Снова «Золотой мост»: неудобно, опасно и не из того?

Место для уже начавшегося строительства пешеходного моста через Ингул в Кировограде может оказаться выбранным очень неудачно — конструкции собственно моста и набережной здесь могут со временем дать неравномерную осадку. Такое мнение высказано в одном из обращений и писем читателей «УЦ», продолжающих поступать в адрес редакции в качестве резонанса на наши публикации об этом строительстве.


Более того, некто, подписавшийся, цитируем, как «Н.Твердоступ, инж. стр. констр. бывш. раб. ПО «Пишмаш», г. Кировоград», утверждает, что чиновники горсовета, выступившие за последнее время в ряде СМИ по этому поводу, в своих комментариях допустили некоторые неточности фактического и нормативного плана. Ниже — эти и еще два высказанных мнения в развернутом изложении.

Исторический аспект

Мост в этом месте будет не слишком удобным для горожан, считает «И. Иванов, пенсионер, коренной житель Кировограда». В качестве аргументации он приводит достаточно пространный исторический экскурс, который мы процитируем полностью, с минимальными стилистическими правками:

«Пешеходный мост, по которому можно было перейти Ингул с Нижней Быковской, и пройти к центру города по улице Калинина, назывался «Миргородская кладка», был построен в 50-х годах и демонтирован в 80-х годах прошлого века в связи со строительством набережной. А вовсе не потому, что он «развалился», как утверждает Марковский (Иван Марковский, — и.о. городского головы Кировограда). На месте, где сейчас намечается строительство, по улице Каховской, моста никогда не было. Данная улица упиралась в правобережное плато, на котором иногда устраивались городские ярмарки. Здесь р. Ингул делала поворот к улице Винниченко. Обводной канал был прорыт земснарядом позднее, в 80-х годах, во время строительства набережной. Гораздо удобнее жителям массивов в районе поликлиники №1 и Горсанстанции было бы пройти по улице Тобилевича, переулку Сибирскому, по мосту с выходом прямо на улицу Калинина».

Заложенная аварийность?

Другой респондент, подписавшийся «Н.Терещенко, инженер, строитель», и вовсе полагает, что постройка моста на новом месте может привести не только к неудобствам, но и к уязвимости конструкции, а значит — и опасности для тех, кто будет им пользоваться.

«Размещение моста, на мой взгляд, выбрано неудачно с точки зрения конструктивного решения, — утверждает инженер. — Опоры моста на левом берегу реки будут располагаться непосредственно на железобетонных конструкциях шпунтового ряда подпорной стенки набережной. Контрольный отказ, полученный при забивке железобетонного шпунтового ряда, сегодня вряд ли известен (забивка производилась в 80-х годах прошлого столетия). Свая получила «отдых», и при статической нагрузке может давать осадку. Кроме того, участок шпунтового ряда в этих местах омывается 2-мя потоками: русла реки и обводного канала. В данной ситуации возможна неравномерная осадка опоры возводимого моста и существующих конструкций набережной, а это потребует дополнительных расходов из бюджета. Создается впечатление, что конструкция моста и размещение его совершенно в другом месте предусмотрено так, чтобы потом появились именно те «щели», на которые указывает автор (в нашей статье упоминались «щели», в которые могут ускользать в небытие бюджетные деньги, к примеру, в ходе проведения строительных или ремонтных работ. — Авт.). «Старый» мост опирался одной опорой на скалу, а другой — на плотное левобережное плато, его устройство и конструкция были гораздо проще именно в том месте, где он был, т.е. с выходом из пер. Сибирского».

Кто строит, как варит…

Отметим сразу — многие из использованных в приведенных цитатах слов и выражений, как то «шпунтовой ряд» или «контрольный отказ», автору этих строк непонятны абсолютно. Гуманитарии мы. Но они наверняка что-то говорят, например, Сергею Ткаченко из «Кировоградского экспертно-технического центра госгорпромнадзора Украины», с которым мы беседовали на прошлой неделе как раз по поводу моста. Напомним, именно к этому госпредприятию обычно обращаются за экспертизой правоохранители по делам, связанным со строительством.

