Мысли вслух…

Эта публикация возникла абсолютно спонтанно – после того, как на сайте «УЦ» появились комменты наших блогеров, так сказать, под впечатлением от юбилейного концерта камерного оркестра «Концертино». К ним добавились собственные впечатления автора предыдущей публикации («Камерный юбилей “Концертино”», «УЦ» №45 от 8.11.2012) и случайно подслушанные мнения некоторых зрителей по окончании концерта в областной филармонии, состоявшегося 6 ноября. А потому и «винить» в появлении этой статьи, кроме журналиста «УЦ» и наших блогеров, выразивших лишь собственное мнение, некого…

Начнем, пожалуй, с, так сказать, информационного повода. На минувшей неделе свое 40-летие отмечал камерный оркестр «Концертино» Кировоградской областной филармонии. Накануне я взяла у руководителя коллектива Натальи Юрьевны Хилобоковой интервью, а вечером, естественно, пошла на концерт. Впечатления от него – восторг и шок. Почему восторг – понятно всем: от ТАКОГО исполнения ТАКОЙ музыки никаких других эмоций быть не может по определению. А насчет шока я не ошиблась, так как, заглянув на следующий день на наш сайт, я поняла, что в шоке была не я одна.

Итак, вот что пишут наши блогеры.

Renata: «Добрый вечер всем! Только что пришли с дочкой из филармонии. Были на концерте камерного оркестра “Концертино”, посвященном 40-летию коллектива… Эмоции захлестывают… ЛЮДИ, на ТАКИХ концертах нужно, чтобы в зрительном зале не хватало мест… в проходах должны стоять желающие слушать таких замечательных музыкантов! А в зале полно свободных мест… С коллективом выступили гости, лауреаты музыкальных конкурсов, солисты других филармоний и совсем юные таланты. “Маленькая ночная серенада” Моцарта, “Скерцо” Чайковского – они сразу настроили на радостную встречу с настоящей музыкой. Но “Адажио” Томазо Альбинони, которое было посвящено памяти ушедших музыкантов коллектива… Соло исполняла Наталья Хилобокова в сопровождении органного звучания синтезатора. Душа наизнанку. Сами музыканты в это время стояли со слегка опущенными головами. Неотразимо звучало одновременное исполнение всеми музыкантами оркестра целой части произведения в технике пиццикато (не запомнила автора). Полное потрясение – это финал концерта – “Кармен-сюита” Родиона Щедрина (финал). Здесь добавились исполнители на ударных и литаврах… Кажется, достигнуто было звучание настоящего мощного симфонического оркестра. Браво талантливым музыкантам! Браво Наталье Юрьевне!

Здорово, что зрители задарили любимых исполнителей букетами цветов! Жаль, что от “отцов города” со сцены НИЧЕГО, от областной КУЛЬТУРЫ очень сдержанное поздравление (никак не обошлось без нового «освитлення», открытия театра)… При чем здесь это? Скажите щедро про титанический труд музыкантов, про такую их неистовую отдачу на сцене, про талант… Про то, как мы им благодарны за их творчество…»

Oxana: «Хочется пожелать Наталье Юрьевне и всем участникам камерного оркестра “Концертино” здоровья и успехов в таком непростом на сегодня деле в Украине, как развитие музыкальной классической культуры.

Ухо обычного зрителя потеряло свою чувствительность, и в большинстве своем люди не воспринимают сегодня музыку без ярких зрелищ, без большого количества ударных инструментов. Их пугает сложность. И это, действительно, печально, т.к. тем самым мы себя лишаем огромного культурного наследия…»

Об уровне исполнительского мастерства даже говорить не будем, мы не музыкальные критики. Но то, какое впечатление на слушателей в зале производит эта волшебная музыка, нужно было видеть. Моя мама проплакала, наверное, половину концерта, да и не только она одна вытирала глаза, выходя из зала… Впереди нас сидели люди с очень маленькими детками – наверное, года по 3-4. Малыши совершенно спокойно высидели весь почти двухчасовой концерт. Вот вам и «слушательская» аудитория от 4 до 80-ти. Но поговорим сегодня не о зрителях – они, как и музыканты, были на высоте: шикарные букеты, бурные овации, возгласы «Браво!»…

Речь наша пойдет о юбилее. Что подразумевает круглая дата? Гостей, цветы, подарки, поздравления, пожелания успехов и благополучия… Неприятно поразило то, что, кроме начальника областного управления культуры Валентины Животовской и художественного руководителя филармонии Натальи Бондаренко, больше никто на юбилей камерного оркестра не среагировал. Где поздравления от городской власти? Где подарки (грамота от областного управления культуры не в счет!)? Где, наконец, хотя бы обещания постараться решить какие-то проблемы этого музыкального коллектива (а их не может не быть, учитывая уровень финансирования культуры в целом!)? В очередной раз все услышали о том, что в филармонии установлено новое освещение на сцене, и те, кто был на концерте, выходя из зала, возмущались, что уже в который раз им об этом радостно сообщают. Купите музыкантам пюпитры с подсветкой, чтобы они видели партитуру, – и пусть суперосвещение отдохнет…

Мы все уже привыкли, что Кировоград считают танцевальной столицей Украины. Согласна, и в самом деле, достойных танцевальных коллективов у нас, пожалуй, с избытком. И внимания развитию хореографии уделяется более чем достаточно. Теперь благодаря поистине титанической работе возрожден театр, у него новое руководство, и, надеюсь, хорошие перспективы и у самого коллектива, и у кировоградских театралов. Но почему в нашем городе, который связан с именами таких выдающихся музыкантов, как Генрих Нейгауз, Кароль Шимановский, Юлий Мейтус, Ференц Лист, наконец, музыкальная культура в таком загоне? У нас есть масса талантливых детей, занимающихся в музыкальных школах и музучилище, музыкально-педагогический факультет в педуниверситете, есть музыкальные коллективы в этих учебных заведениях, есть, наконец, прекрасный камерный оркестр в филармонии, повторюсь, второй в Украине. Почему о них практически ничего не слышно на всеукраинском уровне? Почему они не участвуют в музыкальных конкурсах и фестивалях, а если и участвуют да еще и занимают в них достойные места, то почему об этом знает только узкий круг людей? Почему не ездят с гастролями хотя бы по Украине? Кто должен заниматься этим вопросом? Почему не прославлять Кировоград как город высокой музыкальной культуры?

Многие скажут, что классическая музыка не всем понятна, не настолько популярна, как эстрада, она для избранного круга любителей… Полный бред! Покажите мне хотя бы одного человека, который не слышал, например, ту же «Кармен-сюиту» Бизе – Щедрина, которую блестяще исполнил на концерте коллектив под руководством Натальи Хилобоковой. Эту музыку нужно не понимать, а просто слушать и получать от этого удовольствие. Наши коллективы выступают от случая к случаю, да и гастролирующие музыканты бывают у нас в основном только в рамках фестиваля «Травневі музичні зустрічі». И согласитесь, что, если мы, как говорят, всем миром не займемся решением этой проблемы, кировоградский музыкальный воз не сдвинется с места ни на сантиметр.

Ольга Березина, «УЦ».

Мысли вслух…: 1 комментарий

  1. Спасибо, Ольга!
    У меня тоже возникает вопрос: «Но почему в нашем городе, который связан с именами таких выдающихся музыкантов, как Генрих Нейгауз, Кароль Шимановский, Юлий Мейтус, Ференц Лист, наконец, музыкальная культура в таком загоне?» :unsure:

Добавить комментарий