Жертвы науки, или Школьные годы чудесные?

В последние годы в Украине используется достаточно объективная система оценки знаний школьников, а значит, и уровня школ, и работы каждого конкретного учителя. Вот, например, у Марьи Ивановны все дети хорошо написали Государственную итоговую аттестацию в четвертом классе – хороший учитель. А у Татьяны Петровны результаты хуже, значит, и учитель – так себе, хотя вроде и дети ее любят, и родители довольны (хотя нет – были довольны, пока не сравнили результаты аттестации с классом Марьи Ивановны). И все это вроде бы так. Но часто за высокими знаниями детей стоит огромная, непосильная для их возраста, работа. И тревогу по этому поводу высказывают уже не только родители, но и педагоги: знания – это прекрасно, но дети должны и гулять, и играть, и книжки читать, и спортом заниматься.

Оценка или жизнь!

Практика показывает, что первоклашки во многих «хороших» школах тратят на выполнение письменных домашних заданий, как минимум, пару часов. Пятикласснику, который учится на «отлично», после выполнения уроков в лучшем случае остается время на посещение одного кружка или спортивной секции, а просто гулять или читать для своего удовольствия можно только на каникулах. В седьмом-восьмом классах некоторые дети, чтобы оставаться отличниками, уже тратят на выполнение домашнего задания все свое время: пришел из школы, пообедал, сделал уроки и спать… И так изо дня в день, годами. Учеба перестает быть частью жизни, но заменяет саму жизнь. Хорошая оценка становится важнее визита к бабушке или помощи родителям по дому, важнее похода с палатками и друзей во дворе. И часто родители такое отношение ребенка к учебе поддерживают, потому что, чем лучше ребенок сдаст ВНО, тем больше у него будет шансов поступить в престижный вуз, найти потом хорошую работу и т. п. Да и времени попадать в дурные компании у ребенка не остается – сидит себе дома, пишет.

С другой стороны, существуют нормативы количества домашних заданий, которые долгие годы разрабатывали совсем не глупые люди с учетом возрастных особенностей: развития мелкой моторики, уровня внимания, особенностей зрения и восприятия. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Украины от 29.01.07 «Про обсяг і характер домашніх завдань учнів загальноосвітніх навчальних закладів», «… у 1-му класі домашні завдання не задаються. Обсяг домашніх завдань з усіх предметів має бути таким, щоб витрати часу на їх виконання не перевищували у 2-му класі 45 хв.; у 3-му класі – 1 години 10 хв.; 4 класі – 1 год 30 хв., у 5–6 класах – 2,5 години, у 7–9 класах – 3 години, у 10–12 класах – 4 години».

Однако практика показывает, что домашние задания задают не только в первых классах, но и в детсадах. За разъяснениями мы обратились в Кировоградский областной институт последипломного педагогического образования имени В. Сухомлинского, то есть к людям, которые учат учителей.

Для маленьких и самых маленьких

– В детском саду такой формы, как домашняя работа, не существует, – говорит заведующая кафедрой дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент Наталья Тарапака. – Родители хотят быть в курсе, что проходили сегодня на занятиях, для этого существуют «Батьківські куточки», в которых воспитатели размещают информацию, какую букву, например, выучили, стишок, который поможет запомнить материал. И при желании родители могут повторить с ребенком материал дома, но только при желании! Существуют специальные тетради для дошкольников, которые помогают подготовиться к школе: усвоить основные математические понятия, подготовить руку к письму. Но необходимо помнить: воспитатель может рекомендовать учебные пособия родителям, но не требовать обязательного выполнения заданий. Воспитатели и родители должны сотрудничать, ведь у них общая цель – всестороннее развитие ребенка.

О домашних заданиях в начальной школе подробнее рассказала старший преподаватель кафедры, кандидат педнаук Наталья Тихонова:

– В первом классе домашних заданий быть не должно. Это грубое нарушение, в таком возрасте у детей недостаточно развита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы приемы учебной деятельности, низкий уровень развития памяти и восприятия, нестойкое внимание, могут возникнуть проблемы со здоровьем. И учителя, и родители должны понимать, что в таком возрасте перегружать детей нельзя! Мы проводим комплексные изучения преподавания в начальной школе и всегда обращаем внимание на этот аспект. Но иногда сталкиваемся с тем, что родители сами настаивают на домашней работе, считая, что так ребенок лучше усвоит материал.

