Самая высокая награда — быть, как все

Александру Редозубову — 60!


Знакомый врач, услышав о том, что в Кировограде тренер по гимнастике занимается с детьми с синдромом Дауна, очень удивился: «Как?! Таким детям гимнастика противопоказана! Синдром Дауна — это букет нарушений. Пороки сердца, проблемы с позвоночником. Я уже молчу о зрении. Из них только половина доживает до 30 лет». Оказалось, что «солнечные дети» могут не только заниматься гимнастикой, но и выигрывать в соревнованиях. Правда, с одним условием: в основе тренировок должен быть не спортивный результат, а стремление развивать и укреплять организм ребенка, помогая ему осваивать простые для нас, но сложные для особенных детей упражнения, такие, как «ласточка» или кувырок вперед. Этот уникальный тренер — Александр Аркадьевич Редозубов. И он — возможно,  единственный в Украине, кто решился тренировать детей с синдромом Дауна.

— С одной стороны, я понимаю логику медиков, - говорит он. — Похожая проблема была в моей семье. Моя дочь родилась с патологией зрения, и ей в детстве делали операцию на глазах. После лечения врачи настаивали: никаких физических нагрузок. А я спросил: «Но ведь умеренные нагрузки для развития и укрепления организма полезны?» И врачи отвечали, что в целом да. Сейчас моя дочь — кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Да, она никогда не поедет на Олимпиаду, потому что ей нельзя работать на пределе физических возможностей. Но заниматься ради удовольствия нужно. О детях с синдромом Дауна можно сказать то же самое. Тренировать такого ребенка на результат недопустимо, и тут медики правы. А научить его управлять своим телом — это только во благо.

Основное место работы Александра Редозубова — кировоградская «летка», КЛА НАУ. Там он возглавляет кафедру физической и психофизиологической подготовки — учит будущих летчиков и спасателей тому, как правильно действовать в экстремальных и необычных ситуациях. Кроме этого, он является штатным тренером кировоградского «Инваспорта».

— Мое знакомство с миром особенных людей началось давно, около 30 лет назад. Как раз открылась кафедра физической и психофизиологической подготовки в летной академии, я там преподавал. Кроме этого я — мастер спорта по гимнастике. И однажды мой друг зазвал меня поработать инструктором по физвоспитанию в общество слепых. Там я проработал 8 лет. Но после того, как СССР исчез, общество стало испытывать серьезные финансовые проблемы, и мне пришлось оттуда уйти. Но практически сразу я стал работать в новой тогда структуре — «Инваспорте». Проводил занятия по гимнастике, но через некоторое время «Инваспорт» перестал финансировать гимнастику, потому что в этот вид спорта направляли прежде всего людей с нарушениями интеллекта. А они не «вытягивали» планку требований. Паралимпиада, как и традиционные Олимпийские игры, — это работа на пределе возможностей организма и нацеленность на результат. Но я продолжаю активно работать в «Инваспорте» как тренер по настольному теннису.

По словам Александра Аркадьевича, поначалу многие пытались тренировать детей с нарушениями интеллекта, но бросили. Он объясняет это тем, что отойти от царящей в мире спорта нацеленности на результат для тренера очень трудно. Сам Александр первое время тоже пытался реализовать этот подход, работая со своими первыми воспитанниками.

— Я прошелся по специализированным школам, которых тогда в городе было две, и набрал группу из детей. В основном это были педагогически запущенные дети, и для них программа оказалась слишком легкой. Тогда мне посоветовали попробовать позаниматься с «тяжелыми» детьми, так как для них это важнее и полезнее. И я до сих пор с ними работаю на общественных началах.

Занятия проходят раз в неделю в гимнастическом зале спортшколы № 1. Тренироваться чаще возможности нет, поскольку зал и без того загружен. Однако Александр Аркадьевич видит в этом свои плюсы, так как особенные дети тренируются вместе с обычными.

— Это благотворно и для тех, и для других. Поначалу они смотрели друг на друга с удивлением, но через некоторое время привыкли. Теперь обычные дети совершенно нормально относятся к моим воспитанникам, воспринимают их как равных. И мои дети тоже освоились, они перестали стесняться, комплексовать по поводу того, что у них могут не получаться самые простые вещи. У ребенка с синдромом Дауна может очень много времени уйти на то, чтобы, например, пройти по бревну. Но видели бы вы, как они радуются, когда им удается сделать упражнение! Ведь для них то, что нам кажется простым, - акт преодоления себя, своего страха, сопротивления тела. Научиться держать равновесие, стоять на одной ноге, делать кувырок — вроде бы просто, но нужно учитывать, что координация движений у детей с синдромом Дауна слабее, они хуже владеют своим телом. У меня они учатся контролю своего тела, а это подстегивает развитие интеллекта. А еще ребенок искренне радуется своим успехам, потому что благодаря им он чувствует, что он такой же, как и все. Это чувство для него является самой большой наградой. И для меня тоже…

Виктория Барбанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 46

Добавить комментарий