“Бесплатная” поверка

С 1 января 2005 года поверка, обслуживание и ремонт счетчиков (водомеров, а также тепловых, электрических и газовых), включая их демонтаж, транспортировку и повторную установку, станут для потребителя бесплатными. В соответствии с Законом Украины, принятым в июне 2004 г. (“О метрологии и метрологической деятельности”), эти работы будут производиться за счет предприятий, оказывающих услуги водо-, тепло-, газо- и электрообеспечения.

На самом деле новое положение, с энтузиазмом воспринятое потребителями услуг — обладателями названных измерительных средств, вызывает немало недоуменных вопросов. Закон, принятый, как у нас обычно бывает, “из лучших побуждений”, задевает, по крайней мере, две болевые точки: интересы свободной конкуренции и интересы самого потребителя — бесплатным, как известно, бывает только сыр в мышеловке. Об этом журналист “УЦ” беседует с директором областного сервисного центра “Каллисто” Виктором Дончевским.

По информации, которой располагает В.Дончевский, “Киевтеплоэнерго” уже повысило (с 1 января 2005 г.) на 3% стоимость отпуска тепловой энергии на объектах, оборудованных тепловыми счетчиками “Суперкал”. Что за этим последует, наш собеседник показывает на примере обычного 100-квартирного жилого дома, в котором на вводе теплосети стоит счетчик.

Если учесть, что в среднем за отопление квартиры потребители платят 100 грн. в месяц, отопительный сезон длится 6 месяцев, а межповерочный интервал счетчика составляет 2 года, то за эти два года жители 100-квартирного дома заплатят теплоснабжающей организации дополнительно 3600 грн. Реальная же стоимость поверки счетчика, говорит В.Дончевский, ссылаясь на опыт “Каллисто”, равна 600 грн. То есть потребители оплатят стоимость не одной, а шести поверок — причем в равной степени будут платить жильцы не только хорошо отапливаемых квартир, но и угловых или тех, в которых батареи по каким-то “объективным” причинам еле теплятся.

Другая сторона — поверка счетчиков, например водомеров, установленных в квартирах. По сложившейся в Украине практике, их установкой главным образом занимались и занимаются конкурирующие между собой предприятия малого и среднего бизнеса — независимые от монополиста-поставщика услуг. По этой причине им же население доверяло и поверку: хотя бы из опасения, что монополисту-поставщику счетчик, врущий в большую сторону, куда выгоднее точного. Кому теперь должен нести потребитель свой счетчик для обязательной “бесплатной” поверки? Частник работать бесплатно не будет. Не верит он и в то, что поставщик услуг начнет перечислять ему деньги за выполнение поверки, поскольку взаимоотношения между поставщиком и поверителем в новом законе не урегулированы. По этой причине его можно считать усиливающим позицию монополиста. Правда, Антимонопольный комитет Украины по этому поводу еще не высказал своего мнения. Он, как следует из его официального ответа, еще изучает возникшую ситуацию.

Еще один вопрос: оснащенность предприятий-поставщиков услуг поверительным оборудованием. Метрологическое оборудование стоит недешево (до десятков тысяч долларов) — его приобретение организациями-поставщиками, не имеющими такового, опять-таки, выльется для потребителя в повышение тарифов. К тому же в письме, адресованном областным сервисным центром в Госкомитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательству, высказано и такое опасение: «На крохах метрологического оборудования, которое кое-где есть на таких предприятиях, умудряются так “накручивать” приборы учета, что после этого физические лица обращаются с просьбой о перепроверке».

Тем не менее, по мнению Виктора Дончевского, есть цивилизованный способ разрешить ситуацию. Первое — потребителю необходимо оставить право выбора, кому он отдаст свой счетчик (который он установил за собственные деньги) для поверки. Если частной организации — то, естественно, потребитель же и оплатит ей стоимость поверки. Второе — тепло-, водоснабжающая организация компенсирует потребителю же понесенные им затраты. Если, скажем, поверка водомера стоит 10,5 грн., то при перерасчете после поверки зачтет в его пользу объем отпущенной воды на сумму 10,5 грн. Что и будет соответствовать букве закона: “поверка… за счет предприятий и организаций, предоставляющих услуги электро-, тепло-, газо- и водоснабжения”.

Все, что нужно для реализации такой идеи, — это разработка соответствующих рекомендаций Госжилкоммунхозом Украины.

Впрочем, опасения, что и эта схема не ударит по карману потребителя, причем даже не имеющего приборов учета в своей квартире, все равно остаются. Монополист — под засчитываемую в услугах потребителям стоимость поверок — немедленно попытается поднять тарифы. Ведь это проще, чем сэкономить за счет снижения потерь или энергосбережения. И воспрепятствовать ему в этом могут только органы местного самоуправления, за которыми закреплены право пересматривать тарифы и обязанность отстаивать интересы территориальной общины.

“Бесплатная” поверка: 1 комментарий

  1. Инспектор КП "Севтеплоэнерго" СТС г.Севастополя проверил водомеры гор.воды в моей квартире и сказал что я должен отнести водомеры на поверку т.к. прошло три года. Все расходы на демонтаж поверку монтаж за мой счет. А пока я об этом думаю они присылают мне платежки за гор. воду из расчета 20,616 куб.м за каждого человека прописанного в этой квартире, хотя проживает в данное время только двое. Стоимость одного куб. м у нас 64,94грн.На мое заявление,что я не пользуюсь гор. водой,т.к. у меня стоит эл. бойлер для них это не аргумент. Какой выход?

Добавить комментарий