Если вы скажете, что не знаете Валерия Панкова, то слукавите. Конечно, вы можете не знать, как он выглядит, но его голос знают все – от мала до велика. «Чип и Дейл спешат на помощь», «Утиные истории», «Приключения мишек Гамми», «Чудеса на виражах» – песни к этим и другим мультфильмам исполнил Валерий Панков. Именно он победил в кастинге компании Walt Disney.
Валерий Панков – один из самых талантливых певцов России. Участвовал более чем в пятистах теле- и радиопроектах. Записал десять сольных альбомов. Постоянным соавтором Валерия и участником дуэта «Панкофф ЛаВа» является Лариса Панкова, мультиинструменталист, певица и жена. Валерий в записи русской версии рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» исполнил сразу несколько вокальных партий. Можно продолжать перечислять википедические данные о Валерии, но лучше дать слово ему самому. Тем более что Валерий сейчас в Кировограде. Более того, и Лариса тоже. Более того, здесь живет Ларисина мама. Еще более того – Панковы выступят перед кировоградцами в начале сентября. Случай свел Валерия с Эдуардом Гевой, и 6 сентября в клубе «Виктория» состоится концерт Панковых.
Это не было интервью в чистом виде. Валерий рассказывал о себе, а я слушала, открыв рот. После «Здравствуйте» сказал: «Предлагаю сразу перейти на “ты”. Меня Шаинский научил так делать. Тогда и общаться легче, и задуманное хорошо складывается». Ну, кто же будет против? «Расскажи о себе», – попросила я, и артист рассказал.
– В «Википедии» перепутана дата моего рождения. Написано, что я родился 13 августа 1960 года. Год соответствует, но записали меня во Львы. На самом деле я – Рак. День рождения мой 28 июня. А так все правильно: и футболом занимался, и тяжелой атлетикой. Когда бросил, жутко поправился. Причем я бросил заниматься и сломал ногу на концерте у Лисовского в Риге. (Сергей Лисовский в 1989 году зарегистрировал одну из первых в Советском Союзе продюсерских компаний – фирму «ЛИС’С», которая занималась организацией и проведением различных музыкальных концертов. При участии фирмы «ЛИС’С» создались такие популярные телепрограммы, как «Любовь с первого взгляда», Хит-парад «Останкино», «Проще простого», «Брейн-ринг» и другие). Представляешь, спускаюсь во Дворце спорта за задник, вдруг падаю, теряю сознание, у меня перелом. В Риге хотели мне спицу ставить, а Лисовский настоял на том, чтобы отправить меня в Москву. Приехали, а в больнице говорят, что мне замечательно наложили гипс. Помню, рижане нас тогда хорошо принимали. Это был 1989 год. Вроде бы разгар перестройки, время сложное, но никакого национализма.
С Лисовским мы работали на износ. По триста концертов в год. Можно было покупать по две машины в месяц, но заработанные деньги мне потом пригодились, когда я от него ушел, долго лежал без движения с ногой. А потом Лариса мне предложила не возвращаться к Лисовскому: «Валера, не звони Федоровичу. Давай работать самостоятельно. У Укупника хотят, чтоб ты с ними работал, у Дунаевского». А у меня в то время началась такая идиосинкразия к жизни, ненависть прямо. Я лежу на диване, что называется, спиной к миру. Вспоминаю, какие у нас были диско-карнавалы с Серегой Минаевым: по шестьдесят тысяч народу. «Лужники», «Олимпийский», «Крылья Советов»…
Полежал месяц, постонал, и вдруг звонок от «Диснея»: «Хотите принять участие в кастинге?» Я думаю: «Не хухры-мухры». Мне объясняют, что тридцать человек уже записались, но американцам все не нравится. А там же в оригинале классный бэк-вокал. Тогда подумал: «Какое же у них серьезное отношение к продукту для детей! Джаз-рокове соло, мощные подпевки». Мне еще польстили: «Вы же пишете тексты. Нам не очень нравится вариант, который спела группа “Аракс”. И Сережа Минаев спел свой вариант “Утки”. Напишите новые тексты». И я подумал: «Действительно, какие утки? Утка – это и ночной горшок, и газетная сплетня». В переводе припев был «утиные сказки». И я взял за основу слово «сказки».
Спел одну дорожку. Клеопатра Евгеньевна Белявская, которая занималась дубляжом, говорит, что, мол, голос у тебя хороший, но чего-то не хватает в звучании. Я ей предложил пойти в буфет попить кофе, а сам записал дорожку, затем дабл-трэк (это то же самое, только на соседней дорожке), и по панорамке чуть-чуть разводим в стороны, чтобы было ощущение, что поют два человека, как это в оригинале. Потом записали терцию и к ней дабл-трэк. Потом квинту, которую тоже разложили. Так записали десять дорожек, которые сложили. И Клеопатре понравилось.
Я пою один во всех песнях: и басом, и баритоном, и тенором, и фальцетом. У меня всегда были хорошие имитационные возможности. Мама говорит, что я еще в коляске «мычал» красивые мелодии. Я спрашиваю: «Почему же ты не отдала меня в музыкальное училище?» А она: «Ну, я хотела, чтобы ты стал инженером в космической области, где я работала». Я заставил себя и легко поступил в Московский авиационный институт, хотя у меня уже была куча приглашений в ансамбли, в рок-группы. Подумал, что, наверное, это несерьезное занятие для мужчины – петь за деньги, и стал учиться. Хотя в институте пел в рок-группах. Была у нас группа «Пикник на обочине», нас даже Бари Алибасов звал к себе в «Интеграл», когда от него Юра Лоза ушел. Это был 1981-й год, я учился на третьем курсе, хотелось все-таки доучиться. Хотя «Интеграл» тогда был крутой коллектив.
Вдруг меня Игорь Гранов приглашает в «Голубые гитары» гитаристом и певцом. Я с ними попел, погастролировал. И мне предложили стать солистом Государственной карельской филармонии. За концерт я получал 5,50, но в месяц у меня выходило 550. Меня так нагружали концертами! Потом меня и Ларису звал Крис Кельми. Лисовский отговорил.
В общем, закрутила меня музыка. Помню, Игорь Тальков нам помогал – сопродюсировал. Мы с ним давно были знакомы, от студии «Союз» работали подпольные концерты для райкомовских работников. Он всегда приезжал в сабо деревянных, в клешах и майке. Двенадцатиструнная гитара, что было редко в те годы. У меня аж зубы сводило – себе такую хотел. Мне один человек на прокат давал, и я на конкурсе имени XXV съезда КПСС первое место занял.
Я сохранил диплом «За высокий художественный уровень» на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. И, когда была горбачевская оттепель, артистам разрешали не отрабатывать после институтов три года, я еду в Карелию, и мне говорят: «У вас секретная профессия – “космические энергосиловые установки с ядерным реактором на борту”, да еще вы обслуживали ракету “Тополь”. Но это ничего, главное – что у вас есть диплом и печать ЦК ВЛКСМ, печать ЦК КПСС. Будешь ездить с сольниками». Через год приехала комиссия министерства культуры и отметила мой высокий уровень.
Да, вспомнил еще одну интересную деталь, связанную с моей профессией. После того как я озвучил мультфильмы, в газете Москоу Ньюз была напечатана статья на английском языке, в которой было написано что-то типа «Валерий Панков не стал угрозой Америки, а стал сотрудничать с компанией Disney».
Мне вообще в жизни и творчестве помогает то, что я «маевец», выпускник МАИ. Нас много, поменявших диплом инженера на сцену. Майя Кристалинская, Эдуард Успенский, Михаил Задорнов, группа Гладкова «Кукуруза», Макс Покровский – все «маевцы». Можем за себя постоять и друг друга поддержать.
Знаешь, многие удивлялись, что я по сцене скачу, бегаю и при этом голос у меня не сбивается. А у меня поставленный от природы голосовой аппарат, и я всегда любил под рок-н-роллы двигаться, трясти ногами, головой. В «Круиз» меня приглашали, в «Веселые ребята», в «Браво». Но я думал: зачем мне в 26 лет идти в ансамбль и быть подневольным, если я могу быть самостоятельным солистом? Еще до Карелии у меня было много выступлений: то – в одном месте выступлю, то в другом. Смотрю, там Сережка Крылов подрабатывает. Или Зинчук на гитаре играет. Миша Задорнов. Где-то Жванецкий с нами. Александр Иванов из «Вокруг смеха». Валентина Талызина. Валерий Носик.
С Валерием Бенедиктовичем (а не Дмитриевичем) Носиком у нас оказалась общая учительница русского языка, которая учила и Василия Ланового. Она так классно нас учила! Ну это отступление. В общем, концертов было много, и я понял, что не стоит мне быть инженером. Мама поначалу расстроилась, но потом сменила гнев на милость.
Я, по правде сказать, никогда не спрашивал маминого разрешения. Я и женился без ее, как говорится, благословения. Правда, первый брак у меня был неудачным. Но родился прекрасный сын, которому сейчас 27 лет. А во втором браке я с Ларисой тоже уже 27 лет.
Познакомились мы в Карелии.
Сейчас мы оттачиваем нашу рок-оперу «Ихтиандр» по мотивам «Человека-амфибии». Сделали демо-вариант, записали под рояль все партии. Я записал Зурита, одиозный образ, который в фильме сыграл Козаков. Бальтазара спел низким старческим голосом. Ихтиандра пою юношеским. Хор ловцов жемчуга пою. Лариса поет, само собой, Гуттиэре.
