Кадры не решают ничего, или Пока еще не поздно

Это началось с приходом к власти Ющенко. Как только он стал президентом, произошла полная перезагрузка власти, и ключевые государственные должности заняли люди, верные идее Майдана, активно участвовавшие в оранжевой революции. Это были главные критерии отбора кандидатов на посты глав администраций.

Помнится, в 2005 году в Кировоградской облгосадминистрации было представление вновь назначенных председателей районных РГА. Присутствующие на «инаугурации» журналисты и приглашенные были в полнейшем шоке: кто эти люди? Как они будут руководить районами? Потом был «кадровый реванш» Януковича – и снова шок, и снова назначения «за заслуги перед партией». Примерно те же чувства возникли и после назначения большинства нынешних глав райгосадминистраций и чиновников повыше рангами. Все по схеме – Майдан, победа и – должности, как звездочки на погоны. Мы решили проанализировать уровень кировоградских кадров, от которых многое зависит, и напрямую связанную с их компетентностью ситуацию в районах и области.

Сначала поговорим о том, как должно быть в идеале. Есть у нас прекрасный Закон «О местных государственных администрациях», на который часто ссылаются чиновники. Правда, несколько раз в него вносились изменения. Согласно самым свежим (февраль 2014 года) правкам, «председатели местных государственных администраций назначаются на должность президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины на срок полномочий президента Украины. Кандидатуры на должности председателей районных государственных администраций вносятся председателями соответствующих областных государственных администраций. На каждую должность вносится одна кандидатура. Президент Украины может поставить перед Кабинетом Министров Украины вопрос о назначении председателем местной государственной администрации другой кандидатуры»…

Согласитесь, столь представительная и серьезная процедура уже обязывает к тому, что претендент на должность главы местной администрации должен быть если не уже сформировавшейся личностью, то приближающейся к завершению формирования. Дальше – больше. В представлении на имя премьер-министра Украины о назначении претендента на соответствующую должность указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения претендента, гражданство, занимаемая им в настоящее время должность, а также должность, на которую он рекомендуется, и ее функциональное направление, уровень профессиональной подготовки, сведения о пребывании в кадровом резерве, способность обеспечить порученный участок работы, деловые и другие качества претендента, сведения о пребывании его под следствием или наличие судимости.

А теперь представьте главу любой РГА, которого вы знаете, и попробуйте «применить» к нему вышеизложенное. И это мы еще не говорим о необходимых квалификационных требованиях к председателю райгосадминистрации. А не говорим потому, что их в нашей области мы не смогли найти. Есть подозрения, что они были уничтожены за ненадобностью. На сайте одной из РГА другой области находим то, что должно в рамочке висеть на стене чиновника: «Квалификационные требования к должностям государственных служащих районной государственной администрации. Председатель и заместители председателя райгосадминистрации: полное высшее образование; стаж государственной службы или службы в органах местного самоуправления не менее пяти лет на должности в государственных органах или органах местного самоуправления не ниже пятой категории или стаж работы не менее пяти лет на должностях руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, их заместителей»…

Теперь приступим к нашим главам. Приводить полные их биографии смысла нет. Возьмем последнее перед назначением место работы. Игорь Ткаченко, глава Голованевской РГА, «трудовую деятельность начал в 2007 году агрономом Кировоградской государственной сортоисследовательской станции. С апреля 2014 – глава РГА». Александр Ромащенко, Долинская РГА, был помощником-консультантом народного депутата Украины Ханенко. Роман Тучков, Маловисковская РГА, судя по его короткой биографии (молодой еще), до назначения главой администрации нигде не работал. Зато много учился и даже стажировался в США. Александр Сенченко (Новомиргород) был милиционером, а потом – помощником-консультантом нардепа…

Мы опросили несколько собственных источников информации о положении дел в районах и влиянии на него руководителей администраций. Благо, журналистам есть к кому обратиться за помощью. Собрав информацию воедино, получили следующую общую картину.

