Не хочу быть кисою, не хочу — собакою!

На эту печатную реплику о непечатной лексике меня сподвигла статья Оксаны Гуцалюк «Поле брани» («УЦ» №46). Надо отдать должное автору: проблема, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна. Но рассмотрена она несколько узковато и конъюнктурно — в основном в связи с нелепым приказом Нацагентства по вопросам госслужбы, в который внесены довольно-таки смешные изменения в общие правила поведения государственного служащего. Считаю, однако, что тема заслуживает более широкого взгляда на этот противоречивый феномен общественной жизни постсоветских стран. Может быть, даже читательской дискуссии (хотя бы в комментариях и блогах электронной версии газеты). Для начала предлагаю свои «пять копеек» в копилку возможных дебатов.

Когда в музыкальной школе на уроке сольфеджио мы, дирижируя, пели «Ты пойди, моя коровушка, домой, Ты пойди, моя бурёнушка, домой…», мне было одновременно смешно и страшно. Я на минутку представил, что бы обо мне подумали или сказали мои дворовые «кореша», услышав от меня подобные «телячьи нежности»! В нашей пацанячей компании принято было «бакланить» не только максимально грубо и агрессивно, но и преимущественно похабно. И чем большей была этажность мата, тем большими были шансы прослыть своим в доску (сегодня бы сказали «крутым», хотя такого определения в нынешнем его понимании тогда, в конце 50-х — начале 60-х годов, еще не существовало). Помнится, во время многочасовых футбольных баталий бранные выражения составляли у нас не менее 70-80 процентов лексического сопровождения игры. Нецензурные слова выполняли у нас функции всех частей речи. Но стоило девочке (не говоря уже о взрослом человеке, пусть даже мужчине) оказаться в пределах слышимости наших залихватских устных коммуникаций, как мы переходили на вполне приличный язык. Мы резко начинали «фильтровать базар» (кстати, тоже относительно недавно заимствованное у зеков и введенное в широкий оборот выражение), у нас как бы включалась внутренняя система опознавания «свой-чужой».

С такой системой (не виртуальной, а реальной) я сорок лет назад познакомился во время срочной службы в Московском округе противовоздушной обороны. Но я сейчас не об обеспечении безопасности страны и полетов над ней. Российская глубинка в начале 70-х годов удивила нас, призывников из Украины, почти полным отсутствием у аборигенов комплексов относительно сквернословия в общении между различными полами и возрастными группами. Мне, закаленному бойцу (не в плане готовности к брани, то бишь к войне, а в знании и умении использования бранной лексики), было, признаюсь, неудобно становиться свидетелем обыденного, «невинного» общения детей, порой малых, со взрослыми дядями и тетями (!) на великом и могучем русском…мате. В российских городах, правда, цензурного политеса было побольше, однако в сравнении с такими же украинскими, наоборот — гораздо меньше. Сейчас, похоже, мы Россию не только догнали, но, возможно (давно не был в России), и обогнали. Сегодня у нас матерятся не только мальчики при девочках, но и девочки — при мальчиках и между собой, причем часто в присутствии взрослых. «Подумаешь, — скажет кто-то, — автор стареет, начинает брюзжать, морализаторствовать. Обычное дело».

Говорят, старики в вопросах сексуальных взаимоотношений становятся большими пуристами и моралистами, потому что гормоны у них перестают играть с прежней силой. Вполне возможно. Но этот аргумент не срабатывает при его экстраполяции на сферу обсценной, т.е. непристойной, лексики. Любой старый человек (за исключением тех, кто «без ума от этого, как его… немца Альцгеймера») может выдать такую трель, что даже у курского (российского!) соловья уши в трубочку свернутся. Нет, тут, пожалуй, другое. Давайте попробуем разобраться, стоит ли матерщинка выделки, вернее, разговор о ней.

Сама по себе бранная речь — явление очень древнее. Одни ученые утверждают, что мат восходит к старинным славянским заговорам, настаивают именно на общеславянском происхождении срамных слов, опровергают некогда ходившую в народе теорию о якобы тюркском их происхождении, другие — что мат все-таки привнесли к нам татаро-монголы, третьи — что варяги.

Утверждается также, что мат, мол, — преимущественно мужской язык, и характерен он более для людей с низким уровнем образования. Возможно. Хотя российская, потом советская интеллигенция иногда демонстративно фрондировала непечатными выражениями. Например, чего только стоит анонимная поэма второй половины XIX века «Лука Мудищев», отчасти стилизованная под непристойные стихи Ивана Баркова и потому зачастую ему приписываемая. Кстати, в юности я переписал ее на свой магнитофон в исполнении выдающихся российских актеров и в музыкальном сопровождении лучших образцов отечественной оперной классики. Настоящее произведение обсценного искусства!

Даже Анна Ахматова, по утверждениям людей ее близкого круга, нередко грешила сквернословием, «не ведая стыда». «Мы же филологи!» — поясняла она Фаине Раневской свою толерантность к чужой и своей матерщине.

Лично в мою память врезалось, как часто и непринужденно инкрустировал свою речь матерными словами Кобзон, когда в 1978 году я от обкома комсомола занимался организацией его концертов в Кировоградской области. Однажды после концертов в пгт Петрово районный политбомонд организовал ужин для заезжих звезд. Иосиф Давидович, «откушав» пару-тройку рюмок, в присутствии певицы Людмилы Сенчиной начал выдавать такие скабрезные анекдоты без каких-либо смягчающих эвфемизмов и купюр, что местные партийные, советские и комсомольские деятели поначалу не знали, куда глаза девать. Глянули на реакцию Первого (секретаря райкома КПУ) — поняли, что можно проглотить и расслабиться, и с официоза перейти к неформальному общению с простыми советскими знаменитостями. Мол, хоть и столичные штучки, а щек не надувают, от народа, как некоторые много о себе думающие, не отрываются. К тому же земляки. Это по-нашенски!

Но подобные языковые вольности в интеллигентствующих кругах тогда были скорее исключением из правила. Приличия в основном старались соблюдать. После распада Союза пришла долгожданная свобода слова, которая неожиданно стала у нас перерастать в свободу матерного слова. С годами этот ползучий процесс, похоже, набрал немалую скорость. Человеку, не желающему опускаться до уровня даже пассивного соучастника срамных коммуникаций, все труднее увертываться от выслушивания чужой матерщины, которая ставит его в неудобное, порой очень унизительное положение. Мне, например, в свое время пришлось отказаться от совместного с дочерью-подростком посещения футбольных матчей. Попробуй-ка усовестить сидящих вокруг болельщиков, изрыгающих грязную похабщину по поводу происходящего на футбольном поле. Нам обоим было ужасно неловко и стыдно.