Наверное, где-то оно и так бывает, но недавно одна наша читательница жаловалась, что в ответ на ее замечание о недопустимости домашних заданий в первом классе, учительница вежливо ответила: «Двадцать пять человек могут делать домашнюю работу, а вы – нет. В такой ситуации я могу рекомендовать вам другую школу». Что тут скажешь? В соответствии с письмом минобразования, которое мы уже цитировали, «… контроль та відповідальність за перевантаження учнів домашніми завданнями покладається на заступника директора з навчально-виховної роботи». То есть нужно идти к завучу, но не факт, что он будет на вашей стороне. Да и «двадцать пять человек могут, а вы нет» – очень убедительный аргумент, никто не станет своего же ребенка настраивать на неудачу…

Количество и качество домашних заданий во втором классе регламентируется письмом Министерства образования и науки Украины от 30.05.2013 № 1/9–383 (те, у кого нет детей, вряд ли дочитают до этого места, а тем, у кого дети-школьники есть, может, и не лишним будет знать названия всех документов): «Обсяг навчального матеріалу для домашніх робіт орієнтовно повинен становити 1/4 обсягу, виконаного на уроці, витрати часу на їх виконання не може перевищувати 45 хв. На вихідні і святкові дні домашні завдання другокласникам не рекомендується задавати. (…) З таких предметів, як основи здоров’я та фізична культура, трудове навчання, художня праця, мистецтво (музика, образотворче мистецтво), інформатика, домашні завдання задавати не бажано, окрім випадків, визначених у підручниках». То есть если в школе дети написали четыре предложения в тетради по письму и решили восемь примеров в тетради по математике, то дома они должны написать одно предложение и решить два примера – не больше! Что касается каникул, то они относятся к «выходным и праздничным дням», на которые задания задавать не рекомендуется, но можно.

– Здесь возможен индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей младшего школьника, – объясняет Наталья Тихонова. – И мы рекомендуем учителям начальных классов дифференцированно подходить к домашним заданиям. Ребенок, который хорошо работал в течение недели, время от времени может освобождаться от домашних заданий, а тот, который что-то упустил, имеет возможность подтянуть знания, иногда дети могут сами выбрать себе домашнее задание или вариант по уровню сложности. Бывает, что ребенку нечем заняться во время каникул, – тогда учитель может дать какие-то творческие задания или рекомендовать что-то прочитать.

А вот по поводу «рефератов», то их в начальной школе, по словам Натальи Георгиевны, быть не должно. Нет такой формы работы в начальной школе! Как не может быть и заданий «вспомнить все» – то есть повторить весь материал за четверть.

– Реферат (по типу «найди в Интернете, распечатай и прочитай») не несет должного обучающего эффекта, – объясняет она. – Но в начальной школе есть домашние творческие задания, которые рассчитаны на несколько дней или даже недель (например, работа над учебным проектом), их выполнение развивает у детей самостоятельность, умение использовать дополнительные источники, анализировать и систематизировать материал. Учитель при этом координирует и консультирует исследовательскую деятельность ученика. В данном случае от учителя и от родителей зависит, работает ребёнок с удовольствием и интересом или на износ и со слезами на глазах.

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются родители младших школьников, – дети не успевают сделать задания на продленке и берутся за домашнюю работу, придя домой в шесть вечера. Наталья Тихонова объясняет, что в идеале дети должны успевать, потому что на «уроки» в расписаниях групп продленного дня отводится ровно столько времени, сколько нужно, – 45 мин. во втором классе, 1 час 10 мин. – в третьем и т. д.

– Но давайте не забывать, – говорит Наталья Георгиевна, – что во время продлёнки ребёнок должен погулять (не меньше 1 ч. 30 мин.), поесть (30 мин.), отдохнуть и только после этого приступать к выполнению домашних заданий. Не все ученики отбывают на продлёнке положенные шесть часов, и бывает, что времени просто не остается. Если же в группу продленного дня сводят детей из нескольких классов, то сделать все домашние задания тем более проблематично. Мы рекомендуем воспитателям организовать работу так, чтобы дети успели сделать хотя бы письменные задания по основным предметам.

Чем дальше, тем больше

Мы уже указывали нормы домашних заданий для средних и старших классов. Но если в начальной школе все задания задает один учитель, то в средней школе преподаватели «домашку» друг с другом не согласовывают, а любой предметник, даже читающий ОБЖД, считает свой предмет самым важным. Поэтому часто бывает так, что в один день ребенок решает задачи по алгебре, пишет реферат по географии, учит наизусть два правила, одну теорему с доказательством, стихотворение, текст на английском языке и в качестве бонуса ночью выпиливает лобзиком какого-нибудь коника.

Для каждого класса и каждого предмета есть, конечно, свои нормы. Например, письмо минобразования № 1/9–368 от 24 мая 2013 года почти на семидесяти страницах объясняет, как должно быть организовано обучение в пятых классах. Разобраться во всем этом, наверное, и специалистам непросто. Мы обратили внимание на два вопроса: рефераты по естественным дисциплинам и количество заданий по математике, алгебре и геометрии (именно эти проблемы родители школьников называют самыми распространенными).

– Реферат – это научная работа, – говорит методист научно-методической лаборатории естественно-математических дисциплин того же института последипломного педагогического образования Сергей Литвин. – Дети в школе пишут не рефераты, а информационные сообщения на заданную тему. В качестве источника информации может использоваться Интернет – таким образом мы приучаем детей к самостоятельному поиску информации. Школьники часто с удовольствием выполняют такие задания, но они не могут быть обязательными, только по желанию. Есть два уровня: базовый (то, что есть в учебнике) и более углубленное изучение, которое предполагает использование других источников. Углубленно изучать какой-то предмет школьник может только по собственному желанию, требовать этого учитель не может.

