О тестах из первых уст

Впервые новаторский эксперимент по замене выпускных школьных экзаменов, а в перспективе — и вступительных вузовских, неким подобием единого тестирования европейского образца в Украине начали проводить еще в 1992-93 годах. Тогда идея не прижилась (говорят, по причине активного противодействия ректоров высших учебных заведений), и ее свернули до лучших времен. И вот эти времена наступили. Начиная с 2008-го Внешнее независимое оценивание знаний (ВНО) целиком и полностью подменило собой привычные экзамены. Надолго ли тесты ВНО пришли в нашу систему образования — станет известно уже через пару месяцев, когда будут подведены итоги вступительной кампании-2008. Хотя критические замечания к процедуре тестирования, к содержанию тестов звучат уже давно. О некоторых преимуществах и недостатках внешнего оценивания журналист «УЦ» побеседовал с одним из инициаторов внедрения в Украине механизма ВНО, руководителем Министерства образования и науки в 2005-2007 годах, нашим земляком Станиславом Николаенко.

Многие утверждают, что внешнее оценивание содержит слишком сложные для сегодняшних школьников задания, а вот что думает по этому поводу экс-министр образования:

— То, что вы называете сложными заданиями, — это следствие, причина заключается в качестве знаний школьников.

Вопрос на самом деле не в сложности тестовых заданий, вопрос — в содержании учебных планов и программ, на основе которых были сформированы тесты. Вы молодцы, журналисты, что обратили внимание и вынесли на суд общественности, какие бестолковые или сложные задания были даны в вариантах пробного внешнего оценивания. В этом уже есть позитив тестирования — в обществе началось обсуждение стандартов образования. ВНО поставит оценку содержанию и качеству образования, школьным программам и всей средней школе. За этим обязательно последуют выводы…

Техническое сопровождение внешнего оценивания тоже оставляет желать лучшего. Меня удивляет, что людям давали мало информации о тестировании. Это самое главное событие 2008 года! Не школьники сдают экзамены, экзамен сдает государство! Поэтому нужно было провести бОльшую разъяснительную работу. Какие опасения возникли у выпускников и их родителей? Вот мы не поступим в высшее учебное заведение! Да такой проблемы нет! Сегодня для участия во внешнем оценивании знаний зарегистрировалось свыше 510 тысяч выпускников школ. Во всех университетах страны насчитывается примерно 660 тысяч мест для абитуриентов (я своему преемнику оставил только госзаказ на 150 тысяч мест). Уже идет недобор при поступлении на первый курс. Мало того, при норме, когда человек, не получивший положительную оценку, не имеет права в этом году поступать в вуз, претендовать на места на первом курсе смогут только 50% выпускников. Это 255 тысяч человек, притом, что мест в вузах почти в три раза больше. Но людям же этого никто не объяснил! Я бы объехал все регионы страны, собрал бы родителей выпускников, директоров школ, рассказал бы, что да как, снял бы это социальное напряжение. А то сейчас в информационном пространстве один какой-то сплошной негатив вокруг проведения внешнего оценивания знаний. Не забывайте, что в 2007 году идею ВНО поддержали 78% школьников! Комментарии излишни. Выпускники уверены, что внешнее оценивание позитивно скажется на борьбе с коррупцией при вступительной кампании. Оценивать знания абитуриента будет не учитель школы, не преподаватель вуза, принимающий экзамен, которые могут быть лично заинтересованы в оценке, а независимое третье лицо.

— Станислав Николаевич, вы согласны с утверждением, что система внешнего оценивания в некоторой степени дискриминирует выпускников сельских школ?

— Это проблема не ВНО, а недостаточного внимания государства к сельской школе. Когда я был министром, мы первым делом старались провести информатизацию сельских школ. В прошлом году мы установили в сельских школах 3300 компьютерных классов, охватив 90% сельской местности. Сегодня школы Кировограда не имеют такого числа компьютеров, как отдельные сельские школы. Тем не менее, уровень подготовки учащихся сельских школ остается острой проблемой.

