Не скорая, но неотложная реформа

Со следующего года «скорая помощь» исчезнет как понятие, но фактически станет действительно скорой — этот, на первый взгляд, парадокс предусмотрен одним из аспектов реформы медицины, вступающей в силу с 1 января 2013 года.

Скажем сразу: Закон Украины «Об экстренной медицинской помощи» от 5 июля 2012 года никоим образом не отменяет функционирование одного из главных номеров — 103. Однако и в структуре, и в работе этой службы будут серьёзные и принципиальные изменения. Эти новации и их внедрение обсуждали на прошлой неделе медики и власти Кировоградщины — на рабочем совещании у вице-губернатора Галины Пастух.

Чиновники признают: сам закон прост, однако его выполнение будет сопряжено с немалыми трудностями. Дело в том, что для его реализации требуется ещё полтора десятка подзаконных актов, которые должен разработать и принять Кабмин. Однако за полтора месяца до старта этой части реформы правительство надлежащих разъяснений и распоряжений ещё не даёт. Так что местные власти вкупе с медиками пытаются заранее разобраться в предстоящих задачах самостоятельно.

Но об этом — чуть позже. А пока — что нужно знать о новом законе рядовым гражданам? Наиболее принципиальные изменения связаны с действующей системой оказания скорой неотложной помощи. По словам начальника управления здравоохранения ОГА Олега Рыбальченко, её организация сегодня, мягко говоря, далека от совершенства. В частности, отсутствует координация различных уровней медпомощи, недостаточно разделено финансирование этих уровней.

Поэтому основные новации реформы исходят как раз из вышеизложенных позиций. Итак, что изменится в структуре службы? Главное и основное — будет создана единая система оказания экстренной медицинской помощи. Однако не на голом месте, а на базе существующей системы скорой помощи и частично — медицины катастроф. Сейчас мы имеем три станции скорой помощи — в Кировограде, Знаменке и Александрии, а также 49 подстанций в районах, в ведении центральных районных больниц. Эти подразделения имеют разные источники финансирования и четкую территориальную подчиненность.

В результате реформирования все службы, которые предоставляют неотложную медицинскую помощь, будут объединены под юрисдикцией единого Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, который будет находиться в областном центре. В его состав также будет входить единая оперативно-диспетчерская служба с координацией работы всех подразделений, станций скорой медицинской помощи и аналогичных отделений при ЦРБ. Плюс при многопрофильных больницах планируется создать отделения экстренной медицинской помощи.

Что эта реорганизация даст людям? Главное — теперь «скорая» (в старой, привычной для нас формулировке) не будет «привязана» к той или иной территории, а границы районов не станут преградой для спасения жизни пациентов в так называемых неотложных состояниях. Проще говоря, на экстренный вызов будет приезжать та бригада медиков, которая расположена или находится в данный момент ближе всего к пациенту, а ждать, когда прибудет «неотложка», закрепленная за местом проживания человека, не придется. Медики обещают — помощь будет качественной, своевременной и бесплатной.

Насчет качественной и бесплатной — покажет время. А вот своевременность обозначена во вполне конкретных показателях: по замыслу реформаторов, в городе машина с номером 103 должна приехать к вам в течение максимум 10 минут, на селе эта цифра увеличивается вдвое. Впрочем, даже при большом желании медикам в этот хронометраж уложиться будет не так-то и легко, особенно на периферии — с учетом сегодняшнего состояния наших дорог…

Новый порядок оказания экстренной медпомощи уже второй год работает в пилотных областях — Винницкой, Донецкой, Днепропетровской, а также в Киеве. Медики и власти Кировоградщины планируют съездить в Винницу, чтобы на месте понять, как работает новая система.

Но пока есть вопросы, которые нужно решать уже сейчас, — сроки начала реформы, мягко говоря, поджимают. Одна из главных проблем здесь, как выяснилось, — передача ресурсов из ведения территорий в область, ведь финансироваться вся структура будет теперь именно из областного бюджета. Однако этот процесс — совсем не быстрый. Нужно провести в каждом случае тщательную инвентаризацию, разобраться с количеством бригад скорой помощи для каждого района, решить вопросы с кадрами и транспортом. Поэтому чиновникам и медикам на местах область предлагает компромиссный вариант: временно оставить ресурсную базу на балансе территорий и хотя бы первое время пользоваться механизмом, когда областной бюджет дает местным субвенцию на содержание этих структур.

Но если эта ситуация более-менее решаема, то другие подводные камни обойти не так легко. Скажем, вопрос с кадрами — Кировоградщина по обеспечению специалистами в медицине находится на последнем месте в Украине. Скажем, у нас есть бригады, где есть только фельд­шеры, а не врачи… Не хватает и средств связи — нынешняя система обеспечена ими только на треть…

Одновременно каждый район встречает реформу со своими трудностями. Скажем, в Маловисковском несколько амбулаторий (и работающие на их базе пункты неотложной медпомощи) обслуживает один-единственный автомобиль. А поскольку, согласно классификации для этого вида транспорта, после реформы имеющаяся машина «отойдет» неотложке, а не амбулаториям, где оказывают первичную медицинскую помощь, последние останутся вообще без транспорта… Похожая ситуация — в Новоархангельском районе, где отделение неотложной медпомощи работает на базе приемного покоя ЦРБ с общим транспортным обслуживанием.

А в Голованевском районе — другая проблема: в штате пунктов неотложной медпомощи медики есть, а водителей — нет вообще.

В подвешенном состоянии — Смолино, где медсанчасть обслуживается отдельно от областной системы и финансируется из госбюджета. То есть должно ли войти это подразделение в структуру единого Центра экстренной медицинской помощи — вопрос открыт.

Бьёт тревогу Гайворон. Здесь уверены — «экстренная» новация может «убить» медицинскую систему вообще. Ведь со следующего года планируется реформировать и систему первичной медико-санитарной помощи. В результате на территориях будут действовать сразу три структурных элемента — пункты экстренной медпомощи, починенные единому Центру ЭМП и МК, подразделения Центра первичной медико-санитарной помощи и собственно центральные районные больницы. В качестве примера: раннее выявление таких заболеваний, как туберкулёз, возложено именно на «первички». Тогда как фтизиатр работает, согласно штатному расписанию, как раз не здесь, а в ЦРБ…

Одним словом, пока вопросов больше, чем ответов. Остается только надеяться, что за реформированием, переустройством и реорганизацией из купели «старого мира» не выплеснут и ребенка — то есть пациента, который нуждается действительно в неотложной и экстренной помощи ежеминутно и гораздо больше, чем система в целом.

Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Не скорая, но неотложная реформа: 5 комментариев

  1. Для села лучше вертолёта ничего не придумано. Как во время , а точнее, после урагана прилетает вертолёт, спускается верёвка и поднимает человека — так делают в Америке. Неплохо бы прикупить вертолёты и для нашей области.

  2. Для звичайних машин швидкої допомоги бензину немає, а гелікоптер відомий значною економією пального. Для нього буде. 🙁
    Останніх два роки позначилися масою реформ. Жодної вдалої не пригадую.
    Щодо експерименту з медициною на Дніпропетровщині. Окрім негативу, нічого не чув.

  3. Вертолет и для города сгодится. Летать на Андреевскую. Редкая машина проедет. Скорая за нормативных 10 минут не приедет. Проверено. Сам вызывал.

  4. Так что, выделят больше машин или увеличат количество врачей? Или с областного бюджета будет поступать больше денег? Насчет 10 минут-это все сказки.

  5. Дураки с дурными идеями очень опасные для общества.

Добавить комментарий