Дальнобойщик, философ, патриот

Не поверите, одна из самых романтических профессий – водитель-дальнобойщик. Дорога, пейзажи за окном, разные страны, встречи и знакомства. Долгое отсутствие дома компенсируется покоем в кругу семьи и общением с друзьями. Кировоградец Юрий выкроил время, чтобы пообщаться с журналистом «УЦ».

За рулем он очень давно, колесил еще по дорогам Советского Союза. Изъездил всю независимую Украину. Сейчас работает на литовском автотранспортном предприятии, возит грузы в Европу, на обратном пути иногда случается груз в Россию. В Кировограде Юрий не был четыре месяца. Его рассказ об увиденном, услышанном, пережитом местами был похож на философствования – в пути водитель много размышляет о жизни, анализирует историческое прошлое страны, думает о будущем.

– В Литве я работаю уже полтора года. Чаще всего мой маршрут такой: Литва – Польша – Чехия – Австрия – Италия. Когда я первый раз заехал в эти страны, был, мягко говоря, удивлен. До этого я ни разу не был в Европе. Больше всего меня поразила Польша, в которую не так давно наши граждане везли на продажу все, что у них было. Там сейчас строятся дороги, страна развивается. Молодцы!

Поражают чистота городов, ухоженность, красота. Ощущение такое, что это нереально. Приятно удивляют люди. Там действительно другой менталитет. Наши люди озлобленнее, что ли. Раз пять случалось в Италии сбиться с дороги. Вернее, не мог найти нужный мне адрес. Было так, что в горы заехал по узкой дороге, а дальше ехать рискованно – вдруг не смогу развернуться. Остановился итальянец, объяснил, что дальше ехать нельзя, пригласил меня в свою легковую машину, повез показать, где я смогу развернуться. Объяснил, где я сбился с пути, какое мне выбрать направление. Еще один проводил меня: я ехал за его машиной к точке доставки груза. Это все бескорыстно. У нас такого не бывает.

Грузы перевожу разные. Чаще всего это пеллеты из Литвы и Латвии или торф. Бывают деревянные поддоны. Из Европы на Россию много чего везу, у них ведь практически ничего своего нет, привозное все вплоть до стройматериалов.

Пересечение границ в Евросоюзе не проблема. Из Литвы выезжаю – уже граница условная. Полиция есть, для проверки останавливают на выбор. Седьмого января меня остановила польская транспортная полиция. Их интересует информация за 28 дней: сколько я был в пути, сколько отдыхал и так далее. Считали с тахографа данные, выписали протокол проверки, и все, я поехал дальше. Водитель имеет право ехать четыре с половиной часа, потом должна быть пауза 45 минут, затем еще четыре с половиной часа езды. Всего девять часов в день. Два раза в неделю можно брать десятый час. Отдыхать, в идеале, ты должен одиннадцать часов, но не менее девяти. Если нарушил график – штраф от пятисот до семисот евро. Поэтому никто не нарушает.

В Европе очень много паркингов для большегрузных автомобилей. Особенно мне нравятся австрийские. Все заасфальтировано, огромное помещение с умывальниками, туалетами, душевыми, кофейными аппаратами. Кругом чистота. В горах есть колонки с артезианской питьевой водой, я всегда там ее набираю. А спим мы в машинах. Благо, они для этого приспособлены.

Попутчиков я беру крайне редко. Во-первых, люди разные бывают. А во‑вторых, как общаться с человеком, если вы говорите на разных языках? Однажды подво­зил поляка-дальнобойщика, так мы через три слова на четвертое понимали друг друга. Обычно слушаю ФМ-радио, в каждой стране ловлю волну музыкальную и слушаю. Вечером – ноутбук. С Интернетом проблем нет – Wi-Fi практически везде.

Недавно был в Питере. Люди ра­зумные понимают, что происходит, кто не понимает – верит Киселеву. Приходилось полемизировать с россиянами. Бывает, говоришь что-то человеку, приводишь доводы, а он в ответ: «А я об этом не думал». Я говорю им, что они гонят на Европу, что там плохо, сплошные геи, и обращаю внимание на их одежду, на автомобили. Это же все европейское. Своего – почти ничего. Рассказывают одно, но вовсю пользуются европейскими и американскими благами. Предлагаю им задуматься над этим, отвечать за свои слова и поступки. Некоторые задумываются.

На российской границе, как правило, очереди. Им везут товар, а они палки в колеса ставят. Литовский президент что-то сказала в адрес Путина, и пограничники тут же получили негласное распоряжение о полном досмотре машин с литовскими номерами. Ну, открыли, посмотрели, время у меня отняли.

