Старикам здесь не место?

Министерство образования Украины выступило с инициативой сократить количество школьных учителей пенсионного возраста. Повального сокращения педагогов не планируют, пенсионеры и дальше могут работать в школах, но на контрактной основе.  Если конкретный пенсионер необходим школе, то с ним можно заключить контракт на год. Если же его можно заменить, то пусть человек отдыхает и даст дорогу молодежи. Говоря об этой инициативе, замминистра образования Инна Совсун сообщила, что сегодня в украинских школах 20% учителей пенсионного возраста.

Инициатива МОН вызвала серьезную дискуссию. Дело ведь не только в том, чтобы дать место молодежи (в Украине больше пятидесяти педагогических вузов, которые ежегодно выпускают десятки тысяч молодых специалистов). Главная проблема – в качестве образования. Не секрет, что система школьного образования в Украине безнадежно отстает от жизни. Любой шестилетний ребенок умеет пользоваться компьютером и планшетом, искать информацию в Сети и т.п., но, переступив порог школы,  оказывается в прошлом веке. Специалисты давно говорят о том, что школе пора учить детей использовать новые технологии для самообразования, а не «впихивать» в них знания по старинке. По силам ли это учителю-пенсионеру?  С другой стороны, кто знает, что выйдет из молодого специалиста, только-только переступившего порог вуза. Он ведь и сам этого не узнает, пока не проработает в школе несколько лет.  Если учитель пенсионного возраста из года в год прекрасно готовит детей к сдаче ВНО, то администрация школы вполне логично не хочет менять коней на переправе.

Есть, конечно, еще один аспект. Одна из учительниц пенсионного возраста, с которой мы обсуждали инициативу МОН (кстати, очень энергичная женщина, работающая на полторы ставки и использующая в обучении все возможные новые технологии) рассмеялась: «У меня сорок лет педстажа, высшая категория, а пенсия знаете какая? 1500! Я бы, может, и дала место молодым. Но как я жить буду на 1500?»

По данным Кировоградского областного управления образования, у нас в области учителей пенсионного возраста меньше, чем в целом по Украине.  Из 11,3 тыс. учителей  пенсионеров всего 1,3 тысячи, то есть 11,5%. Больше всего пенсионеров работают в сельской местности. Как рассказала начальник отдела кадровой работы областного управления образования Ирина Богомолова, в селах Светловодского района, например,  29% учителей – пенсионеры. «Мы выживаем благодаря этим людям, — говорит Ирина Владимировна. – В отдаленные села молодежь просто не едет. С тех пор, как в 2014 году отменили обязательную отработку в школах для тех, кто учился на гососнове,  у нас катастрофически не хватает учителей в сельских школах. В этом учебном году, впервые на моей памяти, у нас на первое сентября несколько ставок оставались вакантными, то есть учебный год начался, а учить некому».

Но и в школах города Кировограда, где, казалось бы, недостатка в кадрах быть не может, пенсионеров больше 14% (311 из 2180 учителей). Так, например, в школе № 30 из 25 педагогов трое пенсионного возраста. В администрации школы рассказали, что «держат»  их по разным причинам. Например, учитель труда ежегодно (!) готовит призеров всеукраинских олимпиад. Учителя такого уровня у нас на вес золота, и отказываться от услуг этого пенсионера – просто грех. Ежегодно уговаривают не идти на заслуженный отдых учителя украинского языка и литературы. «Она владеет  новыми технологиями, — объясняют в школе. —  Результаты ВНО по украинскому языку у нас очень хорошие, а это говорит само за себя.  Найти педагога такого уровня  — сложная задача, поэтому мы каждый год упрашиваем ее остаться». Совсем другая история с третьей учительницей пенсионного возраста. Ее и рады бы торжественно проводить на заслуженный отдых, но не хочет она отдыхать!  Как объяснили в школе, по закону, пенсионный возраст не является основанием для увольнения педагога. Администрация может уменьшить количество часов учителя-пенсионера, но не уволить. Вот и приходится ждать, пока человек сам захочет  отдох­нуть от школы и учеников.

