Как в Кировограде шведов «обули»

Неделю назад в областном центре проходил первый в своем роде «Международный инвестиционный форум». Но еще задолго до этого события многие местные чиновники неоднократно жаловались: дескать, не хочет к нам в область идти иностранный инвестор. А почему, собственно, не хочет? Может быть, потому, что с ним здесь нередко обращаются, скажем так, не совсем справедливо? Вот только один, но вполне типичный случай — конфликт между руководством кировоградского коллективного предприятия «Орбита-транс сервис» и инвестором в лице фирмы Busmarket Sweden.

Busmarket Sweden — одна из крупнейших скандинавских компаний, занимающихся продажей автомобилей и автобусов, а также поставкой запчастей к ним. В Украине эта фирма работает уже более десяти лет. За это время компания поставила на маршрутные линии Киева, Полтавы, Херсона, Днепропетровска, Тернополя сотни автобусов повышенной вместимости типа «Вольво» и «Скания». И вот однажды, на свою беду, шведы обратили взор на скромный провинциальный Кировоград. И попали, как говорят в народе, в самую настоящую «халепу».

Наша область представителям Busmarket Sweden почему-то показалась весьма привлекательным регионом для капиталовложений. Инвестиционный проект скандинавской компании включал в себя два этапа. Сначала шведы должны были поставить в город автотехнику, а затем на прибыль, полученную в результате их эксплуатации, в Кировограде, на базе одного из «умерших» автобусных парков, планировалось построить современный сервисный центр по ремонту и обслуживанию автобусов. В близлежащих областях подобного сервисного центра нет, так что к нам в город на ремонт и техобслуживание съезжалась бы автотехника со всего юга и центра Украины, из соседней Молдавии.

В декабре 2002 года инвест-проекту дали зеленый свет — все соответствующие бумаги без промедления подписал тогдашний глава Кировоградской облгосадминистрации Василий Моцный, специальным решением Кабмина инвестору предоставили немалые таможенные льготы. Если по нормам ставка при ввозе атотехники такого класса — с учетом возраста автобусов — составляет 4,5 евро за кубический сантиметр объема двигателя (для справки: у «Вольво» объем двигателя 9600 см3; у «Скании» — 11000), то Кабинет Министров разрешил Busmarket Sweden в рамках реализации этого инвестиционного проекта заплатить государству только НДС — 20% от оценочной стоимости автобуса.

Как рассказал представитель Busmarket Sweden в Украине Василий Куринский, никакого тендера среди кировоградских перевозчиков — для определения партнера компании с кировоградской стороны — не было и в помине. Шведам просто-напросто указали, с кем они должны работать, — с директором КП «Орбита-транс сервис» Владимиром Горбатенко. Причем, когда менеджерам Busmarket Sweden представляли Горбатенко, было сказано, что этот человек имеет все необходимое, чтобы сразу же организовать работу совместного проекта — и опыт перевозок, и обширнейшую инфраструктуру. Что самое интересное — лоббировал реализацию этого бизнес-проекта народный депутат-коммунист Владимир Пузаков. Нардеп лично летал в Стокгольм для участия в переговорах. Высокий ранг украинской делегации шведов впечатлил — о провинциальном предпринимателе ходатайствует член национального парламента! Естественно, скандинавы даже не могли предположить, чем для них обернется сотрудничество с «Орбитой».

В течение 2002-03 гг. Busmarket Sweden поставила в Кировоград 80 автобусов повышенной вместимости — одна такая «гармошка» берет пассажиров из расчета 80 сидячих и 140 стоячих мест. Все машины имеют алюминиевый кузов, оборудованы мягкими сиденьями, прекрасно отапливаются. Даже несмотря на то, что автобусам по 15 лет, их безопасность все еще находится на самом высоком уровне. И все это чудо скандинавской техники шведы официально оценили в 12,5 тыс. евро за штуку — цена одного «пазика»!

Неприятности у инвестора начались сразу после того, как автобусы прибыли в областной центр. Оказалось, что у «Орбиты-транс сервис» не было ни достаточного количества средств на растаможку всей техники (на данный момент легализовали только 38 автобусов из 80-ти), ни ремонтной базы, ни даже необходимого количества маршрутов, на которые можно было бы вывести автобусы. По утверждению представителя Busmarket Sweden, на стадии заключения контракта шведскому инвестору кем-то (кем именно?) была предоставлена заведомо ложная информация об украинском партнере.

Уже второй год автобусы стоят без работы. На протяжении этого времени из них таинственным образом исчезали магнитофоны, огнетушители, динамики, печки обогрева, сиденья, фары — а это не просто набор металла и стекла, а специальная шведская оптика. В общей сложности Василий Куринский составил 12 комиссионных актов о разграблении техники. По его подсчетам, только на комплектующих скандинавская фирма понесла убытки на сумму 50-60 тыс. долларов (более точную цифру предстоит назвать экспертам). Но, как оказалось, это ещё цветочки: из-за того, что автобусы до сих пор не легализованы, на плечи иностранного инвестора легли еще и таможенные санкции за просроченную растаможку.

— Когда мы увидели, что от нашего сотрудничества с «Орбитой-транс сервис» толку никакого не будет, — говорит В. Куринский, — пришли к выводу: если машины и дальше будут простаивать без работы, то они просто уйдут с молотка на металлолом. А Busmarket Sweden еще и останется должна государству! Поэтому было принято решение отдать машины в аренду другим предпринимателям. В частности, 24 автобуса уже отправились в Днепропетровск. По условиям соглашения, новые арендаторы должны проплатить в счет арендной платы все штрафные санкции плюс 20% НДС (порядка 2,8 тыс. евро). По нашим сведениям, «Орбита-транс сервис» получила от аренды весьма значительные суммы… Мы подали в суд иск, с требованием вернуть деньги шведской компании, так как эти суммы являются возвратной целевой финансовой помощью, предназначенной для легализации автобусов. Результатов пока нет. Еще при покойном Кирпе Busmarket Sweden обратилась в Минтранс, пытаясь объяснить, что наш нынешний партнер несостоятелен. Мы просили украинских чиновников: укажите сами, если считаете нужным, другую фирму, мы согласны были передать инвестицию ей и работать с другим перевозчиком.

