Каждый месяц – по премьере!

Казалось бы, совсем недавно мы попрощались с труппой театра им.Кропивницкого, которая уходила в заслуженный отпуск. Он и в самом деле был заслуженный – после длительного неспешного существования в стенах возрожденного кировоградского храма Мельпомены жизнь бьет ключом. Прошел месяц – и вот уже работа в коллективе вновь кипит, вовсю идет подготовка к новому сезону, и мы не могли не поговорить с руководством театра о том, что нашим зрителям следует ожидать в новом сезоне.

Директор театра Владимир Ефимов не случайно начал свой рассказ с предстоящего праздника театрального искусства «Вересневі самоцвіти» – именно в первый день фестиваля театр начнет свой новый сезон.

– Сейчас мы готовим для кировоградцев большую сводную рекламу всего праздника «Вересневі самоцвіти» – кто приезжает к нам, какие коллективы, с каким репертуаром… Эта реклама будет размещена в городе, чтобы люди могли заранее определить для себя, что они хотят посмотреть, купить билеты, чтобы поддержать театр финансово… Мы сейчас благодаря нашим зрителям можем не напрягать спонсоров, а на свои заработанные деньги создавать новые постановки, шить костюмы, делать декорации и т. д.

Мы уже говорили, что в этом году фестиваль будет тематическим, посвященным Ивану Карпенко-Карому, такого еще не было никогда. Во-вторых, сам праздник на Хуторе «Надія» будет проходить с участием всех театральных коллективов, которые приедут к нам в гости из Николаева, Сум, Черкасс, Белой Церкви, а также нашего театра и театра кукол. Так что ждем всех на нашем празднике!

– Владимир Владимирович, чем занимается театральный руководитель во время отпуска? Отдыхает от напряженной работы или сразу же начинает готовиться к новому сезону?

– Мы еще до отпуска начали готовиться к новому сезону и в частности к театральному празднику. Поэтому и во время отпуска мысли были заняты этим, такой уж я человек по натуре, если за что-то взялся, должен сделать это качественно. Сейчас мы активно работаем с «Имэксом» над созданием красочного буклета к «Вересневим самоцвітам» – нужно подобрать материалы, фотографии…

Кстати, не могу не похвастаться тем, что в этом году впервые за длительное время, уходя в отпуск, мы выплатили нашим сотрудникам и отпускные, и оздоровительные. Естественно, наша казна немножко опустела, поэтому мы сейчас, помимо работы собственно в театре, будем ездить с концертами по области. С этого года мы учреждаем в райцентрах области День театра – будем выезжать с двумя полноценными спектаклями, детским и взрослым. В этом году везем «Сорочинскую ярмарку» и «Приключения Буратино» – два мюзикла. Начинаем мы со Светловодска и Александрии. Помимо этого, мы проводим профессиональные праздники – вот провели уже День строителя, День работника ветеринарной медицины, 24 августа будем поздравлять шахтеров, а 28-го у нас будет проходить учительская конференция.

– Скажите, пожалуйста, стоит ли ожидать таких гастрольных проектов, как, например, джазовый концерт с участием американской певицы Сван?

– Обязательно! В прошлом сезоне у нас было несколько пробных проектов – тот же джазовый концерт, который очень многим запомнился. И мы планируем, скорее всего, в начале следующего года новый проект – Кировоградские джазовые вечера, три дня на нашей сцене будут выступать джазовые коллективы – и наши, и украинские, будем стараться приглашать коллективы и из-за границы. И это теперь будет постоянно – раз в год.

А что касается спектаклей – то я буквально вчера разговаривал с директором харьковского театра музыкальной комедии, и они готовы приехать к нам со своими спектаклями – это чистая оперетта. В это же время мы со своими мюзиклами поедем в Харьков. Также возьмите соседний с нами промышленный регион – Кривой Рог. До сих пор мы с ними не контактировали, а там три театра, и на следующей неделе мы с криворожанами заключаем договор о сотрудничестве.

Не могу не сказать о Евгении Васильевиче (Курмане – главном режиссере театра. – Авт.) – на него сейчас ложится огромнейшая нагрузка: предстоят две большие даты – это юбилей Шевченко и годовщина освобождения Кировоградщины от фашистских захватчиков, – и мы не можем стоять в стороне, не отреагировать на это… Поэтому мы будем ставить спектакли соответствующие. Но нам, конечно, не хватает кассового репертуара. Вот сейчас он работает над спектаклем «Хозяин», которым мы будем открывать сезон, и параллельно – над комедией, которая шла уже когда-то в этом театре. А еще мы готовим спектакль о Тарковском, с которым мы планируем выехать в Санкт-Петербург, на театральный фестиваль.