В школе села Синьки Ульяновского района из 15 педагогов двое — пенсионеры. Директор школы, она же одна из двух учителей пенсионного возраста, Альбина Семенченко объясняет:

— Чужого места мы не занимаем, работаем, пока можем. Молодежь сегодня в отдаленные села не заманишь. Почти все учителя у нас – это мои выпускницы, которые заочно окончили уманский пединститут. Такого, чтобы кто-то из наших детей после школы поступил в педуниверситет на очное отделение, успешно его окончил и вернулся в родное село работать в школе, я не помню. Учителя  в селах за свои места не держатся, часто уходят на пенсию по выслуге, даже не дожидаясь пенсионного возраста.  У нас другая проблема.  В наше время в пединституты и университеты поступали только самые лучшие, те, кто хорошо учился в школе, и т.п., это была честь, мы гордились тем, что мы учителя.   Сегодня, к сожалению, это не самая престижная профессия. И в провинциальном   пединституте на заочном отделении на коммерческой основе часто оказываются далеко не самые умные и не самые эрудированные… В сельских школах учителя пенсионного возраста, если они могут и хотят работать, способны и детям дать более качественное образование, и молодым педагогам помочь.

Шеф-редактор портала «Освітня політика» Виктор Громовой поддерживает инициативу министерства образования, но считает, что к вопросу надо подходить индивидуально:

—  Пенсионеры бывают разные, надо смотреть индивидуально. Учителя пенсионного возраста – это не плохо. Плохо, когда доходит до маразма. Я знаю случай, когда в одной из центральных школ города Кировограда преподавала бабушка, которая вынуждена была носить памперсы и засыпала на уроках, дети ее не будили, поэтому в классе всегда тишина была. Но многие сельские школы только и держатся на учителях пенсионного возраста. Иногда это люди очень далекие от инноваций, но их некем заменить. Ну не хотят молодые талантливые учителя ехать в Петрокорбовку! И не поедут. В сельских школах этих людей ежедневно надо благодарить, что они еще работают. Другое дело в городах, где есть скамейка запасных из молодежи, которая хочет работать. Я за изменения в законодательстве, чтобы с учителями пенсионного возраста заключали контракт на год. Проработал человек один год, если он способен работать дальше, если его некем заменить, контракт продолжают и т.д.

На первый взгляд, это очевидно. Переход на контракт с учителями пенсионного возраста должен дать администрациям школ возможность увольнять тех пенсионеров, которые уже не тянут, но сами этого пока не понимают. Все мы сталкивались с такими учителями: слабослышащие старушки, которых ученики откровенно игнорируют, или  медленно движущиеся по коридорам седовласые «богини образования», познавшие за пятьдесят лет педагогической деятельности  всю глубину ненависти и презрения к детям.  Однако есть ведь и другие пенсионеры, которые видят свое призвание в том, чтобы учить, и как раз к этому возрасту достигают расцвета, становятся такими Учителями, которых ученики будут помнить до собственной пенсии. Да и молодость, согласитесь, не является гарантией эффективности…

Просто у нас так повелось (особенно почему-то в образовании и медицине), что любая правительственная инициатива, любое брошенное высокими чиновниками слово сразу же вызывает гипертрофированный отклик на местах. Не начнут ли у нас массово отказывать в контрактах пенсионерам, которых можно заменить? Не уволят ли гениального учителя труда, чтобы улучшить показатели по области?  Ведь на его место в городской школе желающие найдутся, это вам не отдаленное село Светловодского района…

Ольга Степанова, «УЦ».

Старикам здесь не место?: 51 комментарий

  1. «Говоря об этой инициативе, замминистра образования Инна Совсун сообщила, что сегодня в украинских школах 20% учителей пенсионного возраста.»

    А сколько процентов совков, приспособленцев и просто тупиц? Может с них начать следовало?

  2. Моя деятельность не связана с государственной работой.

  3. Алекс второй стар и боится быть уволенным как немолодой совок? 😉

  4. Совок раздражает тех,,кого постсоветская модель развития разочаровывает,а признаться в этом не хватает духа. Чем нынешний обыватель лучше совка? «Мурло мещанина» Вам любо? Ляшко,Коломойский,Белый и пр.-от имени этой толпы Вы речь держите?
    А предложение мое было обращено к chief :
    «»Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»- «

  5. «Постсоветская модель развития» это что ж за модель такая?

