Аджамка-Лондон: подсолнухи vs балет

Выставка состоялась! Как вы помните, запланированная на июль выставка картин нашего любимого художника Анатолия Шаповалова в Лондоне была перенесена: таможня не дала добро на пропуск картин — долго с чем-то разбирались. Художник тогда все-таки поехал в столицу Великобритании, но его картины пришли в галерею много позже. И вот это произошло — лондонская богема созерцала полотна и восхищалась нашим Мастером.


Мы пообщались с Анатолием Шаповаловым и его сыном Денисом по приезде их из Лондона. Спасибо им — они щедро поделились впечатлениями.

Изначально планировалось представить в лондонской галерее 16 работ на тему балета. Анатолий Гаврилович предложил дилеру Ирине разбавить балет тем, что ему близко, дорого, то есть — натюрмортами. Согласилась. Четыре такие работы Шаповаловы везли через границу в рулонах, с подрамниками, и таможня дала добро (документы прилагались).

Благодаря натюрмортам выставка заиграла. Включите воображение и представьте: балет, балет, балет — натюрморт — балет, балет, балет… Это были настолько яркие вкрапления в экспозицию, что за два дня выставки было куплено три работы Шаповалова: одна из них — «неанонсированный» натюрморт, еще две — балет, в том числе «балет с витрины». Эта картина была на пригласительных, на афише, мы ее представляли в качестве иллюстрации к предстоящей выставке. И она была оценена. Оценка полотна для художника — спрос на нее.

Гости спрашивали Шаповалова: откуда такое увлечение балетом? Пытался отшучиваться: приехал из села в большой город, увидел, был поражен, увлекся… Но мы знаем, что Анатолий Гаврилович, учась в Одессе, ходил на балет, в балетную школу, фотографировал, делал этюды. И созданные полотна — воспроизведение воспоминаний. Английский зритель воспринял его полотна как живопись с натуры. Они знают (и мы тоже) , каких трудов стоит написать сюжетную картину. На тему балета — тем более.

«Тема балета — рыночная, - признался Денис Шаповалов. — Отец, наверное, с бОльшим удовольствием выставил бы в галерее картину, изображающую бабу, чистящую буряки. Но на Западе коммерция — первично, творчество — вторично».

На открытие выставки пришло много русскоговорящих — в прошлом граждане Украины, России, Беларуси, Казахстана и других республик-стран. О политике не говорили. Восхищались творчеством нашего художника, желали успехов и хотели видеть вновь и вновь.

Анатолий Шаповалов до этого был участником многих зарубежных выставок, его работы — лоты на популярных мировых аукционах. Персональная за рубежом — впервые. И он удивил и обаял европейцев. Не только работы поразили посетителей галереи, но и автор. Его искренность была оценена и там (мы-то знаем, насколько Шаповалов открыт и приветлив).

Шаповаловы вернулись и уже строят планы. Хочется, чтобы в Европе увидели всего Анатолия Гавриловича, всю палитру его возможностей. Это должна быть выставка его возможностей, на которую обязательно придут люди. Кисть Шаповалова знают за рубежом и теперь придут на его имя. В следующий раз он покажет не «рыночные» полотна, а то, что он любит писать: пейзажи и натюрморты, наши, украинские. И, как ни странно, их в Европе понимают и любят. Как бы громко и пафосно это ни звучало, Анатолий Гаврилович, вы — голубь мира, связующая нить между странами и мирами. На вас надежда…

P. S. Перед поездкой в Лондон у Анатолия Шаповалова была выставка в Одессе. В книге отзывов, в частности, было написано: «Вы не заслуженный? И не надо! Надо сразу народного!»… Кропивничане, что молчим?

Опубликовано Рубрики 46

Добавить комментарий