Он из джаза

«Сегодня он играет джаз…» Впрочем, он играл его и вчера, и позавчера. И даже тогда, когда служил чиновником — начальником Одесского областного управления культуры. Джаз — это его жизнь, его суть, его Родина, которую он не продаст ни при каких обстоятельствах…

Перечислить регалии джазового пианиста, композитора, организатора популярнейших фестивалей Юрия Кузнецова просто нереально — места на газетной полосе не хватит. Да и незачем: музыканта нужно слушать. Впрочем, есть одна награда, которой маэстро гордится безумно: ее вручил Кузнецову и замечательной, недавно ушедшей от нас певице Татьяне Боевой сам сэр Пол Маккартни. За оригинальное исполнение его знаменитой Yesterday.

Мягкий одесский говорок Юрия (без гротескного кривляния «тети Сони» Клары Новиковой) не оставляет сомнений в его принадлежности к великому южному городу. Но корни Кузнецова здесь — в Кировограде! Здесь жили его бабушки и дедушки, сюда в минувшую пятницу он приехал не только дать концерт в областной филармонии, но и поклониться их могилам. Приехал, как положено одесситу, с женой, дочкой и любимой собачкой. Тоже джазовой, между прочим…

— Юрий, вы закончили консерваторию по классу фортепиано, получили классическое образование. А что же все-таки первоначально послужило толчком посвятить себя джазовому исполнительскому искусству?

— Изначально — это …лень, которая с детства меня преследовала. Ленивый человек всегда ищет возможность как бы побольше сыграть, но поменьше учить. Для этого начинаешь подбирать по слуху, а это, в свою очередь, одна из первых ступеней на пути к импровизации. А от импровизации уже прямая дорога к джазу. Вот так я постепенно двигался к джазу. Я начал постигать азы американского, черного, джаза и в какой-то момент понял, что меня это развивает, но мне этого мало. Мне захотелось вернуться к классике, но уже через импровизацию, через собственное понимание музыки. Вернуться к Баху, Моцарту, Бетховену, Шопену, Рахманинову со всем тем, чему меня научил американский джаз…

— Одна из ваших концертных программ называлась «Вся жизнь – Джаз!». В этой связи: в чем суть жизни джазмена? Это состояние души или рамки определенных условностей? И может ли человек-не музыкант жить по законам джаза?

— Давайте начнем с конца. Конечно, человек — не джазмен в профессиональном смысле, но живой, ищущий, кайфующий от жизни, стремящийся поймать ветер в паруса, может жить по законам джаза. Для этого совершенно не обязательно играть на фортепиано или саксофоне. Джазовый стиль, импровизация — это не только музыка, эти понятия давно вышли за чисто музыкальные рамки.

Мы идем по жизни и не знаем, что нас ждет за углом: то ли кирпич на голову упадет, то ли встретится прекрасная девушка. Или услышишь замечательную мелодию из окна проезжающего автомибиля. Вся наша жизнь состоит из неожиданностей, и это импровизационное море, в котором можно утонуть, можно некрасиво барахтаться, а можно плыть, лететь над водой, быть в своей стихии. Кто как. И здесь умение импровизировать, ощущение ритма жизни имеет первостепенное значение.

Что определяет стиль жизни джазового музыканта? Это, конечно же, ощущение внутренней свободы. Люди много рассуждают о свободе, но часто просто не понимают, что это такое. Все хотят освободиться от каких-то пут, выйти за рамки — моральные, бытовые, закона, общежития… Джаз как импровизационное искусство стремится рассказать и показать людям, что такое свобода. Философы, йоги, восточные мудрецы говорят, что достигли абсолютной свободы. Думаю, ее достигли очень немногие.

В нашем обычном мире джаз дает самые первые, самые простые уроки свободы. Вот человек приходит послушать джаз, и, вместо того, чтобы сидеть скованно и зажато, как на концерте камерной музыки, он начинает притопывать ногой, двигаться в такт, подпевать после каждого соло, прямо посреди вроизведения вдруг вспыхивают овации. Те, кто первый раз попадает в такую обстановку, удивляются — неужели в концертном зале можно себя так вести? Но очень скоро понимают, что здесь они свободнее, чем на улице или в разных прочих обстоятельствах.

Постепенно постигая азы джаза, человек начинает понимать, что и эта музыка сама по себе тоже свободна от многих условностей. Он пришел послушать какую-то конкретную вещь, которую хорошо знает, а тут этот музыкант играет ее так, что она лишь угадывается. В классике это невозможно, там ты обязан играть «по тексту». В джазе — тебя всегда ждут сюрпризы: музыка как бы та и не та. Вот это и есть вторая степень свободы: музыка раскрепощена и зависит только от музыканта…

— Судьба и дружба вас связала со многими известными людьми. Кто из ваших знакомых, как и вы, мог бы сказать: «Вся моя жизнь — Джаз!»?

— Александр Панкратов-Черный. Я знаю его много лет, мы дружим достаточно близко, даже отдыхаем вместе. Я писал музыку к фильмам, где он снимался. Вот он внутренне очень джазовый человек. Он очень свободный, народный, открытый, талантливый человек. Импровизирующий в сценариях, в ролях, импровизирующий в жизни… Он всегда в поиске, часто находит проблемы на свою голову, а потом их преодолевает.

— Кировоград известен своими большими музыкальными традициями. Помимо этих гастролей, что-то или кто-то еще связывает вас с нашим городом?

— Ну конечно, связывает! И не только музыка. Все мое детство прошло здесь, мой дедушка Петр Лаврентьевич Кузнецов был секретарем обкома партии, умер в 1965 году и похоронен на мемориальном кладбище. В свое время он был репрессирован, сослан на Соловки, потом в Норильск. Реабилитировал его Никита Сергеевич в 1955 году, мне было два года. Дед жил неподалеку от памятника Кирову, улица Карла Маркса, 34, квартира 28, на втором этаже. Каждый год меня привозили (или дед с бабушкой Пашей меня забирали) на все лето в Кировоград. А второй мой дед — Иван Иванович (мамин отец), жил на Чигиринской, 14, возле завода. Так что здесь, можно сказать, мои не музыкальные корни, а самые что ни на есть настоящие.

— Концерты хорошей инструментальной музыки различных стилей и направлений у наших зрителей становятся все популярнее. Кто, на ваш взгляд, в Украине играет настоящий хороший джаз?

— Джаз — он очень многоликий. В Украине? Энвер Измайлов, гитарист. Многие считают, что это фольклор — татарский, восточный, индийский. Но джазовость, удивительное чувство свободы — этого не скроешь. Мы с ним дружны много лет. Есть еще вокальная группа — ManSound, киевская. Очень сильные исполнители. Ушла Татьяна Боева — это колоссальная и невосполнимая потеря для украинского джаза. Многие ее услышали только сейчас. Такое у нас случается…

— Скажите, а почему на концертах наших джазистов звучит только женский вокал? Есть ли в Украине (кроме ManSound) настоящие мужские джазовые голоса?

— Я не знаю. Их вообще мало в мире. В европейском джазе счет идет на единицы: один в Польше, один в Чехии…

— Клуб высокой музыки, Джаз-карнавал в Одессе – это ваши известные творческие проекты. Что интересного вы собираетесь предложить еще почитателям вашего творчества?

— Я продолжаю эти проекты по мере возможностей. Есть проблемы и с финансированием, и с законодательной базой. Но мы бьемся, боремся. Джаз-карнавал теперь называется «Одесса джаз фест», клуб высокой музыки работает… Я сейчас готовлю проект с очень интересной молодой поэтессой, это будет разноплановое стилистически событие, вместе будут музыка, поэзия, живопись и даже некая экранная жизнь, визуальные образы и композиции… Это моя давняя мечта, и сейчас наконец-то я занялся ее реализацией.

— Юрий, вопрос из разряда фантастики: скажите, а с кем из великих музыкантов вы хотели бы сыграть джем-сейшн?

— Ну… С Бахом, пожалуй, с Иоганном Себастьяном. Поиграть, поимпровизировать. Даже просто рядом постоять. Посмотреть, что же это такое — Иоганн Себастьян Бах. А поиграть: конечно, мне близки Шопен, Лист, Рахманинов.

— А из современных музыкантов?

— Я переиграл со многими выдающимися музыкантами, мне, как говорится, мечтать уже не о чем. Но джаз бесконечен, всегда хочется попробовать что-то новое.

— И, напоследок, несколько вопросов-блиц: сколько часов в день вы занимаетесь игрой на фортепиано?

— Я не занимаюсь тренингом уже много лет. Дома к инструменту вообще не подхожу.

— Есть ли у вас дома другие музыкальные инструменты, кроме рояля?

— Есть. Много. Я с собой вот гармонику привез. Флейты, ударные, перкуссии, свистки, тромбоны…

— В чем себя должен ограничивать джазмен?

— В чем? В спиртном. Слишком много великих и не великих музыкантов искали в рюмке или вдохновение, или утешение.

— Ваша прическа имеет отношение к джазу?

— Наверное, да. Хотя я ее не менял даже когда стал «министром культуры Одесской области».

— Как ваша собачка (обязательная участница интервью) относится к музыке?

— Она у меня джазовая. Когда слушает музыку, просто неистовствует, подвывает, облизывает и кусает мне руки. Она — мой эмоциональный поклонник…

Беседовал Ефим Мармер, фото Павла Волошина, «УЦ».

Добавить комментарий