    И почему рухнул 666Р?

    Ответьте алекс на эти два вопроса, только честно и поймете почему совкам не место в государственных учреждениях, вместе с тупицами и приспособленцами.

  6. вы так активно оправдываетесь, что из вашей шапки уже идет дым

  7. Вы удивляете.Постсоветская модель-парадигма развития страны по западноевропейскому пути(свободный рынок,гражданское общество,либеральная идеология).Это та идеальная модель,которая предлагалась гражданам Украины.Сегодня очевидно,в нее необходимо вносить коррективы,поскольку догматичное следование ей и без того не без проблемной, ведет Украину к краху.В этой связи,людей,о которых говорит министр можно назвать совками,но на самом деле,это люди новой генерации,созданные после 1991.:»У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции,» — министр экономики Украины Абромавичус объяснил свой уход. » Так что совков,советскую историю мы обречены вспоминать до тех пор,пока не преодолеем «усыляки негаразды»,а утешительные пилюли мы будем получать после надоевших до оскомины обращений к западному опыту,хотя сейчас это становиться сделать все труднее и труднее-у него «рыльце в пушку», да и мы » печенькой» подавились.
    История советского общества и государства нуждается в научном изучении чтобы идти дальше.Ожесточенная борьба с памятниками свидетельствует о бессилии дать ему объективную оценку.Характерен и Ваш вопрос в связи с этим: » 666Р»- Не вопрос,а чертовщина какая-то.Ложный вопрос не приведет к правильному ответу.

  8. Я оправдываюсь? О чем Вы? Нынешнее время каждый день штампует аргументы в мою пользу.А вот Вам приходится все чаще в прорубь заглядывать в поисках…Ну, Вы поняли чего. Ну что не сделаешь,чтобы не смотреть на украинские события ? Где утешение искать,разве только за кордоном,как-будто их проблемы облегчат нам жизнь.

  9. да у вас любое время штамповало аргументы только в вашу пользу. на словах.

  10. Вы еще больше удивитесь алекс, если узнаете о постсоветских странах Балтии, да-да откуда приехал к нам Амбромавичус. Страны Балтии, как раз следовали этим западным догмам.
    Чего не скажеш об украинской элите.
    Разница между нами в том, что они после 1991 годе резко оборвали контакты в Москвой.
    Поэтому их элиты не так подверженны коррупции как наши.
    И все.
    И не нужно постить ваш фашистский бред об обреченности вспоминать вашу советскую историю.

  11. А может они (прибалты) всего лишь дальше от Одессы?

  12. Валентин, абсолютно с Вами согласен. Разве что к прибалтам добавил бы ещё и постсоветские Польшу, Чехию, Словакию, Румынию, Венгрию.
    Что касается Алекса, то когда речь заходит о бывшей коммунистической(читай российской) империи, он начисто теряет способность к аналитическому мышлению.

    Вот есть очень интересный вопрос, ответ на который во многом объясняет причины наших «усыляких нэгараздив» —

    Почему в начале 90-х в России без всяких декоммунизационных законов массово меняли названия городов, а в Украине приступили к этому процессу только четверть века спустя?

  13. Возможно, потому, что у нас на тот моменнт было более консервативное руководство страны.

  14. Вот скажите, зачем к теме о сокращении песионеров-преподавателей привязывать вопросы декоммунизации ?
    Ведь в те далекие времена,когда СССР разваливали, эти преподаватели еще не были пенсионерами и активно поддерживали этот процесс.

  15. Ну-у, если вспомнить как «хитрый лис» провернул в Беловежье операцию по развалу Союза, а затем, как легко сдали весь ядерный арсенал, думаю, заподозрить тогдашнее наше руководство в каком-либо консерватизме будет весьма тяжело.

    А вот согласись, вопрос ведь интересный)) Ранее как-то даже не задумывался над ним. Всплыл только сейчас, в разгар нынешней войны имён.
    Предлагаю перенести дискуссию поближе к теме, на страничку, где «Переименование улиц: ….»

    И о-о-чень хач-ч-чу услышать мнение(версию) Алекса.

