«Обостренное чувство историзма»

Этот термин применяется к людям, увлеченным сохранением исконного, настоящего, аутентичного. Их не так мало, но и не настолько много, чтобы быть спокойными за наше прошлое, настоящее и будущее, которые неразрывно связаны. Кировоградка Светлана Буланова обладает ярко выраженным чувством историзма.


— В моей семье пели все, — рассказывает Светлана. — Помню, мы слушали, как поет бабушка, и смеялись. Это было непривычное для нас пение: она разрывала слова, некоторые пела без окончаний. Было странно, ведь мы слышали совсем другие украинские песни. А бабушка говорила: «Слушай, потом ты такого нигде не услышишь». Как она была права! Позже я поняла, что это было настоящее, аутентичное пение, которое я теперь пытаюсь воссоздать, сохранить и передать молодежи.

Светлана, медик по образованию, не обученная нотной грамоте, поет в этно-фолк-ансамбле «Эксампейя», существующем на базе Соколовского дома культуры. В этом коллективе удалось реализовать идею, которую Светлана вынашивала несколько лет, — спеть бабушкины песни. «Что-то из того, что пела бабушка, я помню, есть несколько видео, где она поет. Жалею, что раньше не начала записывать. Она пела всегда — и в праздничные дни, и в поминальные. Я спрашивала, почему она поет, когда надо грустить и поминать, а она говорила: “А ты послушай, о чем эта песня”. Я прислушивалась к словам и понимала, почему именно эта песня и почему именно в этот день», — вспомнила Светлана.

Коллектив «Эксампейя» расшифровал несколько песен, аудиозаписи которых им удалось «добыть». Теперь разучивают — в неделю по песне. Аутентичное пение в разных регионах звучит по-разному. В Западной Украине поют в унисон, Центральной присуще многоголосье. И каждая песня — это сюжет, история. «Это как узоры на вышиванках: в каждой области — свои», — уверена подвижница.

Светлана с коллективом выступает в сельских клубах, где их очень тепло принимают. Кстати, костюмы и украшения на участницах — ручной работы. А сорочке, в которой выступает Светлана, больше пятидесяти лет. Она достала ее из бабушкиного сундука, отбелила и с огромным удовольствием надевает, уверяя, что она сохранила тепло вышивальщицы.

«Аутентичное пение помогает справиться со стрессовыми ситуациями, почувствовать единение с собой и окружающими, мы ведь поем во весь голос, полной грудью. Причем помогают эти песни не только исполнителям, но и слушателям, о чем нам часто говорят после наших выступлений», — заметила исполнительница.

У Светланы много идей. Во-первых, она хочет, чтобы о коллективе, в котором она поет, узнало как можно больше людей. Но их никто не финансирует, три солистки и два музыканта не могут оплатить изготовление видео­презентации. Во-вторых, Света хотела бы посетить мастер-класс аутентичного пения. Правда, она сама уже может научить мастерству украинского многоголосия. Кроме того, хотелось бы создать клуб любителей аутентичности. Здесь много вариантов: можно вышивать, исполняя песни наших бабушек, можно сопровождать ими обряды, которые проводятся в музеях. Самое, на наш взгляд, удивительное то, что Светлана мечтает обрамить исконно украинские песни в рок. Эту идею ей подсказал ее сын, который послушал, как поет мама, и сказал, что ему нравится, но не мешало бы «добавить мощи».

Зная музыкальный потенциал Кировограда, кажется, что ничего невозможного нет — было бы желание. Но желания одного человека мало, надо, чтобы окунуться в историю захотели все. Кстати, «Эксампейя» может дать часовую программу. Приглашайте!

Светлана очень мудро заметила: «Я точно знаю, что уже никогда не брошу это занятие. Если мы все это богатство не сохраним, дети будут нас попрекать. Мы ведь проводники между нашими предками и потомками».

Елена Никитина, «УЦ».

«Обостренное чувство историзма»: 29 комментариев

  1. Аутентичное пение,вообще любая попытка воспроизвести прошлое,невозможно.То,что мы называем прошлым есть момент соединения прошлого и настоящего.В реконструкции принимают участие автор произведения прошлого и тот,кто воспроизводит с позиции своего дня,от которого он принципиально не может отвлечься.Потому «продукт прошлого» не принадлежит ни настоящему,ни прошедшему.

  2. И вообще,стоит подумать о словах Ф.Ницше
    » Везде, где еще процветает невежество, грубость нравов и суеверие, где торговля хромает, земледелие влачит жалкое существование, а мистика могущественна, там встречаем мы и национальный костюм. «

  3. «Эксампейя» — а как это слово переводится, или что оно значит?

  4. Український національний костюм для російського світу пришиблених алексів,як часник для вампирів…це ж треба нагадити в зовсім аполітичній темі…

  5. Думаю, что Кировоград не обделен музыкантами, тем более после недавнего «МЮЗИК ФЕСТА» мы имели прекрасную возможность лицезреть, а главное слушать талантлевых исполнителей, так что автентика в роковой обработке будет звучать великолепно!

  6. Историзм… Хм, еще одна лингвистическая «жаба». Вероятно, калька с какого то другого языка. Так же и этно-фолк-ансамль.
    Про хороших же людей пишут, а слов продобрать не смогли.
    Впечатление, что репорта грамоте на Фиджи учили.

  7. Репортера, а не репорта. кнопка западает.

  8. Дословный перевод древнего названия Эксампей (описанного Геродотом), в иранской группе языков означает “мёртвая вода”… Ассоциаций много сразу возникает.

  9. Іноді дивуєшся як людина використовує власний розум…дійсно як в анекдоті…
    » …скажите, а вот у Вас такая маленькая голова, это чтоб противнику было трудно попасть ?
    — Угу…
    — а еще Я В НЕЕ ЕМ!…’ це для чудо фредда.

  10. Фредд, вас в компаніях, поручником Ржевським , поза очі, ніколи не називали?

  11. Вообще-то,больше было сказано о самой возможности аутентичного воспроизведения памятников прошлого.Но,видимо,Вы это,бедолага,не поняли.

  12. Ви, містер Плейбой, коли іншого разу будете виконувати танець з шестом, звертайте увагу де ви знаходитесь. Я критично відношусь к редакції УЦ, але як газету поважав завжди.А ось ви, вирішили, що попали в бордель.Та ще прикриваєте свої срамні місця томіком Ніцше…
    Постадалися б, все ж таки сива людина..

  13. Вначале убедитесь в том,что поняли собеседника.В самом деле,всегда,рядом в уважением к народным традициям рядом ходит шароварщина.Вот как бы не попасть в эти ножницы?!

  14. Ви допускаєе, що пан Мармер пропустить шароварщину на шпальта?

    А бо ви низької думки про Мармера, або ваш рівень, це плінтус… :negative:

  15. «Вообще-то, больше было сказано о самой возможности аутентичного воспроизведения памятников прошлого».
    ——————————————————
    Алекс, да не валяйте вы дурня. Здесь все свои и знают вас как облупленного.
    Бьюсь об заклад, как только вы увидел картинку на заглавной с женщиной в вышиванке, вы сразу
    возбудились. А когда прочли ещё и текст, тут уже зачесались и рученки. И пошло, поехало……

    Споря(с кем?!) и убеждая кого-то(в чём?!), вы похоже и сам поняли никчемность
    своего коммента — ни к селу, ни к городу. Тем более, что главная его цель — негативная
    коннотация, оказалась основательно притоптаной вашими «мыслями-скакунами».