Мы должны ездить, театр, который никуда не выезжает, теряется, его никто не знает… Должно постоянно что-то меняться, иначе в своей статичности актеры просто теряют мастерство, кураж. И прежде всего мы должны охватить поездками всю область, так как мы театр областной.

К нашему разговору присоединяется Евгений Курман, и я ему задаю тот же вопрос – чем во время отпуска занимается главный режиссер театра?

– Отпуск отличается только тем, что не надо каждый день ходить на работу, но все равно ты о ней думаешь… Вот сейчас мы интенсивно работаем над «Хозяином» Карпенко-Карого. Начали до отпуска, и прочитали, и артисты уже знают все, но этот спектакль качественно и принципиально отличается от того продукта, который мы ставили в прошлом сезоне. Это будет уже драма, рассказанная языком современного театра – не традиционного сюжетного, а языком театра приема, театра метафоры, какого-то образного мышления, потому что это современный мир, и к нему нужно стремиться.

Мы с Владимиром Владимировичем выбрали такую стратегию, что «прививки» современного театра, модерн-театра мы будем делать очень плавно, постепенно. Вот начинаем с этой постановки. А параллельно с ней мы пригласили из Тернополя режиссера, который будет ставить «За двумя зайцами» – хит на все времена. У нас выросли артистки, которые могут играть Проню, есть артист, который сможет сыграть Голохвастова, – почему бы не взять любимую всеми пьесу?

После этого будет – мы в планах уже заявили, и подготовительная работа ведется – спектакль о Тарковском. Сергей Анатольевич Шаталов с художником Владимиром Медведем, который оформлял нам «Сорочинку», в Донецке работают над этим проектом, чтобы после «Вересневих самоцвітів» и премьеры «Хозяина», а также запланированной на октябрь премьеры «Зайцев» (мы продолжаем практику прошлого сезона: каждый месяц – премьера) начнем работу над Тарковским уже здесь.

– Что на Новый год ждать детям? Будет ли для них премьера?

– Я пока для себя не решил, выбираю между тремя спектаклями… Естественно, будет елка в фойе, и будет спектакль, может быть, лирическая сказка, а может, даже интерактивный проект… Думаю, в течение нескольких недель мы определимся.

– Евгений Васильевич, у спортсменов – футболистов, хоккеистов – межсезонье – это время смены составов команды, покупки-продажи игроков… А как в вашей команде? Есть ли какие-то изменения?

– Все на местах. Никто новый не появился. Единственное – то, что в силу возраста и по состоянию здоровья мы после отпуска расстались с выдающимся кировоградским актером Владимиром Семеновичем Бабичем. Он просто уже не может работать на сцене, а для любого артиста это беда – находиться внутри театра и осознавать свой возраст. Он поступил очень взвешенно и благородно, и весь коллектив вместе с ним переживает, но это жизнь. Мы его, конечно, не забудем и не оставим… Вот такое у нас пока движение…

– А выпускники театральных вузов не просятся к вам на работу?

– Тут другая проблема. Можно было бы нам с Владимиром Владимировичем проехаться по выпускным театральных вузов, но приглашать человека, заведомо зная, что ты не предоставишь ему жилья, – это безответственно и некрасиво.

Тут и Владимир Ефимов подключается к разговору, замечая, что они действительно не имеют морального права приглашать сюда кого-то, учитывая то, что даже они с Евгением Курманом жилья здесь не имеют, а он (смеется) – вообще бомж, так как с места предыдущего жительства вообще выписался. Так что жилищный вопрос – это одна из самых серьезнейших проблем и для театрального коллектива.

– Пользуясь случаем, хотел бы еще отметить то, что без внимания власти, без ее активного участия и помощи мы бы не смогли так работать. Огромная благодарность от всех нас и губернатору, и областной раде, и управлению культуры облгосадминистрации, что мы востребованы, они постоянно интересуются, как у нас дела, а когда чувствуешь к себе внимание, – понимаешь, что ты чего-то стоишь, и хочется работать.

Беседовала Ольга Березина, фото Павла Волошина, «УЦ».

Каждый месяц – по премьере!: 13 комментариев

  1. А півтора роки назад це була б хітова стаття. Педерасти тихо курили б у кутку)
    І все ж таки, де обіцяний В. Аллен зі своїм «Автором в тупике»?

  2. Могу вспомнить другое.
    год назад Е.Курман заявил о творческом видении тетра корифеев. Оно было качественно другим. Прежде всего, это театр ЭСТЕТИКИ. В нём доминирует душевность и теплота, он формирует веру человеческой души.

