Мы такие разные…

Что может примирить украинцев?

Все мы понимаем, что эта война когда-то закончится, как заканчиваются все войны, Украина восстановит свои границы, и нам придется как-то жить вместе. Возможно ли это в условиях взаимной ненависти и нетерпимости? Вряд ли. Нам, украинцам, неизбежно нужно искать что-то общее, что объединит жителей Галичины и Донбасса, Закарпатья и Причерноморья.

30 июня Международный центр перспективных исследований презентовал в Кировограде проект «Национальный диалог», который реализуется по заказу правительства Нидерландов. На первом этапе проекта социологи искали те точки, которые разъединяют украинцев, и те, которые могут потенциально объединить всех нас. Представленные результаты исследования оптимизма, честно говоря, не добавляют. Мы очень и очень разные, точки соприкосновения можно пересчитать по пальцам одной руки.

Кировоград – зеркало Украины

Наша область по-своему уникальна. Представляя нам результаты исследования, координатор проекта «Национальный диалог» Елена Захарова обратила внимание на то, что результаты по центральному региону (Черкасская, Кировоградская и Полтавская области) практически всегда совпадают с результатами по Украине плюс-минус 2–3%.

– Илько Кучерив, к сожалению, уже покойный (один из основателей Народного руха Украины, директор фонда «Демократические инициативы». – Авт.), – объясняет Елена, – всегда говорил, что, если вы хотите узнать, что думают жители Украины по какому-то вопросу, но не имеете средств на масштабное исследование, проведите опрос в Кировоградской области.

Но такой центризм не делает нас толерантными. Если на Донбассе создание УПА 70% населения оценивают негативно, на Галичине 92,2% – позитивно, то у нас 45% – позитивно и 20% – негативно. Нейтральный ответ выбрали только 21,7%. И так практически со всеми спорными вопросами: мы резко «за» и резко «против». Толерантность и терпимость демонстрируют скорее жители Закарпатской и Черновецкой областей.

Социологи традиционно делят Украину не на области, а на регионы, в которых мнение людей по какому-то вопросу чаще всего совпадает: Волынь (Волынская и Ровенская), Галичина (Ивано-Франковская, Тернопольская и Львовская), южный запад (Закарпатская и Черновецкая), Подолье (Винницкая, Хмельницкая), Полесье (Житомирская, Киевская, Сумская), центр, Слобожанщина (Харьковская область), Нижнее Приднепровье (Днепропетровская и Запорожская), Причерноморье (Николаевская, Одесская. Херсонская), Донбасс (сегодня это только Донецкая область – опросы проводили на освобожденных территориях) и г. Киев. Признаться, сравнение социологических таблиц – не самое увлекательной занятие, но иногда из них можно узнать совершенно поразительные вещи!

Что мы знаем друг о друге?

Совсем небольшой блок вопросов касался того, что мы думаем друг о друге: «Каким вы видите жителя Донбасса?», «Каким вы видите обычного жителя Галичины?» Жители Донбасса считают себя (и, им, возможно, виднее) патриотичными (34,5%), умными и образованными (27,8), готовыми помочь (34%) и с сильными семейными ценностями (23,3%). А вся Украина видит их склонными к отсоединению от Украины (34,7%) и агрессивными (16,3). На Галичине же еще 17,2% считают их склонными к преступлениям и 16% – бескультурными. Себя же жители Галичины считают патриотичными (65,2), религиозными (50,5) и культурными (36,2). И тут жители Донбасса согласны: галичане, по их мнению, религиозны (45,5), имеют сильные семейные ценности (26,8), патриотичны (17,2), однако агрессивны (16,8%).

Рассказывая об этом блоке, Елена Захарова отметила, что это отношение к жителям Донбасса мы, к счастью, не переносим на переселенцев. Их 45,1% украинцев считает людьми, которые по независящим от них причинам потеряли все, и 23% – обычными гражданами Украины, которые нуждаются в нашей помощи. Но почему жителей Донбасса, которые остались дома или вернулись туда сегодня, мы считаем потенциальными преступниками?

Ответ на этот вопрос – в следующем блоке. 17,6% взрослых украинцев никогда (!) не выезжали за пределы своего села или города, еще 13,7% путешествовали в пределах области, 21% – был в соседних областях. Меньше половины украинцев (46,8%) вообще когда-то были в других регионах страны! И то, предположу, что эти регионы в большинстве случаев – Крым и Причерноморье. Мы все находимся в плену неизвестно откуда взявшихся стереотипов. Ну что могут знать о дончанах жители Галичины, 66,5% из которых никогда не были за пределами своего региона? Кстати, жители центра гораздо более мобильны (это тот случай, когда данные по Кировограду совсем не совпадают с данными по Украине), – больше 60% посещали разные регионы.

Языковой вопрос

Сегодня, наверное, уже никто не будет отрицать, что языковой вопрос – это одна из болевых точек Украины. И если у нас этот вопрос, как отметила на круглом столе заместитель губернатора Вита Атаманчук скорее надуманный (большинство жителей Центральной Украины прекрасно владеют двумя языками и даже не замечают, на каком языке к ним обращаются), то для многих украинцев он является камнем преткновения. 60,8% жителей Донбасса общаются в быту только на русском языке, 35% – преимущественно на русском, но иногда на украинском. 74,3% жителей Донбасса считают, что русскому языку нужно придать статус второго государственного. 93,2% галичан в быту говорят только на украинском, всего 0,5% из них считают, что русский язык должен стать вторым государственным.

– Это важный момент, – говорит Елена Захарова. – Мы должны понимать, что русский язык, русская культура – часть их идентификации. Отказываясь от русского языка, мы отвергаем Донбасс на государственном уровне. Вот один из возможных выходов из тупиковой ситуации. Есть английский английский, американский английский, канадский английский и т. п. У нас может быть украинский русский: филологи должны прописать все отличия в лексике и орфоэпии (а они есть, помните эту историю, когда по слову «поребрик» поняли, что это не русскоязычные жители Донбасса, а люди из другой страны?) и закрепить понятие «украинский русский».

В «языковом» блоке опроса есть еще один важный момент, на который обратили внимание в Международном центре перспективных исследований. Несмотря на то, что 14,2% украинцев общаются в быту только по-русски, 25,2 – в основном по-русски, вторым государственным языком русский видят только 32% украинцев. То есть далеко не все русскоязычные украинцы хотят, чтобы русский стал государственным. Некоторым достаточно сохранить его для себя, для семьи, для общения с друзьями.

И значит,  нам нужна одна победа!

Украинцы, где бы они ни жили – в Галичине или на Донбассе – не знают своей истории, – печально констатировала координатор проекта «Национальный диалог». Но есть один вопрос, в котором мы все единодушны. 82,8% украинцев положительно оценивают победу СССР в войне 1941–1945 года против Третьего рейха. Как объяснила Елена Захарова, вопрос сформулировали так, чтобы избежать формулировок «Великая Отечественная» и «Вторая мировая», которые сами по себе разделяют общество. Однако столкнулись с другой проблемой – 2,8% опрошенных выбрали ответ «Ничего об этом не знаю».

Повторимся: победа 1945 года – единственное историческое событие, в оценке которого все жители Украины настолько единодушны! Распад СССР позитивно оценивают, например, только 54,8% украинцев, оранжевую революцию – 47,4, Майдан 2013–2014–56,9%, подписание соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС – 58,3%.

С героями нации, которые могли бы объединить нас всех, еще хуже. За всю историю Украины не нашлось ни одного человека, деятельность которого позитивно оценивали бы хотя бы половина украинцев (в опроснике предлагалось выбрать три варианта из двадцати). Ближе всех к этому Ярослав Муд­рый (32%), Богдан Хмельницкий (30,4) и князь Владимир Великий (29,6). Из современных исторических деятелей наивысшую оценку получил Петр Порошенко – 10,9%.

С негативом проще. Ненависть объединяет. 56,4% украинцев самой негативной фигурой в истории считают Януковича (на Донбассе таких, кстати, 24,6%). Янукович с большим отрывом обогнал даже Сталина – Иосифа Виссарионовича считают антигероем всего 39% украинцев.

А вот в оценке ситуации в Украине мы все единодушны. Мы уверены, что первоочередное задание правительства – прекратить войну (67,2%), считаем Крым аннексированной территорией (68,7%), а Донбасс должен остаться в составе Украины (72,5%). На самом Донбассе так считают меньше половины населения – 48,8%.

А вот с евроинтеграцией все не так однозначно. Ровно 50% украинцев считают, что Украина должна двигаться в сторону вступления в ЕС, на Донбассе таких всего 17%, в Галичине – 84%, в центре Украины – 51%.

Остановите маятник!

