Антонина Червинская: «Песни под селедку для меня неприемлемы»


В этом году свой 30-летний юбилей отмечает один из самых знаковых коллективов нашей области – Академический театр музыки, песни и танца «Зоряне». За эти годы артисты покорили своим искусством зрителей не только Украины, театру рукоплескали в самых знаменитых концертных залах мира. Гастрольно-концертные маршруты «Зорян» – это практически все города Украины и страны Западной Европы, среди которых Германия, Бельгия, Голландия, Франция, Греция… Только во время турне по Франции коллектив дал 45 концертов в городах Лион, Бордо, Ман и три концерта с успехом прошли в Париже. Съемки «Зорян» в популярном телевизионном шоу Жака Мартена и запись их выступлений в программах французских радиостанций «Ностальжи» и «Европа-2», которые были информационными спонсорами турне, дали возможность познакомить европейского зрителя и слушателя с мастерством украинских артистов. В 2012 году Академический театр музыки, песни и танца «Зоряне» успешно провел гастроли в Соединенных Штатах Америки, выступали они и в Южной Корее. И во всех странах им аплодировали стоя.

Художественный руководитель коллектива, народная артистка Украины Антонина Червинская знает историю создания театра не по наслышке, она сама, лично, стояла у истоков «Зорян». Беседа со знаменитой артисткой вышла далеко за рамки предполагаемой темы. По словам Антонины Николаевны, коллектив создавался «под нее», после того, как она ушла из «Ятраня», работала хормейстером на ремонтно-механическом заводе с хором «Барвинок», вместе с прекрасным руководителем Олегом Смолянским. «Это был настоящий профессионал, – говорит Червинская. – Жаль, что затем он уехал из нашей области».

Предыстория

В Кировоград Антонина Червинская приехала в 1967 году. В это время художественный руководитель знаменитого на весь мир танцевального коллектива «Ятрань» Анатолий Кривохижа уже создал свою уникальную программу. Он ездил в экспедиции в разные регионы Украины – на Ивано-Франковщину, в Прикарпатье. Смотрел, как танцуют простые люди, учился местному танцу.

С разрешения Анатолия Павловича, который проработал десять лет и с «Зорянами», они теперь имеют именно ту – ятранскую танцевальную программу, представляющую искусство всех регионов Украины. Считается, что «Зоряне» являются правопреемником «Ятраня», так как Кривохижа поставил большинство танцев и для этого коллектива.

Хлеб – всему голова

«Однажды меня вызвали к первому секретарю, – вспоминает Антонина Червинская, – в то время им был Самилык, и предложили спеть песню “Хлеб – всему голова”. На тот момент она была очень популярной. Планировалось, что со мной ее исполнит актер драмтеатра Семенов. Это был великий артист, глыба, и мне, как молодой певице, просто повезло. В театре тогда была целая плеяда великих актеров. В те времена ходили не на постановки, а на артистов, и это было показателем их таланта. Это были уникальные люди. Они на сцене делали такие гениальные вещи! Считаю, что мне несказанно повезло в том, что я была знакома со многими из них. Вот некоторые люди говорят, что когда-то было лучше, а сейчас – намного хуже. Но, на мой взгляд, и сегодня есть свои позитивы. Я счастлива, что живу уже в другом столетии и мне есть с чем сравнивать. Причем иногда не в пользу нынешнего времени.

По роду своей деятельности я объездила почти весь мир. И однажды обратила внимание на то, что днем люди ходят со странными прическами, в какой-то чудной одежде, потягивают пиво. Вечером эти же мужчины и женщины надевают фраки, вечерние платья и идут слушать классическую музыку, оперу. Почему за границей так ценится академическая культура? На такие концерты и билет дороже, чем на популярных артистов. Для меня это было необычно.

Однажды в Германии, это было как раз во время какого-то рок-фестиваля, довелось выступать перед особой публикой. Это была разношерстная масса народа, среди которого были люди разных социальных групп. Раз в месяц они собираются на стадионе, пьют, едят, гуляют на протяжении двух суток. Стоит гам, шум, творится что-то невообразимое. Народ отдыхает. А наши девочки – в платьицах, веночках. Анатолий Кривохижа говорит, что мне придется исполнить песню “Ой ти місяцю”. А это непростая песня. Я была категорически против. От увиденного гулянья мне было просто жутко. Но руководитель коллектива настоял на своем. Мы вышли на сцену, думаю: что же нас ждет? Я начинаю петь, и вдруг наступает идеальная тишина, от которой мурашки по коже пошли… Заканчиваю песню – и толпа буквально взрывается аплодисментами. Море аплодисментов! Оказывается, они одинаково слушают и рок, и классическую музыку.

