Эра соцсетей: оружие массового заражения

Окончание. Начало в № 2.

У кировоградского нардепа из Радикальной партии Ляшко – рекордное среди наших парламентских земляков количество последователей, а мэра областного центра читают больше, чем местных журналистов. И это только два факта, всплывших в ходе анализа активности регионального бомонда в социальной сети «Фейсбук» – самой популярной в мире на сегодня.

В прошлом номере мы говорили о новых людях, только пробивающих свой путь наверх, в число лидеров общественного мнения Кировоградщины, с помощью самого перспективного на сегодня инструмента коммуникации. Сегодня оценим то, насколько далеко в будущее заглядывают наши земляки, уже вроде бы признанные «тяжеловесами» в плане известности и влияния. Заодно коснемся и четвертой власти региона, наших коллег, расширяющих сегодня свою аудиторию через активность в соцсетях.

Политика большая и малая

Коммерция и живущая по тем же законам политика – сферы, активнее других осваивающие все доступные способы оказаться в зоне внимания потенциальных покупателей с избирателями. Участники недавней избирательной кампании просто не могли вслед за улицами городов и сел, телевизором и газетами не наводнить собой и соцсети – до полного отказа.

Накануне октябрьских выборов странички в «Фейсбуке» завели даже те кандидаты и прочие заинтересованные лица, от которых этого меньше всего можно было ожидать. Например, бывший и.о. городского головы Кировограда, 75-летний Иван Марковский и его еще более бывший коллега, 64-летний Владимир Пузаков. Сложно сказать, занимались ли они всем этим сами или доверили, как это часто бывает, специально обученным людям, но какое-то время от их имени вполне регулярно публиковались всевозможные заявления и комментарии на злобу дня, активно рассылались приглашения в друзья потенциальным избирателям и, конечно, журналистам. Под 800 читателей условному Пузакову удалось-таки заполучить. После выборов эта активность предсказуемо свернулась, резко и, похоже, навсегда. А со страницы Марковского и вовсе были удалены все записи после 6 октября…

С завершением мэрской кампании одного из наиболее заметных ее участников, Андрея Табалова, значительно снизился градус активности и на его личной странице в «Фейсбуке», на обновления которой подписано в общем почти 2,3 тыс. пользователей соцсети. После 30 октября прошлого года, когда стало известно о том, что во второй тур выборов мэра Кировограда экс-нардеп не прошел, – лишь дежурные поздравления с Днем вооруженных сил и с Новым годом. Страница Табалова, к слову, иллюстрирует тенденцию, общую для «Фейсбук»-представительств многих публичных людей: ее словно используют как еще одну доступную площадь для размещения имиджевых материалов – качественных фотографий, тщательно выписанных «пограммных» сообщений и заявлений, а не средство живого, интерактивного общения. Думается, многим, как и автору этих строк, например, интереснее было бы читать пусть то же самое по смыслу, но «своими словами»…

Тем же недугом страдает, на наш взгляд, и «Фейсбук» действующего мэра областного центра Андрея Райковича, у которого в соцсети чуть больше 3,1 тысячи друзей. То есть как средство донести официальную позицию мэра до кировоградских пользователей – это да. Проводится уборка улиц от снега, провел встречу с волонтерами, по поводу переименования города мнение такое-то. Но ощущения живого человеческого общения, воспетого специальной литературой «эффекта социальности» не возникает абсолютно. И на многочисленные комментарии к собственным записям городской голова не отвечает. Впрочем, здесь стоит оговориться: может, и не нужно – ответишь одному, придется и всем остальным, для паритета. Ни на какое муниципальное управление времени просто не останется…

Коллега Райковича из Александрии – многолетний мэр второго по величине города области Степан Цапюк – в «Фейсбуке» менее популярен – у него чуть больше 1100 друзей, возможно, потому, что в качестве места жительства в разделе информации указана та Александрия, что в Египте. Местные и все­украинские политические новости на странице разбавлены карикатурами, анекдотами и даже фотографиями эффектных блондинок. Судя по всему, Цапюк не стремится использовать популярную соцсеть как средство коммуникации с широкими и не очень массами. Да ему, судя по результату на последних выборах, особо незачем – и так нормально все.

То ли дело кировоградский парламентарий-радикал Дмитрий Линько! Мало кому известный на малой родине до избрания по списку РПЛ милиционер, представитель печально известного батальона «Шахтерск» – абсолютный рекордсмен среди политических деятелей с Кировоградщины по количеству подписчиков в «Фейсбуке». По всему видно: человек пишет сам и, как говорится, от души. Не откажем себе в удовольствии процитировать одну из недавних записей, языком оригинала: «»Рабів до раю не пускають!» – правильне гасло для правильних хлопців. Саме під таким гаслом сьогодні відбуваються Всеукраїнські змагання з бойового гопака в Березному Рівненської області. Молоді козаки з таким завзяттям луплять один одного, що сумнівів немає – коли виростуть будуть бити ворогів ще з більшим завзяттям. Так гартуються справжні захисники України».

Плюс красочные фотографии, плюс отметка «нравится» под записью от самого Олега Ляшко. Помните надрывное, из бессмертной киноклассики: «Народу нравится!» Согласно статистике страницы, Линько читают не меньше 7,5 тысяч пользователей соцсети.

Чуть за 5 с небольшим тысяч друзей и подписчиков – у другого нашего земляка в Раде, онколога Константина Ярынича из президентского блока. Хотя как минимум немалую часть своих постов тоже пишет собственноручно, по популярности в «Фейсбуке» он Линько вряд ли догонит. О слишком уж сложных материях пишет потому что. То какие-то постановления Кабмина с четырехзначными номерами цитирует, которыми обнуляется индексация зарплат работников бюджетной сферы (уже ничего не понятно), то законопроекты, касающиеся медицинской реформы, подробно разбирает, долго и экспертно поясняет, почему принимать их надо, и кто и зачем это дело тормозит. Помните классика – про скучное лицо и деньги, которых никто не даст? «Ну и что, что важно? Кто ж так пишет-то в Интернете? Для кого?» – так и хочется спросить. Короче, проще, веселей! Что-нибудь про «зраду», побольше «трэша и угара», как сейчас модно говорить – глядишь, тропа народная и не зарастет…

В этом плане вполне правильной, по нашему мнению, дорогой идет еще один народный избранник из нашего города – «списочник» из премьерской партии «Народный фронт» Александр Горбунов. Пока в Кировоградском горсовете инициируют проверку законности застройки береговой линии реки Сугоклея в Городском саду, у ресторана «Тихая гавань», директором которого является супруга нардепа, а собственником земли под ним – он сам, Горбунов в парламенте борется против «имперских названий» городов. И отлично выглядит на многочисленных фотографиях из сессионного зала, Бюджетного комитета Рады и на других эффектных натурах. Пока в «Фейсбуке» его читает меньше двух тысяч человек, но лиха беда начало…

А вот руководитель Кировоградской городской организации БПП «Солидарность», медиа-бизнесмен Александр Дануца хоть и без мандата, но занимает среди местных политиков вполне уверенное третье место по охвату пользователей сети. У него в «Фейсбуке» почти 3,4 тысячи друзей, они же – подписчики. Этот ресурс, как руководитель парторганизации, он со вкусом использовал во время недавних выборов, активно продвигая позиции своей партии и ее кандидата в мэры. Как и все конкуренты, без исключения практически – на то они и выборы…

Аудитория «на шару»

От частностей еще раз вернемся, так сказать, к общим местам – немного об информационной экономике. Ежу понятно, что издать даже небольшой тираж журнала или газеты, снять телевизионный сюжет и обеспечить его трансляцию в эфире стоит денег. Купить или выписать газету – тоже, да и многие телеканалы доступны только в платных пакетах. В соцсетях же ни поставщику, ни потребителю информации не приходится тратить ни копейки. В этом их сила и одна из причин популярности, размаху которой может только позавидовать большинство традиционных СМИ.

Для сравнения: аудиторию новостей одной из самых популярных и уважаемых телерадиокомпаний мира, CNN, составляют свыше 1,5 млрд людей. Количество пользователей социальной сети «Фейсбук», которая младше на четверть века, перевалило за те же полтора миллиарда еще в июле прошлого года и продолжает расти.

Это все к чему? А к тому, что к политикам, завлекающим через соцсети избирателей, и предпринимателям, завлекающим покупателей через них же, давно присоединились и те же средства массовой информации, и конкретные журналисты, с одной стороны, привлекающие читателей и зрителей, с другой – продвигающие себя как бренд. В конце концов, информационный продукт, с точки зрения чистой экономики, ничем не отличается от любого другого, а любую известность специалист, в том числе и медийный, всегда может конвертировать в востребованность, карьерный рост, признание. Лишь бы известность пошире.

Впрочем, не корыстью единой. Например, у кировоградского журналиста, пишущего для газеты «21 канал», Виталия Николаевского в «Фейсбуке» – почти 5 тысяч друзей. Но этот огромный по нашим провинциальным меркам, во всяком случае – рекордный среди местных коллег ресурс он, можно сказать, разбазаривает совершенно зазря, публикуя преимущественно собственные любительские фотографии Кировограда и Кировоградщины, весьма, впрочем, недурные. Для души и из любви к прекрасному. Может, потому и аудитория у Николаевского в разы больше, чем у большинства коллег…

Высокоактивна в «Фейсбуке», хотя совсем по-другому, и собственный корреспондент канала «1+1» в Кировоградской области Елена Шворак. Как минимум 2,9 тыс. сетевых друзей читают ее посты и комментарии, почти всегда – высокого эмоционального накала, как правило, на резонансные, конфликтные темы, будь то осада апелляционного суда «правосеками» или противостояние между сторонниками разных вариантов переименования Кировограда. Можно соглашаться или не соглашаться с трактовками, которые Шворак дает тем или иным событиям и фактам, но читать ее, оставаясь равнодушным, сложно.

Заметен среди лидеров условно кировоградского сегмента «Фейсбука» и заместитель главного редактора ТРИК «Новый день» Юрий Яровой. Немалый ресурс почти в 2,3 тысячи друзей-подписчиков он со вкусом использует, чтобы поднять, как говорится, на уровень глаз сообщества достойное, по его мнению, внимания или требующее вмешательства. От «недолугих» действий комиссии горсовета до хамства в обувном магазине. Неважно, со знаком «плюс» или «минус» – оценки Ярового, как правило, точны и бескомпромиссны. И отстаивать свое мнение, в котором всегда уверен, он готов максимально жестко и до конца.

Всего на пару сотен подписчиков от Ярового отстает еще один наш коллега, тележурналист и пиарщик Игорь Вьюн, на сегодняшний день – руководитель отдела связей с общественностью и прессой общественного союза «Громадська варта». Читать его «Фейсбук» нескучно уже хотя бы потому, что никогда не знаешь, что там будет. Вьюн может и сам профессионально организовать информационную провокацию, и раскрыть чужой сценарий, посередине будет какая-то абсолютно нелепая «бытовуха», странная шутка, рецепт домашнего хлеба и отзыв о прочитанной книге, а затем – неожиданный призыв, к примеру, организовать месячник чистоты речи…

Оружие массового заражения

Можно было бы назвать еще ведущего ток-шоу «Мы» на областном телевидении Дмитрия Кобца, редактора информационного сайта «Гречка» Валерия Лебедя, телепродюсера и ведущего Андрея Богдановича и других коллег, которых смотрят и читают тысячи людей не только «по основному месту работы», но и в соцсетях. Но коллег много, газетной площади – мало, а хотелось бы добавить еще один, наверное, самый важный штрих к групповому портрету «медиа будущего».

Еще раз о статистике друзей и подписчиков, по которым мы измеряли масштаб каждого из названных нами лидеров: это ведь только стартовый показатель количества тех, кто, скорее всего, считает стоящей внимания распространяемую каждым из них информацию. На самом деле измерить реальный масштаб «заражения» достаточно сложно. Да невозможно практически.

На пальцах: если чье-то сообщение отметили как понравившееся несколько десятков человек, его с большой долей вероятности увидят в своих лентах новостей не только все друзья и подписчики того, кто сообщил, но и все друзья и подписчики этих нескольких десятков. А друзей в соцсетях редко у кого бывает меньше сотни. Чаще больше. Умножили? Дальше. Если кто-нибудь из наших персонажей, их друзей или друзей их друзей поделится тем же сообщением, например, в группе «Маленький Париж – Кировоград», где под 19 тысяч участников, то его увидят и все эти 19 тысяч. И, еще раз, все друзья и подписчики участников группы, которые отметят это сообщение как понравившееся. И так далее, до бесконечности – прогрессия геометрическая. Охват в десятки, сотни тысяч? Да легко, если что-то по-настоящему «жареное» вбросили. И это абсолютно не предел – его просто нет…

Теперь представьте, что вот это «жареное», удачно вброшенное – крик «Наших бьют!», условно. А кричал на самом деле никакой не «наш», а, опять же, специально обученный и мотивированный кем-то для этого человек. И пара-тройка дюжин таких же клич тут же правильно подхватили, аж хрипнут – для достоверности и должного резонанса. Чем закончится, как думаете? «И все ж взаправду вон сколько людей кричит, не по телевизору или в газетах кто-то опять набрехал за деньги!» Именно это и называют в методичках по ведению информационных войн в Интернете «эффектом социальности» на само деле. И никакое не будущее, а самое что ни на есть настоящее, наше с вами в том числе. Просто по сторонам не все граждане смотрят достаточно внимательно…

Андрей Трубачев, «УЦ».

Добавить комментарий