«А ты не садись с дочкой/матерью/женой/подругой смотреть футбол на стадионе!» — скажут иные. А в общественный транспорт с ними садиться можно? Одна знакомая рассказывала мне о своей недавней поездке в маршрутке. Двое амбалов-акселератов, игнорируя остальных пассажиров, среди которых были матери с детьми, старухи и прочий хилый народец, неустанно, громко и грязно матерились на протяжении всей поездки. Никто, в том числе водитель, не сделал им замечания. В лучшем случае (?) боялись. В худшем — сочли матерщину терпимой. Вероятней всего — и то и другое. Сегодня на переменах многие школьные учителя и вузовские преподаватели порой делают вид, что не слышат в коридорах мата из уст своих воспитанников. Если на все реагировать — здоровья не хватит: настолько массовым становится данное явление.

Формально его вроде бы начали замечать. Взять, например, вышеупомянутый приказ, в котором, в частности, чиновникам предписывается «…избегать нецензурной лексики…».

Диву даешься, зачем плодить подобные узковедомственные циркуляры, когда в Кодексе Украины об административных нарушениях давно существуетстатья 173. «Мелкое хулиганство», в которой к данному правонарушению отнесена также нецензурная брань в общественных местах. Она (статья), между прочим, «влечет наложение штрафа от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от сорока до шестидесяти часов, или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением двадцати процентов заработка, или административный арест сроком до пятнадцати суток». Кстати, совсем недавно, 24 октября с.г., в российскую Госдуму внесли законопроекты, предусматривающие штраф до 200 тыс. рублей за нецензурную брань в СМИ (в настоящее время установлена административная ответственность лишь за использование нецензурной брани в общественных местах).

Да если бы хоть эти статьи в обеих странах администрировались строго и неукоснительно, то и в украинский, и в российский бюджеты полились бы такие финансовые потоки, что всякие доходы от нефти, газа, всевозможных налогов и акцизов показались бы карманными деньгами!

Но на постсоветском пространстве уже привыкли к неисполнению законов. У нас, в Украине, пример в этом подают сами законодатели (голосование чужими карточками и т.п.). Эка невидаль! Если тему пофигизма в контексте содержания и исполнения наших законов развивать и далее, то не хватит никакой газетной площади. Даже если сузить тему до площадной брани. Поэтому я бы хотел вкратце остановиться всего лишь на культурном, моральном, этическом и эстетическом аспектах проблемы. Все эти грани гуманной сущности человека (уж извините за определенную тавтологичность подобного словосочетания) связаны с системой множественных табу. Без запретов и ограничений (внешних и внутренних) не может быть не только культурного и морального человека, но и человека вообще. Без ограничений и самоограничений человек мало чем отличается от животного, скатывается до состояния скота.

Быть хочу я кисою,
Быть хочу собакою:
Где хочу — пописаю,
Где хочу — покакаю…

В этом не совсем детском стишке как раз и передается нехитрая сущность животного. Мат, по большей своей части, есть всего лишь словесным аналогом срамных мест и действий (как, например, секс по телефону). У одного украинского историка я прочел описание быта древних славян (уверен, что их можно отнести и к другим народам). Если домашний скот, например, отправлял свои физиологические потребности тут же, то скотоводы для этого отходили от кибиток на очень малое расстояние, совершая всё практически на виду у соплеменников. То есть люди в те времена недалеко отошли от скотов, причем не только фигурально, но и буквально — на какой-то десяток-другой метров.

Пройдя длительный исторический путь от голого (во всех смыслах слова) бесстыдства до утонченной куртуазности и изысканности манер, мы норовим стать на путь возврата к нравственным пещерам. Я не идеалист и уверен, что мат всегда был, есть и будет, выполняя, подчас, даже какие-то общественно полезные функции, обогащая лексический потенциал любого языка. Однако, когда он выходит из-под контроля — за рамки, отведенные ему в развитом обществе, когда «благодаря» непристойной лексике ломаются перегородки цивилизованного диалога между полами и поколениями и тем самым наносится существенный урон морали, культуре, этике и эстетике, — тогда эрозии и распаду подвергаются фундаментальные ценности человеческой жизни: стыд, совесть, честь, достоинство, уважение к женщине, матери, старикам и детям.

Кошатники и особенно собачники со стажем утверждают, что чувство стыда присуще даже этим «нашим братьям меньшим». Нашкодившая собака часто подползает к хозяину в глубоком приседе, поджав уши, с невинной миной на морде. Кот, справивший нужду в неположенном месте или подзакусивший комнатным цветком, ходит заметно пришибленным, не желающим играть, а после обнаружения «шкоды» начинает пресмыкаться перед хозяйкой. Вероятно, это и можно назвать стыдом, но стыд человеческий представляется нам стыдом более высокого порядка, до которого животным подняться не дано.

Человек отличается от животного наличием языка, а матерный язык способен опустить человека до уровня животного. Такой вот парадоксальный афоризм у меня получился. Но гораздо лучше об этом сказано у Владимира Соловьёва. Этот философ, богослов и поэт, стоявший у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века, впервые указал на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею.

Нынешнее «раскрепощение языка» существенно расчеловечивает современного гомо сапиенс. От гомо советикуса толком не отошли, а к гомо матерщиникусу подошли вплотную. Уже остро чувствуем его затхлое дыхание, как миазмы из мусорного контейнера. Однажды, совершая с супругой вечерний моцион, мы обратили внимание на приближающуюся пару подростков. Девушка бережно несла перед собой розу. Пара явно и колорито выделялась на фоне прочих прохожих, можно было залюбоваться доморощенными Ромео и Джульеттой. Когда мы поравнялись, то услышали от внешне ангелоподобных деток такую грязную матерщину, что буквально оторопели от их непринужденного диалога. Стало сомнительным, что Он когда-нибудь сочинит свои или хотя бы прочтет Ей чужие стихи à’la.. «Я встретил Вас и всё былое..», ну разве что «Я встретил вас — и всё!». Более того, юнцы беззастенчиво буднично матерились при нас, посторонних, годящихся им в родители и даже в дедушки-бабушки.

И такое происходит сегодня сплошь и рядом. Уже никто никого не стесняется, не возмущается. Одни словесно испражняются, другие нравственно утираются. И все делают вид, что ничего необычного не происходит. Нормальный ход! Но где же тот капитан, который сначала даст команду «Стоп, машина!», а потом и — «Задний ход!». Может, капитан милиции, назубок знающий упомянутую 173-ю статью? Вряд ли. Милиционеры, и ниже, и выше капитана по званию и занимаемым должностям, сегодня сами порой матерятся на людях покруче отъявленных уголовников. Что касается капитанов нашего державного корабля, то мы тоже уже наслышались такого, что хоть святых выноси.

Например, во ВРУ возвращается отпетый матерщинник Александр Волков, которому, судя по новоизбранному составу парламента, будет с кем и о чем поговорить матом. А чего только стоят пленки майора Мельниченко, на которых Леонид Кучма через слово ругается матом, как сапожник. Президент, однако!.. Поэтому если мы будем надеяться и уповать только на внешние институциональные факторы и административные меры, то толку и результата не будет, хотя отказываться от них — тоже анархическая блажь. Внешнее воздействие должно сочетаться с нашим внутренним желанием выбраться из той помойной ямы, куда мы потихоньку сползли и, похоже, не собираемся выбираться, неся огромные культурно-нравственные потери в арьергардных боях с наступающим противником — матом.

Может, процессы оскотинивания людей и их духовно-нравственного возрождения цикличны? Может, оттолкнувшись от дна бесстыдства, бескультурия и бесчестия, мы через определенное время снова вскарабкаемся на вершины изысканного политеса и повсеместной изящной словесности? Что ж, дай-то Боже! Не буду огорчаться, если через некоторое время обо мне вспомнят как о банальном паникере и резонере. Время покажет. Главное, что лично для себя я выбор сделал — максимально избавиться от употребления нецензурной лексики и в силу своих сил и возможностей наставлять на этот путь других, потому что без других у каждого из нас в этом деле ничего не получится.

С уважением, бывший матерщинник Борис Ревчун.

Не хочу быть кисою, не хочу — собакою!: 134 комментария

  1. Мне кажется, дело и в убогом словарном запасе молодежи. Когда-то, в порядке эксперимента, я попросил студетов избегать выражений — паразитов «как-бы», «короче», «прикидываешь». И наступила тишина! Неспособность изложить мысль без «связки» просто поразила! Сейчас мат служит именно для связки слов, а не для выражения эмоций (как когда-то). Убогость разума порождает убогость языка.

  2. Отличная статья! :good: :good: :good:

    «Без запретов и ограничений (внешних и внутренних) не может быть не только культурного и морального человека, но и человека вообще. Без ограничений и самоограничений человек мало чем отличается от животного, скатывается до состояния скота.»

    Но, к сожалению, мнение большинства в нашей стране такое:
    http://uc.kr.ua/wp-content/uploads/2012/11/21665_452501514808622_29580216_n.jpg

    Я так понимаю, многие боятся не отличить без мата «хорошего человека» от «воспитанной твари». 😉

  3. Борис Григорьевич, РЕСПЕКТ :negative:
    Один только вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ :unsure:

  4. П.С.
    Ну как тут было не заматериться — не тот смайлик втыкнул ( :negative: вместо нужного :good: ) Но…сдержался. Одного ты уже перевоспитал :yes:

  5. В мои студенческие годы (конец 80-х) очень популярен был «Лука Мудищев». Студенты его цитировали, восторгались рифмой и т. д. У людей было развито чувство вкуса, прекрасного. А сейчас на вопрос, каких ты знаешь русских писателей, призадумавшись, отвечают:
    — Толстоевский.

  6. То, что парни матерятся при своих девушках, женах и даже матерях в присутствие посторонних — это результат, конечно же, деградации. Деградации как умственной, так и духовной (они идут рука об руку). Все эти годы мы только и делаем, что деградируем, и конца-края этому нет…

  7. Материть тех, кто сквернословит! Шутка.

  8. Ну то, что в состоянии сделать каждый-это не отворачиваться, не опускать голову и делать вид, что не слышишь. Не проявлять слабость.

  9. Я рос во дворе, где пацаны были на 4-5 лет старше. И я очень хорошо запомнил, что еще не ходил в первый класс, а уже знал анекдот:
    «Винни, Винни, куда мы идем? — Свинью … — А она не будет против ? — А кто ж тебя спрашивать будет».

  10. О чем вы говорите? о какой культуре речи, если вожди мирового пролетариата ( например любимый многими И.В.Сталин, или тот же «реформатор» Н.С.Хрущев) приправляли речь порцией перца, наши тоже не ангелы, а каковы бояре таков и народ, есть пример с кого брать, к стати в 2005 году в России небольшим тиражом 4000,в издательстве «Эксмо»,Москва, вышел сборник в 2 томах «Лука Мудищев» где и И.Барков и В.Рубан и А.Пушкин и М.Лермонтов и А.Шувалов и М.Логинов и И.Тургеньев и Ф.Сологуби М.Кузьмин и А.Фет и А.Шенин там же упражнялись в красноречии, но если весь цвет тогдашней России говорили этим языком, может это часть русской культуры, к которой нас так подтягивают за уши, между прочим и довольно интересно послушать нашего соотечественника Л.Подервянского, когдато-моя дочка побывав на предприятии среди рабочих сказала: «да они все там так говорят», я не призываю учить своих внуков словесному поносу, но из песни слов не выбросиш, такова жизнь.

  11. По поводу реплики rotmistr’a:
    Однажды, лет 10 назад, в одном из киевских кафе мы с Анатолием Юрченко, тогдашним сотрудником УЦ, имели возможность принять участие в небольшом застольи, на котором солировал Л.Подервянский. Это был сплошной мат в присутствии дам. А публика там была (кроме нас с А.Юрченко, участников конкурса) — все члены жюри одного из национальных литературных конкурсов («Без упереджень»)! Пора, видать, проводить конкурс «Без мата»…

  12. Сколько версий о происхождении мата ! Серьёзные учёные не могут определить источник ? А я вот читал о том, что мат такой получился, когда еврейские и славянские племена пересекались ещё в древности. Часть еврейских слов перешла славянам.Вот

    http://tainy.net/4228-proisxozhdenie-russkogo-mata.html

  13. Я к, сожалению, не знаю иврита, ну а те, кто знает (думаю есть тут такие) что скажут ? 🙂

  14. Неоднозначне в мене ставлення до статті. З одного боку, дійсно обсценна лексика має своє місце для вжитку. І є місця, де лунання мату неприпустиме. З іншого, до самого мату ставлення в мене не є суто негативним. Врешті решт, люди самі придумали ці слова, самі прийняли рішення — що ось ці 7 (чи скільки їх) слів та словоформи, які з них пішли — ми не промовляємо в порядному товаристві… І самі шокуються, якщо ці слова десь почують… Мені здається, ми самі для себе створили штучну перепону.

    Але широке розповсюдження ненормативу серед дітей та дівчат дійсно трохи насторожує… Можливо, є правда в цьому…

  15. Андрей, а в чем по-твоему ценность ненормативной лексики. Все-таки не нужно забывать, что мат несет в себе очень много агрессии. :unsure:

  16. Будь яке слово несе ту енергію, яку ми вкладаємо в це слово. І мат може нести агресію. І літературні слова можуть бути агресивними. І мат може просто забарвлювати висловлене (коли він дозований, а не складає основу промови, і коли він вжитий у відповідній обстановці). Цінність? Ну, не знаю, чи можна казати саме про цінність.

