Мы продолжаем проект «Фан-клуб», целью которого определили знакомство кировоградцев с актерами театра им.Кропивницкого. Хорошо, когда зрители идут смотреть какой-то конкретный спектакль или премьеру, прекрасно, когда идут на режиссера, но самое замечательное – когда у каждого актера есть своя группа поклонников. Если предыдущие публикации подводили итоги первого сезона, прошедшего под руководством нового директора театра Владимира Ефимова и главного режиссера Евгения Курмана, то эти будут посвящены первой премьере сезона нового – пьесе «Хозяин» И. Карпенко-Карого. Как и в прошлый раз, представит наших актеров Евгений Курман.
– Представлять Анатолия Андреевича Литвиненко, заслуженного артиста Украины, в Кировограде, я думаю, не нужно. Человек известный, и хочется найти какие-то особенные слова, чтобы выразить уважение к большому сценическому мастеру. Работа с Анатолием Андреевичем над образом Маюфеса в пьесе «Хозяин», образа, который, по-моему, никого не оставил равнодушным, была интересной. О спектакле говорили так или иначе, но всегда отмечали персонаж, который создал Анатолий Литвиненко, как какой-то свежий, необычный, запоминающийся, его детали смаковали. Поэтому очень хочется, чтобы в нашей рубрике «Фан-клуб» сегодня имя заслуженного артиста Украины Анатолия Литвиненко засветилось ярким светом. Я очень благодарен судьбе за то, что мне довелось работать с таким актером, и я уверен в том, что его уровень – очень серьезная основа нашего театра.
– Анатолий Андреевич, вы работаете в театре более 40 лет. А приходилось вам за это время играть самого или почти самого себя – роль, которая абсолютно ложилась бы на вас? Чтобы как Людовик XIV сказал в свое время «Франция – это я», вы могли тоже сказать: «Это практически я».
– Совсем себя, наверное, не приходилось, но была такая советская пьеса «Берег» Бондарева. Я играл там Княжко, и мне очень близка была та роль по характеру. А из классики – это моя любимая роль, одна из самых любимых – Иван Барильченко в «Суете». Она очень близка мне по духу. Он тоже актер, выражает свое видение театра и мира в целом. Это было мне тогда близко, ведь я же молодой был (смеется). Ну а из последних ролей – это Мартын Боруля. Она не совсем близка мне, но одна из самых любимых.
– В пьесе «Хозяин» вы сыграли Маюфеса – человека, который за деньги готов лжесвидетельствовать. Сейчас это, к сожалению, обыденная вещь. При подготовке к этой роли вы ориентировались на конкретных людей, с которыми встречались, или это абстрактный, собирательный образ?
– Я очень часто встречаюсь с такими людьми! Таких людей стало очень много в период нашей независимости.
– А что вы вложили в этот образ? Ведь роль очень небольшая…
– Да, она совсем небольшая. Знаете, когда начинаешь работать над ролью, никогда не знаешь, какой она выйдет. Актерская профессия во многом интуитивна. Ты общаешься с людьми, наблюдаешь за окружающими, и все это откладывается в тебе. И Маюфес – сборный образ, созданный мною вместе с режиссером.
– Это негативный образ?
– Я никогда не делю образы на негативные и положительные. У меня где-то 160–170 ролей в репертуаре, и я не разделяю их. Я считаю, что людей полностью негативных, отрицательных нет, как и позитивных. В каждом намешано всякого. Тем и интересен человек.
– А в вашей огромной сценической обойме был такой отрицательный персонаж, в которого все зрители влюблялись? Например, Остап Бендер – негодяй, мошенник, а публика его любит невероятно…
– Чисто негативных персонажей у меня не было. В каждом отрицательном герое нужно найти что-то положительное. Зритель, приходя в театр, все равно смотрит в большей степени игру актера, как он играет этого персонажа. Если это хорошо, даже отрицательный персонаж, – он получает удовольствие.