В соответствии с правилами приема, в педагогических вузах для абитуриентов из сел гарантировано не менее 50% мест на каждую специальность, в аграрных — до 70% мест, в любых других вузах — 20-25% мест. А учеников-то сельских школ — не больше четверти от общего количества выпускников. Поэтому среди сельских детей конкурс будет отдельный. Для них задача-минимум — сдать тесты на положительную оценку.

При тестировании можно набрать от 100 до 200 баллов. 185 баллов — это «12», «отлично». Если школьник набрал больше 185 баллов — значит, он продемонстрировал знания за пределами школьной программы, меньше 140 баллов — ниже среднего уровня школьной программы. Абитуриент имеет право подать документы в несколько вузов: более престижный, средний, менее престижный. И поступит он туда, куда пройдет по конкурсу со всеми своими набранными баллами. Но если выпускник не может сдать внешнее оценивание даже на «удовлетворительно», может, ему нечего делать в университете? Может, и не нужно всем выпускникам школ поступать в вузы?..

— Выпускники прошлых лет тоже вряд ли смогут набрать на заданиях по современным программам хотя бы минимально необходимые 124 балла…

— Когда я был министром, я планировал в правилах приема на этот год сделать обязательным внешнее оценивание только для заочников, которые окончили школу не больше трех лет назад. Все остальные должны были идти по собеседованию, при условии, если они работают по специальности, на которую собрались поступать в вуз. То, что выпускники прошлых лет вынуждены сдавать тесты наряду со вчерашними школьниками, — это ошибка МОН, в этом году вузы останутся без заочных факультетов. Кого-то из абитуриентов-заочников спугнули, кто-то провалит тестирование. В результате могут лишиться работы где-то 3000 преподавателей заочных факультетов. Думаю, еще не поздно, и по правилам приема заочников министерство еще успеет внести коррективы.

— Когда журналисты «УЦ» проходили через пробное тестирование, у нас сложилось мнение, что все-таки существует теоретическая возможность при помощи современной техники или списать, или найти правильный ответ в Интернете. При разработке методики ВНО эти нюансы учитывались?

— За ходом внешнего независимого оценивания знаний предусмотрен жесткий общественный контроль. За тем, как происходит тестирование, получат право наблюдать журналисты, родители выпускников, народные депутаты, представители общественных организаций. В охране порядка будут задействованы подразделения МДВ. Если кто-то из школьников при таком контроле сможет что-то списать, то его не жалко будет пустить в университет (например, в школу разведки). Значит, ребенок находчивый, у него есть перспективы на будущее.

Учит не только школа, но и жизнь. Нужно спокойнее к этому относиться. Я бы вообще разрешил пользоваться учебными пособиями. Я, когда работал в университете, давал возможность студентам пользоваться справочными материалами. Если он ЗНАЛ предмет, но, допустим, что-то подзабыл, то, решая задачу, мог найти необходимую информацию в справочной литературе. Если НЕ ЗНАЛ, то никакие книги ему не помогали. Ничего в этом страшного нет. Задача школы заключается не в том, чтобы заставить детей запомнить как можно больше формул, а в том, чтобы научить применять формулы по делу. Чтобы научить детей учиться.

— Руководство каких-то вузов противилось внедрению методики внешнего оценивания?

— Часть ректоров противятся до сих пор. Я перед своим уходом с должности министра предлагал провести ряд мер для того, чтобы тестирование прошло качественно. Среди предложений был такой пункт — увеличить ректорам заработную плату в 3-5 раз. Или вы думает, что сегодня ректор будет за 1900 гривен ставки жить, принимать зарубежных гостей, решать все вопросы? Это фата-моргана. В системе МОН ректоров государственных вузов — 126 человек. Если повысить им заработную плату хотя бы до 10 или 15 тыс. гривен, то это будет не такая уж и большая нагрузка на бюджет. Но эти люди спокойно бы смотрели в завтрашний день…

Добавить комментарий