    Є випадки, коли вичурно висловлюючись ти наче робиш спілкування якимось офіційним. І в своїй роботі я, хоч і майже не застосовую обсценну лексику, тим не менше, уникаю дуже академічного висловлювання. Можу собі дозволити слова на кшталт «на фіга воно треба». Не мат, звісно, так сурогат мату. 🙂 Але ми можемо сміхом завершити обхід в палаті, де пацієнтки отримують протиракову хіміотерапію. А можна все казати чинно, благородно, мудро та розумно і залишити той настрій, який є… Не люблю мат як засіб нанести образу людині. Але поблажливо ставлюсь до мата, який є для приколу та може підняти настрій.

    Ось такий я не дуже благочинний… :unsure:

  17. Все-таки мат — это примитивизм.
    Упрощение языка.
    Обычно его употребляют люди, не имеющие достаточного словарного запаса для развернутого выражения мыслей. Товарищи типа Подеревянского — просто эпатируют публику и создают имидж «свой парень в доску», плохо, что его ставят в пример, как «и это нормально».

    Когда слышишь мат из уст, вроде бы, достойного собеседника, внутренне (а иногда и внешне) морщишься и недоумеваешь — неужели все так плохо?

  18. боятся не отличить без мата «хорошего человека»
    =============================
    А стоят ли они вообще внимания, в таком случае?

  19. Наталочко, твоєї уваги тут мало людей достойні. І я, звісно, серед тих, хто не вартий твоєї уваги. Можливо, навіть є вам сенс створити партію цілком задоволених собою людей. 😉

  20. «Ось такий я не дуже благочинний… »

    🙂 🙂 🙂

  21. Обычно его употребляют люди, не имеющие достаточного словарного запаса для развернутого выражения мыслей.
    ============================
    А як на мене, саме це є доведеним до примітиву, спрощене пояснення існування мату. Насправді ж, мат використовують як вищеозначені люди, так і люди, у яких достатній словниковий запас як нормативної, так і ненормативної лексики…

  22. «Можливо, навіть є вам сенс створити партію цілком задоволених собою людей.»

    Вам — это кому? :scratch: 🙁

  23. _Кировоградец говорит:
    22.11.2012 в 14:23
    ==========================
    «…Раби, подножки, грязь Москви,
    Варшавське сміття — ваші пани
    Ясновельможнії гетьмани»

  24. И.Бродский
    «Мат, как известно, такая же равноправная составная 113 часть словаря, как и все другие, и вовсе не оригинальное явление русского языка, а самый живучий слой любого. Мат обладает колоссальными выразительными способностями, и зря думают пуристы, что его можно с успехом заменить другими словами. Определение мата как слов, которые нельзя произносить в дамском обществе, на сегодняшний день явно устарело, а потом — зачем их просто произносить? Уместность мата как и любого другого стиля речи и есть тот критерий, которым руководствуется человек. Уместность эта особенно важна для поэтического выражения. Мат в стихах ради самого мата — явление редкое и, главное, неинтересное. Чаще же всего мат в стихах используется с эмфатической целью, чтобы подчеркнуть, усилить эффект высказываемого. Пушкин в знаменитой эпиграмме на Дондукова: «В Академии наук /Заседает князь Дундук. /Говорят, не подобает /Дундуку такая честь; /Почему ж он заседает? /Потому что жопа есть.»,119 прекрасно сознавал, что он делает, и никакими «ягодицами», «седалищами», «задами» или иными эвфемистическими оборотами это слово не заменить и не столько из-за размера (возможное: так как зад у него есть, или реальный «смягченный вариант» изданий 50-х годов: «Потому что есть чем сесть»), как из-за полной потери выразительности.»

  25. Усилить-то можно, но когда матерные слова попросту заменяют все другие глаголы и прилагательные…

  26. А мне кажется, намного полезнее в жизни изучать иностранные языки, чем пополнять свой словарный запас ненормативной лексикой.
    Я думаю, Андрей, из твоих уст (хотя мне и трудно представить 😉 ) мат звучит облагороженно, т.к. ты позитивный человек, и возможно он тебе помогает шутить. :yahoo:

    Но то, что слышишь в обычной жизни — я не знаю, как это может нравится. Поэтому и спросила. Часто мат люди используют именно как пугалки и колючки. А с прекрасным полом мат вообще своей энергетикой не совместим. :unsure:

  27. Если бы у нас все те, кто использует мат, говорили стихами Пушкина, может быть мы бы так и не реагировали. :whistle:

  28. А мне кажется, намного полезнее в жизни изучать иностранные языки, чем пополнять свой словарный запас ненормативной лексикой.
    ==============================
    Звісно тут ти права. Але мат — це рідна мова мільйонів. Ну, точніше, складова рідної мови. І там дуже небагато насправді слів (якщо я не помиляюсь, я 7 штук нарахував, решта — створені похідні цих слів). Тому окремо ніхто мат не вивчає. 🙂 🙂 🙂 І не стоїть тут питання або-або.

    А стосовно прекрасної статі: є люди, з вуст яких (навіть жіночих) так лунає мат, що я просто захоплююсь. 🙂 Знову ж таки, мова не про мат як засіб війни проти людини, мова про мат — як складову народного фольклору.

  29. Ну, у нас є люди, які говорять без мату, але все одно тхне від цього недобре. Всі говорити віршами не зможуть, і не буде ніколи цього. А от культура спілкування дійсно деградує. Інша справа, що в широкому сенсі культура. Тут не ненорматив, як на мене винен, а самі ми — люди…

  30. Ух, ти! Для мене це нове слово. 🙂 Раніше не знав про нього. Ось так з-під «пера» тендітних осіб я поповнюю свій словниковий запас.)))

    По суті: та ні, немає в мене гострої реакції))) Я безпристрасно констатую. 😉 Коли хтось гордовито задирає носик: «вони не варті моєї уваги», — то його право. Хоча, мені це кумедно…

    Перепрошую, якщо завадив. 🙂 :rose:

  31. Он же,Бродский
    «Не считался он табу и для французской, немецкой и английской поэзии разных периодов. В современной американской поэзии мат (название органов и физиологических отправлений материально-телесного низа — four-letter words) является одним из способов выражения эмоционального в соответствующих контекстах.»

  32. Андрей, никто нос не задирает.
    Просто каждый выбирает свой круг общения. Если кто-то воспринимает на слух только пересыпанную матами речь (см. картинка Оксаны), а обычные слова не понимает (как-то сказали мне «слишком умно говорите» — с вызовом, как будто это оскорбительно), то смысл продолжать разговор?