    Теперь установка на театр-модерн, театр-хит, где преобладает метафора и приём.

    Некоторые спектакли Е.Курмана зрителя очень разочаровали в прошлом сезоне. Если модерн и хит станут доминировать в театре Кропивницкого в виде Сороченского или Сватання — дело гиблое.

    Никогда по уровню сюрреализма, поп-арт и модерн культуры вам не сравниться с «95 кварталом», «КВН», «Сибирскими пельменями» и прочими телепроектами. Да и зачем идти в театр, чтобы смотреть их стиль, положенный в основу классической драматургии.

  3. Ох ты ж батюшки! И часто Вы сравниваете квн и театр? А квн и кино пробовали сравнить?

  4. Лише вітаю використання художніх метафор у театральних виставах. Кіровоградський глядач — це театральний глядач і розуміється у цьому.
    Достатньо згадати трагікомедію Дніпропетровського театру по Шолом-Алейхему, де дружина Тев»є проголошує монолог про річку в образі народження дитини (онуки). Зал зірвався овацією. Дуже талановито і все зрозуміло!!
    Тут метафора являється високохудожнім мистецтвом.

  5. Спасибо Ольге Березиной за интервью с руководством театра.
    О предстоящем сезоне думаю и я.
    Я очень люблю театр.
    Но театр настоящий: высокодуховный, эмоциональный, художественный.
    Меня тоже пугает увлечённость директора и режиссёра театральным модернизмом. Я много видел в Киеве и Москве антрепризных театров, которые сами себя называют современными. Но ничего там современного нет. Спектакли по качеству похожи на репетиции. Они не доросли до профессиональной сцены. Много похабщины, примитивизма, подвальных смешилок. У них и залы маленькие, рассчитаны на 50-70 человек. Как говорится, модерн театры рассчитаны на любителя.
    Зачем профессиональной талантливой труппе навязывать сомнительного качества «продукт». Ведь это не театр!!

  6. Очень смелое заявление нового руководства о реформаторском курсе театра корифеев. Художественный уровень постановок Курмана ставит под сомнение и курс и реформаторство. Можно воспринять авангардность и условность театра, если достичь уровня режиссуры «Истории одной лошади» (БДТ), «Принцессы Турандот» (вахтанговцев) или постановок Заднепряного (Полтава).

    Сегодня Евгений Курман видит актрису для постановки, снова комедии, «За двумя зайцами», ладно. Но почему он не видит Жеребцова (музейная работа) для серьёзной и фундаментальной постановки «Тевье-молочника». Таким ярким, мудрым, колоритным актёра не видели зрители. Как бы блеснул актёр, продолжая раскрывать глубинные тайны этого классического образа. Такой материал не менее престижен и для талантливой труппы театра.

  7. Та він старенький уже, не взнає, а як взнає — не повірить.)

  8. Присоединяюсь к мнению большинства комментаторов.
    Реформаторство, которым занято новое руководство, носит необоснованный дилетантский характер.
    1. опрос зрителя, анкетирование, обсуждение в коллективах необходимости поворота театра к авангардизму и модерну не проводились.
    2. стратегия постепенного вливания антрепризного театра воспринимается как переход к театру низкого качества по решению двух человек.
    3. ни новый режиссёр, ни новый директор не осознали, что они работают не просто в провинциальном театре, а в театре корифеев украинского национального театра. Не поняли, что в Кировограде сформирован театральный зритель на лучших образцах театральной школы и эстетики. В Кировограде шли спектакли международного уровня, очень солидные театры были на гастролях. Смотреть после такого высокого искусства Сороченский или Сватання (постановка Курмана) просто невозможно.

  9. Простите мне невежество, но Вы серьезно полагаете, что коллектив какой-нибудь организации,(допустим работников рынка) должен влиять на репертуарную политику театра?
    Второе. Не переоценивайте кировоградского зрителя. Кто-то в фанатичном экстазе преклоняется перед маэстро Жеребцовым, кто-то плюет с высокой горы на Резниковича и его «Наполеон и Жозефину». Каждому своё.
    Будьте внимательнее. «Сватання на Гончарівці» пост. Москаленко, а не Курмана.

  10. Все прочитав і статтю, і коментарі (фахівцям спасибі).
    Давайте дочекаємось показу вистави «Хазяїн» (25.09.13.). Матеріал цікавий, соціальна сатирична комедія. По суті — стиль драми домінує, від нього відмовитись не можливо у режисерській постановці.
    Пам’ятаю, Стригуна у головній ролі за постановкою Львівського театру Заньковецької на сцені нашого театру. Чудово!! До сих пір вистава залишається у пам’яті, а минуло вже 7-8 років.

Добавить комментарий