Театральные перспективы кропивничан

Отшумели новогодние праздники, отпустили злые морозы, и мы решили, что пора напомнить кировоградцам о том, что театр им. Кропивницкого ждет своих зрителей – и детей, и взрослых.

О том, что жителям Кировоградщины предстоит увидеть во второй половине сезона, мы поговорили с главным режиссером театра Евгением Курманом.

– Евгений Васильевич, как прошел ваш новогодний «Праздник непослушания»? Оправдались ли надежды на него?

– Да, все прошло хорошо. Этот спектакль был немножко не новогодний, но очень интересный для детей. И мы рады, что он пользуется спросом, и не только в городе, а по области. Сейчас у нас планируются выезды в районы, и мы всегда едем не просто со спектаклем, а устраиваем так называемый День театра. Днем мы показываем спектакль детский, а вечером даем какой-то наш знаковый спектакль. Это либо «За двумя зайцами», либо «Сватання на Гончарівці»… Мы хотим, чтобы наши зрители в области видели не просто трех-четырех актеров, показывающих какой-то типа спектакль, а чтобы это было полноценно, зрелищно. Пускай это иногда и накладно бывает, но мы держим эту марку и будем поддерживать ее дальше. Так вот сейчас, когда планируются эти выезды, нам заказали «Праздник непослушания», мотивируя тем, что слышали о нем хорошие отзывы, что это как раз для школьников спектакль. А это как раз та возрастная категория, которая нуждается в театре, тем более в назидательном спектакле. Поэтому он оправдал все наши ожидания.

– Чем сегодня живет театр?

– Все это время мы не прекращали работы. С 11 января все репетиции идут в полном режиме. После Нового года мы параллельно работаем над тремя спектаклями. Это тот проект, о котором мы уже говорили, о творчестве Арсения и Андрея Тарковских, – репетиции идут в режиме планирования мизансцен, актеры уже пробовали сцену…

К юбилею Тараса Григорьевича Шевченко мы приступили к постановке «Назара Стодоли» – мы рассчитываем, что у нас получится спектакль, как говорят, фирменный, в котором будут не просто задействованы лучшие силы, а наше творчество будет представлено развернуто, как это было в «Сорочинке», когда спектакль дает повод раскрыть всю палитру нашего театра. Труппа будет представлена не полностью, но все элементы музыкально-драматического театра задействованы: будут и вокальные номера, и музыкальные постановки, и элементы драмы. Но мы в этот раз хотим еще прикоснуться к такому серьезному элементу театра, как сценический бой. В третьем акте «Назара Стодоли» по сюжету есть попытка захватить главного героя в плен с его любимой, и мы планируем осуществить постановку серьезного развернутого сценического боя.

Третья наша работа – это спектакль для детей «Русалочка» по сказке Андерсена в изложении Людмилы Разумовской. Я уверен, что это будет спектакль семейного просмотра. Дети увидят там какую-то свою историю – мы поселили сюжет этой сказки в строгую северную, нордическую культуру, и там все будет близко к фэнтези. Это такая героическая эпоха, поэтому и Принц, и Королева, и Король такие все норманны – детям будет интересна экзотика всего этого и история любви, конечно же. А взрослым тоже будет интересно объяснять им какие-то нюансы отношений между Русалочкой и Принцем. Я уверен, что родители не останутся равнодушными к этому сюжету, потому что любовь Русалочки такая чистая, такая жертвенная… Вся пьеса подразумевает такой катарсический спектакль, с очищением каким-то, как мы с вами в прошлый раз говорили: ах! – и слезы. Вот как-то так.

– А на когда планируете премьеру?

– Ну в театре как-то не принято планировать точные даты. Я боюсь ошибиться, будет это март или апрель. Потому что мы рассчитываем до конца сезона запустить еще ряд постановок. Мы 4 марта откроем малую сцену, и первое мероприятие, которое на ней пройдет, – 3-й заключительный этап конкурса чтецов «До висот Тарасового слова» в Кировоградской области, а потом мы планируем, что наш артист Юрий Александрович Жеребцов наконец-то перестанет скитаться по чужим площадкам и 10 марта свой моноспектакль сыграет наконец-то в родных стенах, на малой сцене. Потом, так как ее нужно активно задействовать, мы планируем несколько пьес с небольшим количеством актеров и сейчас подбираем их, чтобы они и репертуар наш расширили, и малую сцену можно было использовать.

– Евгений Васильевич, сейчас в репертуаре театра и новые спектакли, поставленные уже вами, и те, которые шли ранее, например, «Квартет для двоих» Анатолия Крыма. Есть ли в старых спектаклях какие-то ваши режиссерские изменения, я имею в виду не только ввод новых актеров?