    Потому тут же ему вдогонку вы запостил следующий, призвав на помощь классика .Чем поставили себя в ещё более глупое положение.
    Поскольку вырванная из контекста цитата от Ницше, во-первых, абсолютно не отражет «аутентичность» его мыслей и того, по поводу чего была сказана(отдельный разговор). Во-вторых…. Прав был мой славный земляк Дон-Аминадо, заметивший однажды(ну прям чесслово про ВАС!) :

    «Приличный человек если и совершит подлость, то молча.
    Зато убежденный подлец без подходящей литературной цитаты никак уж не обойдется».

    П.С.
    Лена, спасибо за знакомство со светлым человеком Светланой! Хорошая статья.

  16. » — В моей семье пели все, – рассказывает Светлана. – Помню, мы слушали, как поет бабушка, и смеялись. Это было непривычное для нас пение: она разрывала слова, некоторые пела без окончаний. Было странно, ведь мы слышали совсем другие украинские песни. А бабушка говорила: «Слушай, потом ты такого нигде не услышишь». Как она была права! Позже я поняла, что это было настоящее, аутентичное пение, которое я теперь пытаюсь воссоздать, сохранить и передать молодежи. »
    Я этот пассаж объяснил с точки зрения герменевтики.Для нее это банальный случай.
    И кроме того,предостерег от чрезмерного увлечения аутентичностью,поскольку в сложных политических условиях погоня за ней вырождается в шароварщину.
    Чувство историзма в том,чтобы проследить все этапы развития объекта прошлого до наших дней,а не в том,чтобы восстановить его точно таким,каким он был в прошлом.Это намерение(полной реконструкции прошлого),невозможно,поскольку прошлое доходит до нас в фрагментах,а эти фрагменты достаются нам вне контекста,в котором объект прошлого существовал.Следовательно то,что мы называем аутентичным,на самом деле сплав прошлого и настоящего.

  17. Не хотел уже комментировать данную статью, но приходится написать несколько слов в защиту героини.» Шароварщина» как говорит википедия это- підсміювальне висвітлення української культури- с чем я абсолютно согласен. Вот ранняя СЕРДЮЧКА — это и есть шароварщина или когда украинцев хохлами называют благодаря некоторым актерам, певцам и юмористам.
    А вообще то Светлана хочет петь старинные украинские песни в современной роковой обработке.
    «Не надо сравнивать Москву и Одессу! В Одессе похороны проходили куда веселее чем в Москве именины».

  18. Вся эта ваша герменевтика (простите на «матерном» слове))) Светлане, Елене, мне, другим читателям до
    лам-поч-ки!!!
    Потому как МОРАЛЬ сей «басни» такова :

    «Я точно знаю, что уже никогда не брошу это занятие. Если мы все это богатство не сохраним, дети будут нас попрекать. Мы ведь проводники между нашими предками и потомками».

    Вот это- то вас больше всего раздражает и пугает.
    Но… северная соседка, кажется, если не навсегда,
    то надолго уже скрылась за украинским горизонтом вместе с таким близким вашему сердцу «русским миром». Думаю, скоро прийдёт тот час, когда понадобится именно искусство толкования, дабы хоть как-то объяснить потомкам
    украинцев, что это ТАКОЕ здесь(!) у нас было. Естественно, сплавляя прошлое с настоящим и называя аутентичным.

    Ну и напоследок… Никто не спорит(да никто и не собирался), с тем, что полная реконструкция ПРОШЛОГО невозможна. Совсем иное дело песни наших предков — ЕГО аутентичные продукты с соотв. им историзмами, которые Светлана восстанавливает и сохраняет для будущих поколений украинцев.

  19. Вот наверное с этого и следовало начинать : «Светлана хочет петь старинные украинские песни в современной роковой обработке». А то углубились в аутотентичность 🙂 Вещи надо называть своими именам. Я еще удивлен, что некоторые не связали это пение с культурным наследием «великих антов» и «Трипіллям»…

  20. Alex це для вас шароварщина а для українців це їх культура їх духовне начало, на відміну від росіян більшість українців ніколи не були манкуртами і зберегли мову, культуру, територію. росіяни ж не можуть навіть назвати своїх предків до 7-го коліна, не знають де ї\х могили, хто вони й звідки , тобто нація безглузда та безпощадна.

