Факультет двух губернаторов

«Украина-Центр» продолжает серию публикаций, приуроченных к 80-летнему юбилею Кировоградского национального технического университета. В этом номере мы расскажем о факультете проектирования и эксплуатации машин, выпускниками которого являются нынешний ректор КНТУ, академик Михаил Черновол и действующий глава Кировоградской ОГА Василий Моцный.

НАМ ФПЭМ И СТРОИТЬ, И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ…

«Под крылом» факультета проектирования и эксплуатации машин собраны инженерно-технические специальности, имеющие отношение к транспортной и строительной отраслям, не менее значимым в структуре экономики региона, чем машиностроение. В своем теперешнем виде факультет был сформирован в 1996 году, в результате слияния ремонтно-технологического факультета с факультетом строительных и дорожных машин, а вот базовые кафедры ФПЭМ в вузе появились еще на заре образования Кировоградского института сельскохозяйственного машиностроения…

Эпоха конца 1960-х — начала 1970-х годов ознаменовалась настоящим бумом строительства. В то время только в Кировограде активно работали четыре крупных (не чета нынешним!) строительных треста, не менее двух десятков дорожно-строительных управлений, служб автомобильных дорог, ряд проектных институтов. Соответственно, возникла острая потребность в специалистах соответствующего профиля — инженерах по эксплуатации сложных дорожно-строительных машин.

Готовить инженеров по этим направлениям в вузе начали в 1970 году. Первый набор состоял всего из 25 абитуриентов. По прошествии нескольких лет число студентов кафедры (факультета) строительных и дорожных машин выросло в разы. С середины 1970-х годов — в городе в это время как раз активно расстраивались спальные микрорайоны улиц Попова и Жадова, — КИСМ ежегодно выпускал «в свет» не менее сотни специалистов по дорожным и строительным машинам. Кроме студентов из Кировограда и области этой специальности в вузе обучались молодые люди из Киева, Днепропетровска, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Кубы, Анголы, Сирии, Ливана.

Славная история и богатые традиции — дело, конечно, хорошее, однако на одних лишь воспоминаниях о прошлом далеко не уедешь (и много не построишь). Именно поэтому на базе факультета ПЭМ кроме подготовки инженеров своих «классических» специальностей начали обучать студентов по новым техническим направлениям. По словам декана факультета проектирования и эксплуатации машин к.т.н. доцента Владимира Яцуна, на сегодня одна из наиболее перспективных в плане трудоустройства молодого инженера специальность — автомобильный транспорт.

Здесь готовят инженеров-конструкторов и инженеров-эксплуатационников по различным видам автомобилей. Специальность пользуется большой популярностью у абитуриентов, очевидно, неспроста. В наши дни в городе функционирует множество автосервисов и автосалонов, где как раз необходимы спецы данного профиля. Много выпускников-«автомобилистов» факультета работают в Черкассах, на заводах автостроительного концерна «Богдан». Стабильно, как минимум, одна группа с потока студентов этой специальности проходит практику на заводах «Шкоды» в Ужгороде и Чехии. Кроме этого, студенты проходят стажировки во Франции, Германии, США, Англии…

Факультет проектирования и эксплуатации машин КНТУ — единственный в регионе, где начали учить специалистов по автомобильному транспорту навыкам компьютеризированного мониторинга автомобилей. Таких «спецов» владельцы СТО города с руками-ногами отрывают, каждую весну в очередь записываются, чтобы получить возможность пригласить выпускника к себе на работу. В этом году студентами-«автомобилистами» КНТУ заинтересовалась даже фирма «Катерпиллер» — всемирно известный производитель дорожной и строительной автотехники. Американцы предлагают лучшим студентам пройти оплачиваемую практику на заводах компании (стипендия $450 плюс жилье), чтобы затем на конкурсной основе посоревноваться за рабочее место в украинском представительстве фирмы…

Не меньший спрос у работодателей на выпускников ФПЭМ — специалистов по промышленному и гражданскому строительству. Специальность эта в вузе одна из наиболее молодых, открыли ее в университете в 1996 году. Идея возобновить подготовку в КНТУ специалистов-строителей принадлежит декану ФПЭМ Владимиру Яцуну.

— На то время рискованно было открывать такую специальность, — вспоминает Владимир Васильевич. — В середине 90-х годов строительная индустрия переживала не лучшее время, темпы строительства были низкими. Тем не менее, мы решили на свой страх и риск, объединив усилия со строительным техникумом, начать готовить специалистов для нашего региона. Первое время было трудно, потому что пришлось налаживать работу практически с нуля. Преподавательский состав новой кафедры сформировали из числа выпускников вуза, которые прошли профильные курсы повышения квалификации в Киеве, Полтаве. Кроме этого, мы приглашали читать лекции студентам и вести практические занятия действующих строителей с опытом работы, заслуженных специалистов, именитых профессионалов из различных строительных организаций Кировограда.

Первый выпуск инженеров-строителей в КНТУ состоялся в 2001 году — в период оживления строительного рынка. Заработали крупные кировоградские предприятия, активно развивалось частное строительство. Тогда наши специалисты-выпускники пришлись как нельзя кстати! Как только абитуриенты и их родители увидели, что с дипломом инженера-строителя можно рассчитывать на неплохие перспективы по трудоустройству (причем не только в Кировограде, строителей часто приглашали на работу в Киев, Донецк, Днепропетровск, Крым), существенно вырос конкурс на эту специальность. Университет поэтапно увеличивал объемы наборов первокурсников, год назад лимит студентов вырос до 75 человек на дневную форму обучения и до 75 на заочную…

Практика показывает, что примерно половина выпускников остается работать в Кировограде (в строительных фирмах или же в проектных институтах), другая половина — устраивается на работу в более крупных городах. Так что учеба по специальности «промышленное и гражданское строительство» ФПЭМ Кировоградского национального технического университета — это неплохой трамплин для молодого человека в дальнейшем построении его карьеры.

Кстати, на факультете проектирования и эксплуатации машин будущих строителей учат проводить техническую экспертизу домов и сооружений, основам операций с недвижимостью (выпускники могут потом работать в БТИ и риэлторских фирмах). Подготовку по такому профилю не осуществляет ни один другой вуз Украины…

Сегодня ФПЭМ состоит из четырех кафедр: две выпускающие, одна общетехническая и одна общеобразовательная. Это кафедра эксплуатации и ремонта машин (возглавляет д.т.н. профессор Михаил Черновол; первый заместитель завкафедрой к.т.н. доцент Сергей Магопец); кафедра строительных, дорожных машин и строительства (к.т.н. доцент Владислав Настоящий), кафедра деталей машин и прикладной механики (к.т.н. профессор Федор Златопольский), кафедра высшей математики и физики (к.т.н. доцент Сергей Якименко).

ВОССТАНАВЛИВАТЬ ПО-НАУЧНОМУ

О кафедре эксплуатации и ремонта машин нельзя не рассказать отдельно. И не только потому, что заведует этой кафедрой ректор КНТУ Михаил Иванович Черновол, единственный полноправный представитель Кировоградской области в Академии наук Украины (в ноябре 2007 года Михаил Черновол был избран членом-корреспондентом Украинской академии аграрных наук). Причина особого внимания к кафедре заключается в том, что на ее базе создана и функционирует одна из сильнейших в Украине научных школ в области технологий восстановления деталей машин, увеличения их надежности и долговечности.

Кафедра эксплуатации и ремонта машин — определенно самая наукоемкая во всем университете. Здесь работают порядка 40 преподавателей, большая часть из которых имеют ученую степень доктора или кандидата наук. За ректорской кафедрой числится сразу шесть профессоров — больше, чем за любой другой кафедрой университета! О высоком уровне преемственности научной школы говорит и тот факт, что на кафедре эксплуатации и ремонта машин каждый год стабильно защищаются два-три аспиранта, причем защиты проходят не только в ученом совете Кировоградского национального технического университета, но и в ученых советах вузов Киева, Харькова, Полтавы, Сум.

Неоднократно научные исследования преподавателей и студентов кафедры выигрывали первые призы конкурса «Изобретение года», проводимого Государственным департаментом интеллектуальной собственности Украины. В 2005 году высокую награду получила разработка ряда научных сотрудников под руководством профессоров Михаила Черновола и Юрия Кулешкова (также авторы были отмечены золотой медалью и дипломами Всемирной организации интеллектуальной собственности). В 2007-м авторский коллектив кафедры эксплуатации и ремонта машин под руководством профессора Виктора Аулина стал победителем в одной из номинаций всеукраинского конкурса «Изобретение 2007 года».

На этой кафедре учится студент 4-го курса Максим Онолов, единственный в КНТУ президентский стипендиат (сфера научных интересов молодого человека лежит в области повышения надежности дизельных двигателей, научный руководитель — профессор Виктор Аулин).

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ЖИЛКА

Любопытная тенденция — многие преподаватели факультета проектирования и эксплуатации машин имели непосредственное отношение к организации и развитию инфраструктуры университета. Поэтому данная глава очерка о факультете получилась как бы в результате «скрещивания» традиционной рубрики «Люди-легенды» и оригинальной главы «Выдающиеся организаторы».

Так, у истоков организации кафедры эксплуатации и ремонта стоял известный ученый, профессор Александр Терхунов (1939-2002), который, собственно, и заложил основы упоминавшейся выше уникальной научной школы.

Преемником профессора Терхунова как в должности заведующего кафедрой, так и в научной школе, стал один из первых выпускников кафедры эксплуатации и ремонта машин КИСМа Михаил Черновол. Как результат — за последние четверть столетия научные исследования вуза в области восстановления и повышения надежности деталей машин вышли на высочайший уровень.

Ректор университета с 1996 года, Михаил Иванович — заслуженный деятель науки и техники Украины, член-корреспондент УААН, академик Инженерной академии Украины, член-корреспондент Международной инженерной академии, автор свыше 250 научных трудов в области надежности машин, в том числе — 15 учебников. В период 2003-04 годов Михаил Черновол возглавлял Кировоградскую облгосадминистрацию.

Одного из первых заведующих кафедрой дорожных и строительных машин Александра Тарасенко на факультете проектирования и эксплуатации машин называют «создателем» всего того кадрового потенциала, который до сих пор работает на кафедрах ФПЭМ. Он лично помогал многим выпускникам кафедры поступать в аспирантуру вузов Днепропетровска, Киева, Харькова — с целью подготовить для КИСМа высококвалифицированных специалистов-преподавателей. Широко известные в инженерных кругах сотрудники выпускающих кафедр ФПЭМ Виталий Саловский, Георгий Надольный, Константин Иваница внесли огромный вклад в дело строительства новых корпусов учебного заведения, в которых сейчас размещен КНТУ.

Отличным организатором проявил себя бывший заведующий кафедрой дорожных и строительных машин, проректор по учебно-воспитательной работе, профессор Николай Власенко (1951-2004), автор 15 учебников, парторг вуза. В 1993 году Николаю Викторовичу было присвоено звание заслуженного работника образования Украины.

Немало выпускников ФПЭМ и кафедры эксплуатации и ремонта машин сегодня работает в вузе на административно-хозяйственных должностях. Это проректор по научно педагогической работе Федор Василенко, проректор по АХЧ Владимир Грабенко; нынешний глава профкома преподавателей вуза, профессор Александр Мажейка; декан факультета подготовки специалистов для зарубежных стран Иван Василенко; декан заочного факультета, заслуженный работник образования Украины, профессор Евгений Соловых; завкафедрой международной экономики, профессор Иван Мыценко, директор колледжа КНТУ Сторожук Н.В.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ

В числе самых именитых выпускников факультета проектирования и эксплуатации машин, конечно же, Василий Моцный — дважды губернатор Кировоградщины. «Коллегой» Василия Кузьмича по факультету альма-матер является один из его заместителей Виктор Демченко.

Оканчивал кафедру эксплуатации и ремонта машин председатель правлений ЗАО «Кировоградгранит» и «Радий» Евгений Бахмач. Выпускники этой же кафедры — известный в Кировограде бизнесмен Сергей Тарасов, генеральный директор авиакомпании «УРГА» Леонид Шмаевич, заслуженный работник промышленности Украины Василий Дзядух, экс-руководитель областного управления Госавтоинспекции Андрей Сергийчук, руководитель службы автомобильных дорог Кировоградской области Николай Зализко и его первый зам, заслуженный строитель Украины Игорь Голощук.

На другой выпускающей кафедре факультета проектирования и эксплуатации машин в свое время учились братья Александр и Сергей Табаловы (старший — владелец крупной корпорации «Формула смаку»; младший — вице-мэр Кировограда). Выпускник ФПЭМ кировоградского вуза Николай Нестеренко ныне работает деканом строительного факультета Полтавского национального университета; бывший студент кафедры строительных и дорожных машин Зураб Бежанидзе одно время занимал пост мэра грузинского города Кобулети. Наконец, выпускником ФПЭМ является бывший руководитель одного из крупнейших машиностроительных предприятий города — завода «Гидросила», генеральный директор компании «Гидросила Груп» Юрий Титов. И, поверьте, этими известными фамилиями «хит-парад» ФПЭМ совсем не исчерпывается…

Факультет двух губернаторов: 2 комментария

  1. ищу однокурсников групп ДМ 1988г.

  2. З великим задоволенням прочитав статтю про "рідний" факультет і кафедру ЕРМ. Хоча вже 10 років як закінчив навчання, завжди чекаю будь-якої інформації про свій ВУЗ на сторінках "УЦ". Зараз здобуваю третю освіту, але це так — для роботи. Для знань, життя і душі був і залишається рідний "КІСМ". Можливо зараз, без певного повторення, протягом 5 хвилин епюри сил і моментів не побудую, але точно в любий час доби можу назвати імена викладачів, які мене вчили. Вони були і залишаються СПРАВЖНІМИ ВИКЛАДАЧАМИ І ЛЮДЬМИ, на лекції до яких хотілося піти навіть після закінчення курсу. На жаль, багатьох з них уже не має. Але все-одно, щиро дякую за навчання і за ці незабутні роки Чайковському О.Б., Філімоніхіну Г.Б., Кіршанкову А.Т., Златопольському Ф.Й., Кирильчуку В.Т., Саловському В.С., Бондаренко В.І., Кулєшкову Ю.В., Василенко Ф.І. та іншим ВИКЛАДАЧАМ, які мене вчили!

Добавить комментарий