Как уничтожали веру

В рамках региональной инициативы главы облгосадминистрации Сергея Ларина «История родного края» издана новая книга автора Ивана Петренко «Невідомі війни» (Церква та держава на Кіровоградщині в 20-60-х роках ХХ століття). Издание раскрывает новые, неизвестные большинству читателей страшные страницы нашей истории — как советская власть уничтожала храмы и священников, как убивали за веру и насаждали неверие…

Война с религией и ее носителями была многолетней, суровой, мрачной. Шла она волнами одна за одной, по сути, лишь с перерывом на Великую Отечественную войну, когда Сталину в его борьбе с фашистами понадобилась поддержка церкви.

Пришли советы, закрывай церковь…

«Советская власть с первых дней своего существования «расплодила» многочисленных врагов, которые якобы хотели эту власть уничтожить. Противниками стали практически все партии, кроме, конечно, большевистской, целые слои населения, много стран. В первых рядах врагов оказалась и церковь – православная, иудейская, католическая, мусульманская, протестантская…» — пишет автор. В наших краях систематическое уничтожение церкви началось с конца 1920 года. Борьба шла еще с 1918 года, но вскоре она стала абсолютно целенаправленной. Сначала в Елисаветградском уезде, а потом и в остальных были созданы комиссии по отделению церкви от государства, или попросту ликвидационные комиссии.

Первое заседание Елисаветградской комиссии состоялось 23 марта 1921 года. На него были вызваны (не приглашены) десятки батюшек, раввинов, церковных старост, ксендзов, пресвитеров. Всем просто зачитали декрет об отделении церкви от государства. Вскоре Николаевский губисполком (большая часть нынешней Кировоградщины тогда относилась к нему) опубликовал в газете «Красный Николаев» постановление. Согласно ему, все церковное имущество объявлялось собственностью народа, все документы, печати, штемпеля церквей полагалось сдать в уездкомы. Первое время большевикам было не до исполнения этого постановления. У них было другое, не менее увлекательное дело – продразверстка, отъем продовольствия у населения. Но это была лишь отсрочка приговора…

В течение года сменялись четыре главы ликвидационной комиссии в Елисаветграде, на заседаниях стал постоянно присутствовать представитель ЧК. Но церковь и общины упорно саботировали решения новой власти. В первую очередь они не спешили перерегистрироваться, как того требовали большевики. Около храмов часто возникали стычки властей с народом – большевики отнимали все, вплоть до церковных оград! Церемониться красные не собирались и начали стрелять. Одной из первых жертв террора против церкви стал отец Николай, священник села Искровка нынешнего Петровского района, его расстреляли на кладбище. В 2001-м он был канонизирован Священным Синодом церкви как мученик.

Советская власть, видя, что успехи в борьбе с религией у нее не очень, пошла другим путем. Под негласным патронатом большевиков появились так называемые обновленцы. Так называли некоторых священников, которые пылко восторгались советской властью и демонстрировали ненависть к тогдашнему Патриарху Тихону. В августе 1922-го в Елисаветграде прошел съезд этих обновленцев, на котором они призвали «объединиться с советской властью… советская власть дает священнослужителям свою твердую и могучую руку для общей работы во имя России. Да здравствует Советская власть, которая идет навстречу обновлению Русской церкви!» Такое заявление было опубликовано в елисаветградской газете «Красный путь». Та же газета так описывает собрание своих противников в статье «Живые трупы»: «Какое гнетущее, горькое впечатление от этого сборища теней прошлого, таких далеких от настоящей бурлящей жизни!»

Первые годы красная власть только отбирала церковное имущество, шпионила за служителями культа, вела массированную атеистическую пропаганду, запрещала собрания, крестные ходы и т.д., вносила раскол в ряды верующих. Постановлением собрания красной милиции Елисаветграда от 28 февраля 1923 года были запрещены все церковные праздники, а выходным днем стал… понедельник. Регулярно в Елисаветграде проходили «суды над церковью», «антипоповские лекции» и даже «рождественские антирелигиозные карнавалы». На «комсомольский Новый год» в центре Елисаветграда сжигали чучела священников… Массово закрывались храмы.