  33. Алекс, а Вы согласны, чтобы с Вами на таком «эмоциональном «языке разговаривали? :unsure:

  34. Нам, наверное, трудно представить, но есть немало народов, в культуре которых мата нет вообще.

  35. а обычные слова не понимает
    =======================
    Ну, тут визнаЮ твою правоту. Якщо немає жорсткої необхідності в такому спілкуванні — то саме з такою людиною, яка не розуміє мови без ненормативу, спілкування шукати не треба.

    А якщо дуже необхідно достучатися й до такої людини, тоді доведеться розмовляти з нею її ж мовою. 🙂

    Наприклад, як в цьому випадку:
    http://blog.i.ua/user/236454/74387/

  36. Вы не выучили урок:
    «УМЕСТНОСТЬ мата как и любого другого стиля речи и ЕСТЬ ТОТ КРИТЕРИЙ, которым руководствуется человек. Уместность эта особенно важна для поэтического выражения. «

  37. мне кажется. что Поддервьянский (не знаю, как правильно написать), Алешковский, Генри Миллер и иже с ними. — это все-таки из другой оперы.

    Здесь мат используется не для связки слов, а как стилистический прием. И как раз в этом я ничего плохого не вижу: табуированная лексика — такая же часть языка, как, скажем, спэнг или диалектизмы. Никому ведь не приходит в голову говорить, что Солженицын исрользовал в произведениях тюремный слэнг, потому что других слов подобрать не мог…

  38. писала в предыдущем комментарии, но повторюсь: Генри Миллер, Лимонов, Алешковский, Ерофеев — у них не хватает словарного запаса?!

    Читала несколько интервью Подеревянского — по-моему, человек далеко не глупый (и в интервью он говорил не на сурдике, не стихами и без матов). Не надо путать литературу и скандал в маршрутке — литература только отражает язык времени, эпохи, определенной прослойки общества, а не создает его.

  39. Никому ведь не приходит в голову говорить, что Солженицын исрользовал в произведениях тюремный слэнг, потому что других слов подобрать не мог…
    ==========================
    :good: :good: :good: :good: :good:

  40. В данной статье не идет речь о поэтическом и литературном использовании ненормативной лексики. Здесь поднят вопрос о том, что об уместности употребления мата никто сейчас не думает, о его большом количестве в речи подростков, детей, женщин. О том, что мужчины используют его повсеместно, оскорбляя тем самым людей, находящихся рядом. :negative:

  41. Согласна со всеми теми, кто не приемлет мат ни в какой форме, нигде и никогда…Молитва дьяволу — так сказал один православный священник. А что порождает в наших детях общение с применением вовсю мата? Кроме злости и агрессии один против другого, и прежде всего — неуважения к женщине. И никакой это не язык: ни русский, ни еврейский… В какой бы он Африке не звучал.. Попробуйте жестокий эксперимент, начните с чувством, как это бывают произносят, говорить мат возле обычного ребенка, который не знаком пока еще с этой ненормативностью, лет 4-6… Или, лучше не пробуйте, не молитесь во имя зла, потому что ребенок кроме отвращения ничего не испытает, даже не понимая, что ему говорят… Спасибо автору за отличную статью!

  42. Ксюша, а як на мене — тут мова йде взагалі про обсценну лексику — і в літературі, і в повсякденному житті. І якраз в коментарях навіть не 100%-ві противники мату загалом пишуть про саме доречність використання цієї лексики. Та й стосовно чоловіків… Ненорматив давно перестав бути «чоловічою мовою».

    Хоча, я багато в чому погоджуюсь із тобою — культура спілкування має бути. І має бути культура мата також. 🙂 Інша справа, чого ми чекаємо від суспільства, яке взагалі жодної культури не має? :unsure: Люди, які в сумі своїй не поважають ані інших людей, ані закони, ані мораль, ані свою державу, які жорстоко ставляться до тварин, тощо — ці люди займуться саме культурою своєї мови? І це буде єдина культура висока, а все решта буде зіпсованим? Ти ж розумієш, що це неможливо…

  43. Так я о прецеденте Подеревянского и пишу)

  44. » начните с чувством, как это бывают произносят, говорить мат возле обычного ребенка, который не знаком пока еще с этой ненормативностью, лет 4-6…»
    ———————————————-
    Renata, не в обиду, но если возле ребенка говорить приличные слова, но с ТЕМ ЖЕ чувством…результат будет такой же.
    Ребенок реагирует на интонации, а не на смысл.

  45. Ой, Ренато… Не сприймати ненорматив — це врешті решт право кожної людини. І це була б не найгірша риса такої людини, тут будь ласка. А от, при всій моїй повазі до священиків взагалі, тут я вважаю такі слова «молитва дияволу» — дуже нерозумними та недоречно сказаними. Молитва дияволу — це молитва дияволу. І не треба підмінювати понять. Ми й так в нашому житті заплутались — що добре, а що погано. А тут ми перемінимо всі поняття — ясніше від того не стане.

    Ризикну припустити, що дитина не зверне увагу, якщо десь якесь слово почує в потоці речення. Або спитає, якщо помітить незнайоме слово — що воно означає. Хоча, знову і знову: ДОРЕЧНІСТЬ застосування кожного слова — як в часі так і в оточенні. Мат, який лунає в театрі або в Храмі звучить по-дурному (виражусь м’яко). І це майже всі розуміють.

  46. Учу не я,а Бродский.Его текст-«Поэзия И.Бродского»,полагаю,будет интересен всем,кто пишет и читает.

  47. Renata говорит:
    22.11.2012 в 16:05
    «Кроме злости и агрессии один против другого, и прежде всего – неуважения к женщине. »

    И что вы на это скажите?

  48. Скажу, що коли я був дитиною, то у дворі ми так само часто використовували мат. Автор статті правильно описав психологію ненормативної лексики в дитячих компаніях, там де про «свій-чужий». Тут жодним чином це не виховало в мені агресію до інших або неповагу до жінки… :unsure:

  49. Когда ребенок слышит подобные фразы от отца в адрес своей матери (а такое в Украине случается часто), можно только себе представить, что происходит в его голове, сколько страхов и незащищенности рождается в его душе. Потому, что иначе, как моральным насилием отца над матерью это не назовешь.

  50. А ось тут згоден. Оксано, я ж знову кажу: доречність. Хто ж скаже, що коли взагалі чоловік до жінки звертається лайкою — це добре??? :wacko: Навіть, якщо він ображає та принижує нематерними висловами (а є достатньо слів, якими можна принизити не гірше за матюки) — хіба до цього треба прагнути??? Таке застосування мови взагалі ганебне та неприпустиме. Тим більше в присутності дитини. Хоча, і в її відсутності — також…

  51. Оксана, матом при ребенке нельзя конечно. хоть грубо, хоть нежно…
    но и демонизировать мат, это придавать ему просто какую-то мистическую силу. тут и до оккультизьма недалече. 😉

    важна не форма слов, а то, что ты в них вкладываешь.
    поверьте, моральное насилие вполне себе возможно и без мата.
    случаев, сколько угодно!