  16. Учителя пенсионного возраста — это последний оплот качественного образования для ваших детей. Без них школа окончательно превратится в шарашкину контору. Ну сами подумайте, чему может научить детей молоденькая вертихвостка? В младших классах это еще как-то прокатит. Но в старших — категорически нет. Я вспоминаю свои школьные годы и молодую учительницу по математике со стройными ножками. Так вот, многие наши ребята делали вид, что у них падает ручка или карандаш, чтобы под партой лишний раз поглазеть на ноги учительницы. Естественно, их мысли были весьма далеки от стремления извлекать корни из уравнений или заниматься логарифмами.
    В то же время в институте, где я учился, самым уважаемым преподавателем был патриарх электротехники академик Нетушил. Ему было далеко за 80, он еле ходил, реакции были притуплены. Но при этом он был великолепным рассказчиком. Он часто говорил: «Я Нетушил, и тушить не собираюсь». Все его слушали с открымыми ртами, развесив уши, как простыни после стирки. Так что пенсионер пенсионеру рознь, и избавляться от всех подряд аморально и абсурдно.

  17. приветствую,тебя, о великолепнейший из горожанинов! не даю никаких комментатторе(это на итальянском) о проблемах Беловежской пущи, а вот когда с АЛКОРОМ ко мне припретесь мне интересно.
    На всякий случай, нумер меня — 050 — 076 — 62 -30

  18. Со Слаем почти согласен, окромя учительских ножек — я смотрел больше на ножки одноклассниц (на вкус и цвет товарища нет), но согласен на 153%, что таких УЧИТЕЛЕЙ уже нет и, к сожалению, не будет. Если кто помнит Пахманова Николая Семеновича, папу суперпевца Миши Пахманова, Шеховцову Алевтину Васильевну, умершую прямо в зале во время августовской конференции — она была КЛАССНЫМ(в буквальном смысле) руководителем нашего класса. Всем учителям ученики дают клички. Физик, Химичка, Бублик, Леонардо Недовинченный, а ее мы, даже самые наши как-бы крутые пацаны, называли не иначе как Алевтинушка. Вы себе можете такое представить в наше время?

  19. Я читал, что компьютерные гении, другие выдающиеся люди для своих детей организовывают специальные школы, где нет и намека на компьютеры, планшеты, телевизоры и пр. Все это, как считают они, отбивает у детей воображение, а это в свою очередь является камнем преткновения на пути к достижениям и жизненному успеху.
    В таких школах, оформленных исключительно в натуральном стиле, с прибитыми к полу деревянными игрушками, все направлено на то, чтобы ученики научились шевелить извилинами. Упор сделан на фундаментальные науки. И учителя подобраны соответствующим образом: с крутым нравом, с тяжелым, как мокрое знамя, взглядом. Это не тот случай, когда ты можешь учителя чуть ли не посылать, демонстрируя свое пренебрежение к окружающему миру…

  20. Что тут скажешь? Действительно в те времена в 13й школе была целая россыпь высококачественных учителей. И учитель химии Татьяна (пусть простит забыл отчество и фамилию) на нашей параллели два ее ученика дважды привозили 1 и 3 места на республике, а еще несколько подпирали но больше 2х не брали.
    На республику в 9-10 классе ездили и по математике, биологии, языкам и литературе.
    Действительно очень сильный педколлектив собрал Кривошея (имя отчество запамятовал).
    Так вот о учителях молодых и старых.
    На мой взгляд Пахманов не самым сильным математиком был в школе. Когда мы были в 4 классе к нам в школу пришла после института Петрова Светлана Дмитриевна, а у нас начала читать математику с 5 класса и попутно классным руководителем. Дисциплина выше крыше, знания еще выше. Тому подтверждение 9-10 класс по два человека на республике, причем это три ученика из трех классов. На районных олимпиадах четыре представителя 4 первых места и с десяток разных учеников в разные годы. Это я все о своем выпуске, как у других не знаю.
    Наверное все это закладывалось еще в 1м классе. Наверное общий уровень школы был очень высокий по всем дисциплинам. Тот же Пахманов был немолод и весьма селен, а Петрова молодо да не зелено. А были еще другие квалифицированные учителя математики Бублик, Чайковская, … (визуально помню, а боюсь фамилию перекрутить). И такая картина была не только по матиматике.
    К чему это я все? А к тому что был процесс передачи опыта, знаний. Было кому передавать и было кем передавать и лет 15 этот процесс не прерывался пока школой руководили люди петрающие в этом деле. У молодого есть одни + и -, а в возрасте другие и руководитель должен уметь это сочитать. И если учитель уже стар и слаб (физически) но это кладезь, не нагружай его на 1,5 ставки, а дай ему один класс и сделай под него расписание. И выкачивай с него все что можешь, пока он еще жив.

