Польская модель для Украины

На минувшей неделе в Кировограде высадился польский десант, состоящий из специалистов в области местного самоуправления. Поляки провели двухдневный семинар для представителей громад сельских территорий, рассказывали о польском процессе децентрализации.

Об особенностях польской модели местного самоуправления мы не единожды рассказывали на страницах нашего еженедельника, но, похоже, тема децентрализации является неисчерпаемой. На вопросы «УЦ» ответил Ярослав Биттель, председатель благотворительного фонда Terra Humana, консультант по вопросам стратегий и менеджмента органов местного самоуправления.

– Что больше всего интересует представителей украинского местного самоуправления. Тех, кто непосредственно занят реформированием?

— В первую очередь они интересуются бюджетом гмин (сродни нашим объединенным громадам. – Авт.), откуда приходят доходы. Я считаю, что это самое важное. Сейчас уже можно посмотреть на то, что изменилось в Польше за двадцать шесть лет, после того, как началась административная реформа, когда гмины получили больше самостоятельности, на каком уровне мы были и до какого дошли. Считаю, система финансирования гмин достаточно эффективна, и для украинских громад этот опыт будет очень полезен.

– Вы считаете польский вариант местного самоуправления идеальным или какие-то изъяны присутствуют?

— Недостатки везде есть. Я думаю, что не существует идеального формата самоуправления. У нас постоянно происходят дискуссии по поводу нужности второй ступени местного самоуправления. Нужны ли нам уезды, как таковые? Есть мнение, что не нужны. Потому что полномочия, которые имеют уезды могут быть без проблем переданы гминам или воеводствам. Ликвидация уездов даст больше возможностей зарабатывать местному самоуправлению, то есть гминам. Но сейчас в Польше нет таких политических сил, которые взяли бы на себя ответственность и ликвидировали средний уровень. Все-таки уезды – это тоже полезное звено для политических партий, которые могут продвигать своих кандидатов в советы и администрации.

Так что идеальной модели просто не существует. Но именно этот польский вариант похож на украинский. Здесь тоже есть районы, и по расстояниям жителям определенной территории намного ближе добираться в районные центры, чем в любое областное учреждение.

Успех Польши в том, что все было проведено очень быстро. Буквально за полгода. Это очень важный фактор. Потому что, если этот процесс растянуть, как это происходит сейчас в Украине, то потенциал доверия к новой власти пропадет. После Майдана люди верили в быстрые изменения, а на практике мало что меняется. Доверие к власти осталось на уровне десяти процентов, и оно продолжает падать. Нужно было все делать быстро, а не затягивать на годы. Мы видим причины этого затягивания, но сказать не можем (смеется. – Авт.).

– Когда в Польше происходила смена системы местного самоуправления, вы на чей опыт опирались?

— Можно сказать, что это наш собственный опыт. Такая система существовала до Второй мировой войны, поэтому ничего нового нам не нужно было придумывать. Структура была разработана сразу же с обретением Польшей независимости в тысяча девятьсот восемнадцатом году. Эта система работала больше двадцати лет. Нужно было только вернуться в прошлое и вновь внедрить эту систему местного самоуправления. Даже когда в Польше были громады, на ментальном уровне поляки очень долго называли их гминами. Это уже было в крови. Да и прошло не так много времени, чтобы люди смогли забыть довоенные времена.

– После Второй мировой войны Польша потеряла часть своих территорий. Не возникает ли желание политиков пересмотреть нынешние границы?

— Могу сказать так: у нас присутствуют сентиментальные настроения, ведь две трети территории мы потеряли. Это не только Львов, не только Вильнюс, в то же время получили западные территории, где компактно проживали те же немцы. Опять-таки, трудно уже доказать, что некоторые территории исконно польские. Да я и не слышал о том, что подобные дискуссии возникают. На самом деле нет смысла в возврате. Наша дорога в направлении Европейского Союза. Если не будет между Украиной и Польшей границ, то можно нормально пересекать границы, посещать свои родные села, города. В этом нет проблемы. Вероятно, есть небольшой процент людей, которые хотят возврата территорий, но они не влияют на политику государства.

Руслан Худояров, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 27

Добавить комментарий