Всемирный день любомудрия

— Учитель, как мне научиться думать?
— Ответь 30 раз, не повторяясь, на вопрос «Как залезть на вишню за яблоком?»

Философская притча.

Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух частей. «Филия» переводится как «любовь», «софия» — как «мудрость». Таким образом, философия буквально означает любовь к мудрости или любомудрие. Впервые слова «философия» и «философ» стал употреблять знаменитый грек Пифагор, живший в VI в. до н.э. До него греческие ученые называли себя «сoфос», что означает «мудрец», то есть считали себя мудрецами. Пифагор стал автором крылатой фразы: «Я не мудрец, но только философ».

В 2002 году Всемирная организация ЮНЕСКО объявила о проведении ежегодно в третий четверг ноября Дня философии. Этот день отмечают более чем в 70 странах-членах ЮНЕСКО во всем мире. В Украине этот день празднуют с 2006 года. В этом году он пришёлся на 15 ноября. Вот об этом и пофилософствуем.

В шутку говорят, что «знание – это то, что остается у человека, когда он все забывает». В этой шутке, как, впрочем, и во всякой другой, есть доля правды. Иногда тот или иной образ, та или иная стихотворная строчка или даже математическая формула так западают в память, что, говоря словами поэта, «ее оттуда не вышибешь колом». Из всех неточных наук философия — самая неточная, ведь она изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. У вас есть ответ на вопрос «Кто Я?». Если есть – вы философ. Если нет – вы великий философ. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мы не раз слышали о таких древних философах, как Аристотель, Сократ, Диоген. Некоторые помнят имена Бруно, Петрарки, Макиавелли. Изредка вспоминается что-то о Томасе Гоббсе, Рене Декарте, Джоне Локке. А попробуйте назвать философов современности? Кроме специалистов в этой области, чья работа связана с наукой, современные философские школы находятся вне нашего внимания. Феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, постструктурализм и постмодернизм, идеализм и материализм, антропологизм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм – слова, которые что-то значат для очень немногих.

Философия чем-то схожа с психологией. Ведь психолог — это мудрый практик, который, не взлетая высоко, «разжёвывает» философию применительно к житейской конкретике. А философ — это почти мудрец, любитель мудрости, который, не впадая в конкретику по поводу самых разных житейских проблем, ставит вечные проблемы. «Мне нравится философия, потому что я люблю размышлять» — часто встречающаяся сентенция. А ведь действительно, какая наука может дать такой широкий простор для мысли? Философия может предложить то, чего не могут дать различные науки. К тому же именно философия является родоначальницей почти всех остальных наук. Эта наука не ограничивает человека формулами, правилами и законами, даёт ему свободу выбора понятий и определений. Философия приветствует самые радикальные повороты мысли, не отрицает вечное экспериментирование в мышлении, но так, наверное, и должно быть, чтобы человек имел возможность научиться мыслить необычными способами, творчески, а не стандартно. А вот как она порой это делает, — совершенно другой вопрос.

Довелось нынче познакомиться с одной занимательной книгой, называется она «Философия постмодернизма. Энциклопедия». Очень, скажу я вам, увлекательное чтение. Мне страшно захотелось поделиться с читателями, доставить им наслаждение, приведя выдержки из этой замечательной книги. Ну, прежде всего надо понять, что такое этот самый «постмодернизм». С чем его, так сказать, едят. Оказывается, это «Понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия».

Усвоили? Прочитав это любопытное объяснение, я с интересом стал листать тысячестраничный том и случайно открыл его на слове «соблазн». Знаете ли вы, что такое соблазн? Бьюсь об заклад, что не знаете. Поэтому я с помощью указанной энциклопедии объясню вам это просто и доходчиво. «СОБЛАЗН — понятие постмодернистской философии, фиксирующее установку на снятие традиционной для классической европейской рациональности линейной семантико-аксиологической оппозиции мужского и женского (в контексте общекультурной установки постмодернизма на отказ от бинаризма). Постмодернизм осмысливает себя как фундированный отказом от классического типа организации культурного пространства, в основу которой “положен единый мужской субъект представления” (К.Оуэн)». Ну вот теперь, наконец, с соблазном всё стало абсолютно ясно. Можно соблазняться дальше.