Европейцы все понимают. Я как-то затамаживал груз на границе Италии и Словении. Отлучился в магазин, там молодой продавец показывает на меня и спрашивает: «Камион?» (грузовик, значит, дальнобойщик). – «Да», – говорю. Он показывает на себя: «Итальяно!» – «Украина», – отвечаю. Он говорит: «Украина – о’кей, Путин – … (как у нас говорят)». Кто его научил? Люди понимают, что происходит.

Бывало, едешь по Европе, заезжаешь в Россию ночью, и такое ощущение, что тебе глаза выкололи, ничего не видно. Знаки грязные, разметки не видно, впереди – черная дыра. В Европе моют знаки, чистят улицы, летом косят траву, сломанные деревья на месте измельчаются специальной техникой. Там даже туннели моют. В России никому ничего не надо. Бурьян в рост человека, столько заброшенной земли. Посадки – сплошной валежник. В Псковской области нет газа. И это в стране, торгующей голубым топливом.

Я поймал себя на мысли о том, что даже в самом заурядном российском сериале полицейский ездит на крутой машине, герои живут в шикарных квартирах. Все у них прекрасно. Наверное, жители Донбасса по сериалам судят о российском образе жизни, а в самой России ни разу не были. Поверили в сказку.

Я в Украину из Литвы ехал через Польшу. Через Беларусь не захотел. Там такие досмотры! Так шмонают машины! Неплохая страна вроде бы, но я там пробыл два дня (груз перевозил) и устал морально. Я попал в СССР. На таможне помещение, которое последний раз ремонтировалось, наверное, в семидесятом году. Все в этом стиле, даже картинки на стенах. Это так давит! Я устал там находиться. Надо было мне штамп в документах поставить, сказали, что не положено. Точно как в прошлом.

В дороге всякое случается. Тент резали. Ничего не украли, но машину испортили. В России сейчас всплеск бандитизма. Там амнистия была, куча уголовников на свободе. Чем им заниматься? Раньше так было: если в Подмосковье остановишься, обязательно к тебе приедут «попросить» денег. Теперь это снова вернулось. А за Уралом это и не прекращалось. Одной бригаде даешь деньги, они тебе визитку, и дальше по дороге уже никто не трогает.

Ребята рассказывали, что на выезде в Казахстан бандюки деньги требовали. Один не захотел платить, так ему ломом пробили радиаторы, двигатель пробили. Остался в поле стоять.

Разные люди встречаются. Я переходил таможню из Польши на Беларусь, разговорился с белорусом, машина у которого с российскими номерами. Он рассказал, что с недавних пор стал возить с собой свидетельство о рождении тещи, которая украинка. Объяснил почему: заезжает на территорию Западной Украины, едет через село, там хоронят парня, погибшего в АТО, а у него машина с московскими номерами…

Я в Питере не мог найти нужный адрес и поехал под знаки. Остановили полицейские, хотели выписать штраф. Потом с кем-то связались по рации и говорят: «Ничего не надо платить. Сказали, что, если ты не из “Правого сектора”, можешь проезжать». Посмеялись. А в Москве такое не проходит. Виноват – не виноват, остановили – плати. В Европе никто тебя не трогает, если не нарушаешь.

У меня в кабине висит желто-голубой вымпелок. Я его в Польше купил. Нигде его не снимаю, даже в России. Однажды российский таможенник, взвешивая мою машину, сказал: «Что, от войны в Литву сбежал?» Я ответил: «Как только придет повестка, моя машина у тебя на весах заржавеет. Я ее тут оставлю и пойду воевать». Закрылся сразу. А девушка на паспортном контроле спросила как-то: «В Майдане участвовали?» Я говорю: «А что, фотография у меня перекосилась? Что не так?»

Я им объясняю: недовольными у нас оказались два региона: Донбасс и Крым. Остальные выбрали президента, настроены на Европу. Это же большинство, оно не может быть неправым. Не надо быть политиком, аналитиком, экспертом, чтобы прийти к такому выводу. Они не могут. Они считают, что, если украинец – значит, фашист. Они даже не могут объяснить, чем им насолили бандеровцы.

Не знаю, куда отправлюсь после отпуска. Может, по тому же маршруту. Есть возможность даже в Англию поехать, но мне бы не хотелось. Говорят, что там нелегалы залазят в машины, а штрафуют водителей. Но будет видно. Пока я наслаждаюсь пребыванием в родном городе, в кругу семьи и друзей…

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Добавить комментарий