Ах, водевиль, водевиль, водевиль!

В театре им. М.Л.Кропивницкого состоялась очередная премьера – впервые был поставлен некогда широко известный, однако в последние годы очень редко встречающийся в репертуаре театров водевиль Д. Ленского в переводе М.Кропивницкого «Дебют провинциалки». Мы уже писали, что это дипломная работа студентки киевского театрального института Дарии Маркович и фактически первая ее самостоятельная постановка. И первый блин, как говорится, получился очень даже удачным.

Что приятно в принципе – кировоградцы наконец-то вспомнили, что существует такой вид досуга, как посещение театра, – практически всегда зал полон. Не стала исключением и минувшая пятница – в день премьеры пришлось ставить дополнительные стулья.

Второй приятный момент – в театр теперь ходят не только, как сейчас принято говорить, люди элегантного возраста, но и молодежь.

Если же говорить о самом спектакле, то стоит отметить целый ряд плюсов. И первый из них – то, что очень точно был выбран легкий жанр – водевиль, самый настоящий популярный классический водевиль. Думается, в такую жару никакая классическая драма или трагедия просто не воспринималась бы во всей своей глубине. А водевиль – это просто прелесть: сиди и наслаждайся, смейся, слушай чудесную веселую музыку!

Следующий плюс – символичный: в театре имени М.Л.Кропивницкого ставится произведение, переведенное (замечу, очень талантливо переведенное) М.Л.Кропивницким. Ну это примерно как в Лондоне, в театре «Глобус», ставится пьеса Уильяма Шекспира.

Согласитесь, как бы мы ни пытались надувать щеки и делать важный вид, все равно наш родной Кировоград – провинциальный город. И очень важно, что водевиль именно о провинциальном театре и многое, что звучало со сцены, возможно, имело или имеет отношение и к нашему театру. Эту тонкую иронию очень хорошо сыграли актеры, на нее чутко откликнулся и зритель. Как, например, на упоминание о возможном приезде самого (!) Богдана Бенюка.

Следует отметить и просто-таки невероятное количество интересных режиссерских находок – все мизансцены спектакля были наполнены действием в головокружительном темпе. Тут тебе и два театральных плотника, не совсем трезвых, присутствующих в огромном количестве сцен, даже там, где присутствие рабочих, казалось бы, совершенно нелогично; и стул, которым один из персонажей, выносивший его, подняв одной рукой вверх, выделывал такие пируэты, что дух захватило. А энергичный театральный дирижер, периодически надевающий на голову еврейскую кипу! А этот удивительный господин сочинитель, внешностью и манерами смахивающий на своего тезку – классика русской литературы! А женщина-режиссер «из нашего времени», внезапно вышедшая на сцену и отдающая по рации распоряжения рабочим сцены и актерам, вдруг напомнила всем, что речь идет о театральном закулисье, которое всегда было и остается совершенно особенным миром… Ну а высший пилотаж – это «живые письма» (любой бумажный текст или даже малая картинка из памяти превращались, по замыслу режиссера, в некое действо на заднем плане)! И, конечно, встряхнули зрительный зал князь Ветринский и прима Раиса Минична в «эротических видениях»! Словом, когда пойдете в театр смотреть этот водевиль, как говорят, глядите в оба, чтобы что-то не пропустить…

Нельзя не отметить и чудесные костюмы, и очень интересные, многофункциональные декорации, которые перевоплощались в мгновение ока, очень простые, но не простецкие и даже в чем-то элегантные. Такие же элегантные, как театральная программка от Ирины Саенко («Антураж А»), которую просто хочется сохранить в домашнем архиве.

Пришло время замолвить словечко и о важнейшей составляющей любого водевиля – музыке, которую специально для этого спектакля написал наш кировоградский композитор Алексей Харченко. Легкая, веселая, абсолютно стилизованная под «тогдашние» времена – она, пожалуй, была ничуть не хуже той, которую люди элегантного возраста слышали в фильме «Лев Гурыч Синичкин», поставленном по пьесе Дмитрия Ленского.