Большинство руководителей органов местной власти крайне медленно осваивают новые методы работы, а то и вовсе не стремятся осваивать. Большинство – это не все. Из двадцати одного района положительные оценки о деятельности главы РГА мы получили только в пяти (Бобринецкий, Ольшанский, Новгородковский, Онуфриевский, Ульяновский). Еще четыре – «не безнадежные»: Добровеличковский, Гайворонский, Новоархангельский, Светловодский. (В двух районах – Новоукраинском и Александрийском – должности председателей РГА вакантны.) Заметьте, мы не брали показатели социально-экономического развития района. Это только лишь мнения местных жителей – представителей различных сфер деятельности.

Из положительного можно отметить то, что нормально обстоят дела там, где руководители уже имеют опыт подобной работы, то есть были или главами РГА в прошлом, или председателями райсоветов, или хорошими руководителями собственных хозяйств. Как, например, Вячеслав Зосим, глава Ульяновской РГА. Как положительные моменты отметили то, что он местный, что не имеет шлейфов прошлого, что всего добился сам, что ему небезразлично будущее района. Был депутатом райсовета, авторитетный, мощный хозяйственник (возглавлял фермерское хозяйство). Вместе с председателем райсовета, тоже фермером Игорем Крымским, продолжает помогать жителям района. Такую деятельность демонстрировал нынешний нардеп Сергей Кузьменко, когда возглавлял Александрийскую РГА. Говорили, что он вкладывал в развитие района собственные деньги, тем самым подстегивая к инвестированию в регион местных руководителей сельхозпредприятий. Тоже вариант.

Но больше всего услышано фактов было, конечно, вопиющих. Роман Тучков, например, первое аппаратное совещание после назначения посвятил тому, что пригласил на него майдановцев и призвал установить за городом блокпост. Его соорудили, неделю там кто-то подежурил, и всё. Говорят, что каждое аппаратное совещание – это маленький спектакль: глава РГА путается в фамилиях, должностях, не говоря уже о цифрах. Подчиненные (смешно звучит) отмечают, что он слаб абсолютно во всех вопросах, расти не стремится. Некоторые, правда, радуются, что глава сам не шибко работает и других не заставляет. С «ужасом» вспоминают бывшего главу Палия, который четко ставил задачи и строго спрашивал за их выполнение.

Вы можете сказать, что Маловисковщина все равно как-то живет. Да, живет, и, может, ей повезло, что руководитель территории бездействует. В других районах пытаются действовать. И действия их доходят до абсурда. В Голованевске, например, глава РГА издал распоряжение, которым назначил себе советников. Ну, наверное, в советах он нуждается, но это же ложится на бюджет. А в Александровском районе с главой РГА судится начальник управления экономического развития, торговли и инфраструктуры. Иск Сергея Антипова к Сергею Шпырке основан на распоряжении последнего, которым начальнику управления объявлен выговор за нарушение трудовой дисциплины. Сергей Антипов в суде пытается доказать, что выговор – это сведение счетов за прошлое: Шпырка владел магазином ковров и как физическое лицо-предприниматель сталкивался с начальником управления. Несколько местных учителей намерены судиться с женой Шпырки. Так что Александровский район со сменой власти зажил очень активно. По судебной части.

Это только малая часть иллюстраций. Очевидно следующее: большинство территорий не развивается, инвестиции не заходят, практически всё остановилось. Можно было хотя бы выполнять распоряжения губернатора и этим ограничиться. Но! У губернатора, каким бы толковым он ни был, для этого должен быть нормальный контакт с руководителями районов. Мы же на аппаратных совещаниях главы ОГА видим его «диалоги» с председателями райгосадминистраций. Такое впечатление, что они говорят на разных языках. Александр Петик – опытный госслужащий и мудрый человек, не хочется допускать мысли, что ему комфортно работать с теми, кто, мягко говоря, заметно ниже уровнем. Хватило же ему воли оставить замов-профессионалов. Правда, с Галиной Пастух получилась промашка. Вита Атаманчук, конечно, активный общественно-политический деятель, но очевидно, что навыки такой серьезной работы она приобретает только сейчас, а потому все больше представительствует на «похоронах и свадьбах». Благо, хоть Галина Васильевна Пастух все время где-то рядом, и это заметно.

