Станем ли инвестиционным раем?

С 2010 года на Кировоградщине активно и во весь голос заговорили об инвестициях. Ежегодные инвестиционные форумы, десятки иностранных делегаций, соответствущий раздел в «Центральном регионе», помпезные открытия крупных объектов с участием руководства страны – всё призвано демонстрировать то, как область жаждет притока свежей инвестиционной крови. Но только течет она сегодня не мощным энергичным потоком, а вялой струйкой. Почему же не становятся к нам в очередь чужие капиталы?

Казалось бы, недостатка у нас нет ни в чём – и сплошная природно-географическая выгода, и около десятка различных контор и конторок, условно работающих по этому профилю, и нужные и резонные губернаторские распоряжения имеются…

Взять хотя бы официальный инвестиционный портрет области, который, по замыслу его составителей, должен поразить потенциального инвестора до глубины кошелька. Действительно, преимуществ и достоинств у нас хватает. Это и выгодное расположение – в центре Украины, и дороги (автомобильные и железная), которые связывают важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы Украины, и целый ассортимент уникальных полезных ископаемых – почти восемь десятков месторождений (хотя используется лишь три десятка) от урана и золота до всяких видов кварцитов-чарнокитов. Почти вся минерально-сырьевая база украинского урана расположена именно у нас, в Кировоградской области, а единственный в Украине район развития хромитовых руд находится тоже у нас, в Голованевском районе. И земля у нас тоже не самая плохая – по 100-балльной шкале качества почвы Кировоградщины оценены в 67 баллов, по плодородности область стоит на 4 позиции в Украине…

Что мы ещё можем гарантировать инвесторам? По науке, кадрам, технологиям тоже в недоразвитых регионах не состоим. Уровень покрытия мобильной связью в области – 99 процентов, через нее проходят волоконно-оптические линии связи «Юг», «Восток», «Днепр — Донбасс».

В области есть полтора десятка организаций, которые выполняют научные, научно-исследовательские и научно-технические работы, в основном – разработки (85%), можем делать прикладные исследования, оказывать научно-технические услуги, проводить даже фундаментальные исследования… Два десятка вузов готовят кировоградские кадры…

Понятно, что Кировоградщина всегда слыла аграрным регионом: каждый двадцатый гектар сельхозземель страны – наш, такой же показатель у нас – по растениеводству в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства государства. До портов Черного моря и Днепра отсюда не так уж и далеко, тем более что совсем недавно крупнейший речной терминал в Светловодске был построен – опять-таки, инвестором. Продукция Кировоградщины слывет чистой и экологически безопасной, ведь промышленных гигантов здесь практически нет. Как показывает статистика, Кировоградщина в основном является площадкой для переработки сырья, как правило – в пищепроме: из более чем 2,1 тысячи промышленных предприятий перерабатывающих – почти 80 процентов. И почти половина в этом списке – производство пищевых продуктов и напитков… Да, славимся подсолнечным маслом (12 процентов украинского рынка) и сеялками (почти 90 процентов рынка) с насосами (почти половина всех в Украине), но… В области триста видов полезных ископаемых, а вот доля добывающей промышленности составляет… менее 4 процентов…

Если возвращаться к выгодному расположению, то именно его принято считать важнейшим козырем, способным привлечь инвестиционных тузов. Хотя, с другой стороны, до хоть какой-нибудь границы всё-таки далековато… Но две авиакомпании, столько же (Одесская и Приднепровская) железных дорог, сотня грузовых и пассажирских автопредприятий – вполне нормально для сообщения области с остальным миром. Если воспринимать буквально, то этот мир для области составляет около сотни стран, с которыми мы проводим внешнеторговые операции.

Повторимся, документ, из которого удалось почерпнуть все эти полезные сведения, называется инвестиционным паспортом области. Есть в нем и специальный раздел, посвященный инвестиционной детельности в регионе. Из него мы узнаём, что «Кировоградщина имеет все предпосылки для активного привлечения внутренних и внешних инвестиций» и что «Вообще инвестиции для области являются неотъемлемой составляющей ее стабильного экономического роста». Однако приведенные при этом цифры наводят на мысль о том, что в бумажном (если таковой существует) варианте этот документ основательно припал пылью. Поскольку не обновлялся минимум полтора года.

Понятно, что число полезных ископаемых или площадь области каждый раз уточнять не нужно. Но вот данные об объеме инвестиций (этот показатель на одного человека и т. д.) датированы временными рамками «на 1 января 2011 года», «январь-июнь 2012 года» и так далее. И это – когда уже 2014-й на дворе! Впрочем, косвенно это обстоятельство может сориентировать, где искать ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. А ещё – тот факт, что на интернет-странице департамента экономики разделы об инвестпроектах по территориям и по отраслям потеряли «кликабельность», и кажется, довольно давно…

Итак, с предпосылками и задатками более-менее разобрались. Выглядим, одним словом, не хуже других. Может, работать у нас в этом направлении некому? Здесь нужно заняться арифметикой. Итак, непосредственно в ОГА этой работой призваны напрямую заниматься, как минимум, профильный вице-губернатор и два департамента – экономического развития и торговли, а также регионального развития, градостроительства и архитектуры. Это, повторимся, как минимум. Потому что через «свои» министерства эту работу должны делать и департаменты образования и науки (реализуя госполитику в сфере инноваций и т. д.), и экологии (нивелируя антропогенное влияние на окружающую среду) и т. д. В целом же на уровне области (не говоря уже о городах и районах) числятся едва ли не десятки структур, в обязанности и полномочия которых также внесена работа с инвесторами. Причем органы исполнительной власти на местах в этот список входят по умолчанию.