Ну вот мы поговорили обо всем – осталось главное: артисты театра, занятые в спектакле. Льва Гуровича Синичку блестяще сыграл заслуженный артист Украины Николай Ярошенко. В роли его дочки Лизы выступила Дария Ярошенко, князя Ветринского представил нам Александр Ярошенко. В роли примадонны провинциального театра предстала великолепная Инна Дорошенко. Не менее интересны в своих ролях были Дмитрий Политаев, Владимир Бидаш, Николай Игнатьев, Игорь Кодема… И все же, на наш взгляд, игру артистов должны оценивать зрители – цветами, аплодисментами, криками «Браво!», и все это было в большом количестве. Кстати, что касается цветов, – нельзя не отметить такую, казалось бы, мелочь. Их можно не приносить с собой, а купить перед спектаклем в фойе театра, причем свежайшие чудесные цветы по очень лояльной цене, да еще и попросить подержать в воде до антракта, чтобы они не привяли. И это не только по случаю премьеры!

Ну а после спектакля мы не преминули буквально несколько минут отнять у «именинников» – директора театра им.Кропивницкого В.Ефимова и главного режиссера Е.Курмана, чтобы узнать их впечатление от премьерного спектакля.

– Премьера – сложный процесс, и до конца не сыграно то, что планировалось, так как водевиль – это жанр, требующий определенных навыков, а в Кировограде водевиль ставится впервые. Да и волнение артистов сказывается. Еще мы убедились в том, что нужно переделать спектакль под живой оркестр, а не использовать фонограмму, как сейчас, так как дирижер может «поруководить» – где-то присадить музыку, выделить солиста… После отпуска мы поработаем над этим, чтобы в новом сезоне уже выйти с оркестром, – отметил Владимир Владимирович Ефимов. – А вообще мы убеждаемся в том, что труппа оживает, что мы можем ставить такие спектакли… И опытные наши артисты, например, гениальный Николай Федорович Ярошенко, поймали этот настрой, эту атмосферу, и молодежь, и все готовы работать дальше…

Своими мыслями о премьере поделился и Евгений Васильевич Курман:

– Спектакль в основном получился, и я с удовлетворением это отмечаю. Многие сумели подняться над собой, свои пределы немного расширили, ведь без работы над собой, такой постоянной, беспрестанной, никогда не бывает театра. Я хочу отметить, конечно же, наших актеров – и Дашу Ярошенко, и Сашу Ярошенко, и Николая Федоровича Ярошенко. Как-то так получилось, что спектакль вроде бы на семью поставлен, но самое важное для нас было, чтобы каждый персонаж имел свой регистр, свою ноту, чтобы никто не работал в унисон, чтобы каждый внес какую-то свою идею, и от суммы этих разных идей получился бы наш спектакль. У нас есть еще вопросы по технике актерской игры, не все так гладко и есть над чем работать, но дорогу осилит идущий.

– Ну премьера, наверное, никогда не бывает идеальной даже у самых суперзвездных режиссеров и актеров…

– Совершенно верно. Когда-то меня потрясло интервью Кирилла Лаврова на центральном телевидении. Я не думаю, что Кирилл Лавров был из числа тех людей, которые как-то кокетничают во время интервью… Рассказывая о себе, о своем пути творческом, он вдруг сказал такую вещь: у нас в БДТ идет спектакль «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, и я играю там роль следователя Шаманова. Уже четвертый сезон идет спектакль, и там есть одна сцена, которая у меня не получается. Аплодируют люди, все хорошо, спектакль успешный, а я знаю, что эта сцена мне еще не далась. Я мучительно ищу, как это мне делать… Понятно, что только с такой позицией артист в театре состоится и будет развитие театра. Встать на эти рельсы сейчас, не закиснуть, ставить такие цели, чтобы были по плечу, а потом поднимать планку и тянуться за ней – вот такие задачи нас сейчас ждут. Эти мысли и определяют мое отношению к сегодняшней премьере…

Что ж, шикарный занавес театра корифеев закрылся, труппа ушла в отпуск, чтобы 25 сентября предстать перед своим зрителем отдохнувшими, с новыми и старыми спектаклями и вновь дарить нам радость соприкосновения с прекрасным.

Ольга Березина, фото Елены Карпенко, “УЦ».

Добавить комментарий