Подобная ситуация и в кировоградской мэрии, где, к примеру, вчерашний руководитель пресс-службы «Теплоэнерго» Сергей Васильченко вдруг стал вице-мэром, курирующим все вместе – транспорт, торговлю и т. д. Впрочем, кадровая ситуация в доме с колоннами – это отдельная тема, в которой тесно сплелись партийные квоты и бизнес-интересы депутатских групп. Причем внешне подбор вице-мэров, начальников управлений и членов исполкома очень напоминает детскую считалочку «Это будешь верно ты!» – более серьезные основания для кадровых назначений увидеть невооруженным глазом сложно.

Есть стойкое мнение, что ожидаемая децентрализация власти поможет решить многие проблемы. На местах все вопросы будут решать районные советы и исполкомы. Представитель президента будет осуществлять своеобразный мониторинг: следить за исполнением законов на территории, будет жестко контролировать действия как представителей власти, так и правоохранительных органов, будет иметь право рекомендовать пересмотреть то или иное решение совета. Самое главное, что ответственность за все, что происходит или не происходит на территории, возьмут на себя советы и председатели исполкомов. Но это в идеале и в будущем.

Управленцы с большим опытом утверждают, что корень проблем в том, что сегодня депутаты всех уровней нашей области не научены быть ответственными. Между тем они должны понимать, что пришли не на год-два, не собственные интересы защищать, а делать вклад в будущие десятилетия. Это должно быть заложено внутри, у депутата должна быть такая психология. И нам крайне необходим действенный механизм отзыва как депутатов, так и городского или сельского головы.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня Кировоградщина движется по инерции. Это как ехать в автомобиле на «нейтралке»: какое-то время он едет, постепенно замедляя ход, а затем останавливается. Качество жизни населения региона со сменой власти не улучшилось, услуги не добавились, коррупционная составляющая осталась. А ведь решать все это призваны глава администрации и чиновники, находящиеся в его подчинении.

«Жить пока можно, но, если ничего не предпринимать, мы придем к упадку. Мы теряем время», – сказал мудрый госслужащий. Еще один, из «бывших», заметил, что в местных органах власти нет преемственности: «Даже если меняете глав администраций, запретите менять профильных заместителей. Проведите аттестацию и оставьте. Можешь поменять помощника, водителя и секретаря, а профессионалов не тронь, тебе же легче будет работать. А у нас сами пришли по квоте, за политические заслуги, и начинают трудоустраивать своих друзей-кумовьев. Нельзя все время начинать с нуля. Замы уходят и сразу же трудоустраиваются – они же толковые. Обратно его уже не заманишь».

Мы услышали еще один рецепт: надо сильно сократить чиновничий аппарат. В районах, может, и не надо, или незначительно. А в области – да. На уровне министерств и ведомств – тем более. Слишком много дублирующих функций, половина занимается статистикой, просто собирают данные. Надо правильно перераспределить функции.

Это же факт, что каждая следующая волна назначений у нас в целом качественно хуже предыдущей. Деградация какая-то. Исключений – единицы! Если это кому-то выгодно – мы не сможем ничего изменить. А если это случайность, ошибка, пробел в системе работы всей страны и если всей стране от этого плохо – давайте менять систему. Пока не поздно.

Елена Никитина, «УЦ».

Кадры не решают ничего, или Пока еще не поздно: 3 комментария

  1. И кто же сказал,что гл.Бобринецкой РГА-хороший парень?позвольте усомниться в положительной оценке деятельности этого чиновника.Привожу пример ,на мой взгляд безнравственности этого деятеля.Когда пошли к нему с просьбой посодействовать отправке груза,собранного населением в зону АТО,получили категорическое «нет».Основание:это не функция гл.РГА,ибо сейчас мирное время…Есть и другие нелицеприятные вещи,характеризирующие чиновника не с лучшей стороны.

  2. а когда прокуратура разберется с пивняками Марковского, гаражами, дерибаном земельки, разрешениями на платные парковки и 100% надбавками упомянутому «проффесионалу» Васильченку и остальным подельникам Марковского?

  3. А почему Васильченко «профф»?Насколько знаю,он к ПР-никаким боком..

Добавить комментарий