Впрочем, это практически не касается следующего фрагмента, подписанного уже упоминавшимся Н. Твердоступом:

«Совершенно не согласен с начальником УКСа в том, что варить и монтировать металлоконструкции можно зимой. А как же гололед, снег, туман? Монтажные работы, согласно правилам техники безопасности, при таких условиях запрещаются. При отрицательных температурах на поверхности металла появляется изморозь, роса, коррозия, что при сварке приводит к появлению окалин, непровару и т.д., а это снижает прочность сварных швов, что недопустимо, потому что конструкция ответственная.

Что касается «специализированных» организаций, которые «только они» могут строить, то тут можно также не согласиться. Такие мосты, которые в конструктивном отношении являются более сложными как пешеходный мост в сквере по Пашутина, пешеходный мост с Винниченко в парк Пушкина, пешеходный мост по Киевской (на пляж), пешеходный мост между Обозновкой и Катериновкой, во время «застоя» были построены хозрасчетными РСУ промышленных предприятий Кировограда: «Профинтерн» (Таратуты), «Красная звезда», «Пишмаш», КЧЛЗ, завод Дозавтоматов, без всяких «лицензий» и «легированных» сталей. Сегодня в Кировограде существует не 2 предприятия, о которых упоминает автор, а десятки, которые могут изготовить и возвести данное сооружение. Кроме того, на сегодняшний день, согласно письму минрегионбуда от 14.07.2014 г. № 7/17-804, лицензированию подлежит строительство объектов только IV и V категории сложности, а данный объект по своим технико-экономическим показателям не является таковым».

Вокруг стали

Еще один комментарий с признаками возможной экспертности поступил от «В.Гришина, инженера сталелитейного производства». Что очень кстати, потому что как раз вокруг использования некой особой стали, которую пришлось закупать не где-нибудь, а в России, споры в городе уже разгорелись нешуточные. Цитируем полностью:

«Вызывают недоумение дебаты вокруг стали. Определения «легированная сталь» не существует. Для строительства применяется углеродистая сталь, которая подразделяется на 4 группы:

— углеродистая, легирующие элементы не вводятся

— низколегированные лег. эл. — до 2.5%

— среднелегированные лег. эл. — до 10 %

— высоколегированные лег. эл. св. — 10 %.

В строительных металлоконструкциях в основном применяется углеродистая сталь, низколегируемая и другие стали применяются крайне редко. Согласно нормативным документам, ГОСТов, для строительства поставляются углеродистые стали повышенного качества марок Ст.З. «Мост» и М16С. Эти стали, являющиеся сталями марки С38/23 с расчетным сопротивлением 2100 кг/см, рекомендуются именно для строительства мостов. Применение стали с большим расчетным сопротивлением нецелесообразно. Вообще, выбор проектных решений производится на основании технико-экономического сравнения вариантов.

Поэтому непонятно, если речь шла о легирующих добавках, то какого процента? Указанная неопределенность позволяет манипулировать стоимостью и образовывать «щели». А предлагать покупать сталь у агрессора, оккупировавшего нашу территорию, в то время когда кировоградский батальон сражается в зоне АТО на востоке и терпит потери, это аморально и граничит с преступлением, которое, на мой взгляд, должно быть расследовано. Кому выгодно поставки стали из России?»

В заключение отметим: мнение редакции может не совпадать с мнениями, высказанными в данной статье. Но мы более чем уверены, что профильные специалисты из всевозможных служб и ведомств, в которых ведется мониторинг местной прессы, без труда разберутся, есть ли почва под высказанными респондентами «УЦ» опасениями и допущениями, и следует ли производить по этому поводу какие-либо действия. В общем, ничего личного…

Андрей Трубачев, фото Павла Волошина, «УЦ».

Снова «Золотой мост»: неудобно, опасно и не из того?: 34 комментария

  1. О б-г ты мой!!! В статье столько ляпов, что у меня аж разбегаются руки, с чего начать. Доберусь домой, обязательно все напишу, а может даже нарисую.

    А пока анекдот.

    — Вот вы хотите Рабиновича выбрать ребе, а, между прочим, у него дочь — проститутка! Нехорошо как–то!
    Евреи (хором):
    — Нехорошо!
    Встаёт Рабинович:
    — Ну как же так! Вы же все меня знаете с самого детства! Я всю жизнь прожил в общине! И у меня три сына и никогда не было дочери!
    Евреи (хором):
    — Действительно, как же так?!
    Ицхак (пожимая плечами):
    — Я своё мнение высказал, а вы решайте…

  2. Итак. Пункт 1. Неудобно. Высказано предположение, что удобнее было бы по ул. Калинина. Я, например, тоже так думаю. Но наверное нужно сравнить варианты. Как минимум по ширине русла реки и по геологическим условиям. В статье нет даже попытки этого сделать.
    Кроме того, информация о проектировании и строительстве моста не была засекреченной. Поднимать вопрос о том, что мост «не в том месте» после того, как залита первая опора, как минимум поздно.

  3. Пункт 2. Заложенная аварийность. Не знаю, насколько нужно быть оторванным от реальности, чтоб предположить, что проектировщики специально «предусмотрели» в своем проекте аварийность.

  4. Пункт 3. Сварочные работы в условиях крайнего севера. Вообще-то почти для всех видов строительных работ есть технологии для выполнения их зимой. Можно не быть специалистом, и хотя бы включить логику. Как-то же строят объекты на севере, в вечной мерзлоте или еще б-г знает где. В Компанеевке например целый свинокомплекс построили зимой. И ниче, справились.
    Но с мостом все даже проще. Дело в том, что металлическую ферму изготавливают на заводе, там где есть все условия для этого. Так как ферма длинная, ее делают из двух частей, которые привозят на стройплощадку и соединяют болтовыми соединениями.
    Какие-то сварочные работы непосредственно на стройплощадке наверное будут, но во-первых, они не будут относится к несущим конструкциям, во-вторых, их не будет так много, чтоб ждать лета.

  5. Пункт 4. Сталь. Если не искать сложных путей, можно скачать ДБН В.2.3-26:2010 «Мости і труби. Сталеві конструкції. Правила проектування», де українською по-білому написано:
    5.1 Для несних та допоміжних конструкцій мостів слід використовувати матеріали на напівфабрикати, наведені в додатку Г.
    Кто найдет в таблице Г.1 «Листовий та фасонний прокат для несних елементів мостів» сталь марки Ст3 — тому печенька. Для поисков можно привлекать экспертов.

  6. Пункт 5. Политическо-патриотический. Ну так давайте в России перестанем покупать газ и топливо для АЭС, чего уж там? И почему президенту Украины конферную фабрику в Липецке можно: http://www.google.com.ua/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Firecommend.ru.q5.r-99.com%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fimagecache%2Fcopyright%2Fuser-images%2F46074%2Fdscn0144.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Firecommend.ru%2Fcontent%2Froshen-iz-lipetska&h=600&w=535&tbnid=M5LZOsKqnci0yM%3A&zoom=1&docid=HWRVFh8zf_8pvM&itg=1&ei=dft-VK_2IOSnygPL0YGQDA&tbm=isch&ved=0CEAQMygeMB4&iact=rc&uact=3&dur=1058&page=2&start=21&ndsp=24
    , а в Кировограде сталь для мостов из России нельзя?

  7. К сожалению, картинка за 2012 год. Поновее ничего нет?

  8. Вот честно, есть поновее, но не нашел. Если найду, что вы мне скажете?

  9. Логика «почему ему можно, а мне нельзя» очень хороша для капризов в детском саду. Тем более, что фабрика была еще ДО, а сталь из России — ПОСЛЕ. Это примерно то же, что задаться вопросом «А чем Порошенко лучше Януковича — ведь такой же олигарх и миллионер?» не принимая во внимание, когда именно образовались исследуемые миллионы да и вообще ничего кроме кошельков «подзащитных», не принимая во внимание.

    В общем, если действительно нужно особое количество средней стали или умеренное количество особой стали именно из России — ну куда же деваться… Но для пешеходного моста через наш не слишком полноводный

  10. Ингул скорее будет достаточно умеренное количество средней стали, которую можно найти и где-то поближе.

  11. Ну я правда не понимаю. Фабрика Рошен в Липецке создает рабочие места и платит налоги — это нормально. Покупать в России энергоресурсы — это нормально. А сталь для моста в Кировограде — это граничит с преступлением. Я же никого не обвиняю. Если мне кто-то объяснит, почему так, я соглашусь.

  12. По поводу стали. Дело не в том, где и какую покупать, я например в этом ничего почти не понимаю.
    Дело в том, что было высказано довольно много громких предположений и обвинений, основанных на мнениях экспертов. Но, как оказалось, эксперты даже не открывали ДБН. Это как-то… неправильно, что ли.

