«По родству бродяжьей души…»

Скорее всего, вы согласитесь с утверждением: где цыгане – там праздник. На минувшей неделе солисты ансамбля «Ромэн» Юрий и Валента Коржовы устроили кировоградцам незабываемый цыганский вечер, на котором было все: и зажигательные танцы, и надрывные цыганские романсы, и берущие за душу истории.

Надо сказать, что поклонников цыганской музыки в Кировограде оказалось немало – зал филармонии был полон. Гвоздем программы был цыганский романс – звучали и всенародно любимые «Очи черные», и «Лодочка», и «Мохнатый шмель», но артисты «Ромэна» подарили зрителям также и другие номера. Особенно зажигательными получились украинские цыганские композиции «Дівчина-циганочка» и «Бричка». Каждая песня, каждый танец срывали аплодисменты зала.

В перерывах между песнями Валента и Юрий рассказывали о том, как был основан «Ромэн», о своем нелегком и полном ухабов творческом пути, о взлетах и падениях. Родился цыганский ансамбль в 1937 году в Харькове благодаря стараниям Василия Коржова – деда Юрия. С тех пор династия Коржовых выступает на сцене уже более 70 лет. Кроме Юрия и Валенты, на сцене пел и мастерски плясал венгерку (цыганскую чечетку) их сын Роман. Но среди достижений этой замечательной семьи не только сценические номера: Юрий Коржов в свое время мог вовсе стать актером кино. В юности он снялся в целом ряде советских кинофильмов, самым известным из которых, пожалуй, является «Армия Трясогузки» (причем в этой картине Юрий сыграл одну из главных ролей).

– Мне тогда как раз было 13 лет, – говорит Юрий. – Режиссер фильма Александр Лейманис набирал актеров для главных ролей. На роль Трясогузки уже выбрали Витю Холмогорова, нашли мальчика на роль латыша. А на роль цыганенка кандидатур нет. И тут в Ригу приезжает наш ансамбль с концертом. Режиссер пошел на этот концерт, а потом пригласил меня на беседу. Спросил: «Хочешь сниматься в кино?» «Конечно». «Приходи на киностудию завтра во столько-то». Я пришел. В студии уже собралась комиссия. Сначала начали меня спрашивать. «Песни петь умеешь?» «Умею». «На гитаре играешь?» «Да». «Что, такой маленький, а уже на гитаре играешь?» «Да». «А спеть и сыграть сможешь?» «Смогу». Потом попросили изобразить, как я ловлю рыбу. Я это старательно изобразил – как готовлю снасти, как цепляю наживку на крючок, забрасываю, подсекаю. Буквально через пару дней меня уже пригласили на пробы, после этого практически сразу утвердили на роль. Съемки длились 8 месяцев, но для меня они пролетели, как один день. После этого меня начали приглашать на другие роли – я успел сняться в фильмах «Свадебный венок», «Армия Трясогузки снова в бою» и «Черный, как я», сыграл в цыганских спектаклях «Сломанный кнут», «Рубиновое кольцо», «Пережитки прошлого».

Самым запоминающимся, наверное, стал фильм «Черный, как я». Запомнился он тем, что я играл негра! Меня ведь каждый день намазывали морилкой, а я удивлялся – неужели не могли найти настоящего негра? Фильм получился замечательный, жаль, что он был представлен только в Латвии и в других республиках не показывался.

В общем, передо мной замаячила перспектива профессионального актера, хотя я нигде не учился, моей школой был «Ромэн». А кульминацией этой карьеры могли стать «Неуловимые мстители»! Когда началась подготовка к съемкам, шел подбор актеров, на роль Цыгана прочили меня. Но тут мне исполняется 18 лет, меня отправляют в армию. Уже во время службы приходит приглашение на пробы, но меня генерал не пустил, сказал: «Тут тебе не театр, тут армия. Отслужишь и поедешь на свои съемки». Конечно, пока я закончил службу, на роль Цыгана утвердили Васю Васильева. Отдаю ему должное, сыграл он замечательно. И типаж очень яркий – серьга в ухе, выговор характерный – настоящий ром. Вася отлично справился с ролью. Кстати, он, как и я, не заканчивал никаких театральных училищ, тоже самоучка, тоже повезло. Но его проблема в том, что характер у него, как бы сказать… некиношный. Не смог он в этой сфере закрепиться. А я бы смог. Но – дорога ложка к обеду…

Творческий путь Валенты Коржовой был не менее интересен – прежде всего тем, что ее наставником был сам легендарный Махмуд Эсамбаев.

– Я родилась в маленьком поселке рядом с Краматорском, – рассказывает Валента, – сейчас там идет война, это, конечно же, для меня очень больно. А тогда я жила в большой цыганской семье – была пятым ребенком. Всегда хотела выступать на сцене. Но вы знаете, законы у цыган строгие, отец не мог мне этого позволить. Я училась танцевать в школьной студии, когда заканчивала школу, мне выдали диплом, с которым я могла поступить в вуз без экзаменов, – как талантливый ребенок из бедной семьи. Но отец меня не пустил. Через какое-то время в Краматорск приехал цыганский ансамбль тульской филармонии. Я решилась бежать. Попросилась к ним, меня просмотрели, сказали, что готовы взять, но нужны документы, паспорт, родители должны знать. Я подошла к отцу, сказала, что нужно оформить паспорт, и я буду выступать в ансамбле. Он так меня избил, что я три дня пролежала в постели.

Ансамбль уехал, но у них остался мой адрес. Они поехали дальше и в Харькове встретились с Ниной Коржовой, мамой Юры, и рассказали обо мне. Это и решило мою судьбу. Я сбежала в Харьков и стала выступать в ансамбле «Ромэн». Отношения с родителями я возобновила через год, когда вышла замуж за Юру, родился Ромка. Отец, конечно, увидел состоявшуюся семью и наконец отпустил меня. Отгуляли в поселке свадьбу, зарезали свиней. Но он не видел меня на сцене. Через несколько месяцев он заболел, и мы забрали его в Харьков. Тогда он впервые побывал на моем концерте. А в то время я исполняла индийские танцы, египетские, костюмы для них были открытые – в общем, для того времени, тем более для цыган, это было слишком вызывающе. Я не знала, как отец отреагирует на мое выступление, нам ведь даже в брюках тогда ходить не позволяли. Но как только концерт закончился, он встал, на лице слезы, и на весь зал закричал: «Это моя дочка!» Через месяц после этого он умер.

Кстати, мой сценический путь начался в Кировограде – на вашей сцене я дала один из первых концертов. Мне тогда было 16 лет, я выступала в ансамбле вместе с Юрой, первые гастроли, и первый город – Кировоград, областная филармония. Во время гастролей меня увидел Махмуд Эсамбаев на одном из концертов. Я выступала, а он сидел в зале. Предложил заниматься у него. Самыми известными моими номерами были индийский танец «Пробуждающая статуя» и египетский танец «Заклиная змей». Вскоре я уже колесила по Советскому Союзу с сольной программой «Танцы мира». На то время я была единственная танцовщица в СССР, дававшая сольные концерты. Сейчас, конечно, я уже не танцую – сценическая жизнь танцора коротка.

Сегодня ансамбль «Ромэн» живет в Киеве. Он исполняет не только цыганские романсы (которые, кстати, по словам Романа Коржова, на самом деле русские, просто исполняются в цыганской стилистике, а настоящие цыганские песни поются исключительно на родном языке ромов), в его обширной программе музыка и танцы цыган разных стран мира – от России до Мексики. Каждая из них оказала свое влияние на цыганскую культуру, но в разных мелодиях и напевах слышен единый, ни с чем не сравнимый, кочевой дух свободы.

Виктория Барбанова, «УЦ».

Добавить комментарий