А сейчас устроим такую игру: прочитав цитату из этой занимательной энциклопедии, попробуйте отгадать, что она обозначает. Итак: что это такое? «Термин традиционного эстетического и социо-гуманитарного знания, обретающий имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. В контексте установки постмодерна на преодоление традиционалистских оснований европейского “метафизического” мышления (противоположность субъекта и объекта, пафосный гносеологизм, гипотеза о качественной неоднородности и эшелонированности данных человеческого опыта) он выступает как пакетное понятие, центрирующее на себе ряд значимых ценностей постнеклассического философствования». Угадали? Неужели нет? А между тем всё очень просто. Оказывается, это не что иное, как ТЕЛО. Да-да, обычное человеческое тело. С научной точки зрения.

Можно воскликнуть вслед за классиком: о великий, могучий и многотерпеливый русский язык! Как его только не выкручивали, как не ломали, какие только эксперименты над ним не ставили! И вот наконец-то нашлись философы-постмодернисты, которые привели русский язык в полный порядок, сообщив ему строгую научность и чистоту.

Однако не всё так плохо (или весело: кому как). Есть ещё и серьёзная наука философия, которая изучает стремление человека увидеть жизнь за пределами поверхностного. Это и есть стремление шагнуть за пределы видимостей и мнений и установить настоящее знание о человеке, мире вокруг него и источнике обоих.

В Кировоградском государственном педагогическом университете имени Владимира Винниченко, на кафедре философии и политологии, состоялся круглый стол на тему «Проблема потери академических основ в современном вузе». Целью проведения круглого стола стало обсуждение актуальных вопросов, возникающих сегодня в сфере образования, установление места и роли современных высших учебных заведений в глобальном информационном пространстве.

Справедливо замечено, что в современной философии сформировались разные школы мысли с многочисленными приверженцами. Вот в рамках этого научного действа состоялась встреча с основателем одной из философских школ, доктором философских наук, профессором Владимиром Кизимой (на фото). Заведующий кафедрой философии науки и культурологии Центра гу­манитарного образования Национальной академии наук Украины, инициатор создания в 1993 году и руководитель лаборатории постнеклассических методологий при Центре гуманитарного образования НАН Украины, основатель постнеклассического направления в современной украинской философии, автор разработки его синтезного течения — тоталлогии и новой онтологии — метафизики тотальности. По инициативе Владимира Викторовича с 1995 года издается научный сборник «Totallogy-XXI. Постнеклассические исследования», главным редактором которого он является.

Как отметил Владимир Кизима, проведение таких научных встреч позволяет объединить усилия учёных, узнать круг научных интересов, выработать общие тенденции развития научного знания. В современных условиях философия стала обособленной наукой, выделив из своей среды и социологию, и политологию, и другие, теперь уже самостоятельные науки. Таким образом, философия как наука наук, традиционно включает в себя логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику, онтологию. Однако между этими дисциплинами не проведено чётких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более чем к одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной. Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили и сейчас ещё часто относят политику (которая, согласно Аристотелю, охватывает этику и учение о государстве), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию. Помимо деления философии на дисциплины, существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разу­ма и познания).

Последние двадцать лет в философии развивается новое постнеклассическое направление, получившее название «метафизика тотальности» (тоталлогия). Объектом его внимания являются любые целостные развертывающиеся образования, сохраняющие свою идентичность несмотря на изменения и качественные трансформации их содержания. Примерами тотальностей являются язык, любые эволюционирующие природные объекты и превращения, социальные явления, познавательные и когнитивные процессы, игра, театральный спектакль, диалог, развитие экономики, смена жизненных ситуаций в человеческой жизни и т.д. Тоталлогия изучает оптимальные условия изменений, выявляет универсальные характеристики любых трансформаций, используя для этого новые понятия и принципы. В своём труде «Тоталлогия» Владимир Викторович раскрывает принципы и практические приложения (в образовании, анализе текстов, ландшафтоведении, архитектуре, поэзии и др.) нового этого направления современной философии. Эта книга одна из самых неординарных работ по метафизике тотальности.

Вот так, и в философии можно найти разнообразнейшие стороны применения знаний. Иногда они ведут в умозрительное выявление устойчивых структур в составе целого и тем самым выделение общего в многообразном. А иногда открывают новые горизонты знаний о человеке в окружающем мире…

Алексей Гора, «УЦ».

Всемирный день любомудрия: 3 комментария

  1. Модернизм ХХ века был прорывом. А вот посты его — уже «кризис жанра».
    Поэтому постмодернисты все усложняют. За вычурным фасадом кроется отсутствие новых мыслей.

  2. Totallogy-XXI. Написал редактору и уже получил ответ Спасибо Алексей Гора, «УЦ»

  3. » Из всех неточных наук философия – самая неточная, «-философия не наука,а особая форма постижения мира и человека,в которой есть черты науки,веры.

Добавить комментарий