  13. Внесу и свои 5 копеек 🙂 А нахрен вообще мост из стали строить ? Как по мне , лучше каменного нет, да и материал свой , местный и красивей может быть получится. Представляете, гранитная кладка через мелкий Ингул, это так круто, да и креативно !!!

  14. Каменные мосты уже наверное лет 100 не строят.

  15. Ну и зря, вон при царях арку на колхозной построили, до сих пор стоит …

  16. так много слов где строить и из чего строить а зачем строить никто не говорит. Кто нить считал целесообразность этого моста. Да хоть из дерева постройте, но если трафик будет полтора чела в сутки, кому нужен этот мост.

  17. Я закончил 4-ю школу, хорошо помню старый мостик, сотни раз ходил по нему к друзьям на Чечору. Могу рассказать о трафике. Могу порассуждать о технических достоиствах и недостатках проекта. НО! Для меня главный вопрос состоит в целесообразности строительства мостика в данный конкретный момент. Война, зима… Проблем у города сотни. Не на что потратить? Мостик самое важное?

    Будь моя воля, я бы потратил эти деньги на прачечную в детской областной больнице. Кто видел фото, тот меня поймет.

  18. +1 тоже не считаю первостепенной задачей
    но наверное как то бы перетерпел такую приоритетность, если бы чувствовал хоть какую то необходимость данного мостика. На мой взгляд — полный бесполезняк.
    То что Вы, Редактор, давным давно там ходили и не раз, ничего не говорит. Я раньше любил через заборы лазить :))))))) теперь не лажу и не потому что заборов нет 😉

  19. О трафике. Раньше в школе классы по 40 с гаком были и в две смены сейчас по 25 и в одну да зачастую и классы не все собственно под учебный процесс задействованы. Так что трафик процентов 30 от «совкового». А ходить оно полезно будет, а то все за теликом или компом.

  20. Не застал — по 40 с гаком. Да и я говорил не о «взагали», а о трафике с Чечоры. Там даже в годы моего школьного детства было не так много детей. В нашем классе было, по-моему, всего четверо.

  21. А я не «взагали», а о статистике. Демографический кризис затронул все р-оны и Чечору, и Черемушки, и… одинаково. так что 4 делите на 3 и наверняка не ошибетесь.

  22. Вид на недостроенный дворец пионеров впечатляет,с начатого строительства моста,который ожидает та же участь.Но если даже попытаются строить,не в стали дело,её же не будут сюда привозить листами и делать конструкции в маркете имени таратуты.

  23. Готов поспорить на бутылку шампанского, что до конца января достроят.

  24. Тю, до меня только на второй день дошло!
    Берлин, вы шо, не знали, что у Порошенко действующая фабрика в Липецке?

  25. Это вы так тонко намекаете, что по сути вопроса вам сказать нечего?

  26. А мне всё не даёт покоя дворец пионеров,как ядерный реактор стоит,достроили бы,может другое поколение выросло.

  27. Леонидович,ну о каком здравомыслии власти,в даном случае местной,можно говорить…Люди привыкли красть.Зимой и летом,во времена ещё Союза и при всех 4-х ,наших якобы,президентах.Поэтому красиво это,или нет но, к сожалению мусорные баки марковским подходят по всем статьям морального кодекса гражданина Кировограда.Который,кстати,пора и написать.

  28. Як на мене, то міст там потрібен.
    З Тобілевича вже неможливо його прокласти, як раніше, все забудовано.
    Враження таке, що ну дуже вже охота Марковського дістати.
    Особливо наполегливим опонентам рекомендую прогулятися зараз, або ж дощового дня по Пушкіна. А тротуар там дещо символічний. А транспорт справжній.
    І багато того транспорту.

  29. Моральный кодекс в обществе капитала? Это что, серьезно?

  30. Мост может и нужен,но это вопрос времени и денег,а вот детская больница:сейчас!Немедленно!Получается интересно:каждый новоиспеченный гл.ОГА,считает необходимым нанести визит в этот ад,но сделать что-нибудь никто из этих «слуг народа» не сподобился.Причина,считаю,в наплевательском отношении к детям.Пора перед администрацией ставить виселицу,а то уже в некоторых городах(!) региона вывешиваются флаги ДНР\ЛНР.И что поразительно:все знают кто эти придурки,в том числе подозреваю и губернатор-и ничего!

  31. Це все словоблуддя.
    А бюджет обласний для обласних установ, міський для міста.

Добавить комментарий