Водевиль с подтекстом

Совсем немного времени осталось до закрытия театрального сезона, и кропивничане «под занавес» выносят на суд зрителей новый спектакль – «Дебют провинциалки» Д. Ленского в редакции М.Кропивницкого. Мы попросили главного режиссера театра Евгения Курмана, чтобы он рассказал о новой работе коллектива и о том, с какими достижениями заканчивается его первый сезон в театре корифеев.

– Евгений Васильевич, это уже не первая ваша премьера в театре Кропивницкого…

– Вообще-то это не моя постановка, я пригласил на дипломную практику студентку 4 курса нашего театрального университета имени Карпенко-Карого Дашу Маркович. Она из мастерской профессора Ростислава Григорьевича Коломийца, и она ставит этот спектакль. Но, поскольку я главный режиссер театра и за все отвечаю – это и мой спектакль.

Хочется сказать, что это вообще шестая премьера за сезон. Она фактически является подведением итогов нашего с директором театра Владимиром Ефимовым первого года работы. Мы считаем, что он очень удачный, потому что, получив эту материальную базу, этот театральный ресурс, который нам дали, мне кажется, мы очень правильно начали его использовать. Мы поставили шесть новых спектаклей и одну полноценную, красочную шоу-программу «Усі ми прагнемо любові». Первым спектаклем были «Степові орли», потом «Вісім люблячих жінок», «Приключения Буратино», «Сорочинський ярмарок», «Сватання на Гончарівці», и вот шестая театральная премьера – водевиль Дмитрия Ленского в переводе Марка Кропивницкого и в его сценической редакции «Дебют провинциалки».

– А чем обусловлен выбор именно этого спектакля?

– Мы работаем, согласно программе развития театра до 2015 года, которую предоставили в тот период, когда шли конкурсы на замещение вакантных должностей директора и главного режиссера театра. Первые два сезона (и это не новшество, такую тактику применял еще Георгий Товстоногов в БДТ) посвящены легкому жанру – это комедии, водевили, – чтобы привлечь зрителей, чтобы они остались в театре. И, чего греха таить, мы преследуем еще одну задачу: после всех тех мытарств, когда театр пребывал в сложном творческом состоянии, не было своей сцены, когда, откровенно говоря, уровень качества актерской игры несколько подупал, а поднять его, вернуть до необходимого можно вот таким репертуаром – комедийным, игровым. И поэтому наш репертуар нынче ставился на произведениях легких. Мы не готовы сейчас браться за что-то серьезное, обобщающее, за осмысление действительности, бытия. Пока нам нужно, так сказать, приходить в чувство.

– Основой для российского водевиля Дмитрия Ленского стал французский водевиль «Отец дебютантки» французских драматургов М. Теолона и Ж. Баяра. Его, в свою очередь, перевел на украинский язык и сделал свою редакцию Марко Лукич Кропивницкий. Насколько версия Кропивницкого отлична от оригинальной?

– Французский водевиль, как вы уже сказали, назывался «Отец дебютантки», Ленский назвал свое произведение «Лев Гурыч Синичкин», а уже Марко Лукич вывел на первый план саму дебютантку, дочку Льва Гурыча. Это и есть главная составляющая. Я для себя вижу некий образ – новая актриса принесла в театр новое дыхание, она дала ему новое содержание, выйдя на сцену через какие-то перипетии, преодолев какие-то противоречия, которые были и внутри нее тоже, и то, что мешало ей… Она вышла – и театр зазвучал, сказал свое слово по-новому. Вот и нам очень хочется, чтобы и наша молодежь талантливая, за которой будущее этого театра, принесла новый репертуар и проявила себя по-новому.

– Тема произведения – как пробиться молодому таланту, как преодолеть сопротивление примадонн, считающих, что все должно крутиться только вокруг них. Насколько она актуальна сейчас?

– В театре сейчас ее практически нет, да и не должно быть. Ведь это всего-навсего комическая коллизия, в которой драматурги спекулировали на обывательском представлении о театре. (Смеется.) То есть люди представляют себе, что так было, есть и будет, – и не надо их в этом разочаровывать.

– А в жизни?