Так вот возвращаюсь к песне “Хлеб – всему голова”. Тогда каждая область на отчетных концертах исполняла именно эту песню. Нужен был нетрадиционный подход, и мы придумали, что перед самой песней артист Семенов будет рассказывать о хлебе. В его исполнении это было такое яркое представление. Он был в полотняной сорочке, огромного роста, в его руках была краюха хлеба. Он выходил и читал о хлебе, о том, что люди не ценят его… Поначалу я отказывалась исполнять эту песню, мне казалось, что я недостойна находиться рядом с гением. Ведь, когда слушаешь этот монолог, находишься в оцепенении. И нужно было спеть так, чтобы не испортить предваряющий песню монолог… В итоге выступление нашего коллектива было признано лучшим и отмечено министерством. И поныне коллектив из Житомирской области исполняет эту песню в нашем, кировоградском варианте. А у нас, к сожалению, не осталось даже записи этого выступления. Евгения Михайловна Чабаненко искала записи этой песни, но не смогла найти. Скажу больше, нет записей выступлений уникального коллектива “Ятрань”, в котором я проработала почти десять лет. Есть только в частной коллекции “Ятранские игры” образца 1967 года. Года, когда я пришла в этот коллектив».

Образование театра

Иван Олифиренко, тогда сотрудник отдела пропаганды, после того, как Антонина Червинская ушла из «Ятраня», вместе с Евгенией Чабаненко (в то время она была заместителем председателя облисполкома. – Авт.) вызвали ее и сообщили, что облисполком решил создать для нее в филармонии коллектив. В этот период она работала в народном хоре «Барвинок» и очень неплохо себя чувствовала.

«Я вначале не соглашалась, но Евгения Михайловна меня убедила, – говорит Червинская. – И я ей поверила. Но сказать – это одно, а делать, создавать – совершенно другое. Конечно, когда я пришла в филармонию, мне установили высокую ставку, я имела некоторые преференции. Однако первое задание, которое у меня было, – это помыть уши бюсту Ленина. Смешно, но это правда! Как раз в то время в здании шел ремонт, вот меня и заставили “творчески” поработать. Первое время пришлось работать и в лекторской бригаде. С ремзавода я ушла, с хором “Барвинок” больше не работала. Для того, чтобы создать коллектив, в первую очередь нужно было собрать оркестр. В нашем маленьком городе, да еще в те годы, это было сложно. Анатолий Кривохижа пошел нам навстречу, дал нам оркестр, дирижера Николая Квашу, который до сих пор работает главным дирижером “Зорян”. Две пары танцоров поставили несколько танцев, и мы показали руководству области то, что мы можем делать. Приехали представители министерства культуры и сразу, с лету, разрешили нам выступать. Даже предложили турне по Украине. Для этого нужна была заглавная песня, которую написал для меня Анатолий Пашкевич. Песня была не про партию, как в то время было принято, а о земле, о жизни. И мы ездили по Украине с этой небольшой программой.

В это время в филармонию пришел работать Николай Кравченко. Поначалу ему было работать тяжело, коллектив сразу ополчился против нового руководителя. По сути, его знала только я, ведь иногда мы с ним пересекались по работе. И впоследствии он много сделал для становления театра “Зоряне”.

Начали мы с поисков цимбалиста, ведь в Кировограде их никогда не было. Пришлось ехать в Западную Украину. В Черновцах была хорошая школа, которая давала музыкантов и в хор имении Веревки, и в другие музыкальные коллективы. Отправились туда и нашли замечательного цимбалиста Анатолия Вайпана, которого и пригласили на работу в нашем ансамбле. Скрипачей собирали в Кировограде, пригласили на работу Геннадия Яременко, который до этого работал в “Ятране”. Вот так все начиналось».

Почему «Зоряне»

«В начале существования коллектива названия у него не было, – рассказывает Антонина Червинская. – Это была фольклорно-концертная группа, ансамбль песни. Но как-то сидели в номере гайворонской гостиницы, размышляли о названии коллектива. В то время модно было называть ансамбли именами солисток. У меня была знакомая из Львова Зоряна. Мне это имя очень нравится, вот мы и пытались его “крутить”. Так как у нас уже был сложившийся коллектив, сошлись на том, что называться он должен “Зоряне”, во множественном числе. Год мы работали без основного названия, и в 1984-м его наконец-то придумали. Анатолий Кривохижа поставил нам несколько танцев, но основная программа состояла из вокальных номеров».