  52. Ну если матерные слова — это просто пустой набор звуков и букв, тогда конечно, демонизировать их не нужно. :scratch:

  53. я обычно, если припрет, говорю — «твои нервы!!!», но с ТОЙ ЖЕ интонацией.
    и чего?)) вроде без матери, но с тем же смыслом.)))

  54. А як на мене — кожне слово — порожній набір звуків. До того, як ми в нього вкладемо конкретний зміст. А потім вже: «діти, зараз ми запишемо з вами слова, які ніколи не можна говорити». І ми звикаємо, що ось такі слова — лайка, а ось такі — зовсім брудна лайка. Хоча чим відрізняється «статевий орган» від його матерної лексеми — я зовсім не розумію… :unsure: З іншого боку: так — можна, а так — не можна… Запам’ятав. Усвоїв. Але не зрозумів. 🙂

  55. Так можно. 🙂 😉
    Но были бы у нас все такие «любители» ненорматива, как Андрей и Андрей. 😉

  56. Оксана, я всегда стараюсь выучить другой язык, если есть случай и возможность.
    и никогда не пропускаю — выучить ругаться по иностранному.(должно быть от испорченности, 🙂 плюс любопытство).

    так иногда если очень хочется ругаться, матерюсь на разных языках. людям вокруг интересно и не обидно. мне легче. все довольны! рекомендую. 😉

  57. ага, а самі написали «перетворюють в» замість «перетворюють на».
    не повірите, сиджу вдома — не матюкаюсь…
    може, тому що в принципі майже не розмовляю…
    а ходила на роботу… словом, добре, що там дітей немає :whistle:

  58. Андріє, мені здається, автор підняв іншу ПРОБЛЕМУ, ніж ту, в русло якоі ви з Алексом перевели обговорення, а саме : феномен мату в культурних традиціях росіян. По-перше, в УКРАІНСЬКИХ традиціях ЦЬОГО немає! Згадай лише — «трясця його матері» і «е………… мать», або «пішов ти до дідька» і » пошел на …..й» і т.і.
    По-друге, кажучи «цього», маю на увазі — брутальну ФІЗІОЛОГІЮ.
    Саме ЦЕ, я, вихований в ІНШИХ традиціях (від батька. матері, бабців, дядьків своіх і тіток НІКОЛИ не чув русского мата), ні в якій формі не можу ЙОГО сприймати. Мене дуже смішило і тішило, коли бабця лаючи когось, казала: тебе що, гедзь вкусив? В перекладі ж на російську, даруй за «натуральність», це було б: «ти что еб ……ся?»
    Ми ж живемо в Украіні. І тому мені здається, що для украінців, які лаються російською, наша МОВА (нехай і суржик) не виконує один з найважливіших аспектів своєї експресивної функції — звільнення від негативних емоцій.А навпаки, за уживанням в ній ОТІЄІ вульгарщини провокує ВИКЛЮЧНО відразу і напруження.
    П.С.
    Можливо сумбурно і плутано, але так МЕНІ здається.

  59. 100% могу утверждать, что все народы СССР научились мату именно у русских. В их родном языке такого стиля общения и близко не было.

  60. Можливо сумбурно і плутано,-……Боюсь нарваться на окрик унтера Пришибеева в юбке-Оксану,но :»Умри ,Денис,лучше не скажешь!».

  61. Добавлю,чтобы разобраться в феномене,нужно рассмотреть его в различных проявлениях.Метода такая!

  62. дивися, бо ми з горожаніним приревнуємо
    :whistle:

  63. Лена, столько внимания каждый раз моей персоне со стороны Алекса, что я уже начала подозревать неладное. :scratch:
    И все учит и учит :whistle:

  64. «Умри, Денис,лучше не скажешь!».
    Дякую Алексе за комплімент.
    Такі ми , украінофіли — сумніваємося. На відміну від вас, «украінських» русофілів.
    (Увы, так уж устроен свет: тупоголовые твердо уверены в себе, а умные полны сомнений./Бертран Рассел / ) :bye:

  65. то він побачив перспективу.
    а мене вже й не пробує вчити :unsure:

  66. Яку перспективу? :unsure:
    Кивалова я все-равно не полюблю. :whistle:

  67. горожанин говорит:
    22.11.2012 в 17:59
    ===================
    Пане Валерію, те, що Ви пишете — дуже слушно. Одне тільки зауважу: нікуди я нічого не переводив, тим більше з Алексом. Ті цитати, які навів Алекс я підтримав, бо погоджуюсь. А стосовно різниць між традиціями російської та української мов я просто не писав, бо упустив цю підтему.

    Втім, Ви заповнили цей пробіл. Що можна додати? Що з часом, як указує в своїй статті автор, російський мат просочує собою й українську мовну традицію. Так, можливо, це колись не було властиво українському народові. Але зараз це можна почути як від російськомовних так і від україномовних. Навіть, коли я навчався в університеті, то іноземні студенти розмовляли російською з трудом та акцентом, а от матюкалися досконало та акценту я від них не чув. 🙂

    Від своїх батьків та дідів я мату не чув. Не було у нас родинної традиції спілкуватися матом. Але ставлення МОЄ особисте до мату не таке войовниче. Втім, визнаю за кожним право мати саме своє ставлення.

    Тим не менше, досі вважаю, що є моменти, коли ненорматив може бути навіть корисним (я вже писав про це). Тільки він не має бути основою та лунати звідусіль та завжди, це зрозуміло…

    До речі, не пригадаю, щоб я застосовував ненорматив, коли говорю українською… Може й було, точно не скажу, але не пригадується…

  68. «Від своїх батьків та дідів я мату не чув. Не було у нас родинної традиції спілкуватися матом.»
    Именно поэтому ты к мату так лояльно и относишься, только как к шутливому способу выражения своих эмоций.

  69. Rainbow говорит:
    22.11.2012 в 19:05
    дивися, бо ми з горожаніним приревнуємо
    &&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
    Oxana говорит:
    22.11.2012 в 19:11
    Лена, столько внимания каждый раз моей персоне со стороны Алекса, что…
    =======================
    Я вже думав, що закінчення фрази буде таке: «ЩО Я ВЖЕ САМА ДО СЕБЕ РЕВНУВАТИ ПОЧИНАЮ»… Аж розчарувався, прочитавши інше. 😀 😀 😀

  70. Ксюша, дякую, але я не зовсім з тобою погоджусь. Бо тут така справа: ті люди, які не сприймають мат взагалі — також здебільшого від батьків його не чули.