    Так что молодой — старый дурня все это, как говорится в футбол не паспорт играет.
    Фигня в стране проистекает на трон и троники случайные люди позалазили, а что делать не знают вот кровати и переставляют.

  21. Ну не хитрый лис провернул в пуще развал. Для начала вспомним Ельцина как он упал с моста и на этом его политическая карьера приказала долго жить, а потом нашлись добрые люди которые подобрали, отмыли, по америкам покатали, по теликам показали и наконец «правильным» речам научили. А Кравчук скорей всего как в том Ералаше :
    пятиклассники заходят в класс к первоклашкам и говорят своему однокласснику что он классы перепутал и учитель его зовет, а он им в ответ не пойду, мне тут хорошо, я тут самый умный.

    Да в России переименовывалось много но такой пример. Ленинград переименовали, а область нет. Народ не возжелал. У нас Луганск появился в 90 м.
    Почему в России было больше (поверю вам на слово)? Так революции всегда в столице в основном проистекают (1905, 1917, 1991, 2004, 2013.) и совершают их пассионарии.
    def: Пассионарии люди с избыточной энергией отягощенные злом.
    Столицы (в России их было как бы две) этих людей как магнитом притягивают со всех окраин страны. И если нормальное изначальное распределение этих пассионариев стандартное по всей Земле около 7%, то со временем на окраинах их становится меньше ввиду переезда в столицу (ы).
    Так как Украина была окраиной СССР то избыточно активного населения было меньше необходимого уровня, а в Москве намного больше среднего. Вот эти московские пассионарии и варылы воду по всей России с переименованиями. За четверть века отсос отягощенных злом из Украины в Россию прекратился и средний процент по Украине стабилизировался, но в то же самое время по регионам произошел аналогичный перекос. В Киеве побольше, а в областях поменьше. И теперь Киев с критическим количеством пассионариев рассказывает кому и что переименовывать, а огрызки на местах воплощают этот … в жизнь.

  22. Та шо ж вы такое пишете???Разве не партия учит, что газы при нагревании расширяются? И тут таки вопрос — а какая партия учит? И какие это газы? Я уж не говорю на каком языке эти науки преподавали…

  23. Так называемые «современные методы обучения», плюс ЗНО весьма успешно отбивают у наших детей даже зачаточное желание учиться. Программы в школе составлены людьми далекими от образования. Ну зачем, к примеру, в школе курс «Основы экономических знаний»? Про учебники я уже не говорю. Они писаны, в основном, не педагогами, а начальниками отдела кадров, настолько они скучны и перегружены лишней информацией. Очередной бред — 12 лет учебы! Информации, видите ли, много. Так дайте основную информацию — язык, математику, физику, химию, биологию, географию по максимуму, а остальное — если время останется. Вы видели программу по информатике? Прошлый век! Результат этого школьного прогресса я вижу каждый год у себя в аудитории. И, поверьте, с каждым годом становлюсь все печальнее!

  24. На 100% поддерживаю если добавить физподготовку (но несколько отличную от нонешней).
    Здоровье сейчас важно не меньше всего остального.

  25. Сержу
    12 лет учебы не есть бред, а попытка отвлечения детей от улицы.
    Вспомните, что творилось в девяностые. Так бы закончили они школу и куда идти? Работы нет, ПТУ позакрывали, в армию не берут. На панель или на улицу? Не все ведь в академии готовились поступать. А так на два года их придержали, надеясь, что ситуация улучшиться.
    Тогда же и программы меняли. Математику сократили до двух дней в неделю, зато историю Украины расширили, по моему, до трех раз на тиждень. Вот и результат сегодня имеем.