– Нет, старый репертуар я не редактирую никоим образом, тем более что касается «Квартета для двоих». Режиссер этого спектакля никуда не делся, он тут, и если он решит, что нужно что-то менять, мы соберемся, решим, и он сам все будет делать. Но, по большому счету, как все в этом мире, спектакль – это живое явление, и невозможна какая-то застывшая форма спектакля. Он требует не то что какого-то вмешательства, а постоянной заботы о себе как живое существо. А с заменой актера меняется по сути все – и контекст, и подтекст, потому что новый человек несет совершенно другую энергию, другой взгляд. Например, у нас из «Наталки Полтавки» по болезни вышел Николай Федорович Ярошенко, его заменил сын – Александр, и Выборный стал совершенно другим, хотя выполняется та же мизансцена, все то же, но спектакль звучит иначе.

– То есть можно посоветовать нашим читателям идти и заново смотреть даже те спектакли, которые они уже видели?

– Конечно! Они будут видеть совсем не то, что видели тогда. Спектакль тот же, сюжет тоже, но и впечатления, и эмоции будут совершенно другими! Зрители должны понимать, что постановка спектакля – это очень долгий и трудоемкий процесс, который занимает несколько месяцев. А любой спектакль обретает свою жизнь где-то после восьмого-десятого раза. Тогда артисты обретают уверенность, могут пропускать через себя какие-то идеи…

– А люди так же, как в начале сезона, идут в театр?

– К сожалению, сейчас очень сложно. Ситуация на улице, в стране очень сказывается. Я никогда не верил особо в то, что театр – это такая трибуна, что в период трудностей он выступает каким-то борцом и агитатором. Это все мифы, разговоры. На самом деле человек идет в театр и интересуется искусством только тогда, когда он спокоен и уверен в сегодняшнем и завтрашнем дне. Когда ему не нужно думать, как справиться с проблемами, которые на него наседают, он вспоминает о прекрасном. Очень мало людей, которые способны не замечать окружающего, противостоять давлению этой жизни и быть фанатично преданными искусству. Только когда человеку сытно и спокойно, он хочет удовольствий. Поэтому для театра всегда важно, чтобы в стране все было хорошо. Недавно Смелянский (Анатолий Миронович Смелянский – российский театральный критик, историк театра. – Авт.) сделал такое интересное определение: «Театр – это нервные окончания страны». И это правда.

– В предстоящие выходные у нас гастролирует харьковский театр музкомедии. Кстати, воспользуемся случаем и пригласим в театр тех, кто еще не слышал о предстоящем празднике оперетты или не успел купить билеты. А что еще в планах театра? Кто собирается к нам в гости и куда поедете вы?

– Мы снова, наверное, в марте, планируем поехать в Белую Церковь с обменными гастролями театра им. Саксаганского. У нас уже такой круг друзей театральных – это и Житомир, и Белая Церковь, – что мы можем такие обмены организовать очень быстро, не планируя за полгода вперед. У нас очень активное начало апреля. Мы все-таки надеемся, что сейчас пройдут сначала Шевченковские дни в первых числах марта, у нас в театре будут проходить торжества, в конце марта мы выпустим «Назара Стодолю», и 1 апреля, в день рождения Николая Гоголя, нас пригласили в Полтаву, открывать ежегодный гоголевский фестиваль, который в этом году назвали «Шевченко в гостях у Гоголя». Там будет шевченковский репертуар, и мы откроем фестиваль пьесой «Гайдамаки». Это мощный, сильный фестиваль, и я бывал на нем со своим спектаклем, поставленным в Донецке. Это приятно, что обратились к нам непосредственно с просьбой его открыть. И еще что касается старого репертуара – мы сохранили спектакль «Гайдамаки», и вот он оказался нужным. Конечно, мы посмотрим на него, порепетируем – это то, что я говорил: спектакль требует не вмешательства в него, а заботы. В нем занят весь творческий состав, и мы выезжаем всем коллективом и показываем театр во всей полноте его звучания.

Затем мы возвращаемся с фестиваля, и 14, 15 и 16 апреля у нас гастроли в Херсоне. Херсонский театр в прошлом году дважды приезжал к нам, теперь мы едем к ним.

Мы везем в Херсон «Буратино», «Зайцев» и «Сорочинку» – то есть всю нашу палитру. Можно сказать, это коммерческие гастроли. Но в конце мая нас ждут и на фестиваль – на «Мельпомену Таврии». Скорее всего, мы повезем туда «Хозяина».

– А что-нибудь нетеатральное планируется?

– Естественно, будет концерт к 8 Марта. А что касается концертов – мы сильно призадумались. Когда на выдающегося гитариста Энвера Измайлова не пошли люди, то это вообще странно… Я не знаю, кого нужно привезти, чтобы собралась публика. Нужно, наверное, тщательно все проанализировать. А вообще мы с Владимиром Владимировичем (Ефимовым, директором театра им. Кропивницкого. – Авт.) знали и говорили о том, что второй сезон всегда сложнее первого, как и второй спектакль. Премьера играется хорошо, а второй спектакль намного труднее. Еще и события в стране такие… Привезешь кого-то, а люди не придут. И что потом? А это все не так просто, в том числе и финансово. Но нужно не отчаиваться и просто переждать. Солнце все равно всходит, что бы ни происходило…

Беседовала Ольга Березина, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий