Автономное ограбление

Несколько последних лет в Кировограде наблюдается бум: несмотря на все рогатки, препоны и высокую стоимость, люди активно устанавливают у себя независимые системы обогрева, чтобы гарантированно не мерзнуть зимой. По известным причинам наш город — один из лидеров в Украине по масштабам установки «автономок», по количеству «автономных» квартир и домов на каждую тысячу. У этого явления естественным образом появились и свои негативные стороны. Иногда встречаются просто вопиющие случаи.

Юрист Людмила Пономарева установила в своем доме на Новониколаевке автономное электрическое отопление (заключив с поставщиком электроэнергии договор №1003065) и нарадоваться им не могла до определенного момента. А именно — до крещенских дней прошлого года. 18 января 2006-го на соседнем перекрестке облэнерго (вернее, его подразделение «Горсвет») решило заменить старый столб электропередач на новый. Дело хорошее и нужное. Новый столб успешно стал на место, энергию подключили. Но не всем…

Не хочется необоснованно обвинять энергетиков в том, что они раньше времени начали праздновать Крещение Господне или еще в чем, но три дома они просто …забыли подключить. 18-го на улице было -23 градуса — это были чуть ли не самые морозные дни за всю зиму 2006 года.

Людмила Анатольевна вернулась домой с работы поздно. И застала остывающий (пока еще остывающий) дом. Вода в системе отопления уже местами стала замерзать. Дальше начались кошмарные дни. Напомним, что следующий день был 19-м января, Крещением. Пономарева и ее соратники по несчастью из соседних домов обрывали телефон диспетчерской аж до 22 января! Три дня без света! А температура в один из дней опустилась до 27 градусов мороза. В доме у Пономаревой постепенно рвались трубы и котел, вода залила пол по всему дому и тоже стала замерзать. А Людмила Анатольевна живет одна с двумя маленькими детьми… Этот ужас она до сих пор вспоминает с содроганием. На ночь ее приютили соседи, которым больше повезло с системой отопления, на следующие дни перебрались к родителям. И по сей день в свой дом вернуться она не может — я видел, почему. Там после произошедшего требуется очень основательный ремонт: испорчено все, что можно: пол, стены, мебель, техника. Симпатичный жилой дом по адресу Славянская, 31А стал нежилым.

Потеряв надежду на диспетчеров облэнерго и Горсвета, Пономарева пошла другим путем. Через знакомых и знакомых знакомых вышла на кого-то из начальства. Уже через полчаса приехала аварийная машина и буквально за пять минут на глазах людей (и под, сами понимаете, какие высказывания) электроснабжение было восстановлено. До этого у энергетиков были одни отговорки: мол, из-за морозов по области порывы, все машины с вышками на выезде…

Юрист Пономарева обращается в суд. Причин масса, главное — ее и соседей никто даже не догадался предупредить о возможном отключении электричества. А пунктом 14 договора предусмотрено: «Энергопоставщик обязан обеспечивать надежную поставку электроэнергии, согласно с условиями лицензии и договора, предоставлять информацию об услугах электроснабжения И О СРОКАХ ОГРАНИЧЕНИЙ И ОТКЛЮЧЕНИЙ».

Второе — грубое нарушение прав потребителей (мытарства и телефонные отговорки в течение нескольких дней). И так далее. После длительного рассмотрения, 8 декабря прошлого года Ленинский суд признал правоту Людмилы Пономаревой и присудил в ее пользу 67 тысяч 261 гривню материальной и моральной компенсации. Но почти сразу же «Кировоградоблэнерго» обжаловало постановление в Апелляционном суде. И 28 марта уже 2007 года тот принимает решение, что… «Пономарева сама виновата, вовремя не слила воду из системы». Дословно: «вследствие бездеятельности ответчика». И, видимо, чтобы окончательно добить строптивую дамочку с двумя несовершеннолетними детьми, суд присудил ей еще и выплатить все издержки по делу, а это больше 2 с половиной тысяч гривен… На сегодня женщина оспаривает это решение в Верховном суде Украины.

Итого: полтора года женщина, юрист (!), да еще и работающая в Кировоградской областной государственной администрации (!) не может найти правды. Подумайте, как бы развивалась ситуация, будь на ее месте, скажем, простой слесарь с «Красной звезды». За это время Пономарева писала во все возможные инстанции — городскому руководству и прокурору области, в общество по защите прав потребителей, в партийные организации и даже премьер-министру Виктору Януковичу. За ней «охотятся» судебные исполнители, жаждущие получить судебные издержки…

Какие выводы из всей этой истории напрашиваются? Возможно, для кого-то таким выводом будет то, что не стоит, пожалуй, ставить автономное электрическое отопление в частном секторе. Но мне кажется, дело в другом. Коммунальные службы всех типов и разновидностей приучили нас и себя, что могут поставлять нам некачественные услуги. Но плату за них требуют по полной! Если же кто-то пытается отстоять свои права на человеческое обращение и качественное обслуживание, тут они встают на дыбы, но ни копейкой не поступятся, как бы неправы не были.

На самом деле, ну что для организации, ворочающей десятками миллионов, эти несколько десятков тысяч заслуженной, по моему мнению, компенсации одинокой женщине? Но нет, в большом бизнесе другой подход. Не уступить. Никогда. Ни за что. А то ведь и другие потянутся, не правда ли? Насколько я слышал, случай, подобный произошедшему с Пономаревой, не единственный. Вдруг и другие захотят правды искать в судах? Это ваше дело, господа потребители, — платить. А не наше.

Добавить комментарий