«Вся наша жизнь под знаком куклы»

Они полжизни говорят детским голосом, умеют управлять зверушками и королями, а в одном спектакле могут сыграть одновременно несколько ролей. Супружеская чета актеров Стогодюков «играет в куклы» уже целых 30 лет, оживляя тряпичных героев и заставляя детей по-настоящему поверить в сказку. Неудивительно, что и их собственные дети, повзрослев, тоже связали свою жизнь с кукольным миром: ребята чуть ли не с рождения ползали по сцене и все мамины и папины спектакли знали наизусть. И, в общем-то, тяга актерских детей к этому искусству вполне объяснима. А вот что привело к кукле их родителей? Не иначе, как судьба, уверены артисты.

Заслуженная артистка Украины Виктория Ставрианиди-Стогодюк и лауреат областной премии в области культуры "Духовный скарб Кіровоградщини" Геннадий Стогодюк.

С малых лет их не мучил вопрос «Кем быть?»: уже с пятого класса оба точно знали, что в будущем станут актерами кукольного театра. Геннадий рассказывает, что заинтересовался им после того, как в 6 лет увидел по телевизору выступление кукольников Образцова. «У меня это бессознательно вызвало интерес, и я потом начал копаться, искать, где у игрушек рычажки, где механика, при помощи которой их можно оживить, изучал, как они устроены». У Виктории же влюбленность в мир театра кукол родилась с приходом в кукольный кружок. После этого она видела себя только в роли актрисы, потому, окончив школу, отправилась в не столь далекое от родной Харьковщины Днепропетровское государственное театральное училище. Туда поехал поступать и Геннадий, живший тогда в Луганской области. Там и познакомились будущие артисты, а на последнем курсе поженились.

Сразу после училища молодую супружескую пару направили в Кировоградский областной театр кукол. Первыми их спектаклями стали «Дед и Журавль» и «Приключения Чиполлино», после этого их звучными голосами говорили мишки и зайчата, гусята и снеговики. Сейчас на счету актеров – более 150 ролей, и все они сыграны с любовью: от злостных и хитрых до трогательно романтичных и комедийных.

Кстати, одному из самых любимых спектаклей Геннадия — «Як кошеня вчилося» — в этом году исполняется 20 лет. Он играет роль Петуха, а его коллега Лидия Черкашина — Котенка. «Два десятилетия мы его работаем вдвоем. Наши куклы устали, их уже несколько раз перешивали, переклеивали, а спектакль все живет и живет, и, знаете, было бы очень жаль расстаться с ним. Спасибо всем тем людям, которые позволяют ему жить дальше. Поверьте, это дорогого стоит».

Геннадий говорит, что кукольный образ именно из этого спектакля ему особо интересен, и он даже в некоторой мере ассоциирует себя с ним. «Этот Петух пытался научить Котенка кукарекать. И делал это так рьяно, так настойчиво! И хоть в конечном итоге у него ничего не получилось, в процессе он мог себя проявлять очень эмоционально и многогранно. Тем мне и нравится этот образ. С его помощью можно выразить все свои внутренние эмоции, которые ты не выплескиваешь, например, в силу возраста или статуса».

Казалось бы, за столько лет актерами уже сыграны все возможные роли. Но, как выяснилось во время беседы, есть еще такие герои, которых они мечтают оживить. Виктория рассказывает, что уже давно хочет сыграть Марию Стюарт, образ которой ей особенно близок. А вот Геннадий видит себя актером такого спектакля, где нет текста, а есть только музыка, ассоциативный ряд, куклы, пластика и … эмоции зрителей: либо смех, либо слезы. Говорит, что, становясь старше, больше хочет работать именно с серьезным материалом, который может глубоко задеть что-то в душе.

На вопрос «Кто для вас куклы?» актеры в одноголосье отвечают: «Друзья». За столько лет они научились с ними отменно ладить, «чувствовать их настроение», однако, говорят, многим трудно понять, как это и что вообще на самом деле представляет из себя кукла. «Работа кукольника – сложная и многогранная. Ведь, кроме всего прочего, нужно еще и уметь справляться с управлением куклы, проявлять много усилий. Это нелегко, это как с утюгом ходить. Но мы не придаем этому значения, мы ходим и не задумываемся об этом», — рассказывает Геннадий.