А еще набираемся сил. Мы же работаем с «Московским комсомольцем» на площадках. Начало нашего сотрудничества с редакцией – интересная, знаковая история. Звонит мне однажды журналист «МК» и говорит: «У нас есть устные выпуски, мы устраиваем шоу ко дню города. И вот нас Гриша Гладков подвел – не поехал. Спросили, есть ли профессиональный исполнитель, который может завести стадион. И он назвал вас». Я согласился поработать бесплатно, а потом они сказали, что платят за это. И мы работаем вместе.
Как-то звонит президент фестиваля в «Орленке» и говорит, что тот же Гриша Гладков не смог поехать, но назвал замену – Панкова. И мы с Ларисой в течение пяти лет не вылезали оттуда. В системе «Орленка» десять лагерей, и мы, кроме того, что выступали на общей сцене, на семитысячном стадионе, работали еще и на фестивальных сценах, на берегу моря. Вспоминать – бальзам на душу. Дети нас так принимали! Столько всего нас заставляли петь – и свои композиции, и разных групп!
Интересно вспоминать. Когда еще был студентом, с таким удовольствием смотрел фильм «31 июня». Голос Тани Анциферовой завораживал. Думал: что же это за девушка? А потом мы с Таней пели дуэтом в рок-опере «Иисус Христос – Суперзвезда». Такое удовольствие получил от этой работы! Когда мы спели дуэт Петра и Магдалины, я творчески удовлетворился.
Мне предлагали петь Христа. Но я отказался. Объяснил это так: люди возьмут диск в руки, посмотрят, кто поет Христа. А там я, исполнитель песен «Утиные истории» и «Чип и Дейл». Не все же понимают, что ты можешь по-другому петь. Я взял партию апостола Петра, помогал во всех хорах. Мы с Ларисой выложились по полной. Ей даже плохо стало однажды. Позвонили и пригласили в студию записать сцену распятия Христа. А она такая сложная! Лариса ноты там брала заоблачные. Вечером приехали домой, она, обессиленная, легла на диван. Есть не может, пить не может, бледная. Такой был упадок сил. Еле выходил ее. Кстати, после этого проекта Лариса крестилась.
И мы перестали вообще употреблять алкоголь. От наркотиков нас Бог уберег. Я когда был маленький, слышал, что взрослые говорят про какого-то актера: «Он, наверное, наркоман». И я думал, что наркоман – это что-то страшное, какая-то болезнь. Просил Бога, чтоб оградил меня от этого. Потом ребята-музыканты, увлекавшиеся наркотиками, стали умирать. Это трагедия. Мы часто участвуем в акциях за здоровый образ жизни. Ездим к студентам, к трудным подросткам, в тюрьмы. Нас всегда хорошо принимают, тепло. Когда-то в колонии строгого режима мы с Ларисой спели, сыграли, а потом мне предложили сказать что-то на прощание. А я говорю: «А давайте обнимемся по-братски!» Охрана в шоке. Мы встали в круг, обняли друг друга за плечи. Смотрю, у одного слезы побежали по щекам… Наши детские песни, «Биттлз» по-русски их расчувствовали…
С Лариской мне повезло, конечно. Она рисует, шьет костюмы, делает прически, играет на саксофоне, клавишных. Очень классно поет, пишет тексты. Такое совпадение: отец Ларисы был военным, обслуживал атомные бомбы для самолетов дальней авиации, любил музыку и играл на всех инструментах. И мужа Лариса себе нашла, то есть меня, занимавшегося военной промышленностью и играющего на многих инструментах. Уверен, что это не случайно.
Я вообще верю в знаки, и у меня для этого есть основания. Раньше, конечно, не верил, как все молодые. А сейчас слежу за фазами Луны, знаю, что они влияют на состояние здоровья. Для меня важно, какое у человека имя, в какие числа он родился, кто он по гороскопу. Вот я родился в год Крысы и под знаком Рака. И я знаю, с кем мне лучше контактировать, кто на меня имеет влияние, на кого я влияю.
Поскольку мы люди верующие, это для нас не догма. Но эти знания помогают жить. Ведь цивилизация столько всего накопила. Почему же не использовать? Сатанизмом, конечно, нельзя заниматься, если веришь в Христа. Но что-то мне нравится в мусульманстве, в буддизме. Все же религии все равно ведут к одному Богу. Человек все-таки должен верить. И, если тебя не тянет к светлому, твою нишу в душе заполнит темное… Ой, что это со мной? Я же никогда не философствовал….
Окончание в следующем номере.
Записала Елена Никитина, «УЦ».