  26. Читаю про 13-ю школу тех времен и тихо млею. Это моя родная школа. Алевтиночка у меня читала русский и литературу, а до нее была Мария Исаковна, тоже зубр. Пахманов был душка, пытался изобразить строгого завуча, а сам был просто чудо. Химик Татьяна Васильевна Колмакова — мой классный руководитель, мы до сих рор перезваниваемся. Математику у нас читала Вера Ивановна Николаенко, ей за 80, но мы на связи, частенько болтаем. Петрову тоже помню. А еще была учитель украинского Стадная Людмила Трофимовна. Вообще школа была супер, одна из сильнейших в городе. Медалистов всегда было много, причем заслуженных. В нашем классе — четверо, на потоке — 11. Кстати, Кривошею звали Василий Игнатьевич. Он историю у нас читал перед уходом на пенсию. Меня все время распекал за длинные ногти и грозился пожаловаться маме, работавшей в районо. Но это все прекрасные воспоминания.
    Теперь по теме. На мой взгляд, должен быть предел всему. Конечно, есть незаменимые пенсионеры, но их, к сожалению, единицы. Скажите, что может дать ученикам начальной школы воспитатель, которой 75 лет? Она соответствует их уровню, современному? А вчителька, которая от приступов гипертонии в обморок падает, простите, выставив панталоны, а дети ее в чувство приводят? А засыпающая, как Оля написала, на уроке? И не нужно рассказывать, что молодые учителя ничему научить не могут. Конечно, если за все экзамены заплачено, а занятия прогуляны и знаний нет — это одно. Но масса молодых учителей прекрасно работает. Сама когда-то была молодой учительницей в 4-й школе, со многими учениками до сих пор общаемся. Свой класс, который выпустила ровно через 10 лет после своего выпускного, обожаю до сих пор, мы с ними очень дружим. Так что вопрос очень неоднозначный. На мой взгляд, если пенсионера просто некем заменить и он соответствует современным требованиям и дает качественные знания, пусть работает, но, понятно, не до смерти на уроке. Если есть замена — уступи место молодым и иди отдыхать.
    Кстати, в пединституте у нас был преподаватель старославянского Михалко Иван Степанович по кличке Юс. Чудный был дед!

  27. Поддержу про учебники. Моя мама — географ, работала в районо и в школе. Как-то пришли новые учебники. Она почитала и была в шоке. Мало того, что они были написаны языком, который поймут разве что старшекурсники вузов. Куча фактических ошибок, на одной и другой странице попадались взаимоисключающие факты, масса грамматических ошибок. Карты, которыми проиллюстрированы темы, с ошибками. В общем, тихий ужас! Она отметила весь бред и с сопроводительным письмом отправила учебник в министерство. Через пару месяцев или месяц, не помню уже, направили из министерства письмо, что учебник не рекомендуют.

  28. Для успешного проведения «декоммунизации» (хотя зачастую это лапшизация) надо побыстрее динозавров из школ убрать, а то они как очевидцы могут еще сказать «не так это было…».
    Памперсы и прочие маразмы это отмазки они всегда были есть и будут потому что :
    1. ….
    …..
    101. …..

  29. Знающие люди говорят что умные и состоятельные люди отдают своих отпрысков в иезуитские школы которые имели ввиду горону, облону во главе с МОНУ.

  30. народ! полностью согласен, за единственным исключением. Прохожий, насчет 12-летки не могу согласиться, я в свое время закончил 10 классов (да, были времена…), а мои нынешние школьники (практически каждый третий) свои трудовые будни начинали с малолетки, в 15-16 лет. Оно, если уже идет по карманам тырить после 6-го или 7-го класса, то вводи хоть 20- или 30-летнюю школу, оно все равно больше в эту же школу не придет.

  31. Литредактор, скажи кто ты есть? Обниму и расцелую за прекрасные слова о Людмилочке Трофимночке, это учитель от бога, а весьма представительный Василий Игнатьевич лично принимал выпускной экзамен по истории и обществоведению у меня. Приняв оный, благосклонно покивал головой. После чего я спокойненько так, без особых проблем, поступил в Киевский госуниверситет(! — это пацан из Кировограда!), а университетов в то время, ну, кто помнит, в УССР было 7 или 8. Представьте себе этот УРОВЕНЬ подготовки человеческих детенышей и сравните с нынешним.