– Во многих интервью актеры, особенно кино-, отмечают, что им интереснее играть негативных персонажей.
– Дело в том, что почему-то в драматургии негативные персонажи выписаны лучше, чем положительные. Поэтому и кажется, что они более интересны. Но, повторюсь, все зависит от работы актера.
– Возраст и опыт накладывают на актера определенный отпечаток, и от этого никуда не денешься. Это сказывается и на драматургах – есть огромное количество возрастных ролей.
– Я бы сказал, было, так как сейчас драматургии практически нет…
– Верно, потому что драматургия – это высший класс литературы, и нужно иметь определенный талант, чтобы писать пьесы. Кого из возрастных персонажей вы бы сыграли?
– Да как-то нет таких… Дело в том, что мне каким-то образом повезло. Я работаю в этом театре 44-й год, и за это время сыграл практически все, что хотел в этом репертуаре.
– А чего еще кировоградцы не знают об актере Литвиненко? Может, у вас какое-то необычное хобби?
– Я очень люблю рыбачить! У нас есть в театре своя компания, с которой мы ездим на рыбалку.
– А какую самую большую рыбу вы поймали?
– Пять килограммов!
– И зимняя рыбалка тоже вам интересна?
– А как же! Вот ждем, когда лед встанет.
– В вашей семье существуют какие-то новогодние традиции?
– Мы встречаем Новый год только дома! Я вообще человек домашний…
– А приходилось ли встречать Новый год в каких-то экстремальных условиях?
– Конечно, мне как актеру приходилось работать в Новый год. Но для меня экстремальные условия – это всегда, когда не дома, не в семье…
И снова предоставляем слово Евгению Курману:
– Даша Завгородняя – это представительница молодежи театра корифеев. Я предложил в эту рубрику Дашу потому, что мы еще не можем говорить о каких-то ее достижениях, но тот шаг, который она сделала на профессиональном уровне, ее собственное развитие, то, как она начала понимать профессию, работать над собой, без чего невозможно творческое развитие, – она делает очень правильно, с полной отдачей. Я думаю, что в перспективе у нее много интересных ролей. А для меня то, как она начинала работать над образом Сони в «Хозяине», причем не на премьере, а третий, четвертый спектакли, которые идут сейчас, и ее развитие продолжается, качество работы улучшается, – самое главное. Ведь все происходит здесь и сейчас, повторить нельзя, а можно только работать на будущее. Так что хорошему предела нет, и Даша нам это докажет.
– Даша, то, что вас так хвалит главный режиссер – это к добру, как считаете?
– Я лучше воспринимаю критику, она для меня важнее – я тогда знаю, над чем работать, стараюсь лучше все делать. Ну а когда хвалят, конечно, приятно, как и любому человеку, это же естественно.
– У вас стаж актерский небольшой. Вы успели уже привыкнуть к восторгам публики, спокойно к этому относитесь?
– Я думаю, что нельзя к этому спокойно относиться, пока еще нельзя, потому что это очень приятно, когда зрители хорошо принимают, аплодируют… У меня был такой интересный случай: на прошлом «Хозяине» в перерыве ко мне пришла незнакомая женщина. Она принесла мне розу и рассказала, что видела все мои роли, что она в восторге от меня и уже несколько раз пыталась вручить мне цветы, но каждый раз не успевала – занавес быстро закрывался. Я была просто в шоке, что обычный человек просто пришел ко мне выразить свою похвалу. Это так классно и так приятно!
– Судя по вашей молодости, у вас еще все впереди. И следующей ступенькой будет пришедший с цветами мужчина!
– Это было бы здорово! (Смеется.)
– Когда общаешься с маститыми актерами, и особенно с актрисами, часто слышишь: «Ой, я так много раз уже о себе рассказывала…» Представьте, что вам нужно написать о себе статью в Википедию, представить актрису Дарью Завгороднюю. Что бы вы написали?