Руководитель института социокультурного менеджмента (который выступил региональным партнером международного центра перспективных исследований) Лев Абрамов на круглом столе рассказал, что в 2012–2013 годах в качестве эксперта принимал участие в программе примирения, которая реализуется сегодня в Молдове и Приднестровье. Через двадцать лет после войны, когда уже выросло целое поколение, в Молдове и Приднестровье очень аккуратно проводят программы, направленные на примирение. Суть большинства из них, по словам Льва Абрамова, в каких-то общих культурных и образовательных проектах. В рамках этих проектов – табу на любые спорные темы, к участию в них не допускаются те, кто участвовал в военных действиях, – этих людей примирить невозможно.

– Я был экспертом проекта, в котором дети Молдовы и Приднестровья делали вместе социальные мультфильмы, – говорит он. – На нашем локальном уровне результат был в том, что дети подружились, поняли, что они не враги, что их многое объединяет. Это один маленький шаг, чтобы новое поколение, те, кто родился уже после войны, не считали друг друга врагами.

Елена Захарова уверена, что у украинцев еще есть шанс на примирение:

– 23 года независимости никто не искал точек соприкосновения, хотя мы всегда знали, что наша страна гетерогенная, состоит из разных регионов, жители которых имеют разную идентичность, историческую память, но каких-то потуг на объединение, создание некой общности не проводилось. Наоборот, политики использовали эти отличия, раскачивали этот маятник перед каждыми выборами, чтобы получить поддержку избирателей в конкретном регионе.

Думаю, возможность объединения у нас еще есть. Если мы хотим мира, надо начинать думать о том, как мы будем жить, когда закончится конфликт. У нас очень часто происходит так, что мы начинаем что-то делать, не зная, как оно будет воплощаться дальше. Люди вышли на Майдан отстаивать свое право, произошла смена власти, и гражданское общество не понимает, что делать дальше.

Мы хотим подготовить план дальнейших действий, мы сейчас начинаем говорить о постконфликтном времени, о примирении, о том, как мы будем строить общество уже после войны.

Сегодня нам нужно работать над построением политической нации. Не этнической – это уже невозможно, это пройденный этап, и эта битва проиграна, этнической нации в Украине нет. Мы не будем говорить, кто в этом виноват, что было не так. Сегодня нужно строить политическую нацию.

Ольга Степанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 28

Мы такие разные…: 16 комментариев

  1. шанс на примирення? побачивши як живуть «біженці» в західній Україні, та почувши що вони тіліпають своїми язиками прийшов до висновку що примирення не буде ніколи, доки вони не змінять свій ватних світогляд.

  2. Разделяй и властвуй. Этот принцип успешно был взят на вооружение власть имущими.Все остальное только производное от него.

  3. примирення не буде ніколи, доки вони не змінять свій ватних світогляд.
    =================
    А так, чтобы каждый жил так, как он привык, как ему нравится, как он хочет. В рамках закона, конечно! Это никак не?

  4. В основе желания и возможности! — «жить как хочется» — лежит ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ(читай беззаконие). Что было исключительной привилегией первобытного человека. Но уже первобытнообщинный СТРОЙ эти хотелки существенно ограничивал. Поэтому понятия «жить как хочется» и «жить в рамках закона», это взаимоисключающие вещи.

    Увы, в оккупированном Донбассе решили вернуться к «истокам»… Многим там наверное ТАК нравится.
    Но привыкнут ли? Вопрос! Судя хотя бы из этого:
    http://obozrevatel.com/blogs/52380-kak-menyayutsya-vzglyadyi-zhitelej-donbassa-posle-goda-v-dnr.htm

  5. Не согласен. «Жить как хочется» можно и в рамках закона. Нужно осознать избитые истины: «Свобода — это осознанная необходимость», «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого», «Свобода не есть вседозволенность» и ты сразу почувствуешь себя свободным. Как свободны верующие, соблюдающие «десять заповедей рваных», так свободны и законопослушные граждане в рамках закона. Я уже приводил слова Ющенка когда-то: «есть ощущение, что он (Путин) пришел туда, где меньше всего украинского, где нет нашего языка практически, где нет нашей памяти, где нет нашей церкви, где нет нашей культуры», — сказал Ющенко.
    Ющенко добавил, что на востоке Украины и в Крыму «стоят памятники Ленину, где чужбина чужбиной, где много из того, что свойственно было для цельной и неделимой нации, утрачено». А имеют право в стране жить граждане, которые не такие, как Ющенко? Люди другой культуры, другого вероисповедания, другого языка…? Что они, эти граждане, нарушают? Обсуждаемая тема как раз об этом.

  6. Что они, эти граждане, нарушают?
    ————————————————-
    Стоп,стоп,стоп, Сергей.
    Давай сразу определимся, о каких гражданах речь.
    О тех которые были УКРАИНСКИМИ гражданами и проживали в Донбассе до прихода туда стрелков, бабаев, плотницких и прочих российских!!! бесов с бурятами? После чего сотни тысяч из них сошли со своей малой родины.