С вашим губернатором встретиться я еще не успел. Но буквально недавно у меня состоялся разговор с его заместителем Анатолием Ревенко. Эта беседа — единственный за последние полтора года мытарств нормальный вразумительный диалог с представителем местной исполнительной власти. Я встретил действительно серьезного человека, который, как мне показалось, решительно настроен сдвинуть вопрос с мертвой точки.

Шведская компания, которую я представляю, собиралась работать в Кировограде не только в области пассажироперевозок. Мы просчитали 5 бизнес-проектов, связанных с переработкой сельхозпродукции, с карьерами. Мы хотели привлечь в ваш регион солидные фирмы, крупные инвестиции. Сейчас же, когда в Стокгольме заходит разговор о Кировограде — нужно видеть скептические улыбки собеседников…

Кроме обращений в органы власти шведы также пожаловались на украинского партнера в ОБОП. Сейчас делом о «швебусах» занимается областная прокуратура. За время расследования уголовное дело успело побывать по очереди в прокуратурах Ленинского района города Кировограда, Компанеевского района области. Трижды (!!!) дело было затребовано на проверку в Генеральную прокуратуру. Волей-неволей возникает мысль, не пытается ли кто-то таким образом максимально «затормозить» ход расследования?

Судя по некоторым результатам следствия, из 38 растаможенных инвестиционных автобусов в Кировограде постоянно работает только… один (на 274-м маршруте)! Еще два автобуса летом возили отдыхающих на моря, остальные 35 отправились в другие области Украины. На каких основаниях — неизвестно. Опять-таки, по материалам дела, от аренды этих 35-ти машин за 12 месяцев 2004-05 годов «Орбита-транс сервис» могла получить свыше 700 тыс. грн., но до шведских партнеров не дошло ни копейки…

Только самый ленивый кировоградский журналист не писал о проблемах пассажирского транспорта в областном центре. Восемьдесят комфортабельных автобусов наверняка бы большую часть этих проблем сняли. Выход «швебусов» на линии позволил бы разгрузить транспортный поток на центральных улицах города и повысить качество перевозки пассажиров. Но миллионная инвестиция шведской компании пошла прахом, а в Кировограде тем временем по-прежнему царит транспортный беспредел. Кому это выгодно — вопрос риторический…


Следуя своим принципам объективности, «УЦ» предоставила слово и второй стороне-участнице конфликта — директору КП «Орбита-транс сервис» Владимиру Горбатенко.

Владимир Николаевич утверждает, что его фирма полностью выполнила условия договора. Согласно контракту, в обязанности «Орбиты» входила доставка автобусов и заправка их горючим. Что, собственно, и было сделано — все 80 автобусов в конце концов оказались на таможенной территории Украины. О том, кто должен был платить за легализацию машин, в контракте не сказано ни слова. Как говорит Горбатенко, этот вопрос должен был решиться на договорных условиях. Очевидно — не договорились…

В качестве причин, приведших в итоге к конфликтной ситуации, директор «Орбиты-транс сервис» видит несовершенство украинской законодательной базы, а также то, что «слишком многие люди, причастные к инвестиционному проекту, хотели нагреть на инвестициях руки» (достаточно туманная формулировка, не правда ли? — ред.). Сейчас нормальная работа «Орбиты» в рамках инвестпроекта затормозилась прокурорским расследованием. С февраля ряд важных документов (контракты, устав) находятся в прокуратуре, а без них кировоградский перевозчик не в состоянии провести ту же растаможку. И хотя месяц назад Генеральная прокуратура отменила решение местных следователей о привлечении Горбатенко в качестве обвиняемого по делу, Владимир Николаевич не стал категорично заявлять, кто прав, кто не прав — уголовное дело еще не закрыто; но в любом случае, по его мнению, точку в истории должен поставить суд. На сегодняшний день в распоряжении «Орбиты-транс сервис» есть средства на растаможку 10-ти из 32 оставшихся в Кировограде швебусов. Однако сделать этого фирма не может — уже 7 месяцев необходимые документы томятся в прокуратуре.

По словам Горбатенко, на момент подписания контракта его фирма имела в своем ведении 13 маршрутов, в том числе такие ходовые, как 150 и 107а. Однако в прошлом году «Орбита» их лишилась. Причем некоторые обстоятельства тендера на перевозку пассажиров по маршруту номер 150 носят довольно пикантный характер. Оказалось, что тендер транспортным отделом горисполкома был проведен на день раньше объявленного в печати срока! Таким образом, «Орбита» даже не смогла принять участие в конкурсе. Уже в этом году фирма-перевозчик обращалась в горисполком с просьбой выделить ей один из маршрутов, проходящих через центр города — ответа до сих пор нет. Также Владимир Николаевич сообщил, что некоторые фирмы, которым отдали в аренду автобусы, растаможенные за счет «Орбиты-транс сервис», за аренду техники с ним не рассчитываются. Юрист фирмы готовит на них обращение в суд…

Как в Кировограде шведов «обули»: 1 комментарий

  1. Некоторые немецкие фирмы также не рискуют
    работать непосредственно на украинском рынке.
    Жаль,что подобные случаи препятствуют нормальной
    работе.

Добавить комментарий