Но дальше все стало намного хуже. Уже с мая 1923 года местные органы ГПУ получили право на арест священнослужителей. И началось. Например, в сентябре несколько священников Бобринеччины арестовали за «диверсию на телеграфно-телефонной линии». Кто-то украл провода, а «повесили» все на духовенство. Священники в Елисаветградском уезде в двадцатые годы арестовывались сотнями по поводу и без…

Руина

В 1928-м московская Главнаука определила критерии сохранности храмов как исторических памятников. Согласно им, сохранять и не трогать можно было только храмы, воздвигнутые до 1613 года. С остальными можно было не церемониться. Храмы и до этого уничтожали. В 23-м году одной из первых полностью была разобрана на материалы Покровская церковь в селе Ровном. Забирали все – от железного покрытия крыш до дров, не говоря о золотых и серебряных вещах. В Елисаветграде не так торопились. 26 марта 1922 года в городе случился бунт. «Уполномоченные» прибыли грабить Успенский собор. Большая группа верующих не дала им этого сделать. Итог – 31 арестованный, после люди осуждены до 4 лет, но ценности удалось отстоять. Но уже в мае у храма отобрали «17 пудов серебра, 23 золотника золота, 15 бриллиантов» и т.д. все это изо всех храмов увозилось в Москву. А потом были еще и «повторные изъятия». Начиная с 1925 года, стали изымать и художественные ценности.

На начало 1928 года уже в Зиновьевском округе (Зиновьевск и 13 районов) насчитывалось 178 храмов, 32 синагоги и одна кирха. В этом году половину церквей закрыли, отдали под клубы, сельстрои (склады стройматериалов), детские сады, часть разобрали. С храмов снимали кресты и колокола, подчас не зная, что с ними делать дальше. Главный удар в этом году нанесли по синагогам – 18 из них закрыли.

Все равно церковь жила. Только в Зиновьевском районе в 1928 году служило 47 священнослужителей. Но власть придумала обложить их налогом! Городские служители должны были отдавать государству в год от 972 до 997 рублей. Притом, что многие и половины такой суммы не видали… Еще священников массово выселяли из их жилищ просто на улицу – это была целенаправленная политика. Некоторых не просто выселяли, но и высылали известно куда. К примеру, в 1928-м был сослан на Соловки протоиерей Николай Пискановский из Александрийского района, где и погиб. Уже в 1929-м на Соловки и в Сибирь были отправлены десятки священников из нашего края…

С началом индустриализации и коллективизации советская власть пошла в очередной, как ей казалось, последний поход на церковь. Массово закрывались немногие оставшиеся действующие храмы. В 29-30-х годах власть организовывала сходки крестьян, на которых они «единогласно» голосовали за снятие колоколов «для нужд индустриализации» или «в фонд тракторизации». 15 декабря 1929 года «постановили» снять колокола в селе Балка Зиновьевского района, 21-го декабря – со всех храмов Зиновьевска. 3-го января 1930 года в селе Буквар Елизаветградского района, 4-го — в Ингуло-Каменке Новгородковского района, 5 января – в селе Васильевка Бобринецкого района и т.д. По сути, каждый день народ «по своей воле» голосовал за уничтожение колоколов.

Власть подло приобщала к черному делу даже детей. Сохранилось множество воззваний типа: «Мы, пионеры балковского клуба, просим своих родителей… снять колокола с нашей церкви».

Только за декабрь 1929 года в Зиновьевском округе было закрыто 10 церквей, а в январе 1930-го – 42… Здания передавались под клубы, общежития, склады. Для сбора металла (колоколов, покрытий) были созданы специальные пункты приема. Но с большими объемами не справлялись, поэтому на заводских дворах колокола валялись десятками.

Весь 29-й и 30-й годы уничтожали главный храм нашего края – Успенский собор. Из него вывозили все. А 21 сентября 1932 года, согласно письму Зиновьевского городского отделения ГПУ, Успенский собор было предписано отдать «Заготзерну». В нем начали хранить зерно. Хотя в 35-м году здесь временно устроили театр. Дальше он стоял руиной посреди города. Забегая наперед, скажем, что уже после войны останки собора растягивали танками до последнего кирпича, чтобы построить на его месте Дом с колоннами – обком партии.

Повсюду проходили стихийные митинги и протесты против закрытия и разрушения храмов. Активистов немедленно арестовывали и давали сроки. А иконы сжигали на глазах у всех. 4 февраля 1930 года в Новомихайловке Маловисковского района был такой «праздник». В окружной газете в статье «Боги на огне» так это описывали: «Сегодня крестьяне-колхозники решили коллективно сжечь своих богов… В степи свалили иконы на одну кучу, облили керосином. Освободились хаты от ненужного мусора. Пополнились ряды союза воинствующих безбожников Зиновьевщины».