  32. Сергей, обязательно свяжусь с тобой. Вот только наш АЛКОР как-то не очень жаждет припереться. 🙂

  33. «Министерство образования Украины выступило с инициативой сократить количество школьных учителей пенсионного возраста. »
    1.Как само министерство объясняет свою инициативу?
    2.Что значит «инициатива»? Она имеет документальное оформление,из которого можно было бы заключить о степени ее актуальности(модальности)?
    3.» Если конкретный пенсионер необходим школе, то с ним можно заключить контракт на год. «,тогда в чем проблема?
    4.»сегодня в украинских школах 20% учителей пенсионного возраста. «-Какова природа этих данных?
    Складывается впечатление,что министерство о чем-то умолчало.

  34. Горожанин, не тебе рассказывать, что АЛКОР всегда был вредным, а после того, как я ему распанахал ногу бутсой, он совсем перестал со мной общаться.
    По поводу учебников — году этак в 11-м или в 12-м, в учебнике географии нашли (на правой странице, внизу) такой себе круг с вопросами и ответами. Какова же была наша радость (и слезы географа), когда мы поняли, что оно слегка сдвинуто (или сдвинулось). Ну, то есть ответы никак не совпадали с вопросами.
    По поводу учебников. Нет, я могу понять выпуск ежегодно 300 -400 тыс. штук учебников истории — Помаранчова революшн — надо же пару параграфов вставить, через пару лет их же надо убрать,
    Согласен на предмет ежегодного переиздавания учебников по литературе — да, через пару лет кроме Шевы (этот не тот, который был футболистом), Франко ( это не тот, который был в Испании), Василя Стуса и еще парочки престарелых поэтесс, писателей и поэтов в учебниках вы не найдете. Скажу по большому секрету, время от времени перечитываю «Вишневі усмішки) незабвенного Остапа Вишні.
    Теперь об учебниках (…опять не вижу нашего начальника транспортного цеха).
    Может, кто-то из учителей об»яснит мне, а заразом министру освиты, министру финансов, премьеру и прочим (не боюсь этого слова!) государственным деятелям, на зачем каждый год переиздавать учебники по математике, химии, и (хай господь мене милує!),по физике?
    Пусть: раз социальная революция, разруха, эти самые певуны в телевизоре, я уж, голубчик, не говорю об эктрасенсах (черт его знает, что за этим словом скрывается.
    Ну так вот, об»ясните мне, разве Карл Маркс запретил закон Ома, где-нибудь у Карла, э-э-э, сказано, что Пифагоровы штаны стали ширше или длиннее? Так ПИ-ПИ-ПИ ежегодно печатать как бы НОВЫЕ учебники, что интересно, с тем же авторским коллективом, с тем же начальником упомянутого коллектива. А математикам, да остальным папам и мамам предлагаю помножить 300 тысяч на 70 — 80 гривен (государственная цена) и вычислить гонорар автора и подельников. Причем — это каждый год! О качестве, оформлении, дизайне молчу

  35. Есть еще экономическая составляющая.
    1. У молодых категория меньше, а стало быть и стоимость одного часа работы меньше.
    2. Человек в возрасте чаще болеет, посему переход на молодняк уменьшает социальные выплаты по больничным листам.

  36. Есть идеологическая составляющая.Учитель пенсионного возраста стоит на двух континентах:Украина советская и Украина незалежна и о них он судит по личному опыту.А вот молодой преподаватель хромает….,а в качестве костыля получил эуропейский ,чужой,досвит..

  37. Василий Игнатьевич это Кривошея? 13 школа? Как же, помню. Не дал мне получить золотую медаль, поставив незаслуженно «4» на экзамене по истории только потому, что я отказался после школы поступать в военное училище.

  38. Пожилых школьных учителей с десятками лет трудового стажа я бы сравнил с хорошим выдержанным марочным вином. Такое вино обладает глубоким вкусом, устойчивым ароматом и запоминается надолго.
    Молодые современные учителя (в основной своей массе) — это легкое столовое вино. Жажду вы, может быть, утолите, но кайфа не получите.