    Если об этих ГРАЖДАНАХ, тогда скажи, в каких СВОБОДАХ(тобой перечисленных) они были ущемлены в Украине. В культуре? В вероисповедании? В языке?…….????????????!
    Или этот регион подвергался какой-то дискриминации в экономическом и социальном плане(самые высокие в стране: зарплаты, уровень социального обеспечения, дотации, соответствующие вкладу в гос.бюджет…)? — ??????!

    Или всё же речь идёт о НЫНЕШНИХ гражданах фейковых ДНР и ЛНР, которые на незаконных!!! референдумах по сути свергли государственный конституционный строй на территориях своего места проживания в Украине.
    В результате чего мы и стали теперь ТАКИМИ разными.

    P.S.
    Слова гражданина(!) Ющенко вовсе не аргумент. У нас каждый ВОЛЕН высказывать свои мысли вслух. Даже бывшие, скомпроментировавшие себя президенты.

  7. Горожанину.
    По моему, глубоко частному мнению, люди на Донбассе и на остальной Украине одинаковые. То что они не захотели совместной жизни с остальной страной обусловлено рядом обстоятельств, в том числе и незапланированных. И не сделали они до ввода армии ничего такого, что бы не было сделано в остальной части Украины. Это была калька майдана. Может и не лучшего качества.
    Договориться было можно, потому как тогда еще не поубивали кучу народа. Но жадность олигархов, с одной стороны, и геополитические игры, с другой, повернули все на войну.
    А люди, такие же. И думают так же.
    Вся пропаганда на том и основана, что большинство устроено одинаково, и может быть обработано одними и теми же методами. Поставить в их позицию жителей не только Киева или Черкасс, но даже Гамбурга или Любека, реакция была та же.

  8. to prohozhiy.
    » Мы очень и очень разные, точки соприкосновения можно пересчитать по пальцам одной руки.»
    \ результаты исследования Международного центра перспективных исследований\
    Как видите, это уже не просто моё МНЕНИЕ(читайте материал, который берётесь обсуждать). Это первое.

    Второе. Пишите: «Поставить в их позицию жителей не только Киева или Черкасс, но даже Гамбурга или Любека, реакция была та же.»
    Абсолютно ложная сентенция! И совершенное непонимание(незнание?) сути вопроса.
    Вот здесь самое свежее о позициЯХ «не таких как мы»(ссылку даю повторно): http://obozrevatel.com/blogs/52380-kak-menyayutsya-vzglyadyi-zhitelej-donbassa-posle-goda-v-dnr.htm
    Ниже позволю себе пару цитат из неё и свои комментарии.

  9. Цитата:
    «Весной 2014 года площади городов Донбасса буквально кипели митингами. В течение марта-апреля тысячи людей выходили на улицы в Луганске, Донецке, Мариуполе, Горловке, Алчевске, Красном Луче, Енакиево с российскими флагами и криками «Донбасс, Крым, Россия!» и «Путин, введи войска!». В то время большая часть жителей Донецкой и Луганской областей были настроены агрессивно и требовали референдума по отделению Донбасса от Украины. Итогом этих массовых акций стала кровопролитная и разрушительная война.»
    Кстати, автор — донецкий(!) блогер и журналист Денис Казанский.

    Совершенно очевидно, что в «позицию» их никто не ставил. ТУДА они встали по своей воле!
    Они не были титушками «антимайдана» или, как вы говорите, «калькой майдана», которых за деньги свозили в Киев. Они осознанно(!) призывали к свержению действующего конституционного строя и разрушению целостности государства.
    Не смены власти!!!! Улавливаете разницу?

    Поэтому утверждать, что жители не только Киева или Черкасс, но даже Гамбурга или Любека, тоже могли пойти на ТАКОЕ — полнейший АБСУРД и …
    невежество.

  10. И ещё:

    «Вадим Демченко теперь рассказывает, что в Донбассе уже «ненавидят кремлевских шестерок», а Украине нужно вступать в Евросоюз.»
    «»Хватит нас обманывать. Тут какой-то разводняк с этой войной. Война нужна Путлеру, чтобы не давать развиваться Украине, потому что если Украина объединится с ЕС, она разовьется очень быстро, и это будет дурной пример для жителей российского стада», — говорит тот же самый человек, который весной 2014 года принимал активное участие в путче сепаратистов и ходил на их митинги.»
    «А фашизм где украинский? Где украинский фашизм, которым нас пугают? Это разводняк. Война тут выгодна кремлевским подстилкам».