Не так давно у юбиляров появилась возможность выходить на сцену и в качестве драматических актеров. С появлением спектаклей для взрослых они могут проявлять себя в иной, не менее интересной для них ипостаси. Виктория говорит, что давно хотела поработать со «взрослым материалом» — в первую очередь сыграть Оксану в спектакле «Ночь перед Рождеством», — и очень рада, что мечта все-таки свершилась. Актеры рассказывают, что сейчас готовится пятая постановка для взрослых, и шутят, что теперь кукольный театр составит серьезную конкуренцию драматическому. Говорят, несмотря на то, что у большинства людей он привычно ассоциируется с детством, многие взрослые все-таки тянутся к куклам и идут на взрослые спектакли хотя бы для того, чтобы сравнить их с такими же драматическими представлениями, увидеть, как аналогичный сюжет передается артистами посредством игрушек. «Театр кукол тем и интересен, что кукольник может сделать то, чего не может актер в драматическом театре. Например, у куклы может отвалиться голова, а у актера драмы, естественно, нет. И это касается очень многих специфических эффектов».

Самое трудное во взрослых спектаклях – это заставить зрителя верить, признаются актеры. Он опытнее и требовательнее ребенка, но он тоже стремится поверить. И от этого стремления некоторым образом зависит то, как пройдет спектакль, – кукольники тонко чувствуют настроение зрителя. Виктория и Геннадий рассказывают, что они, не отдавая себе отчета, прислушиваются, как реагирует зал на тот или иной текст, на эмоции, импровизации, и от этого «пляшет» их игра. Поэтому каждое представление получается по-своему отличительным.

Однако говорят, что самая трудная аудитория — это именно дети, и, чтобы завоевать их доверие, актер должен прежде всего сохранять часть ребенка и его восприятие мира в себе. Сберечь это Стогодюкам удается легко: «У нас в руках такой инструмент, который помогает наладить мосты с детьми сиюминутно». По словам Геннадия, главное в этом деле – быть искренним и почаще вспоминать о том, каким ты сам был в детстве. Тогда детей понять довольно просто, легко и получить их чистосердечное доверие. А порой оно бывает настолько нескрываемым, что маленькие зрители не сдерживают своих эмоций. «Когда-то я играла в живом плане Аленку, которая спасала от беды Гусенка. Помню, тогда дети настолько искренне поверили в сказку, так переживали, что, например, когда Лиса хватала Гусенка, они кричали мне: “Аленка, Аленка, помогай!” И даже уже после представления ребята подходили ко мне и обращались не как к актрисе, а как к Аленке: “Аленка, а можно тебя за руку подержать?!”, “Аленка, молодец, что спасла Гусенка!” И так в каждом спектакле. Мы даже иногда записываем какие-то их интересные непосредственные высказывания», — говорит Виктория. А их, по словам актеров, можно довольно часто услышать. Бывает, в полной тишине ребенок вдруг двумя — тремя словами подводит свое резюме. Настоящие перлы можно услышать и после представлений. Геннадий и Виктория вспоминают, как однажды после спектакля «Про Хому та Щуку» (в русском варианте — про Емелю) педагог спросила у детей, понравилось ли им представление. ««Да-а!»- прокричали они хором. «А царевна Несмеяна вам понравилась?» — снова спрашивает учительница. И вот один ребенок говорит: «Ну, сначала она была плохая, капризная, а потом стала хорошая». «А чего она была плохая?» — «Потому что мужа у нее не было». «Вот такая недетская философия, ей, оказывается, просто нужно было выйти замуж», — смеются кукольники.

Но самое смешное, уверяют они, обычно происходит за кулисами. Говорят, случается все что угодно: начиная от непереодетых костюмов, о которых вспоминается уже после спектакля, и заканчивая париками, которые падают и так и остаются на сцене. Однако хуже упавшего парика может быть только свалившаяся ширма, которую в прямом смысле слова сдувает ветер, когда актерам порой приходится выступать на улице. «Представьте, ширма падает, и тут мы стоим, как голые в бане, с куклами в руках и начинаем ее поднимать», — не без смеха вспоминают актеры.