Экскурс в историю

Антонина Червинская начинала свою вокальную карьеру в Полесском государственном вокально-хореографическом ансамбле «Ленок». Попала она туда случайно – какой-то заезжий филармонический чиновник услышал в ее исполнении несколько народных песен и пригласил Антонину работать в житомирскую филармонию. Отрываться от родного края, покидать свою маленькую родину ей очень не хотелось. Ее супруг был уроженцем нашего города, но в тот период работал в Житомирской областной филармонии. И все-таки до конца шестидесятых годов Антонина была солисткой «Ленка», затем приехала в Кировоград. Именно тогда здесь, в Кировограде, искали солистку с «народным» голосом в «Ятрань», но с такими данными не было никого. Антонина Николаевна появилась в нашем городе. Почти десять лет пела она в этом коллективе. Затем оказалась в «Барвинке», а следующим этапом в ее карьере стали «Зоряне».

Интересно, что у многих есть своя версия создания и становления театра как коллектива.

«Мы с Николаем Кравченко иногда поражаемся некоторым версиям. По рассказам отдельных деятелей, это их заслуга в создании “Зорян”, – говорит Антонина Николаевна. – А нас с Кравченко в этой истории вроде бы и не было. Просто переписывается история под себя».

Анатолий Кривохижа в начале 90-х покинул знаменитый на весь мир «Ятрань». Тогда изменились время и строй, отношение к культуре, и ему уже было некомфортно работать с новой властью. «Он не хотел бороться с ветряными мельницами. Ушел в свободное плавание. Ставил танцы в республиках бывшего Союза – в Молдавии ставил балет на льду, работал в Башкирии. Прав он был в тот момент или не прав, не могу сказать, – говорит народная артистка. – Мы не единожды предлагали ему работу в “Зорянах”, но он долго не соглашался, хотя у нас уже были прекрасный оркестр, балет. Уговорила его Евгения Чабаненко. В восемьдесят шестом году он пришел, осмотрелся, побыл на репетициях, помог сделать программу и… проработал в качестве балетмейстера и художественного руководителя “Зорян” почти десять лет. Программа была просто прекрасной! Создать такое чудо, какое он сотворил, не каждый может. А ведь в те времена хореография была в фаворе. В каждом клубе, Доме культуры был свой танцевальный коллектив. Проходили декады танцевального искусства, хорового пения, духовой музыки. Целый месяц в клубе «Октября» (это здание по улице Дворцовой было разобрано в начале 90-х. – Авт.) артисты показывали свое мастерство. Акустика там была замечательная. Это был золотой период народного творчества.

После десятилетнего периода Анатолий Михайлович все-таки ушел из нашего коллектива. Но его уход не сказался на репертуаре театра. Поставленные им танцы до сих пор являются визитной карточкой академического театра».

О зазвездившихся звездах

«Сейчас танец испортился. То, чем занимается большинство типа танцевальных коллективов, – это два притопа, три прихлопа. И никто меня в обратном не переубедит. Это не танцы, это размахивание руками. Вот народный танец интересен! Когда зрители плачут от увиденного. Но, как это ни прискорбно, чаще такое случается за границей. А сейчас и танцоры, и певцы, и певицы заявляют о себе как о великих звездах. На самом деле они ничего из себя не представляют. Ничегошеньки! Когда одна из “звездных” певиц заявляет, что она очень знаменита, потому что работает в ночных клубах Москвы, о чем можно говорить?!

Мне, например, неоднократно предлагали исполнить несколько песен на корпоративных торжествах. Но петь во время того, как люди поглощают селедку с водкой, мне неприятно. Это для меня неприемлемо. Я выступала в лучших концертных залах мира, и везде был успех. Просто буря аплодисментов! Этим летом мы были на фестивале в Греции – и снова успех. Зрители сразу же осознали, что перед ними выступают профессионалы, мастера своего дела. Это приятно. Местная публика за рубежом, кстати, часто удивляется тому, что наш народ живет бедно, однако имеет такие высокопрофессиональные коллективы. На такие вопросы приходиться отвечать доходчиво – нужно жить в Украине», – рассказывает Антонина Николаевна.

Благодарности

«Благодаря Анатолию Короткову, его лицею, преподавателям, там работающим, мы имеем шикарных артистов балета. Вообще я благодарна этим людям, талантливой семье Коротковых. И сейчас, когда к нам приходят молодые артисты, я у них интересуюсь, где они учились. И если у Валентины Николаевны (Коротковой. – Авт.) – это показатель», – утверждает Антонина Червинская.

По словам художественного руководителя «Зорян», в первую очередь заслуга в становлении театра принадлежит Евгении Чабаненко, Ивану Олифиренко и Владимиру Желибе. Это была их идея – создать при областной филармонии коллектив для тогда уже знаменитой певицы. Многое сделали Анатолий Кривохижа и вступивший в должность директора филармонии Николай Кравченко. Вместе с Антониной Червинской они создали тот коллектив, который мы знаем по сегодняшний день.