Уничтожение неотрекшегося духовенства превратилось в каждо­дневное дело. В 1930-м году чуть не ежедневно в северные края отправляли непокоренных священников…

Апогея это черное дело достигло в так называемую безбожную пятилетку 1933-37-х годов, самым страшным стал 1937-й год. Сталинский палач Ежов провозгласил всех священников антисоветским элементом, и каждой области довели свою норму священников, которых полагалось репрессировать. Теперь духовенство стали не только массово сажать, но и регулярно расстреливать. 2 ноября 1937-го приговорен к расстрелу священник Покровской церкви Александрии Андриан Вожаков. В те же дни расстрелян настоятель храма в селе Юзефовка Грушковского района Василий Подольский. 30 ноября расстрелян Матвей Добушев, священник из Злынки Маловисковского района. Николай Калишевский из села Трилисы Александровского района расстрелян в том же ноябре. 14 января 1928-го расстреляли еще двух священников Александровщины – Григория Приходько и Харлампия Финьковского. И этот список почти бесконечен…

Военная «оттепель»

К началу Второй мировой войны в Кировоградской области остались единицы действующих храмов. Возрождаться религиозная жизнь начала с немецкой оккупацией. Нацисты возродили Церковное епархиальное управление при епископе Елисаветградском и Николаевском. Возродились службы в десятках храмов, не во всех, конечно. Так, в Новогеоргиевском районе из 36 храмов, действовавших до Октябрьской революции, уже в 1942-м году служились службы в одиннадцати. Районные управы даже предоставляли новоназначенным священникам жилье. В Покровской и Преображенской церквях вновь создали церковные хоры. Многие хористы впоследствии поплатились за это отсидкой в советских концлагерях.

Немцы почти все храмы обратили в сторону Украинской автокефальной церкви, такова была их политика. Фашисты постоянно вмешивались в церковную жизнь. Обязывали править службы только на украинском языке, переносили даты церковных праздников, заставляли священников агитировать молодежь ехать на работу в Германию.

Советская армия освободила Украину. Часто здания церквей использовались как ориентиры для наводки орудий, как огневые точки гитлеровцев, поэтому большая часть всех храмов Кировоградщины была разрушена.

Советская власть также ослабила свой террор против церкви. И даже после освобождения от фашистов особым постановлением Совнаркома было запрещено закрывать храмы, останавливать их деятельность, даже несмотря на то, что их восстановили немцы. Начали перерегистрацию действующих церквей, на 1 июня 1944 года в области их зарегистрировали 70. Многих священников «за сотрудничество с оккупантами» арестовали и осудили, но уже не расстреливали.

Политика партии

При Кировоградском облисполкоме действовал уполномоченный по делам Российской православной церкви. Таким образом, работа иных конфессий просто не предполагалась. Хотя в области было еще много общин автокефальной церкви. С ними проводили «работу», и многие переходили в лоно РПЦ.

На октябрь 47-го на Кировоградщине открыто было уже 166 церквей. Еще в 1945-м году с автокефальной церковью на территории области было покончено. То, что для этого пришлось сослать в лагеря несколько десятков священников, мало кого волновало.

Власть оставалась, конечно же, воинственно безбожной. Но иногда случалось, как в селе Иванковцы Новогеоргиевского района, что председателя колхоза сняли с работы за воинствующий атеизм – он приходил в церковь, не снимая головного убора, курил там и плевал на пол, ругал людей.

Еще во время войны церковь развернула широкую работу по поддержке армии – собирала продукты и деньги. Власть называла это «церковно-патриотической работой» и поощряла.

На конец 1947 года в области служило 143 священника. Чтобы жизнь не казалась им медом, советы обложили их налогом – каждый в год должен был заплатить 26 тысяч рублей. Для большинства эта сумма была не по силам.

Шла активная борьба с сектантами. В 50-м году баптистов, евангелистов и прочих было арестовано в области 115 человек. Последним сурово пострадал при Сталине житель Перегоновки тогда Подвысоцкого района Алексей Яровой. За организацию «антисоветской церковно-монархической группы» 11 марта 1953-го, через несколько дней после смерти Вождя народов, он был приговорен к 25 годам лагерей.

