Волынская черника, маловисковский мед

В пятницу по инициативе Кропивницкого (Кировоградского) городского управления торговли и обслуживания населения на ул. Попова была проведена ярмарка.

Около десятка торговых палаток разместились на раскаленном от жары пятачке недалеко от дома №18. Им предстояло стоять здесь до часу дня. Открывает «экспозицию» хорошо знакомый горожанам грузовичок от швейной фабрики. На нем привычный ассортимент – постельное белье, одеяла, полотенца, подушки, пледы, покрывала. Сразу за грузовичком свою продукцию выставил еще один представитель местной легкой промышленности – магазин «Власта». Подходим к улыбчивой продавщице в пляжной шляпке, заговариваем:

– Скажите, а продукция местная или вы ее закупаете где-то?

— Местная, мы представляем частного предпринимателя, у него мастерская по пошиву белья. Торговая точка одна – магазин «Власта» напротив горгаза.

– А на ярмарку приехали по приглашению?

— Да, нас пригласили из управления торговли. Если приглашают, то почему бы не выехать?

Самая оживленная торговля, однако, происходит на другом краю ряда. С фургона пожилая женщина очень бойко продает чернику и голубику:

— Берите, вы такой цены нигде не видели! И ягодки свежие, только сегодня привезли.

– А откуда ягоды?

— Волынская область. Мы с сыном ездим, закупаем там чернику, продаем здесь. Вообще мы торгуем на оптовом рынке, здесь же, на Попова. Нас попросили в управлении постоять на ярмарке. Это выгодно, не нужно платить за место, как на рынке, поэтому мы снизили цену, продаем чернику по 40 грн.

Так вот чем объясняется ажиотаж у фургона с ягодами…

Рядом с «черничным» фургоном расположился лоток с гончарной продукцией. Выбор весьма разнообразен – от внушительных супниц до миниатюрных оберегов. Керамику продавец, представившийся Сашей, закупает в Славянске.

— Наши делают керамику очень хорошего качества, с Китаем несравнимо, – говорит он.

– А где вы обычно торгуете?

— С обычной торговлей возникают проблемы, – жалуется Саша. – Приходится менять места, так как нас причисляют к стихийным торговцам. До недавнего времени я торговал в микрорайоне Школьном. Но сейчас власти серьезно взялись за стихийную торговлю, думаю, через время такие базары совсем исчезнут. Наверное, это правильно, если говорить о торговле продуктами. Но торговлю на рынке я не потяну, рыночный сбор слишком высокий. Ярмарка – хороший вариант.

На строгие меры по отношению к стихийным торговцам жаловалась и продавщица овощей, стоящая напротив Саши. Своего имени она не назвала, но с огромным удовольствием принялась рассказывать о выращенных на своей даче огурцах и кабачках:

— Мы их сами выращиваем, это семейный бизнес. Дача в Новопавловке, огурцы оттуда, патиссоны тоже. А помидоры пока не наши, закупаем в Херсонской области. Где обычно торгуем? Чаще всего располагаемся возле магазинов АТБ. Но в последнее время стало сложно, это же по закону проходит как стихийная торговля. Хотя у меня, например, все документы в порядке.

Кстати, на ярмарке как вид отсутствуют привычные ранее палатки с колбасами от комбината «Ятрань» и других местных производителей мясной продукции. Как объяснила нам главный специалист городского управления торговли Ольга Смолянцева (которая деловито сновала между палатками и как организатор, и как обычный покупатель), их не пригласили из-за жары, – сочетание температуры за 30 градусов по Цельсию и мясных деликатесов признано недопустимым по санитарным нормам. Правда, почему-то выставлять соленую и замороженную рыбу на продажу в таких условиях оказалось можно. По крайней мере, тающая на палящем солнце скумбрия вызвала у самой Смолянцевой весьма живой интерес. Рыбой на ярмарке торговало ЧП «Аргентина»:

— Мороженую и сушеную рыбу мы закупаем, – рассказывает продавец. – Селедка и скумбрия идут в основном из Норвегии, лещей и тарань сушат в Светловодске, а соленую рыбу готовим сами.

На вопрос, выгодно ли вот так выезжать на ярмарку в жару, ребята из «Аргентины» дружно закивали головой:

— Да, выгодно. Не все могут добраться до нашей основной торговой точки на Полтавском рынке, так что здесь мы можем получить новых клиентов.

Рыба была не только в замороженном виде, но и живая: арендаторы прудов в Великой Виске привезли на ярмарку карпов, карасей и толстолобиков.

— Мы сами из Великой Виски, но реализуем рыбу в Кировограде. Стоим на муниципальном рынке.

На десерт пчеловоды из Малой Виски продавали разнообразную медовую и околомедовую продукцию: собственно мед, медовое вино (которое от щедрот предлагали дегустировать всем возможным покупателям – между прочим, оказалось очень вкусным), пыльцу, мази и настойки с прополисом.

Масштаб поповской ярмарки с теми, которые устраивает обладминистрация, конечно, сравниться не может. Но, как объяснила Ольга Смолянцева, городское управление торговли стремилось к совсем иным целям:

— Эта ярмарка – далеко не первая. В нынешнем году перед управлением торговли было поставлено задание: обеспечить жителей районов города доступной продукцией. Первую районную ярмарку мы провели в апреле на ул. Братиславской. Добираться до крупных торговых точек из этого района сложно, людям нужно идти либо на Новониколаевку, либо на Ковалевку. Ярмарка позволила им приобрести нужные продукты, не уходя далеко от дома. К тому же цены были ниже, чем на рынках, потому что продавцам не нужно платить за место. Вторую ярмарку мы провели в районе Алексеевки. В скором времени планируем следующую ярмарку, нужно только, чтобы спала жара. Район еще не определили, но выбор у нас большой – Старая и Новая Балашовка, поселок Горный, Арнаутово. Удаленных микрорайонов в нашем городе много.

Покидая район Попова, мы пытались осмыслить увиденное и услышанное. Отметим положительные моменты, первый из них – городская власть по-новому подошла к «ярмарочному» вопросу и разработала интересную концепцию, которая при грамотной реализации может сослужить хорошую службу и предпринимателям, и жителям города. По крайней мере, ни от одного из продавцов мы не услышали жалоб на принуждение к участию (в отличие от прошлогодней областной ярмарки). С другой стороны, организационная часть нуждается в серьезной доработке – со стороны мероприятие было похоже на тот самый стихийный рынок, с которыми объявила борьбу городская власть.

Виктория Барбанова, фото автора, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 29

Добавить комментарий