде всего финансовыми (стоимость платного обучения в вузах США и Западной Европы колеблется от 1000 евро до 30-40 тысяч долларов в год. — Авт.) и языковыми, но и на территории бывшего СССР достаточно хороших технических университетов. В России это, в первую очередь, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, у нас, в Украине, – классические киевский и харьковский «политехи» (Национальный технический университет Украины «КПИ», традиционно возглавляющий рейтинг лучших вузов Украины, и Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт». — Авт.), национальные университеты им. Шевченко и «Львовская политехника», Донецкий национальный технический университет. Поступить в хороший вуз важно, чтобы получить хорошую базу, без которой дальнейшая карьера просто невозможна. Например, на наших предприятиях мы уделяем большое внимание подготовке персонала, это особая программа, не меньше 80 учебных часов в год. Но мы не обучаем людей базовым знаниям, физике, сопромату, технологии машиностроения. Наши программы – это изучение того, что можно надстроить на уже существующем фундаменте: современные системы управления качеством, организации производства, стратегический менеджмент и т.д. Но строить без фундамента невозможно. Поэтому мы уделяем большое внимание поиску молодых людей с хорошей базой и обучаем, обучаем, обучаем… Это процесс непрерывный, поскольку современное производство меняется постоянно и очень быстро. Именно поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети состоялись в жизни, могли за свои деньги купить квартиру, машину, содержать семью, им обязательно нужно дать хорошее профессиональное образование. Причем не обязательно высшее – человек, получивший качественное образование по рабочей специальности, хороший специалист, сможет реализоваться и получить максимально возможную оценку общества – и материальную, и моральную.

Вместо послесловия приведем еще одну фразу нашего собеседника, сказанную в контексте разговора, вышедшего далеко за рамки одного интервью. И предназначена она для тех, кто еще колеблется: стоит ли идти на дополнительные расходы и отдавать свое чадо в серьезный вуз или лучше обойтись «эконом-вариантом», а там «как-нибудь, да будет»:

— Если посчитать с точки зрения вложений, сколько мы инвестируем в образование и сколько получаем, то это несоизмеримо – это могут быть миллионы процентов. Конечно, бывают случаи неудачных инвестиций, когда человек, например, занялся не тем, пошел учиться не туда. Во всех других случаях инвестиции в образование окупаются сторицей, как никакие другие.

Беседовал Андрей Трубачев — специально для «УЦ».

Куда вкладывать деньги в 2013?: 17 комментариев

  1. С большим интересом прочитал статью и во многом согласен. Для людей пригодных для обучения, до 40 лет вполне возможно с помощью инвестиций в образование повысить свою стоимость на рынке труда.
    Но здесь есть много против:
    При потере трудоспособности по болезни или травмах после аварий, инвестиции в образование приближаются к нулю. кроме того такие инвестиции по наследству не передаются. Так что традиционные инвестиции забывать не следует. Статья подымает также много других спорных вопросов, но углубляться в них нет смысла.

  2. Работаю 7-ой год на одном из предприятий компании, которой руководит П.Л. Штутман, а именно на ПАТ «Гидросила». Была приятно удивлена, что на заводе так много уделяют внимания обучению работников всех уровней. Как правило, такой подход можно видеть скорее в компаниях с иностранным капиталом, или в тех, кто только становится «на ноги». Чтобы достойно жить и уважать себя – нужно постоянно развиваться, получать знания по спецнаправлению своей работы. Гидросиловцам повезло, что руководитель компании мудрый и дальновидный человек, который понимает, что инвестиции в образование – эффективное финансовое вложение. Желаю всем руководителям компаний, любого уровня, не жалеть средств на развитие своего персонала – это достойное вложение капитала.

  3. Приятно осознавать, что на таких больших предприятиях нашего города, молодые специалисты, окончившие высшее учебное заведение могут не только работать по специальности на новейшем оборудовании, но и продолжать усовершенствовать свои знания в процессе обучения на предприятиях. Период обучения в институте это время когда каждый из нас хочет с максимальной пользой для своего будущего приобрести знания, которые в дальнейшем смогут помочь реализовать личные планы, цели. Если нет качества обучения, это время потрачено впустую, вот что самое главное. Надо реально смотреть на вещи качество обучения в лучших вузах Украины, определяет надежное будущее каждого из нас. Будущим абитуриентам и их родителям лучше задуматься об этом сейчас и не терять время зря.

  4. Зрозуміло, що освіту потрібно здобувати і давати його дітям. Сучасна людина повинна постійно вчитися і удосконалювати свої професійні якості і кругозір. Це вимога часу. Але я б не назвав це «вкладанням грошей». Виучуватися постійно чомусь це все одно,что приймати їжу. Не будеш приймати-помреш ! Не будеш постійно учиться- теж «умреш» в сенсі роботи і бізнесу. Але ми ж не говоримо, що купуючи їду ми вськладиваєм в неї гроші?

    А гроші треба вкладувати в……..саме це хотів почути від Штутмана,може дійсно щось порадить промисловий магнат, відмічений орденом «За заслуги» III міри. Хоча теж дивно, промислові магнати в Україні є, а промисловості не спостерігається. Усюди імпорт.А де своє?

  5. Уважаемый doghunters! Сравнивать несравнимое бессмысленно. Это ни к чему не приведет. Продукция предприятий Украины есть и мы ею пользуемся. Статья вполне понятна и своевременна. Хотелось бы мнения других руководителей предприятий и компаний. И если есть общее понимание, значит будет развитие людей и поколений. Значит мы живем и стремимся к лучшему.