  39. Разумеется, инициатива министерства образования — это не просто ошибка, а естественное проявление «трудовой» потуги VIP. Естественное поскольку иного и быть не может в столь высокой чиновничьей категории. В нашей стране, в нашем обществе на самый верх обязательно выплывает сами знаете что. При этом ОНО чрезвычайно ушлое (спритке!) и очень продуктивное. И это не просто метафора, а экономическая закономерность пост-социалистического общества, что уже очень давно доказано в экономической науке.
    Тот, кто хоть немного имел отношение к педагогике, кто поработал в школьном коллективе, прекрасно знает, что учителя пенсионного возраста — это золотой фонд, твой профессиональный друг и помощник, твой наставник и учитель. Перевод их на контрактную основу не даст никакой экономии денежных средств, не повысит курс гривни. Только унизит людей. Если в обществе потребность в грамотных специалистах практически отсутствует, то как не компонуйте педагогический коллектив, результат будет один — ремесленничество, коммерциализация и псевдообразование. К сожалению — это правда и все это в разной степени ощущают.
    Можно многократно мусолить несущественные моменты украинской системы «образования», что так увлекает дилетантов и защитников существующих порядков, но главное, как табу, остаётся в стороне — в больном, криминализированном обществе бесперспективно искать что-либо положительное. Можно во всё горло кричать о том, что мы Великая Нация и нас ждёт Великое Будущее. Но это не так и кроме нас самих об этом никто на Земле не знает. Удаляя старших педагогов из образовательного процесса, мы рубим под собой те редкие ветки, что как-то ещё нас поддерживают.

  40. Маленькая поправка.
    Не » закономерность пост-социалистического общества», а » закономерность пост-революционного общества». И 100, и 200 лет назад не было ни какого социалистического общества, а буря революции подымала пену из крикунов и обещал понятия не имеющих что и как нужно делать. Посему и вылазят раз за разом такие идиотизмы.

  41. Литредактору
    Ваш комментарий напомнил мне ситуацию, когда в девяносто предпоследнем году мой крошка-сын к отцу пришел с учебником химии и сообщил, что он не понимает там чегой то. Я попытался прочитать тему и не смог. Все атрибуты: заглавная буква в начале предложения, точка в конце, запятые, все это присутствовало, даже слова были согласованы по падежам и временам. Но смыслового согласования не наблюдалось совершенно. То есть, набор слов абсолютно лишенный какого то бы ни было смысла. Грамматика была правильной, но смысла не было. Ни до ни после я не сталкивался с подобным.

  42. Опытные врачи и Учителя это то на чем еще как то держится образование и медицина.
    Историческая память и опыт. И отказываться от него не имея ничего в замен огромная глупость.

  43. Уксуса там тоже предостаточно, не нужно уподобляться замминистру вычесывать всех под одну гребенку.

  44. песня классная, как и многие в то время. Спасибо!

  45. «Можно во всё горло кричать о том, что мы Великая Нация и нас ждёт Великое Будущее»
    —————————————————
    Хуже не скажешь.
    Яркий пример гипертрофирофанной характеристики национального самоуважения из риторики поцриотов — «дедывоевавших» и «мыадиннарод». Украинцы ТАК не говорят! Автор явно с кем-то спутал. Я даже знаю з кем.
    Поэтому, когда читаешь подобные комменты, ожидать чего-то конструктивного не приходится.
    Банальности, прописные истины и просто бла-бла-бла…..

    Украинцы, которые действительно переживают за катастрофическое состояние дел во всех отраслях жизнедеятельности нашего общества и в частности, национальной системы образования, ищут причины и предлагают пути выхода из неё.
    Вот, например, как это делает В.Громовой, рассуждая об одном из ключевых аспектов существования системных проблем в освите:
    http://obozrevatel.com/blogs/78629-osvita-agresiya-po-vertikali-agresiya-po-gorizontali.htm

    Я просто не представляю себе, как основатель первой украинской гимназии им. Шевченко в Кировограде мог бы «кричать о том, что мы Великая Нация и нас ждёт Великое Будущее» :wacko: .

  46. Вот, что мне нравится в выпускниках 13 школы….так это развернутая мысль, правильные знаки препинания, и здоровая эмоциональность в изложении…..знатные были времена, хороший педколлектив….и мы балбесы, тоже ничего получились….)))))

Добавить комментарий