О наболевшем

Академический театр музыки, песни и танца «Зоряне» – единственный коллектив в области, который до сих пор не имеет своей базы, элементарного зала для репетиций. Артисты балета вынуждены репетировать на сцене, без зеркал. Районные, сельские, детские коллективы не имеют таких проблем. Несколько лет назад Николай Кравченко вместе с Антониной Червинской обратились к руководству области с предложением сделать пристройку к филармонии. Был разработан проект, достигнуты определенные договоренности, но дело застопорилось в связи с известными событиями зимы 2013–2014 года.

«До этого мы с Николаем Кравченко планировали забрать зал уже к тому времени не существовавшего коллектива “Ятрань”, – рассказывает Антонина Червинская. – Тот, который располагался между шестой школой и синагогой. Там были все условия для репетиций такого коллектива, как наш. Шикарные костюмы, которые были на балансе ансамбля “Ятрань”, пропали. Анатолий Кривохижа в свое время выискивал, собирал рисунки костюмов в разных регионах Украины, часто приобретались они в Западной Украине. Как-то я видела детей, тянущих их в рюкзаках по асфальту. Сердце кровью обливалось, ведь с ними связано столько воспоминаний! Зал к тому времени решением городского совета уже передали школе, там играли в футбол, зеркала разбиты, ничего не осталось от “Ятраня”. Планировали мы забрать на свой баланс музыкальные инструменты. Ятраневские цимбалы, так необходимые нашему коллективу, в свое время были доставлены из Венгрии. Это был уникальный инструмент! В Украине таких было три – в хоре имени Веревки, оркестре народных инструментов и у нас, в “Ятране”. Ни контрабасов, ни аккордеонов, ничего не удалось вернуть. С каждым губернатором я говорила по поводу базы для “Зорян”. Они шли на контакт, помогали театру и хотели помочь с репетиционным залом. Правда, ситуация изменилась, и мне сейчас кажется, что в ближайшее время, пока идет война, базы у нас не будет. Осталась только надежда, что о нас не забудут. Пусть это произойдет не в нынешний или приближающийся год, но и мне, и директору филармонии, и всему нашему коллективу хотелось бы, чтобы репетиции и оркестра, и балета проходили в специальных помещениях. Разумеется, существуют и финансовые проблемы. Нам с большим трудом удается находить средства для пошива новых костюмов, приобретения обуви для танцоров. Но мы стараемся быть на высоте».

Коллектив

«Несмотря ни на что, мы продолжаем работать, – говорит художественный руководитель “Зорян”. – Буквально каждую неделю мы выезжаем на гастроли в районы. Часто приходится работать в неотапливаемых помещениях, с плохим освещением. Но мы несем свое творчество людям и считаем, что даже в такое сложное время, когда в стране идут военные действия, мы должны работать. В сегодняшней программе театра – патриотические, лирические и шуточные народные и современные песни, оркестровые мелодии, яркие обрядовые танцы и музыкально-хореографические композиции, которые уходят своими корнями в фольклорные традиции, в аутентичные источники украинской песни, а также танцевальная музыка России, Бессарабии, Волыни, Венгрии, Закарпатья, Молдовы. Высоким профессионализмом и блестящим исполнением отличаются музыканты оркестра. Коллекция наших костюмов насчитывает около 350 единиц, поэтому каждое выступление – это новое открытие национальных традиций, каждый костюм – это произведение искусства. Их моделировали известный львовский художник Владимир Фурик и народная художница Украины Анна Грабовская. У нас прекрасные солисты – Ярослав Страшной и Татьяна Яковенко, которые чудесно дополняют друг друга. Работать с ними комфортно.

За тридцатилетнюю историю коллектива у нас выработались определенные традиции. Как художественный руководитель, я стараюсь их поддерживать. Что характерно, все артисты, даже недавно пришедшие к нам, также придерживаются “зоряновских” традиций. Это наша семья. Стараемся во всем создавать душевный комфорт. Бегаю с артистами по врачам, если они получают травму. Считаю, что так и надо делать. Стараюсь развивать семейственность в коллективе. Духовности способствует и украинский фольклор. И мы, и артисты на сцене, и зрители в зале – все мы вместе переживаем каждую песню, каждый танец. Переживания зрителей мы наблюдаем не только в Украине, но и за границей. Значит, наша работа трогает их души не так, как творчество сегодняшних “звезд”, которое тут же забывается», – считает самая народная артистка Кировоградщины.

P.S. 16 декабря Академический театр музыки, песни и танца «Зоряне» в зале областной филармонии даст свой юбилейный концерт.

Руслан Худояров, «УЦ». Фото Игоря Демчука и Елены Карпенко.

Антонина Червинская: «Песни под селедку для меня неприемлемы»
: 1 комментарий

  1. Название коллектива связано с рекой Ятрань, поэтому родительный падеж — Ятрани. В одном случае он соблюден, в остальных — нет («Ятраня»).
    Если я неправ, принесу извинения.

Добавить комментарий