Последнее небо

Было время, когда мы гордо пели: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна…» Теперь настали иные времена. Турецкий берег стал знакомым не хуже крымского. И Африка вдруг стала востребованной. В небе над Черным континентом нашли себе работу многие летчики из стран СНГ, которые оказались невостребованными на родине. Но небо не всегда бывает благосклонно к чужеземцам. Таким оно оказалось и на этот раз.

На прошлой неделе, 16 апреля, в Экваториальной Гвинее, неподалеку от аэропорта на острове Аннобон, разбился самолет Ан-32, который совершал очередной чартерный рейс из столицы страны Малабо. Самолет, принадлежащий президенту страны, должен был приземлиться на острове Аннобон, куда представители правящей Демократической партии Гвинеи направлялись для участия в кампании парламентских выборов, намеченных на 4 мая.

По последним данным, которые подтверждают очевидцы, на борту находилось более 50 человек. Согласно официальным источникам, все находившиеся на борту люди погибли. В свою очередь, представители властей Экваториальной Гвинеи сообщают о 15 жертвах, среди которых, к сожалению, оказались украинцы. Но самое страшное, что в числе погибших числится и наш земляк, кировоградский штурман экипажа 54-летний Сергей Николаевич Арефьев. Тела погибших уже нашли. По ходатайству руководства ГЛАУ кировоградские городские власти решили вопрос о выделении места для захоронения Сергея Арефьева на Аллее Славы, что на Лелековском кладбище.

Что же произошло в ту среду в африканском небе? Виной всему стечение обстоятельств и пресловутый человеческий фактор. По свидетельствам очевидцев, Ан-32 совершал рейс в очень плохих погодных условиях. Это в цивилизованных странах существует понятие «нелетная погода». В Африке же погоду «делают» хозяин самолета и авиакомпании, которым, несмотря ни на что, срочно надо лететь.

В тот день над Гвинеей разразился ливень, и нормально посадить воздушный корабль у экипажа не было никакой возможности. Сам остров, на который приземлился самолет, очень маленький, соответственно, взлетно-посадочная полоса там нестандартного размера, короче обычных, на которые воздушные корабли такого класса могут спокойно приземляться. Ан-32, на борту которого находился Сергей Арефьев, просто не успел затормозить и на полном ходу «вылетел» со взлетно-посадочной полосы в океан… Определенную роль в катастрофе сыграли и несовершенные навигационные службы Экваториальной Гвинеи, недоработала служба управления воздушным движением, которые не смогли сориентировать экипаж в ситуации плохой видимости.

Полеты в воздушном пространстве Черного континента печально известны как самые небезопасные, по сравнению с другими странами. По данным голландского агентства безопасных полетов, несмотря на то, что на Африку приходится только 3% всех авиаперевозок, в прошлом году на этом континенте произошло 27% всех трагических крушений. Причина этого заключается в хронической нехватке средств у здешних авиакомпаний. В Африке, по словам одного из пилотов, который некоторое время работал в тех краях, аэропорты таковыми только называются. Посадочных служб не существует, а за полет платят при посадке в самолет…

Тема статистики безопасности полетов в авиакругах сейчас актуальна как никогда. В ходе последней конференции общества расследований авиапроисшествий СНГ, в которой принимала участие помощник ректора ГЛАУ по связям с общественностью Ольга Кушнир, специалисты констатировали: за последние годы ситуация с количеством катастроф несколько стабилизировалась, и если в 2007-м и наблюдалось определенное увеличение происшествий в небе, то только за счет авиации общего назначения (частных маленьких самолетов, пилоты которых летают, по словам участников конференции, варварским образом). Поэтому катастрофа в Экваториальной Гвинее больно ударила по всему летному сообществу, наглядно продемонстрировав: нельзя застраховаться ни от чего, даже тщательно расследуя и предупреждая аварии.

Это, к сожалению, не первая и далеко не единственная катастрофа, произошедшая в небе над Экваториальной Гвинеей. В июне прошлого года там же рухнул в океан Ан-32, несколькими годами ранее в этом новом «бермудском треугольнике» пропали еще несколько самолетов нашего производства. Кстати, самолеты АН-32 до сих пор находятся в производстве, и в странах Африки и Латинской Америки их работает более 500. В страны третьего мира было продано более 200 наших самолетов, которые летают до сих пор. Воздушный корабль, на котором летал Сергей Николаевич, был полностью исправен. Год назад он проходил плановый ремонт в Кишиневе, его технические характеристики были идеальными.

Вина экипажа в катастрофе тоже полностью исключается. Первый пилот, гражданин Экваториальной Гвинеи Гаспар, зарекомендовал себя как отличный специалист, Сергея Арефьева его коллеги тоже характеризуют как профессионала с большой буквы, очень грамотного штурмана, который умеет принимать правильные решения в нештатных ситуациях…

В Кировограде у погибшего штурмана остались жена и дочь. Они тоже работают в кировоградской системе авиации, поэтому сами понимаете, насколько тяжело и больно сотрудникам летной академии говорить о произошедшем. Все, с кем нам удалось пообщаться, характеризуют Сергея Николаевича как профессионала своего дела, очень спокойного, выдержанного, уравновешенного человека, отзывчивого, искреннего. Раньше он работал инструктором, обучал кировоградских курсантов летному делу на самолетах Ан-24,-26, -32. В небе над Экваториальной Гвинеей Арефьев летал уже года два, ему не раз приходилось возить элиту страны — президента и его семью. На жизнь в Африке не жаловался, говорил, что это — спокойная, тихая страна. Последний раз приезжал в Кировоград в конце осени прошлого года. Своим коллегам в последнее время часто говорил, что соскучился за семьей и с нетерпением ждет скорой встречи. Увы, не суждено…

Добавить комментарий