Понятно, что нельзя не упомянуть о региональном центре по инвестициям и развитию, которые имеются в каждой области и обязаны работать по принципу «единого инвестиционного окна». В помощь в поисках и работе с инвестором при необходимости призваны прийти НИИ правового обеспечения инновационного развития; Украинский институт научно-технической и экономической информации; ГП «Украинский государственный центр научно-технической и инновационной экспертизы», ГП «Государственная инвестиционная компания» и т. д. Возвращаясь на уровень области, вспоминаем ещё о Комитете экономических реформ в ОГА, совете отечественных и иностранных инвесторов, торгово-промышленной палате, отделении Украинского союза промышленников и предпринимателей…

Одним словом, охотиться за инвестором должна целая армия настоящих профессионалов, которые, впрочем, зарплаты получают не в виде процента от реализованных с их помощью инвестпроектов… А зря, наверное.

Может, полномочий им не хватает? Давайте подсчитаем: как минимум, три закона Украины («Об инвестиционной деятельности», «О режиме иностранного инвестирования», «Об индустриальных парках»), постановления и приказы Кабмина. На уровне же области ещё полтора года назад тогдашний глава ОГА Сергей Ларин выдал распоряжение, согласно которому инвестиционная составляющая была внесена в перечень позиций, по которым оценивается работа районных и городских администраций. В частности, РГА и гор­исполкомам предписано неусыпно мониторить расходы местных бюджетов на финансово-кредитную поддержку субъектов малого предпринимательства; создание бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, фондов поддержки предпринимательства и прочих объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса; состояние выделения земельных участков предпринимателям для развития бизнеса.

Насколько ожесточенно ведется у нас борьба за инвестора, свидетельствует хотя бы один из видов этой борьбы. А именно – общественные слушания. Точнее – консультации с общественностью. Так вот, согласно плану на 2014 год, на тему инвестиций и поддержки бизнеса в доме на площади собираются консультироваться шесть раз. Не поленимся перечислить: о приоритетах инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на 2014 год (по плану, даже начальников ЖЭКов позовут); об условиях развития малого и среднего предпринимательства в 2013–2014 годах – три раза в виде заседаний за круглым столом, электронных консультаций, встреч с общественностью; о состоянии обслуживания населения и субъектов предпринимательской деятельности через центры предоставления админуслуг; о реализации инвестпроектов в перерабатывающей сфере… Что касается последнего – в плане написано, что на 29 января на эту тему теледебаты были запланированы. Кто смотрел, подскажите, что – и правда были?..

Попробуем зайти с другой стороны. А именно: что мы реально можем предложить инвестору? Увы, точно сказать не получится: данные об объектах и земельных участках в области обновлялись… больше года назад. Но если всё-таки ими воспользоваться, то, оказывается, есть у нас сотня объектов и около 120 земельных участков (по устной, более свежей, информации – 169). Правда, данные о некоторых из них или способны вызвать полное недоумение, или… вообще отсутствуют. Прежде всего речь идет об инфраструктуре – едва ли не главном условии для потенциального инвестора.

А теперь внимание, вопрос: можно ли рассчитывать на внимание капитала, скажем, в случае с неким участком державной земли площадью 1,9 га в Светловодском районе, где в графе инфраструктура стоит прочерк, а использовать его предлагается под хоздвор? Без указания, сколько до ближайшего водоёма, дороги, есть ли рядом ЛЭП и так далее. И ещё вопрос: можно ли считать инфраструктурой «сохранившиеся на отдельных помещениях остатки фундамента», о чем сообщено в соответствующей графе напротив объекта «Территория бывшей фермы» в Александрийском районе? И кто согласится обустроить, как предлагается, оздоровительное заведение в одном из бывших корпусов завода дозавтоматов, если, судя по данным, инфраструктуры там вообще нет? А есть ли смысл вкладывать деньги в достройку многоэтажки в Добровеличковском районе, если в графе, где должно быть сказано о тех же ЛЭП, водопроводе и так далее, значится «Автодорога в радиусе 5 километров»?! Увы, таких примеров в этом списке, больше напоминающем мортиролог, более чем достаточно. А ведь они из года в год перекочевывают в столбики статистики, бродят по чиновничьим отчётам, значатся в планах «на такой-то год»…

