Первый елисаветградский святой

17 сентября в Кафедральном соборе г. Кировограда будет прославлен в лике святых юродивый старец Даниил Елисаветградский, который в ХVIII веке подарил жителям сегодняшней Большой Балки источник питьевой воды, — три дня, стоя на камне, возносил старец свои молитвы к Богу, и в этом месте забил из земли родник! Сегодня источник блаженного Даниила является одной из достопримечательностей Кировограда — здесь построены часовня, детские и взрослые купели, а воду из родника считают целебной. Сохранился и камень, на котором, по преданию, три дня стоял старец, он всегда теплый, даже зимой.

Старец Даниил — первый и пока единственный елисаветградский святой (Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о его канонизации 25 апреля 2013 года). И, видимо, нужно объяснить, почему Церковь канонизирует юродивых или блаженных, то есть, говоря современным языком, сумасшедших. Считается, что на самом деле юродивые вовсе не лишены разума, а специально притворяются чудаками, отказываются от дома, совершают странные поступки и принимают вид безумных, а иногда и нравственно падших людей, чтобы избежать всякой гордыни и тщеславия, смиренно терпеть насмешки и презрение людей. Таким образом юродство — не диагноз, а особый духовный подвиг, вид сподвижничества. Помните, Господь повелевал Исаие и Иезекиилю совершать странные поступки, притворяться безумцами, чтобы обличить безумие мира? Кажущееся безумие давало сподвижникам возможность объявлять Волю Божью сильным мира сего, обличать царей и целые народы — «безумцев» не карали, но слышали. И за свой духовный подвиг юродивые получали от Бога силу исцелять больных, воскрешать мертвых, видеть будущее и т.п. Именно таким мнимым безумцем, по воспоминаниям современников, и был елисаветградский старец Даниил.

На сайте Кировоградской епархии УПЦ есть замечательная статья Александра Мануйлова «Старец Даниил — первый Елисаветградский святой». «В конце ХVIII столетия Даниил поселился на старом Петропавловском кладбище, — пишет Александр Мануйлов. — в землянке, которую сам себе выкопал неподалеку от деревянной Петропавловской церкви. Был он худощавый, высокого роста, носил черный подрясник, поверх которого был надет большой металлический крест на крупной цепи. На берегу реки Бьянка Даниил насадил фруктовый сад, плодами которого и подаянием от людей он и питался. Из того, что ему жертвовали, себе старец Даниил практически ничего не оставлял, а все раздавал бедным. (…) Дошел до нас случай вразумления одного иноверца, который постоянно досаждал старцу Даниилу словами: «Докажи мне, что есть Бог, сотвори чудо!» После очередной такой реплики юродивый взял засохшую палку подсолнечника, вкопал ее в землю (а дело было зимой) и, уединившись в свою землянку, вознес пламенную молитву Богу. Спустя какое-то время на глазах изумленного иноверца подсолнечник выбросил цвет. Так по молитвам своего угодника Господь явил чудо и вразумил заблудшего. Велика была сила веры подвижника, и угодны Богу были его молитвы. Нередко видели старца Даниила на Петропавловском кладбище, где он по сорок дней молился на могилах новопреставленных».

Старец был похоронен там же, где жил, — возле своей землянки на Петропавловском кладбище, и, как пишет Александр Мануйлов, с 1860 г. на могиле святого стали совершаться чудеса помощи и исцелений, это место стало объектом паломничества. На пожертвования над могилкой была возведена деревянная часовня, которая была разрушена в 1930-е годы, в 1950-е из неизвестно каких соображений зацементировали источник. Могила сохранялась неприкосновенной до 1971 года, когда на месте кладбища построили микрорайон. «Газета по-украински» в 2009 году писала о том, как кировоградская учительница Вера Владимировна Соколова вместе со своим классом искала место захоронения старца: «Как-то я своему классу рассказала о старце. Вместе пошли искать его могилу, — говорит учительница. — У меня есть фотографии 50-летней давности, где на гробе Даниила отправляется служба. Я наметила приблизительно место. Копали, уморились, я села под акацией. Вдруг дети кричат: «Из могилы пахнет!» Мы все туда. Такое благоухание из земли: сирень, ландыш, нарцисс. Начали разгребать дальше и наткнулись на трехжильный кабель. Говорю: «Хватит»».

Много лет кировоградская епархия собирала документы для канонизации старца Даниила — это и свидетельства исцеления XIX столетия, и воспоминания старожилов о могиле старца. Так, в житии святого можно прочесть о том, что на могиле было три креста, один из которых, из белого мрамора, в голод ходили лизать дети — он всегда был сладким. Землю с могилы считали целебной, ее ели и посыпали ею гноящиеся раны, в результате чего они заживали. Собранные документы епархия передала в Киево-Печерскую лавру, в комиссию по канонизации. И 25 апреля, рассмотрев житие, труды и подвиги старца Даниила и учитывая народное почитание, Священный Синод УПЦ постановил благословить местное прославление и почитание Даниила Елисаветградского, утвердить его иконописное изображение и «вознести благодарение Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, что явил нам нового молитвенника за Святую Церковь и наш народ».

Богослужение в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы по прославлению Даниила Елисаветградского возглавит собор архиереев Украинской Православной Церкви. Начало богослужений: 16 сентября, в 17:00, — Всенощное бдение, 17 сентября, в 9:00, — Божественная литургия.

Подготовила Ольга Степанова, «УЦ».

Первый елисаветградский святой: 9 комментариев

  1. Вот небольшая нестыковка: писали, что у жителей была проблема с питьевой водой.
    А в историях о реке Биянка говорится, что Биянка всегда славилась чистой водой и рядом было много колодцев с вкусной водой. Даже улица там — Колодезная в честь этого.
    Кто прав?

  2. Да большая нестыковка.

    Я тоже об этом думала — это же балка, то есть вроде как проблем с водой быть не должно… Но такова легенда.

  3. Вчителька з школярами розкопували могили… :wacko: православіє на марші…

  4. Ти не зрозумів, до того копати треба було, а чувак зробив так, що саме потекло 🙂

  5. …не испросивши разрешения у ближайших родственников покойного 🙂

  6. искать и откапывать — разные вещи. Над могилой были кресты, плита и т.п. Знаю Веру Владимировну и уверена, что эксгумировать останки она не собиралась.

  7. Считается, что на самом деле юродивые вовсе не лишены разума, а специально притворяются чудаками, (…) принимают вид безумных, а иногда и нравственно падших людей, чтобы избежать всякой гордыни и тщеславия, смиренно терпеть насмешки и презрение людей.
    ————————————————
    Подумалося, що років через 100-150 у пошуках чергового номінанта на святого хтось, можливо, зверне увагу і на цей блог. 🙂

Добавить комментарий