Что касается математических дисциплин, то методист той же лаборатории Любовь Ткаченко объясняет:

– В целом ученики 5–6 классов должны тратить на выполнение всех заданий по всем предметам не больше 2,5 часов, 7–9 классов – 3 часа. Но это сложно контролировать. Например, по математике домашние задания обязательно дифференцированные – ребенок сам может выбрать задания начального, среднего, достаточного или высокого уровня. Если ребенок выбирает задание высокого уровня, то, конечно, оно сложнее и его выполнение займет больше времени.

И так выходит со всеми предметами. Высокий уровень предполагает и информационные сообщения, и более сложные задания, и использование дополнительных источников, и творческие работы. А быть отличником по всем предметам для некоторых детей – дело чести. Именно такие дети – действительно самые умные, самые целеустремленные, амбициозные – становятся в результате жертвами учебы. И к девятому классу родители даже уговаривают их заняться хоть чем-нибудь еще, но остановиться уже невозможно…

Конечно, говорить, что все в этой системе плохо, нельзя, но задуматься, наверное, стоит. У нас принято по любому поводу цитировать Василия Сухомлинского, мы тоже приведем пару цитат из книг великого педагога:

«В ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать».

«Незавидна судьба школьника, который ни о чём другом не думает, кроме урока, учебника, домашнего задания, оценки».

«Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой».

Ольга Степанова, «УЦ».

Жертвы науки, или Школьные годы чудесные?: 5 комментариев

  1. Боль, боль в каждом абзаце…
    Вы не знаете как пишется ДПА? У Вас, Ольга, все впереди, как я понимаю,но вокруг Вас куча людей-поспрашивайте.
    9кл.,ДПА, мова, диктант. За неделю у всех куплены сборники рекомендованных диктантов, приходит день ДПА, все воднуясь ждут объявления, я в том числе,шлю СМС с № ,думаю (примеряя на себя) будет несколько секунд пробежать глазами, высмотреть сложные слова, пунктуацию. Вы думаете так было? Хрен там, все(!) вырывают лист с диктантом и просто списывают. 90% нагло списывают, моя в том числе. Получает 9 баллов, красота! ДПА сдано! Младшие классы. Мало того, что весь год гнетется атмосфера и зловещее ежедневно звучит :»Вам ДПА писать!», так в итоге пишется, проверяется(!предварительно) учителем, сдается, ставиться оценка та, на которую в среднем учился ребенок весь год.
    Просто Татьяну Петровну подвели коллеги, не проверили вовремя, а администрация не проконтролировала корпоративную поддержку.

  2. Задается в начальных классах много, часто бестолково много, хоть и один учитель задает. Я не была против дом задания в первом классе (я против 1класса в 6 лет,для начала)нужно чтобы ребенок понимал ответственность, но когда для выполнения Д/З привлекается вся семья, то это занадто. Вот и получается-«Сережа маладец» потому как с мамой написал, с дедушкой почитал, бабушки овощи-фрукты раскрасила в тетради по математике, папа с рисованием справился, а еще куму позвали-она английский знает.

  3. Сначала о себе: мне опротивела школа еще во 2 классе, когда начали задавать домашние задания! Теперь о тестах, ДПА и прочем. Это не более, как вредительство! Вместо того, чтобы учить детей (не важно, первый класс, или одиннадцатый), их просто натаскивают. И при этом фарисействуют: » мы учим самостоятельно думать!». Ни черта, извините, вы их не учите! Ко мне на занятия приходят вчерашние выпускники школ. И, причем, далеко не худшие. Так вот, ни думать они не умеют, ни учиться (!), ни каких-то твердых знаний у них нет. Я уже приводил пример, когда студент, сдавший ЗНО по математике на весьма высокий балл, искренне уверен, что в прямом угле 45 градусов! Дореформировали!

  4. В одной из центральных школ города существует такая практика: ребенок на продленке, уроки доделать не успевает, доделывает дома с родителями. Учительница требует и черновик с полностью выполненными заданиями, и рабочую тетрадь. И не дай Бог не написать в черновик хоть одну задачу!!!! А еще меня как бывшего учителя ПРОСТО БЕСИТ практика одного нашего супер-пупер расхваленного учебного заведения: на лето даются задания, причем и по математике, и по языкам, и по литературе, причем в таком объеме, что нужно каждый день, несмотря на каникулы, потнескольку часов делать задания. И не пикнешь, потому что выгонят. Не знаю, я давала на каникулы список литературы — причем только объемные произведения, которые не успеют прочитать во время учебного года.

  5. Имел удовольствие общаться с выпускниками всякого рода «гимназий» и прочих, как Вы сказали «супер-пупер». Оторопь берет! Знаний на копейку, а самомнения (или, по-ихнему — понтов) на миллион!

Добавить комментарий