  6. Так таки так. Але знаєте, що я вам скажу.
    Краще жити всі хотять. Але для цього треба краще робити. А для цього потрібна МО-ТИ-ВА-ЦІ-Я. Яка повністтю відсутня в державі. Держава не зацікавлена в розбудові мотиваціоних структур для того,для більш стрімкого розвитку єкономікі. В державі не створюється справжня капіталістична конкуренція. Бо якщо в країні запрацює загальна юридична рівность і свобода підприємництва, то Штутман буде пасти задніх,чи стане банкрутом. B-)

  7. Про потерю трудоспособности и невозможность передать по наследству такой «капитал» — совершенно верно подмечено.

  8. Понятное дело, что у нас каждый руководитель хочет работников-специалистов с хорошим образованием, острым умом и горячим сердцем (горячим при мысли о производственных достижениях, разумеется). Только вот когда речь заходит о соответственной этому образованию и характеристикам зарплате — тут как-то сразу видим картину другую. Хороший специалист дорогого стоит, тем не менее, для украинских работодателей это не очевидно.
    Стоит также вспомнить об активно и повсеместно действующей системе мертвых или полудохлых (не приносящих производственной пользы) душ -» кумов и сватьев» руководства, получающих в кассе зарплату наравне с остальными (а следовательно, кому-то придется работать за двоих или получать только часть заработанного). Это грустно и несправедливо.
    Ну и, наконец. У многих молодых людей просто нет мотивации к труду и карьерному росту, так как, к превеликому сожалению, «чтоб ты жил на одну зарплату» — все еще актуальное ругательство. Воровать, расхищать бюджет, брать взятки, совершать торговые махинации — вот верные способы добиться финансового благополучия в глазах подавляющего числа граждан, и пока существуют живые, подтверждающие эти слова примеры… О чем говорить.

  9. Тоже согласна с многими моментами, описанными в статье. В современном мире просто необходимо быть гибким и универсальным специалистом. Потому что мир стремительно меняется, появляются новые профессии, новые технологии, новое общество в конце концов. И чтобы ловить эту непрерывную «волну» нужно уметь учиться и меняться. А для этого, прежде всего, нужно иметь качественное базовое образование, ну и стремление к самосовершенствованию — без этого никак.

  10. inna_innochka говорит:
    15.01.2013 в 10:28А для этого, прежде всего, нужно иметь качественное базовое образование
    —————————————————

    Базове у Штутмана специальність 0501, технологія машинобудування.

    Як гадаєте,скількі випустив «КІСМ» спеціалістів 1501?-Тисячі!!!!
    А Штутман він один. :scratch:

  11. А Титов тоже окончил Оксфорд, что он директор? Если нет, то почему?. Или другие директора заводов Штутмана? Может, дело не в дорогом образовании, а в личных деловых организационных качествах? Или Саинсус? Хотел бы спосить работающих на заводе: позволяет ли зарплата купить жилье, машину, достойно ежегодно отдыхать, как отдыхают простые немецкие электрики и клерки в пятизвездочных отелях Турции?

  12. Фахівці з хорошою освітою потрібні лише в якості……робочої сили. Але вони ніколи не матимуть того, що має їх работодавец. Їх візьмуть із задоволенням і вичавлять всі соки, всі уміння і всі таланти.Тому работодавци і вкидають в суспільство, начеб правильні гасла, що потрібно здобувати дорогу освіту.
    Так, технології і устаткування зараз дуже коштовні, а тому потрібні кваліфіковані раби!
    Але правда в іншому.Головна цінність, яку потрібно леліяти і вкладати, це уміння бути вільним!!!!! Уміння управляти людьми і уміння правильно управляти собою!!!!!

  13. вкидають в суспільство, начеб правильні гасла
    ============================
    «Получай образование в лучших ВУЗах страны, корпей над книгами, стремись!».

    А потом работай «за еду».

    А счастье было так близко…)

  14. Многие согласны работать, отдавая все знания и умения, но нормально никто за это не платит. А человек больше ничего не умеет, как пахать на работе, не научили в вузах и школах простым жизненным навыкам — как найти выгодную работу, как выживать в конце концов в разных жизненных ситуациях — чему учат в обычных западных школах. Я уже не удивляюсь цинизму автора статьи.

  15. Стать эффективным собственником бизнеса может далеко не каждый. И дело даже не в деньгах, а в наличии/отсутствии определенных личностных качеств. А хороший, эффективный специалист всегда найдет достойное себя место и в качестве наемного работника, и сможет обеспечить для себя же карьерный рост. Если рассуждать, руководствуясь Вашей логикой, производство вообще нужно истребить, как род деятельности)

  16. Если бы Вы внимательно прочитали сатериал, заметили бы, что речь идет не только об узко профессиональных знаниях и умениях, но и о поведенческих компетенциях, к которым как раз и относятся указанные Вами навыки. И которые не менее, а может, и более необходимы человеку для полноценной самореализации.

    Цитата: «Там были великолепные профессора, учителя от Бога…, они передавали не только знания, но и поведенческие компетенции. Понимание того, что не нужно ждать, пока все случится само собой, ты должен управлять ситуацией, двигаться вперед, бороться с возникающими кризисами – решать проблемы, а не ждать, пока их решит кто-то другой. Это то, чего очень не хватает многим другим преподавателям, вне зависимости от статуса вуза, в котором они работают.»

    И это именно то, о чем Вы говорили)

Добавить комментарий