  21. Я пишу о «ножницах» или Сцилле и Харибде-увлечении фольклором и шароварщине.Гипертрофированное восприятие первого (««Обостренное чувство историзма» » может привести к сотворению второго.Это было предупреждение.И постарался объяснить,что на самом деле есть «аутентичное».Ну а Вы этого не поняли и ответили агиткой Свободы.

  22. Alex, сontra spem spero, но всё же…

    Имейте хотя бы мужество(на свою репутацию вы давно наплевал)
    признать, что в данной статье ни о каком научном методе и уж
    тем более некоем принципе рассмотрения мира(одно из определений историзма),
    речь не идёт. Поэтому ваши настойчивые попытки навязать дискуссию в отсутствие
    ПРЕДМЕТА дискуссии, выглядят откровенно ГЛУПО(мягко сказал).

    Вместе с тем историзмы в статье присутствуют, но(!) в качестве
    аутентичных песен, сложенных нашими предками из слов давно
    вышедших из употребления. Странно, что вы этого «не заметил» или
    не понял разницы между упомянутыми историзмами.

    Ну да ладно.Запутался историк в историзмах.Бывает. Но здесь-то:
    «…увлечении фольклором и шароварщине.Гипертрофированное восприятие первого…
    может привести к сотворению второго.»???????????????!

    Ау-у, «учёный», вы уже догадался, о чём сейчас напишу? Правильно —
    асоциировать увлечение Светланы песнями с гипертрофированным их восприятием
    способен только человек с воспалёнными мозгами.(((

    Алекс, я всё понимаю, вашему(!) брату сейчас очень тяжело морально и психологически. А «риановости» и пр. «инфору» слабые анаболики и
    антидепрессанты. Так, таблетки из мела.
    Поэтому мой вам совет — расслабьтесь и получайте удовольствие. От … украинских народных песен))

  23. Я не навязываю дискуссию.Только поясняю возможность аутентичного песнопения.И это скорее относится к исполнителю,чем политычно стурбованым читачям.А Вы просто не поняли того,что я написал.Отсюда многословие.

  24. Я так понял, ваши предыдущие СЕМЬ!!! каментов, это была лишь вступительная часть к рассказу о ВОЗМОЖНОСТЯХ аутентичного песнопения.
    С нетерпением жду восьмого, где наконец- то….)))

  25. Таки правий chief (09.12.2014 в 19:18) щодо пришиблених. Ваш антиукраїнізм до маразмів «великих антов» доводить.

  26. Мои семь комментариев укладываются в Ваш один.Это если учитывать количество слов.
    Надеюсь,кто хотел думать,меня понял.Завершая тему,проиллюстрирую :
    » Самое, на наш взгляд, УДИВИТЕЛЬНОЕ(!-Alex) то, что Светлана мечтает обрамить исконно украинские песни в рок. Эту идею ей подсказал ее сын, который послушал, как поет мама, и сказал, что ему нравится, но не мешало бы «добавить мощи». »
    Вот все мои комментарии посвящены этой проблеме:как установить мост между прошлым и настоящим,возможно ли это вообще? Хотя потребность в ее решении существует-нужно «добавить мощи». «,то есть сделать воспринимаемым современным слушателем. И тут не должно быть иллюзий.У этой попытки есть свои пределы.А далее-читайте мои комментарии.

  27. Читаю(ваши комментарии):
    «Везде, где еще процветает невежество, грубость нравов и суеверие, где торговля хромает, земледелие влачит жалкое существование, а мистика могущественна, там встречаем мы и национальный костюм. «

    И:
    «Вот ВСЕ МОИ(!-горожанин) комментарии посвящены этой проблеме:как установить мост между прошлым и настоящим,возможно ли это вообще?»

    ……???????????????????????????????????????!……

    No Comments!

Добавить комментарий