– В жизни это не так однозначно… Умные артистки старшего поколения сами готовят себе смену. Есть актрисы, но они редко встречаются, которые уходят со сцены, оставаясь в памяти людей, так сказать, на высоте, на пике, и зритель не видит их старения… И в их сердцах они остаются однозначными звездами. Вот Сурмилова, например, в этой пьесе – звезда, примадонна, которая ведь не возникла на пустом месте. Что ты ни делай, но, если нет таланта, если нет способности светить, – никогда звездой не станешь и зрителя не обманешь. Хотя, конечно, в театре есть момент, когда нужно переходить из амплуа героини в комическую старуху (смеется).

– В 1924 году в театре Вахтангова в Москве ставил этот водевиль как первый свой большой спектакль выдающийся Рубен Симонов, ставили его в московском Театре сатиры, театры в других городах, в прошлом году Олег Табаков в своей «Табакерке» показал его… И вот что обращает на себя внимание – композиторы и авторы куплетов у каждого свои, то есть музыкальное сопровождение разное. Это особенности жанра или режиссерский ход такой, и какая музыка будет звучать на нашей сцене, так как в качестве композитора на афишах значится хорошо знакомый многим кировоградцам Алексей Харченко?

– Мне очень нравится то, что он сделал. Харченко очень тонко и точно почувствовал жанр водевиля, очень чисто стилизовал музыку. И у меня, и у актеров она вызывает самые положительные эмоции, когда я ее слышу, мне хочется на нее делать какой-то этюд, заниматься постановкой. И актеры во время репетиций, когда звучит эта музыка, все время пританцовывают под нее, и просто в перерывах. Она для них не является каким-то обстоятельством, которое нужно преодолевать, музыка очень естественно входит в ткань спектакля, во многом организует его. Собственно, услышав его лейтмотив – галоп, я понял прием, которым нужно открывать этот спектакль.

Ну а что касается того, что у всех разные композиторы, то водевиль – это очень индивидуальный жанр, в нем нет какого-то канона, то есть он существует лишь как ощущение, а не определенная данность. И когда ты начинаешь заниматься водевилем, то твой лад, твое ощущение легкости очень оптимистично. Ведь чем прекрасен водевиль? Тем, что, кроме внешней беззаботности, он сеет оптимизм. И, когда ты этот оптимизм в себе обнаруживаешь, тебе хочется его выразить именно так, как ты его чувствуешь.

– Значит, вы по настроению совпали с Алексеем Харченко?

– Ну, во-первых, мы одного поколения люди, а во-вторых, я очень радуюсь его успехам в Киеве – он сейчас оформил два самых ярких спектакля в Киевском молодом театре, где я работал, это очень близкий для меня театр.

– В начале нашего разговора вы рассказали, что в качестве режиссера-постановщика выступает студентка-дипломница Дарья Маркович. А сценограф Дарья Ярошенко тоже из числа приглашенных или она постоянно работает в нашем театре?

– Когда мы с Владимиром Ефимовым пришли в театр, она уже работала здесь художником-постановщиком. Это ее плановая работа, но в ней нужно было поискать нечто такое, чтобы помочь и молодому режиссеру, который только начинает зарабатывать себе имя. Здесь есть некий элемент студийности, но это прекрасно. Я очень рад, потому что этого нашему театру немножко не хватало – какой-то беззаботности, возможности броситься в какую-то игру, вспомнить детство (смеется)!

– Сформулируйте, пожалуйста: почему кировоградцы должны обязательно попасть на премьеру, посмотреть этот спектакль, а если не удастся сейчас, непременно сделать это в сезоне следующем?

– Вы мне задали очень сложный вопрос, потому что я считаю, что искусство – это не обязательная вещь. Оно нужно только для тех, кто в нем действительно нуждается. А я знаю, что в этом мире далеко не все нуждаются в нем. Тех, кто окончательно не деградировал, не превращается в неандертальца, особо и звать не надо. Они придут сами. Хотя человеку нужно почаще напоминать: ты же не животное, посмотри на себя внимательно! А необходимо прийти на наш спектакль, опять-таки, тем, кому это нужно, – для того, чтобы увидеть, что за этот сезон труппа стала работать иначе, чтобы, сравнив игру актеров несколько сезонов назад и даже в начале этого сезона, увидеть очевидное движение: в технике актерской много положительных моментов – люди стали современнее, что ли, в своей работе. Для того, чтобы услышать прекрасную музыку, ведь мы осваиваем сложнейший жанр – мюзиклы – и будем более сложные мюзиклы брать, ведь это синтетический, очень сложный жанр, в котором одновременно сочетаются пение, танец, драматическая игра. И наши актеры все это делают с каждым разом все лучше и лучше.

Наша цель одна – я не очень хочу, чтобы кировоградцы и гости нашего города ходили только на премьеру. Я хочу, чтобы они покупали билеты на текущий репертуар, чтобы они приходили не на первый, второй, третий, а на седьмой, пятнадцатый, двадцатый спектакль. А это они будут делать только тогда, когда смогут оценить не только видение режиссера, какие-то особые приемы, а мастерство актеров, их талант, их прочтение роли… Я мечтаю, что через два-три года люди вновь будут ходить в театр на конкретных артистов, и я ставлю себе такую задачу, чтобы зрители, придя в кассу театра, спрашивали, кто играет сегодня спектакль, и, услышав любимую фамилию, покупали билеты.

– Евгений Васильевич, эта премьера закрывает театральный сезон. Каковы планы на межсезонье?

– После премьеры и до ухода в отпуск мы начинаем читать Карпенко-Карого «Хозяин» и 25 сентября этим спектаклем откроем фестиваль «Вересневі самоцвіти» и следующий театральный сезон. Также мы планируем дать премьеру для другого состава «провинциалки». На Новый год – новая сказка. Есть интересный проект – к нам должен приехать режиссер из Донецка и привезти новую оригинальную пьесу про Арсения Тарковского. Этот заказ давно существует, и мы решили его все-таки осуществить. Это будет, наверное, не репертуарный спектакль, а эксклюзивный, изысканный…

– Не приоткроете завесу – что следует ожидать кировоградским театралам в следующем году?

– Я анонсировал «Наследники Рабурдена» Эмиля Золя – это о дележке наследства еще не умершего человека, такая комедия нравов. Правда, бывают иногда моменты, влияющие на твои планы, но будем надеяться, что ничто нам не помешает. И обязательно будет еще одна постановка корифеев – я думаю, что это будет «Олеся» Кропивницкого. Ее не очень часто ставят, потому что там нужна молодая и очень сильная артистка, а я верю, что у нас такая есть. Я ищу современную драматургию… Мы взяли пьесу и уже договорились с Анатолием Юрченко (тем самым, который более пятнадцати лет работал журналистом в нашей газете. – Авт.), что, когда у нас откроется малая сцена, откроем мы ее его пьесой…

Мы еще долго говорили с Евгением Васильевичем о театре и о коллективе, о проблемах и путях их решения, но нужно дать слово человеку, который также принимает самое непосредственное участие в возрождении былой славы театра корифеев, который имеет колоссальный опыт работы и, судя по гастрольным спектаклям этого сезона, совершенно потрясающие чутье и организаторские способности, – заслуженному деятелю искусств Украины, директору театра им.Кропивницкго Владимиру Ефимову и задали ему тот же вопрос, который Евгений Курман отметил как сложный – почему кировоградцы должны непременно прийти на премьеру «Дебюта провинциалки»?

– Ну, во-первых, потому, что перевод и свою редакцию осуществил наш земляк, один из корифеев театра Марко Кропивницкий. И второе – это даже немного символично, игра слов: «Дебют провинциалки» – но мы же все-таки не провинция, хотя некоторые нас таковой считают, и здесь имеется в виду дебют нашего театра как более совершенного, профессионального. Во всем можно найти подтекст – даже в том, что очередной, 43-й, фестиваль «Вересневі самоцвіти» – переформатированный, посвященный творчеству И.Карпенко-Карого – мы будем открывать пьесой «Хозяин», а закрывать его будет киевский театр с Богданом Бенюком пьесой «Сто тысяч».

– Вы отметили символичность, связанную со словом «провинциалка». Как вы считаете, уже есть какие-то подвижки, кировоградцы наконец-то почувствовали, что мы уже не на театральных задворках?

– Я очень суеверный человек и не люблю в прессе все карты раскрывать, пусть за нас скажут наши дела. Жизнь сама расставит все на свои места.

Беседовала Ольга Березина, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий