Полное сердце любви

«Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на пути», — делится своим принципом жизни выдающийся педагог Шалва Амонашвили. Он приехал в Кировоград по приглашению Центра гуманной педагогики, чтобы провести в зале кибернетико-техническом колледжа пятидневный семинар по вопросам гуманно-личностного подхода в педагогике с учителями области.

Его лекции необыкновенные. Вроде бы ничего особенного не происходит – на сцене, где Шалва Александрович проводит импровизированные уроки, стоят парты, сам Амонашвили рассказывает о гуманных подходах в воспитании, развитии, силе мысли, общении, проводит диалог с залом… Но, когда он говорит, по коже бегают мурашки. Потрясающая энергетика, в каждое слово вложены душа, опыт, знания, мудрость. Кажется, вот такого человека и нужно называть Учителем. Учителем не только школы, но и жизни. Иначе чем еще можно объяснить царящий в зале восторг окрыленных учителей?

Справка «УЦ»: Ш. А. Амонашвили родился в 1931 г. в г.Тбилиси. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60-70 гг. возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, известного, как система «Школа жизни», которая рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Научный руководитель ряда экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга. Действительный член Российской академии образования, почетный академик Украинской академии педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Руководитель Международного центра гуманной педагогики, автор книг «Педагогическая симфония», «Размышления о гуманной педагогике», «Без сердца что поймем?» и др. Один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе. Готовит студентов, аспирантов, проводит мастер-классы.

Запланированного интервью пришлось немного подождать. После лекции к живому классику подходили учителя. Брали автографы, делились своими проблемами, просили дать совет, и, что удивительно, не только по вопросам работы, но и в простых житейских ситуацих. Амонашвили не отказал никому. Каждому ответил, поддержал, пожелал счастья…

— Шалва Александрович, часто, особенно в младших классах, бывает так, что дети по каким-то причинам не хотят идти в школу. Что бы вы посоветовали делать в таком случае их родителям?

— Тому, что дети, мягко говоря, недолюбливают школу, есть много причин. С одной стороны, они рождаются в самой школе, с другой стороны – в семье. Вначале обсудим причины «семейные». Если родители видят в ребенке только свое будущее, свою будущую радость – значит, они большие эгоисты и будут выдвигать ребенку сверхтребования. Они просто уверены, что ребенок должен хорошо учиться, потому что подспудно думают: «А как же он меня будет содержать, если не получит образования и останется неучем? От этого ведь пострадают моя гордость, моя нравственность, мое общественное положение…» На этих мыслях о настоящем и будущем вырастает и отношение к ребенку. Поэтому первый вопрос, когда он придет домой, бывает таким: «Тебя вызывали сегодня? Какую оценку ты получил? А ну покажи дневник!» А ребенок боится, думает, говорить о своих оценках родителям или не сказать. И будет не только школу недолюбливать, но и в семью возвращаться из школы не захочет. Поэтому, если эти процессы осложняются, мы часто видим, как дети иногда идут на крайние шаги – совершают суициды от безысходности, не понимая, как жить дальше. Я читал, что Украина занимает одно из первых мест по количеству детских самоубийств. Кроме этого, дети могут по-другому уходить от реальности — прибегать к наркомании, курению. Это все – не более, чем протесты. Но мы же можем установить в семье такой лад, чтобы ребенку не было трудно! Мама, папа, бабушки, дедушки должны сказать себе: «Ребенок растет. Давайте подчиним все свои устремления судьбе ребенка». Ребенка надо принимать в семье как самого высокого гостя. Он пришел к нам от Бога, может быть, это и есть сам ваш Бог. И надо этого гостя принимать и провожать достойно. У него ведь свой путь. И, если мы будем так строить отношения, в доме будет больше понимания, сострадания, сорадости. И в семье кто-то обязательно станет для ребенка убежищем. Эта родная действительность облегчит ему школьные проблемы.

А теперь заглянем в школу. Что там может происходить? С одной стороны, там могут быть авторитарные учителя, которые только требуют, только приказывают. Для них главным является предмет, его качественное усвоение и принцип: «Знает – хороший, не знает – плохой». Самих детей они видеть не хотят. В таких условиях ребенок отчуждается от школы. Ну как он полюбит учителя, который стоит над ним, как стражник? Пусть даже ласковый, но школьник в этих стенах чувствует себя заточенным. Так отбивается охота от учебы, а виновными эти педагоги делают самих же детей. «Он плохо учится, потому что он сам плохой, а не потому что у меня плохие уроки. Он обязан принимать то, что несу», — думают эти учителя. А ребенок не обязан. Это учитель обязан приохочивать ребенка к знаниям. И добиваться этого надо не пистолетом, не криком, а чуткостью, духовным подходом.

Но, к счастью, есть учителя и другого рода. Если в жизни вашего ребенка встретился хоть один чуткий, понимающий учитель, пусть даже строгий и требовательный, но который любит ребенка, спасает его, принимает таким, какой он есть, то ребенок всегда будет стремиться к этому учителю, а других учителей будет терпеть. И все будет хорошо, если найдется хоть один такой учитель…

Запомните, сами дети не виноваты, что они не хотят учиться. Ребенок от рождения хочет познавать новое, он пришел в этот мир для разгадки Вселенной, и это надо принять за аксиому.

— В последнее время появилась некая тенденция уже в 3-4 года отдавать ребенка на разные секции, обучающие курсы. Вроде бы это правильно, потому что в детстве ребенок, как губка, легко впитывает что-то новое, но, с другой стороны – не лишаем ли мы их детства?

— Воспитывая детей, конечно же, мы хотим, чтобы они выросли многогранными. Я бы привел такое сравнение. Вот вы, когда заходите в музей и смотрите картины, некоторые бегло проскальзываете взглядом, а возле некоторых останавливаетесь надольше, всматриваетесь…. Вот так и детям надо показывать жизнь: «и это в ней есть, и это, попробуем здесь, нет – он пройдет мимо, а может быть, вот это? О, здесь заинтересовался, остался постоять. Потом разонравилось, расхотелось, идем дальше…» Ребенок должен видеть многое, а дальше сам потянуться к тому, что ему близко.

С какого возраста это надо делать? Четкого ответа нет. Если сам ребенок даже в раннем детстве проявляет некие способности, хочет, радуется чему-то, то надо его оставить возле «этой картины» до того времени, пока он этого хочет. Но заставлять нельзя ни в коем случае.

Что касается изучения иностранных языков, где обычно в ребенке не просыпается это «хотение», то здесь дело в педагоге. Он должен быть радостным, добрым, удивительным, веселым, уметь играть и в итоге стать жизненно необходимым для ребенка человеком. Тогда он и к знаниям, которые этот учитель несет, будет тянуться ради самого учителя. И раз он любит учителя, то полюбит и его предмет, значит – язык.

— Сейчас много говорят о том, что приходит новое поколение — дети индиго…

— Дети 1960-70-х годов были другие, по сравнению с нами, детьми 30-х годов прошлого века. Видимо, в промежутках времени выходит волна детей, чтобы свершить дело, общее для них. Проходит время, человечество осваивает то, что эта волна принесла, и приходит новая волна, чтобы совершить еще один скачок.

Поколение индиго — это дети, уверенные в себе, безапелляционные. Они верят в то, что говорят и думают. Они приходят, как будто уже с опытом, со знаниями. Они знают, что они не случайные люди. Надо очень тонко общаться с этими детьми — не высмеивать, не удивляться тому, что они иные. И они откроют нам свои тайны. Если не верите им — они закроются и сами забудут, зачем они в этот мир пришли. А они знают едва ли не с рождения, какая на них возложена задача. Нынешняя цивилизация пожирает нас. Эти мобильники, компьютеры, телевизоры, скоростные способы передвижения — мы становимся их рабами. Видимо, новое поколение детей должно открыть нам глаза, они приходят, чтобы спасти нас, помочь, чтобы человечество не взорвало планету. Обычными способами их не воспитаешь. Накричишь на них, ремень покажешь — они будут ломаться, как хрустальная ваза. Значит, навредим ребенку и человечеству в целом — ребенок сломан, он не принесет того, что всем нам нужно. Традиционная педагогика приспосабливает детей к среднему уровню. Здесь применима только гуманная педагогика…

Беседовала Анна Кузнецова, «УЦ».

Полное сердце любви: 5 комментариев

  1. Друзья! Нынешнее поколение выбрало "Пепси" и сериал "Элен и ребята", лейтмотив которого -"…не забыть взять с собой презерватив!" Как ни крутитесь, им все неинтересно кроме крутой мобилки и пива из горла. Что касается желания ходить в школу — мне школа осточертела (мягко говоря) во втором классе. И тем не меняя, за спиной институт, аспирантура. Просто я знал, что мне это надо.

  2. Олегу:
    Мы все равно принуждаем детей писать в горшок, а не в памперсы (что намного им приятнее), четко выговаривать букву "р", обращаться к воспитателю на "вы"… Принуждение — не всегда плохо. Все зависит от того, кто и к чему принуждает.

  3. Я писал в комменте не о том, ВЛКСМ — гордость или не гордость, а о системе принуждения. Советских учителей так настроили, что они принудительно заставляли детей выписывать "Зірочку", "Мурзилку", вступать в пионеры, ВЛКСМ, записываться в разные кружки, секции . Учителя не имели права заставлять это делать, ведь это каждый для себя должен сам решать. Даже когда дети выросли, и стали взрослыми, их заставляли ходить на парады и разные демонстрации. Конечно, можно было не пойти — не убьют, но поставят на заметку, ударят по премии… Т.е. инакомыслие подавлялось, надеюсь, современная система образования, не будет повторять ошибок прошлого.
    P.S.
    Надеюсь, вы не подумали, что советскую сист. образования я считаю самой противной. Нет, конечно, в мусульманских странах дети проходят такую психологическую обработку, похлеще советской. Именно поэтому, мусульманский мир и наш — как две планеты.

  4. Олег, а я вступил в ВЛКСМ одним из первых, С гордостью носил комсомольский значок и до сих пор помню номер своего комсомольского билета. Горжусь этим, пишу намного грамотнее, чем вы, никогда не позволяю себе употреблять "нехорошие" слова, тем более, по отношению к женщине. Цвет ауры значения не имеет. Первые довольно часто становятся лучшими.

  5. Анна ! Дети индиго — эти слова, как туман, кто индиго, а кто не индиго — попробуй разберись ! А вот, кто быдло, а кто нет — более актуальный вопрос. Вот такой пример: в классе, где я учился, большинство вступили в комсомол, и только 3 чел. (я в том числе) не вступили. Несмотря на то, что классная руководительница сраная, мне не один раз "капала на мозги" по этому поводу… Так что, индиго — не ингиго — фигня, главное, быдло или не быдло.

Добавить комментарий