«Тебе, никогда не знавшему меня…»

«Ни одна не станет в споре красота с тобой» — этими строками Байрона начался спектакль по новелле С.Цвейга «Письмо незнакомки». Перед кировоградским зрителем на сцене областной филармонии разворачивалась печальная история о женской верности до гробовой доски.


Несомненно, звездой спектакля стала исполнительница главной роли Тамара Морозова. Она почти мгновенно перевоплощалась из образа в образ. Первая сцена спектакля — концовка жизни незнакомки: ее ребенок умер прошлой ночью, а сама она осталась в полном одиночестве, опустошенная отчаянием и безответной любовью, лишенная сил жить дальше. Потом разворачивается вся история с самого начала, с самого детства: робкая школьница-подросток скороговоркой рассказывает о своей первой встрече с писателем Р., о том, как в ее душе зародилась любовь, как она росла и расцветала, как героиня из девочки превращается в женщину. Следующая сцена — ей 18 лет. Белое платье, первые шаги в самостоятельной жизни — и первый опыт уже взрослой любви. Первое болезненное разочарование: «Ты не узнал меня». Это разочарование будет преследовать ее до самого конца. Следующий образ — падшая женщина, продающая себя богатым мужчинам, чтобы обеспечить сыну безбедную жизнь. И финал — белый больничный халат, последние душевные терзания, ожидание неизбежного. «Когда я умру, кто будет присылать тебе розы в твой день рождения?..»

«Письмо незнакомки» киевский театр «Визави» по праву считает своей визитной карточкой. Этому спектаклю более 20 лет, им восхищались в Украине, России, Молдове, Беларуси. А кировоградские поклонники театрального искусства могут также вспомнить пьесу «Поцелуй императрицы», с которой театр «Визави» приезжал в наш город около двух лет назад. Судя по тому, как было воспринято «Письмо незнакомки», главных актеров театра Евгения и Тамару Морозовых мы увидим на кировоградской сцене еще не единожды.

— В Кировограде произошло то, что за все 20 лет во время этого спектакля не происходило, — отметила Тамара Морозова во время общения с корреспондентом «УЦ», — зрители начали аплодировать в середине сцены. Чаще мы наблюдаем противоположную реакцию — действие заканчивается, а зрители еще некоторое время сидят тихо, не совсем понимая, что спектакль уже закончился. Такая реакция очень приятна, потому что аплодисменты показывают, что конкретно этот эпизод был сыгран хорошо. Да и зал, хоть и не был полным, но аплодисменты были такие звонкие, что он казался переполненным. Так что ждите нас снова.

— Роль Незнакомки очень сложная — много текста, много экспрессии, да и чисто психологически, наверное, ее играть непросто. Насколько трудной оказалась эта роль для вас лично, Тамара?

— Знаете, «Письмо незнакомки» мы ставим уже много лет, и за это время я научилась работать в этом спектакле, как часы. Но вы правы, роль непростая. К тому же сегодня я несколько ограничена в средствах выражения — у меня небольшая ангина, и поэтому я не могла работать голосом в полную силу.

— Подозреваю, что Незнакомка — одна из ваших любимых ролей.

— Да, несомненно. Но больше всего мне все-таки нравится роль императрицы Екатерины из «Поцелуя императрицы». В «Письме незнакомки» я практически неограничена в средствах выражения, я могу кричать, шептать, хрипеть, петь фальцетом. А в роли императрицы те же по силе эмоции нужно выражать с максимальной сдержанностью — коронованная особа не имеет права на чрезмерную эмоциональность, тем более на публике. И в этом вся прелесть. К сожалению, сейчас мы не ставим «Поцелуй императрицы» — по известным причинам.

— Вы верите, что в реальной жизни бывает любовь, подобная описанной Цвейгом?

— Я не просто в это верю, я даже знаю одну женщину, жизнь которой сложилась похожим образом. Правда, в реальности все намного проще, никакой трагедии в жизни этой женщины не случилось, ей не надо было себя продавать, она спокойно работает, растит ребенка, у нее все хорошо. Но она всю жизнь любит одного мужчину. Вообще сама новелла для меня даже не столько о женской преданности, сколько о том, что, проходя мимо какого-то человека, ты можешь запросто не заметить чудо. Я, например, не могу махнуть рукой на чувства близких мне людей или вынести быстрое суждение о ком-то — а вдруг я оттолкну от себя самое лучшее, что может быть в моей жизни, и даже не замечу?

— Тамара, вы не только играете в театре. У вас много ролей в кино и сериалах, вы озвучивали и дублировали многие кинокартины. Какой из всех этих видов деятельности вам нравится больше всего? Театр? Кино?

— Прежде всего, конечно, театр — это не просто моя работа, это моя семья. Мы с Евгением — не просто муж и жена, мы и есть театр «Визави». Наш театр работает по принципу антрепризы, у нас нет стабильной труппы, Евгений предпочитает приглашать актеров других театров на те или иные роли. Я сама не только актриса, но и сценарист. «Поцелуй императрицы» написала я. Кроме этой пьесы, театр «Визави» ставил спектакли «Любовь без правил», «Снегурочка для взрослого сына», «Муж по недоразумению» — сценарии к ним я написала сама.

— Кстати, как живется частным театрам в Украине?

— Сложно живется. С одной стороны, у нас нет государственной поддержки, и, если какой-то из проектов станет провальным, театр может закрыться. Зато, с другой стороны, мы чувствуем, что полностью зависим от зрителя, и стараемся давать ему самое лучшее. Если в государственных театрах халтура может пройти, и театр будет жить дальше благодаря деньгам из бюджета, то нам выдавать халтуру — непозволительная роскошь. Кстати, по этой же причине мы нечасто приглашаем в свои постановки звезд — громкое имя, конечно, привлечет зрителей, но звезды редко выкладываются на полную, их заботит не спектакль, а то, как они выглядят перед камерами. Часто бывает так, что актеры местных, провинциальных театров играют намного лучше именитых.

— Из-за ситуации на Донбассе театр «Визави» был вынужден внести изменения в репертуар. Как еще события в стране повлияли на театр и актеров?

— Да, с одной стороны, некоторые из пьес сейчас лучше не ставить, но я надеюсь, что через время все наладится и они снова вернутся на сцену. А с другой стороны, появляются неожиданные идеи. Сейчас, например, Евгений работает над совершенно новой для него постановкой по произведениям Юза Алешковского. Те, кто знаком с творчеством Алешковского, думаю, будут заинтригованы. Этот спектакль, конечно же, только для взрослых, так как язык оригинала будет сохранен. Это будет жесткая сатира о том, откуда в России появилось целое общество манкуртов, как такое общество формировалось, начиная с советских времен, и откуда взялись эти самые пресловутые 86% поддержки президента. Естественно, после такой постановки наш театр станет невъездным в Россию. Но разве в нашей родной стране нет людей, до сих пор скучающих по СССР и мечтающих о дешевой колбасе? Есть, и их очень много. Наше общество на самом деле не так далеко ушло от российского, эта проблема актуальна именно для нас, украинцев. Да что я вам рассказываю — скоро сами сможете все увидеть.

Что ж, мы действительно заинтригованы, а потому с нетерпением будем ждать новых спектаклей от Евгения и Тамары Морозовых.

Беседовала Виктория Барбанова, фото Павла Волошина, «УЦ».

Добавить комментарий