    Тут, как говорится, БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ!

  11. Какой-то Вадим чего то там рассказывает. Ну и что? Если в инете порыться за пять минут можно найти 10 Петь которые будут утверждать обратное. Так что это пустой треп.

    А вот порассуждать о войне можно.

    И так почему на Ваш взгляд Войну (Гражданскую войну) обозвали каким то АТО, почему не вводят соответствующее положение и т.д. ?

  12. to SVAn
    Даруйте, але поставлене вами запитання таке ж недоречне, як і весь ваш комент.

    По-перше. Казанський достатньо відомий і шанований журналіст, щоб ризикувати своєю репутацією, висмикнувши думку випадкового представника люмпену і зробити на ній узагальнюючі висновки. Герой йго матеріалу не невідомий ПЕРЕХОЖИЙ, чи якийсь там неідентифікований СВАн з пустим трьопом, але колега журналіст з Макіївки, із справжнім прізвищем і живою мовою. Який восени 2014-го йшов в перших рядах мітингуючих з гаслами сепаратистів. І саме який сьогодні галасує вже обратноє.

    Тому ваш меседж про Пєть з інтернету абсолютно тут недоречний. Більше того, ризикну стверджувати, що він викриває вас, як досвідченого знавця і практика брудних технологій по формуванню потрібного(кому — питання риторичне) «апчєствєнного мнєнія».

    Друге.»Порассуждать о войне», до того ж якійсь міфічній громадянській(?!), до того ж не в ТЕМУ: «МЫ такие разные»(про пошуки миру іпрмирення) — не бачу ніякого(!) сенсу.

    Разом з тим запрошую вас приєднатися до моєї дискусії з ПЕРЕХОЖИМ по обговорюваній тут темі. Бажано, щоб по СУТІ моєї йому відповіді в попередніх коментарях.
    Нажаль мій опонент ретирувався з «поля бою». Разом з танком?))))

  13. якийсь там неідентифікований СВАн ….запрошую вас приєднатися до моєї дискусії.
    =======================
    Мда, точно по Жванецкому цитировать не буду, уверен что знаете.

    О идентификации.
    Ник «горожанин» абсолютно не есть идентификацией блогера, что до СВАн то это первые буквы ФИО («н» вторая буква отчества, так для некой завершенности). В ленте комментариев почти месяц высвечивались мои фамилия и имя кто хотел запомнил, кому дела нет и не запомнил мне без разницы но не надо жульничать на отсутствие идентификации. Ладно проехали.

    О известном журналисте. Вы знаете есть еще более известный журналист который написал первым о «золотом унитазе». В последние годы журналисты так себя скомпрометировали что скоро, а может быть уже, обгонят политиков. Кстати пора бы учредить приз для журналистов «золотой унитаз».

    ============
    Вы пишите:
    «Друге.»Порассуждать о войне», до того ж якійсь міфічній громадянській(?!), до того ж не в ТЕМУ: «МЫ такие разные»(про пошуки миру іпрмирення) – не бачу ніякого(!) сенсу.»
    Похвальное желание поискать (а в идеале найти) мир и примирение в нашей стране.
    Мы хотим достичь МИРА? значит он у нас отсутствует? Тогда что у нс имеется в наличии? Как то что у нас имеется в наличии следует назвать?
    К чему все эти вопросы? для того что бы решить проблему ее надо сформулировать и дать необходимые определения. так вот у нас кричат «идет война», гораздо реже «идет гражданская война» (именно поэтому я и взял в скобочки в своем комменте выше), а юридически это обозвали АТО. Вот что бы двигаться дальше я Вас и спросил «Почему ВОЙНУ назвали АТО». Если знаете помогите разобраться в дефинициях, а если не знаете то так и скажите.

  14. Я слежу за событиями, но сложно с вами спорить. Вы комментарии к событиям почитайте за прошлый год, в любом украинском издании, а потом можно поговорить и за фашизм и за ксенофобию. Кстати, вот ведь странно, в Руанде перед резней и во время, СМИ не называли тутси людьми. Их называли насекомыми, тараканами.
    Приведенное исследование есть очередным примером попытки внести раздор, через разъяснение, кто лучше, а кто не совсем. Оформлено неплохо, но идея все же прослеживается.
    Года три назад, вы, Горожанин, отличили бы патриотического дончанина от непатриотического?

  15. очень трудно отличить дурака от умного, если оба молчат

Добавить комментарий