– Я написала бы, естественно, как меня зовут, что закончила я наш, кировоградский педагогический университет, то есть у меня нет театрального образования, что я чисто случайно сюда попала на испытательный срок. Так получилось, что актриса уволилась, а вышел новый спектакль «Сильва», и ее некем было заменить. Меня попробовали и взяли. Вначале мне было жутко тяжело, так как вокруг меня были уже маститые актеры – и тут я, непонятно кто. Но со временем, когда я начала общаться и со взрослыми актерами, и со своими сверстниками, мне стало легче, я стала работать над собой, и на одной из репетиций Михаил Васильевич Ильяшенко объявил, что берет меня в труппу. Мне как-то один человек сказал, что в театре ничего не сложится, если не будет отношений с актерами вне театра. И это правда, у меня теперь на работе есть хорошие друзья. Ой, я уже отошла от Википедии!
Да, так вот я еще написала бы, что, несмотря на то, что у меня нет театрального образования, – это не главное. Евгений Васильевич (Курман. – Авт.) когда-то с нами, молодыми актерами, занимался, и для меня это было просто потрясающе. Опять же, Википедия (смеется)! Театральное образование – это хорошо, но главное – практика!
– Даша, в «Хозяине» вы играете дочь Терентия Пузыря Соню – девушку, которая ради любви, по большому счету, готова пойти против воли родителей. А на что пошли бы ради любви вы? Или уже пошли?
– Я бы, наверное, ради любви пошла на все. Но вот меня иногда спрашивают: «А если бы любимый жил в другом городе или другой стране и нужно было бы куда-то уехать – как же театр?» И я понимаю, что для меня эти две вещи неразделимы, и не знаю, как это можно делить. То есть я пока стою на этих весах: ради любви готова на все, но бросить театр – пока нет. Театр для меня сейчас – это все!
– Приближаются новогодние и рождественские праздники – время, когда сбываются самые невероятные мечты. Попробуйте загадать роль, которую вы мечтаете получить.
– У меня есть желание… Я давно хочу (хотя могут быть и смешки по этому поводу!) сыграть Джульетту. Я себе ее немножко другой представляю, я не настолько миниатюрна, но в душе – Джульетта…
– Даша, а давайте сделаем такой новогодний блиц? Идет? Тогда вопрос первый: где бы вы хотели встретить Новый год?
– В Италии!
– А с кем?
– С любимым и с друзьями.
– Здешними друзьями или итальянскими?
– Здешними. Всех в охапку – и туда! За мой счет!
– Тогда за ваш счет и новогодний ужин (представьте, что есть хороший спонсор с большими возможностями). Что бы вы поставили на стол?
– Обязательно была бы настоящая пицца – она у них просто потрясающая. Конечно, мы бы сделали свое оливье, потому что без него в Новый год ну никак! Мы бы сами нарезали, у них же все продукты можно найти… И мандарины! И, конечно, шампанское! А еще я очень люблю мартини…
– В ресторан пришел бы Санта-Клаус с мешком подарков. Что вы хотели бы вытащить из этого мешка?
– Я даже не знаю… Я бы, наверное, хотела какую-то старинную книгу – о любви.
– А как бы вы хотели закончить новогоднюю ночь?
– Мы бы обязательно вышли к елке с шампанским, с бенгальскими огнями, и чтобы обязательно шел снежок, хоть это и Италия, и чтобы мы все вместе веселились.
– То есть вы хотите мини-Кировоград, но в Италии?
– Да!
– Ну, пусть сбудутся ваши мечты!
Сегодня мы познакомили вас с двумя представителями труппы театра им. Кропивницкого. Еще два знакомства (с кем конкретно – заранее раскрывать секрет не будем) ждут вас в первом номере «УЦ» 2014 года, не пропустите!
Беседовали Ефим Мармер, Ольга Березина, фото Павла Волошина, Елены Карпенко, «УЦ».