Больше чем статуэтки

«Что еще, если не фарфоровые статуэтки, сможет рассказать нам, как в 30–70 годы XX столетия одевались рабочие, крестьяне, красноармейцы, спортсмены, пионеры? Ведь советский фарфор – это зеркало советской культуры и быта, классических канонов искусства этого периода», – читаем на сайте для коллекционеров. Выставку, открывшуюся в галерее «Елисаветград», нужно посетить представителям всех поколений. Рожденным в СССР – чтобы вспомнить прошлое, «постсоветским» – чтобы заглянуть в глубь истории…

В галерее выставлена примерно половина личной коллекции Николая Цуканова. По его признанию, остались не выставленными наиболее хрупкие экземпляры – чтобы не разбились при транспортировке. Но и тех, что красуются на стеклянных полках, достаточно, чтобы восхититься, – насколько эти маленькие фигурки передают колорит эпохи!

Николай Николаевич может часами рассказывать о своей коллекции. Это его гордость, его слабость. Но мы попросили выступить в качестве эксперта Александра Мартиросяна – человека, который настолько в теме, что его рассказ был не менее интересным, чем созерцание фигурок.

– Статуэтки – это то же искусство. Их создают художники, ведь все начинается с эскизов. Представленные здесь олицетворяют эпоху СССР, и каждая фигурка обязательно выражает радость, доброту, жизнелюбие. Фарфоровый завод города Полонное Хмельницкой области специализировался в основном на детской тематике. Это школьники, пионеры, малыши. Представлены здесь статуэтки Киевского экспериментального художественного фарфорового завода, Ломоносовского фарфорового завода (это Ленинград). И это был один из лучших заводов Союза. Сделанные на нем фигурки в основном отправляли за границу, потому что над статуэтками работали хорошие, известные художники, к тому же материал был очень качественным.

Для коллекционеров сегодня важную роль играет не только возраст статуэтки, но и ее художественная ценность. Посмотрите, все эти фигурки обладают очень мощной позитивной энергетикой. Будь это статичная фигура, или сказочный сюжет, или животные, или групповые композиции. Многих коллекционеров интересует почему-то детская тематика, и такие фигурки на аукционах стоят дороже, чем другие.

Завод в Коростене был ориентирован на украинскую тематику. Это танцоры, вышивальщицы, казаки. В Украине до 1991 года было шесть или семь фарфоровых заводов. Потом это все остановилось. Если сейчас что-то работает, то это отдельные цеха, и они частные. Государство, к сожалению, этим не занимается. А частники восстановили формы и делают копии того, что делалось раньше. Они называются новоделами. И это уже не так ценится, хотя стоит дорого.

Потрясает процесс изготовления статуэток. Для одной фигурки надо подготовить несколько форм – по фрагментам. Затем эти «кусочки» выливаются и соединяются, после чего производится роспись. Трудоемкий процесс и потрясающий изяществом результат.

Каждая вторая украинская семья времен Советского Союза покупала, к примеру, Наталку-Полтавку или Одарку и Карася. Их же дарили друзьям и близким. Это очень ценилось, была своеобразная культура «ценительства» этого искусства. В каждой фигурке – идеология, как и в той большой стране в целом. И если живопись понимали и понимают не все, то статуэтка понятна каждому.

Несмотря на то, что вся эта красота, эти произведения искусства были в каждом доме, сегодня они – большая редкость. Виноваты во всем, как ни странно, евроремонты. Молодежь, получая в наследство квартиры родителей, начинала все разрушать, переделывать, при этом ящиками выбрасывая, по их мнению, хлам. Им это было неинтересно. И если кто-то успел это «подхватить», купить за копейки, сохранить, сегодня он обладает настоящим раритетом, который ценится во всем мире.

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Добавить комментарий