Вот и несколько дней назад очередное «инвестиционное» совещание в доме на площади Кирова прошло. Собирались говорить об «альтернативных путях сотрудничества с потенциальными инвесторами». То есть, похоже, стало понятно, что традиционными идти уже некуда. Или не к кому. Что получили по факту? На всё про всё – полтора часа, семь страниц одного доклада и пара – второго. Много цифр. Попытка анализа, почему сегодня меньше, чем вчера. Данные по отраслям и территориям: мол, в лидерах сельское хозяйство и Александрия. Выделили из госбюджета более 65 миллионов гривен, а освоить мы смогли меньше сорока, по капвложениям – всего 800 тысяч из более чем 10 миллионов смогли потратить. И вообще, по сравнению с 2012 годом в 2013-м денег нам выделили для области гораздо, гораздо меньше – более чем наполовину… И на Кабмин смогли всего один (!) инвестпроект для господдержки подать – по новому виду сеялок «Червоной зирки». Рапортуем на совещаниях: почти половина сданных инвестобъектов – это жилые дома, а вот то, что из 1300 с лишним объектов промышленных – меньше четырех десятков, поводов для гордости отнюдь не дает. Ведь жилые дома рабочих мест не прибавят и добавочную стоимость не произведут… Констатируем там же: малый бизнес и арендаторы ставков власти не отчитываются, после сдачи ряда больших объектов крупные инвесторы взяли «каникулы», организации, которые ведут инвестнаправление, разрознены и разобщены…

Что же предлагается сделать для того, чтобы оживить, сдвинуть с места буксующую ситуацию? Тем более что руководитель области Андрей Николаенко официально объявил инвестиционную составляющую одним из трех стратегических приоритетов на 2014 год. Итак, в перечне тех самых альтернативных путей сотрудничества записано: создать единый инвестпортал, активизировать работу с инвесторами, заставить арендаторов ставков и строителей с монтажниками, а также физлиц-предпринимателей сдавать отчёты и принять меры по недопущению негативных тенденций прошлого года.

Как выяснилось, губернатор категорически не считает этот план исчерпывающим и эффективным. Мол, работа ведется не системная, а точечная. Действительно – иностранных инвесторов в регионе практически нет, крупный капитал уходит со своими объектами за пределы области (как «Креатив» из Бобринца в Чернигов) или страны вообще (как тот же «Креатив» с заводами в Китае и Беларуси). До сих пор никто не додумался провести анализ территорий – что и в каком районе у нас есть, какие сильные и слабые места имеются по ресурсам, людям, земле, коммуникациям, ископаемым, водным площадям… Где можно найти данные, стоит или нет в таком-то районе строить новый элеватор? Может, их уже в округе десяток… Или дорог здесь нет вообще…

Впрочем, это и неудивительно – кто должен анализировать, рисовать карты, убеждать в привлекательности и перспективности того или иного направления или территории, если мы выше насчитали уйму якобы профильных (прямо или косвенно) организаций, которые должны заниматься этой работой?! Каковы критерии эффективности их работы – неизвестно, похоже, даже им самим. Форумы, буклеты, протокольные визиты делегаций, имиджевые программы – при таком КПД работы чиновников и остальных клерков суммы инвестиций и деньги на презентационные расходы по их привлечению рано или поздно сравняются… Инвестору должно быть комфортно на территории, и не ждать его нужно, а готовиться и звать – похоже, при любых раскладах альтернативы этим «альтернативным путям» точно нет.

Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Станем ли инвестиционным раем?: 3 комментария

  1. Много текста.Надо расширять существующие производства.На КЗ до незалежности работало 12 тысяч,сколько сейчас.В начале 90-х в кузне под роддомом монтировали 1000-тонный пресс.Штамповать не перештамповать.

  2. 1. «Имеет все предпосылки для привлечения … инвестиций». А какие это все? Надо бы хотя бы 5 из них перечислить. Полезно было бы вспомнить составителям Паспорта области слова Ленина: «Дельный экономист, вместо пустяковых тезисов засядет за изучение фактов, цифр, данных, проанализирует наш собственный практический опыт и скажет: ошибка там-то, исправлять ее надо так-то».
    2. Или ещё «Инвестору должно быть комфортно на территории, и не ждать его». Как — будто конкретизация п.1. Но она опять чрезвычайно общая. Я бы тоже мог поучаствовать в составлении Паспорта области, например, заявив «что нужно использовать таблицу умножения».
    3. А теперь, по сути. Ранее итерационно балансировали развитие экономики области облпланы, Госплан республики и Госплан СССР на основе информации нижестоящих. А теперь при коммерческой тайне в условиях частной собственности (ЧС) – возможно ли это? Кроме того, разве определить строить или не строить элеватор – это дело области, а не КМУ? Ну и у Госплана (Минэкономики) проблема с ЧС. Разве что может дать — не дать денег из бюджета. При этом опять сделать это умозрительно, гля на потолок или на прямую или косвенную взятку.
    4. Количество комментариев 59:1 в пользу политики (майдану), а не экономики (инвестициям)

  3. А работает КИМО,обувная на 101-м.Доз.автоматы.Опытно-экспериментальный на Кущёвке.Посёлок Новый остался без производств.Было бы ЧЛЗ меньше транспортных проблем.Палкой махать легче научиться,чем деталь на токарном станке точить.

Добавить комментарий