    Просто я ж як писав раніше: до різних людей ставлюсь по-різному, до різних собак — також по-різному. От і виходить, що до різного мату — також по-різному. Бо і мене обурило, коли я з малою своєю підходив до жінок, які чимось торгували на вулиці, і вони застосовували саме «народну лексику». Тоді я висказав трохи, то отримав у відповідь вибачення (хоч і були жіночки трохи нетверезими). Тож, тисячний раз повторю свою позицію: всьому свій час та своє місце.

  71. У меня папа очень эмоциональный и с юмором человек. И он тоже никогда особенно не сдерживался в высказываниях при помощи «языка поэзии :wacko: » (мата)
    Возможно, когда такая лексика присутствует только где-то вдалеке, вне семьи, ты не чувствуешь ее агрессию и вред настолько, насколько те дети и люди, которые слышат это постоянно. От себя скажу, что мне всегда было это очень тяжело слышать, при всей моей любви к отцу.

  72. Мені здається, це ти вразлива дуже… Хоча я тут не можу повністю відчути, ти права.

    В мене був випадок, коли я трохи втратив контроль за тим, що говорю. Відправив в поліклініці якусь хвору на рентген, в неї мало на мою думку бути все вже добре, скарг ніяких не було, рентген просто призначив, бо так треба — на всякий випадок… А там — численні метастази в легені… Навіть сам не зрозумів, як в мене вирвалося: «Вот, бл…!» В присутності мед. сестрички кабінету та санітарочки — обидві молоденькі дівчини… Добре, що пацієнтки не було в цей час в кабінеті… Потім вже реакція була: «Ой, перепрошую…». А дівчата: «Та нічого…». Зрозуміли тоді… А взагалі це було не властиво мені, щоб на роботі… Різне буває…

  73. не согласна. По-моему (хотя надо, конечно, почитать какого-то маститого филолога) табуированная лексика тем и отличается от ненормативной, что это что-то «нечистое», «нехорошее» на уровне неосферы…

    Попробую пример. Один и тот же предмет. Маленький ребенок говорит ненормативное «писюн» в любом обществе, абсолютно не стесняясь (было бы неприлично даже, если бы он говорил литературное «фаллос»). Но почему-то, услышав название того же предмета из трех букв, он сразу знает, что это «нехорошее слово» (очень редко дети в этом ошибаются). Он слышит массу новых слов и без стеснения спрашивает: «Что такое дирижабль?» Гораздо реже дети обращаются к маме с вопросом «Что такое …?» Причем второе он, поверьте, слышит чаще, чем «дирижабль»…

    Но именно это «табуированность» и придает мату смысл. Очень немногие люди умеют говорить эти слова красиво, но иногда действительно звучит! У того же Подеревянского, которого тут неоднократно вспоминали: «На болоті стояв храм с протоіреями, капітеліями і прочєй положенной по…нью». Ну хорошо же! Хотя, безусловно, если Подеревянский попросит продавщицу в магазине дать ему «вот ту по…нь» звучать будет совсем по-другому.

  74. «должно быть от испорченности» :yes:

  75. Сейчас в стране началась котовасия с биометрическими паспортами. Я, конечно же, против этой затеи. Но когда слышу о таких историях, о которой рассказал автор (про маршрутку с двумя дегенератами), то понимаю: каждое быдло должно быть с клеймом…

  76. Нашим пацанам никто не объясняет, что сегодня он матерится при подруге, а завтра подруга станет его женой или сожительницей и будет материться на него.

  77. Неправда, не существует ни одного (!) языка без табуированной лексики: где-то она опирается на физиологические понятия (как в русском), где-то религиозные.
    Но слова-табу обязательная составляющая любого языка: все носители их знают, но никто не говорит вслух. Возможно, проблема как раз в том, что русский мат утратил свой смысл…

  78. Как раз на днях на «Поле чудес» я купил книгу Л. В. Успенского «Культура речи» за 1976 год. Из этой книги я, например, узнал, что недопустимо человеку кричать: «Эй, ты, слышь!? Ты чего тут шляешься?». А нужно сказать: » Простите, товарищ, не объясните ли вы мне, что вам угодно тут, на дворе завода?»
    Еще пример. Недопустимо говорить: «А катись ты, знаешь куда?» Нужно говорить так: «Я вынужден вас , уважаемый гражданин, просить оставить помещение».

  79. Я думаю, что, обговаривая данную тему, мы просто обязаны вспомнить слова А. С. Пушкина:
    «Истинный вкус состоит не в безоговорочном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

  80. Я не слишком хорошо знаком с творчеством Л. Подервянского, но если он в присутствии незнакомых женщин (да пусть и знакомых) сознательно употребляет мат, то он просто до неприличия вульгарный хам.
    И я бы никогда его не сравнивал с Генри Миллером, потому что Генри Миллер — это классика и мата в его произведениях практически нет…

  81. ну, извините, из книги слов не выкинешь: ввела в поисковик только одно слово и на второй же странице два раза)) Точечки мои.

    «Это была одна пи…а из миллиона, эта Илона! Лабораторный экземпляр — и вряд ли на свете найдется лакмусовая бумага, с помощью которой можно было бы воспроизвести ее цвет.
    (…)
    Скважина без ключа. У нее был немецкий рот, французские уши и русская задница. Пи…а — интернациональная.

  82. Конечно, многие любят погорячее, и находятся писатели, которые потакают таким желаниям. Но одно дело, когда ты используешь матерные слова в своих произведениях, и другое дело, когда ты на ровном месте сыпешь этими словами, глядя человеку в лицо…

  83. Да, это «Тропик рака» — культовое, так сказать… (И это не ошибка перевода!)

    И я не поклонница Миллера, просто в какой-то момент я интересовалась феноменом мата в литературе. В подростковом возрасте мне попал в руки Юз Алешковский и… он меня нокаутировал! Нет, я знала эти слова, но увидеть их написанными в книге! Опять повторюсь: в этом смысл употребления табуированной лексики — вызывать эмоции.

    Благо дело, я выросла в филологической семье и почитать на эту тему было что.

  84. здесь согласна на все сто)) Я именно поэтому и вступила в дискуссию, что автор в комментах вдруг почему-то Подеревянского вспомнил, а мне кажется, что мат в маршрутке и мат в литературе — далеко не то же самое.

  85. :good:
    Ось про це я цілий день і пишу. А Олександр Сергійович як стисло та як влучно написав!

    Хочеться, слід за великим поетом вигукнути: «Ай, да Саня!» 🙂

  86. Олю (можна я так звертатися буду?), ну, якщо я правильно пам’ятаю своє дитинство, то на вулиці ж поясняють, що це слова, які ні в якому разі не можна при дорослих казати, що за них дуже лають ті дорослі… Як на мене, то немає ніякого містичного значення в цих словах. Все це на рівні домовленості. Ось є слово «Х…» — його вважатимемо найгіршим словом, яким називають статевий орган, його будемо соромитись, його не можна вимовляти. Ним можна тільки лаятись в своїй компанії… І так з покоління в покоління… Мені здається так…

  87. Я не считаю, что мат уместен в литературе. Литература-это то, что вы можете дать почитать свои детям или родителям. ВЫ дадите им почитать матюки? Единственное место, где мат может быть оправдан-строго в мужском обществе, при сильных эмоциях, не задевая этими словами, кого-то из присутствующих.

  88. Прочитал последние комменты и вспомнил старый анекдот: «В выходные дни дворник Пахомыч прочитал Камасутру. В понедельник он дважды послал напарника на нефритовый жезл и четыре — в пещеру цветущего лотоса!»

  89. где-то читал, что это самое — страшное слово на Х… — происходит от тюркского названия ножен для сабли. вот и вся «мистика» … про запрет на уровне неосферы придумали потом.

    происхождение остальных, табуированых сегодня, слов — не менее прозаичен.

  90. Ну я вовсе не имела в виду, что матерныей слова имеют какой-то божественный и сакральный смысл.

    маты возникли так же, как все остальные слова, а уже потом приобрели «запретное» значение. Неосфера, насколько я помню (может, и неправильно), это совокупный разум людей, то есть сначала слово есть в разуме каждого носителя языка, потом каждый понимает, что оно запретно, а уже потом оно становится табу — подозреваю, что этот процесс занимает не одно тысячелетие.

    А вообще: пойду почитаю специалистов — очень заинтересовала тема.

  91. Єлисаветградський лікар говорит:
    22.11.2012 в 20:50
    —————————————————
    Андріє, мій тобі закид стосувався того,що ти підтримав намагання Алекса увести дискусію в хащі ,так би мовити, теоретичніх розвідок відносно феномену руського мату.Тоді як ТЕМА, може мені лише здалося?, про інше — культурну і нравствену деградацію нинішньоі молоді (і не тільки іі).І матюки у вільному спілкуванні, це реальна (видима) ІІ ознака.Одночасно вони ж є і благодатним грунтом для іі (деградаціі) поширення.
    Я сам, далеко не пуританін. І схитрував би, коли сказав, що ніколи не вживаю міцних слів. Тому в сенсі твоіх розмірковувань: «коли ненорматив може бути навіть корисним…» у мене заперечень немає. Та коли, образно кажучи, «урологія,гінекологія і сексопатологія» покидають своі межі і перекидаються чи не в дитячі садочки, втрачаючи своє «предназначення» (в прямому і в переносному смислі), то я КАТЕГОРИЧНО проти. Це як справляти нужду в громадському місці.

  92. Ольга Степанова, я вам могу сказать, для примера, что все мужчины мусульманских народов бывшего СССР хорошо знают русский мат. Однако они НИКОГДА не скажут ничего подобного ни при своих детях, ни при своих женщинах, ни при своих старших. На это есть жесточайшее табу. Если кто-то это сделает, у него спросят: «Ты что бомж, алкоголик или русский??»

  93. Человеческая речь по классификации специалистов делится на три категории:
    1. Правильная, академическая речь образованных людей.
    2. просторечье — речь людей, почему-либо не получивших образования, высшего во всяком случае, а возможно, и среднего.
    3. Грубая, вульгарная речь отбросов общества.
    Понятно, что если человек без видимых причин злоупотребляет нецензурными словами, то он автоматически скатывается в третью категорию.

  94. Мы опять пришли к холопству и панству, а значит назубок должны выучить следующие выражения:
    1. «Ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебя жаловать».
    2. «ты — ешь, а барин изволит кушать».
    3. «Ты спишь, а барин изволит почивать».

  95. Анекдот в тему:
    » Интеллигентный молодой человек стеснялся сразу перейти с девушкой на «ты». Поэтому полгода занимался любовью с Людмилой Васильевной».

  96. Он же
    «Я ведь как Жанна дАрк. Та тоже — нет, чтобы коров пасти и жать хлеба — так она села на лошать и поскакала в Орлеан, на свою жопу приключений искать. Вот так и я…»

  97. Современная «матовая» ситуация-последствие социальной революции 1991.В транзитном периоде прежние моральные ценности дикредитированны,а новые еще не появились(в диком капитализме в них просто нет надобности).Вот почему экскурсы в советскую историю или еще более дальнюю, только збивают с толку.Пока демократия будет восприниматься как свобода от ответственности,нециливизованно,а отчуждение человека будет происходить в самых жестоких формах,мат будет иметь тотальный характер.

  98. Та коли, образно кажучи, «урологія,гінекологія і сексопатологія» покидають своі межі і перекидаються чи не в дитячі садочки, втрачаючи своє «предназначення» (в прямому і в переносному смислі), то я КАТЕГОРИЧНО проти.
    ===========================
    Та і я ж проти… Тому і пишу вже кільканадцятий раз в цій темі, що доречність застосування дуже важлива. Тому й погодився, коли Алекс також написав про ту доречність. І тому мені здається, що тема трохи просто ширше обговорюється, але не уводиться (і важко увести, навіть, якщо хочеться) від теми обговорення. Хоча, не виключаю, що я помиляюсь та не розгледів таких планів…

    Коли люди матом звертаються до дітей, коли мат лунає з телеекранів — це погано. І думаю, навряд знайдуться люди, які напишуть протилежне, тому нема тут про що сперечатися. :yes:

  99. А і справді, дивно — про що ми тут взагалі з тобою сперечаємося. Скоріше стверджуємо одне й те саме різними словами. 🙂

  100. Есть хорошее русское слово,вульгарность.Рафинированные «интеллигенты» очень часто выглядят вульгарно.А крепко сказанное,к месту, матерное словцо входит в классику литературы.Немного проработал в пенитенциарной системе.Эти слова снимают отрицательную энергию,без них зона захлебнулась бы в собственном негативе.

  101. Рафинированные «интеллигенты» очень часто выглядят вульгарно.

    :wacko: :wacko: :wacko:
    Трудно себе такое представить. Назовите хотя бы одного такого человека.
    Уж ни А.П.Чехова или С.Рахманинова Вы имеете ввиду?

  102. А вообще это прискорбно, что большинство не мыслит себе искренности без мата. А это скорее всего говорит о скудости средств выражения большинства людей в нашем обществе, когда все эмоции выражаются с помощью 7-ми слов. Вспомните Эллочку Щукину из «»12 стульев». Она легко и свободно обходилась аж!!! 30-тью словами. 😉

  103. Я думаю, именно так воспринимали большевики интеллигентов, грабя их дома, матерясь и уничтожая все, что осталось от этих «вульгарных» людей.

Добавить комментарий