За 30 лет им нисколько не наскучило «играть в куклы». Уверяют, такая творческая работа просто не может надоесть, если, конечно же, быть влюбленным в свою профессию. «У нас часто спрашивают, откуда мы берем столько энергии, чтобы целый день веселиться, прыгать, бегать, скакать, как зайчики, выкладываться на репетициях и на спектаклях. Все дело в том, что нас заряжает наша работа, недаром говорят, что сцена лечит. Даже если ты болен и выходишь играть с температурой, кашлем, за 45 минут представления ты ни разу не вспоминаешь о своем самочувствии», — рассказывают Виктория и Геннадий. Они не представляют свою жизнь без любимой работы и уверяют, что даже если бы кукольный театр перестал существовать, они все равно занимались бы творчеством. «Творчество — это поиск. А искать себя можно где угодно, к примеру, взять прикладное искусство или же работу с детьми. Мне приходилось работать в общеобразовательной школе и вести там кукольные кружки. Это ведь тоже творчество – делиться с ребятами своими знаниями, учить их мастерству», — убежден актер. Кстати, супружеская пара Стогодюков занимается не только «игрой в куклы». Виктория вот уже 10 лет преподает в ДЮЦе, а Геннадий профессионально пародирует звезд эстрады. Причем исключительно женщин. Говорит, мужчин тяжело нарядить, а вот для облачения той же Ирины Билык, Эдиты Пьехи или Аллы Пугачевой можно применить все что угодно.

А началось все на одном из театральных капустников. Актерам пришла идея переодеться в известных артисток и покуролесить на злобу дня. Дебютом Геннадия стала пародия на Анжелику Варум, вернее, на ее клип «Художник». После этого друзья и коллеги стали ждать появления очередных номеров. А когда молва о талантливом пародисте просочилась за пределы театра, актер стал сотрудничать с продюсерскими центрами и концертными бригадами. «Я счастлив, что мое творчество востребовано и что я могу проявлять себя не только как кукольник или артист драматического театра, но и как актер эстрадной пародийной миниатюры. Должен признаться, прежде я считал себя не поющим, не танцующим и совсем не пластичным, но на поверку оказалось, что и то, и другое, и третье присутствуют, и я этому очень рад». К тому же Геннадий ещё шьёт отличные костюмы для выступлений. Об этом знают все знакомые, и, если у кого-то есть какие-нибудь ненужные заколочки, пояса, сумочки, все сносят их к нему. «Вот, например, на сапожке отпала какая-то металлическая блямбочка, Гена сразу предупреждает: “Не выбрасывайте, это мне!” Все собирает», — смеётся Виктория.

Отдельная тема для разговора – актерские дети, которые с малых лет привыкли чувствовать себя в театре, как дома. Виктория и Геннадий вспоминают, как частенько брали их с собой на работу, особенно по выходным, и во время спектаклей укладывали малышей на дневной сон в кабинетах на стульчиках. «И вот они просыпаются и выходят на сцену через боковую дверь, а то и из-за кулис. К примеру, старший наш сын Станислав выходит на сцену во время спектакля, раскрасневшийся такой после сна, и говорит: “Маа-ма! А я уже проснулся”. Могли малыши заявиться и в придачу с кукурузными палочками и наминать их, усевшись лицом к зрителям. А еще очень часто они у нас получали за подсказки. Дети наизусть знали все наши спектакли и постоянно подсказывали слова, хотели показать, насколько хорошо они информированы. Особенно интересно им было суфлировать, если в представлениях были какие-то загадки. Мы еще не успевали договорить вопросы, как они уже давали ответы. Поэтому это очень театральные дети».

Старшие уже связали свою жизнь с театром. Станислав работает вместе с родителями: он прекрасный звукооператор и мастер художественного цеха. А дочь Ксения окончила Харьковский университет искусств, отделение «Актер театра кукол», вышла замуж и сейчас живет и работает в Грузии. Муж у нее, кстати, тоже кукольник. «Вот только не знаем, что у нас получится с младшим, 13-летним сыном Егором, — с улыбкой говорят Виктория и Геннадий. — Он мечтает сниматься в телесериалах. Расспрашивает нас все время о киноактерах, в первую очередь о том, сколько они получают и где надо учиться: в Киеве или Москве».

Вот с такими творческими наследниками актеры и отметили свой профессиональный юбилей, конечно же, после празднования в семье театральной. Они говорят, что иногда ловили себя на мысли, будто это происходит не с ними, что это вовсе не их юбилей. «Кажется, совсем недавно 19-летними юношей и девушкой нас привела сюда, в Кировоград, любовь к кукольному театру. Так вышло, что вся наша жизнь под знаком куклы, с каких сторон ни посмотри. И, знаете, никогда не хотелось что-то изменить. Любимые куклы, радостные глаза и смех малышей — это и есть наше счастье».

Елена Несен — специально для «УЦ». Фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий