«Гидросила»: снова в Поднебесной

Кировоградская «Гидросила» уже давно не просто гость в далеком Китае. В деловой столице Поднебесной — Шанхае — действует постоянное представительство компании, много лет агрегатами кировоградского производства комплектуются автобетоносмесители, горно-шахтное оборудование и другая техника целого ряда китайских заводов. После того как в прошлом году в стране сократились правительственные программы по финансированию строительства и ужесточились условия кредитования, производство этих машин существенно упало. Сейчас отрасль постепенно начинает «оттаивать», и кировоградский десант снова высадился на китайской земле, чтобы провести своего рода разведку боем.

О ее результатах и своих впечатлениях, а также о менталитете, образе жизни и предпочтениях обитателей страны победившего коммунизма «УЦ» рассказал руководитель делегации — директор Торгового дома «Гидросила» Андрей Градобоев.

По работе, и не только

Из кризиса 2008-2009 годов китайская экономика вышла гораздо раньше, чем экономика остального мира. Сказалось, во-первых, то, что затраты на производство в Китае меньше, чем в любой другой стране, а во-вторых — то, что огромные производственные мощности страны нашли, чем загрузить. В этот период государство выделяло колоссальные средства на развитие инфраструктуры — восстановление разрушенных землетрясением провинций, строительство мостов, железных и автомобильных дорог.

«К слову, дороги в Китае, во всяком случае, там, где мы были, я бы назвал идеальными — и наземные, и надземные. За неполные 4 дня мы проехали более 3 тыс. км, и за это время ни одной выбоины на дороге нам не попалось», — рассказывает Градобоев.

Когда в прошлом году потребление китайской продукции, в том числе строительной техники, в мире опять упало в связи со второй волной кризиса, экспортно-ориентированная экономика страны отреагировала сокращением производства. Целью поездки кировоградской делегации было изучение сегодняшней ситуации на рынке непосредственно на месте, посещение нескольких крупных заводов-производителей автобетоносмесителей (АБС), а также активизация работы шанхайского представительства компании по продвижению продуктов под торговой маркой «Гидросила».

«Вообще компаний, производящих АБС, в Китае более 60, 10 из них занимают 80% общего объема производства, по экспертным оценкам, составляющего около 50 тыс. единиц в год. Для сравнения: все заводы Украины и СНГ производят около 2,5 тыс. Именно заводы первой десятки мы и планировали посетить — как сильная глобальная компания, мы хотели бы работать с крупнейшими потребителями», — поясняет руководитель.

В частности, гидросиловцы посетили три завода-производителя АБС: крупнейшего китайского производителя, компанию «Cи Эй Эм Си» (в 2011 году произвела порядка 7 тыс. штук), известнейшую компанию «ЛиуГонг», а также еще один завод из первой десятки — Zhonggou Zhongqi, непосредственно в Шанхае. Все они констатируют объективность существенного, до 90%, падения объемов производства, пришедшегося на июнь прошлого года. От этого падения отрасль начинает отходить только сейчас. Но в период дефицитного спроса на гидравлику многие местные заводы успели накопить 3-5-месячные складские запасы. Соответственно, потребление же компонентов производства «Гидросилы» китайскими производителями техники возобновится, по предварительным оценкам, ко второму кварталу этого года.

Рациональное трудолюбие

Один из самых распространенных стереотипов о жителях Китая — «они, как муравьи», все время работают, дай им волю — и вовсе отдыхать не будут. Однако, по личным наблюдениям «нашего человека» в Китае, это не совсем так. Рвение жителей Поднебесной к труду как и отношение к распределению собственного времени — более чем рационально.

«Мы жили в гостинице в одном из деловых районов Шанхая, и прямо на наших глазах по соседству происходило строительство очередной многоэтажной “свечки” — как раз заливали бетоном фундамент. Так вот, пока работа не была сделана, она не прекращалась — более суток подряд. То есть начали утром, закончили на следующий день. И еще одна деталь, непривычная для нашего глаза: вокруг стройки абсолютно нет грязи, она занимает ровно столько места, сколько необходимо. К тому же машины, которые подвозят материалы, моют здесь же, на выезде с территории», — рассказывает Градобоев.

Впрочем, так происходит только тогда, когда такая интенсивность действительно необходима.

«На одном из пока не полностью загруженных предприятий в рабочее время я заметил в углу цеха группу рабочих, преспокойно играющих в китайское домино. И сделал для себя следующий вывод: они работают тогда, когда есть работа», — подытоживает наш собеседник.

Зато личное время для китайцев, согласно наблюдениям, — неприкосновенно. Например, обеденный перерыв у них длится два часа. И если в 12:00 начинается обед, то в 12:01 самосознание работника «отключается». Даже если в этот момент идут переговоры и разговор не окончен. Переговоры просто прерываются и продолжаются после обеда.

Путевые заметки

А одним из самых ярких китайских впечатлений для украинского топ-менеджера стало отсутствие толчеи и суматохи.

«Я ожидал от Китая столпотворения людей — и связанных с этим затруднений в передвижении, низкого уровня чистоты на улицах и т.д. Ничего этого я не увидел. Даже в “часы пик” — с 6 до 7 часов вечера, в многомиллионном Шанхае мы абсолютно без проблем передвигались по улицам, и больших скоплений людей я не наблюдал. Вообще китайцы живут достаточно спокойной, размеренной жизнью», — отмечает Градобоев.

Еще один стереотип — о повсеместной железной дисциплине китайцев — при ближайшем рассмотрении также оказывается справедливым не на все 100%. Например, в Китае активно ведется борьба с курением, во всех общественных местах висят знаки «Курение запрещено», под которыми… спокойно стоят и курят местные жители.

Еще одно наблюдение Андрея Градобоева, небезынтересное для нас, часто в быту использующих словосочетание китайский ширпотреб: сами китайцы предпочитают одеваться добротно и неброско, а товары приобретать известных брендов.

«Как в Шанхае, так и в провинциях, я увидел очень мало китайских машин. В основном люди передвигаются на автомобилях известных американских, японских и европейских марок, которые, в то же время, практически все сделаны в Китае», — отмечает директор Торгового дома «Гидросила».

И, наконец, последнее наблюдение, касающееся такого разного у них и у нас менталитета, так называемых правил жизни, в том числе — деловой. Они не говорят «нет», но не говорят и «да». Они просто улыбаются, и сложно понять, что творится при этом в их душах…

Все-таки «Запад есть Запад, Восток есть Восток…» Впрочем, сходиться вместе им все-таки доводится — мы с вами каждый день носим сшитые в Китае одежду и обувь, пользуемся электроникой китайского производства, а на их технике работают гидроагрегаты производства кировоградской «Гидросилы».

Андрей Гиреев — специально для «УЦ».

«Гидросила»: снова в Поднебесной: 3 комментария

  1. Вопрос к автору статьи : 2 часа перерыв на обед — отлично, а какая при этом средняя продолжительность рабочего дня ?

  2. Пусть эту статью почитают наши горе-евроинтеграторы. Увидят, куда движется цивилизованный мир. Со своими евроустремлениями они выглядят просто гротескными…

  3. «Не сотвори себе кумиров»,»хорошо там ,где нас нет».Я уже думаю,где у нас откроют завод по произ-ву АБС,надо какой-то супермаркет подвигать.Или наши гидроагрегаты начнут скорее производить в Китае,но рабочая сила там уже дороже,чем у нас.Сколько получает там слесарь-сборщик?

Добавить комментарий