К власти пришел Никита Хрущев. При нем, пусть и в не такой жестокой форме, война с церковью продолжалась. В 54-м году власть обложила церковь высокими налогами, приравняв служителей к «некооперативным ремесленникам», заставила в обязательном порядке страховать храмы. Большинству платить было нечем, неудивительно, что число действующих храмов стало резко сокращаться. В том же 54-м их число сократилось сразу на 41.

В 1955 году из лагерей вернулись на Кировоградщину десятки реабилитированных священников. Но власть даже не стала рассматривать прошения об открытии четырех новых церквей в области. По-новому начался процесс отъема храмов у верующих. Каждый год, вплоть до 1965, их отнимали у общин в среднем по десяти. На 1 января 1965 года в Кировоградской области осталось 9 церквей и 50 молитвенных домов; священников — всего 53.

После отставки Хрущева и прихода к власти Брежнева власть относительно успокоилась в своей многолетней войне с религией. Однако урон был настолько велик, и влияние антирелигиозной пропаганды настолько сильно, что все меньше людей и далее задумывалось о Боге. Количество общин верующих продолжало снижаться вплоть до 1985 года. С приходом Горбачева началось возрождение религии. Это уже другая история.

Но общий итог этих долгих лет террора таков: количество храмов в нашем крае со 178 в 1917-м году сократилось до 9 в 1965-м. Число священников снизилось с 573 до 87. Страшные цифры. Не в них ли корень эпидемии бездуховности, охватившей наше общество?

Геннадий Рыбченков, «УЦ».

P.S. Автор книги Иван Петренко живет в Александровке. Работает в Кировоградском областном отделении поисково-издательского агентства «Книга памяти Украины». По несколько дней в неделю проводит в кировоградских архивах. Сейчас готовит к изданию книгу о периоде оккупации Кировоградщины фашистами.

Как уничтожали веру: 27 комментариев

  1. Вот вам байка, да не байка а быль. Рассказывала моя бабушка. В описываемые годы, в одной из деревень на Орловщене, захотели снести, старую церковь. Были на деревне два друга активиста, комсомольцы, заводилы идейные, безбожники воинствующие. Сперва решили крест и колокол сбросить в низ. Колокола они со товарищами первыми по сбрасывали, вторым делом, взял он один из них, конец веревки и полез на купол церкви, где на маковке крест крепиться, привязал, на другом конце друг его, на первом тракторе. Слез он на край купола сидит, частушки поет с интернационалом, командует. Ну дернули, сломили крест, и тут началось. Активист благим матом орет, то плаче то смеется, кричит, что не видит ни чего, просит чтоб его сняли, а другой на тракторе кричит плачет, орет матом что дороги не видит, трактор едет, ревет, люди в сторону шарахаются, так он и доехал до обрыва реки, туда и булькнулся, тракторист утоп, а первого мужики долго боялись снимать, затем сняли. А он слепой и седой. Только кричит, да богу молиться, плачет прощение просит ,всех молит чтоб крест поставили на место и колокола повесели.
    Куда он делся, бабушка не знает, ей тогда только 6 годков было.
    Та церковь, так и стояла аж до войны, затем её немцы, когда бои за деревню шли в сентябре 1941, первым делом и разбомбили, чтобы корректировщики наши там не сидели. После войны, деревня отстраиваться начала, взяли кирпич битый, плиты, с могил и от порожков церкви на фундамент, да клуб построили. Да только, в клубе черти что творилось, то зав клуб повесился, то другой чадным газом угорел. Сторож сгорел в сторожке. Клуб только стоял, редко когда лектор какой то приезжал, да выступал перед полу пустым и пьяным залом. И то, только одни мужики, под мухой, женщины боялись ходить. Молодежь на краю села, танцы устраивала, кино крутили в гараже на МТС зимой, а летом, на летней площадке. Вот такая загогулина.

  2. Односторонняя подача материала.Церковь со времен реформ Перта1 стала частью абсолютистского режима и соответственно,была вовлечена в гражданские конфликты того времени.За что и расплачивалась.
    «В ноябре 1939 за подписью секретаря ЦК И.В. Сталина вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об отношении к религии, служителям Русской православной церкви и православноверующим:
    «1. Признать нецелесообразной впредь политику НКВД СССР в части арестов служителей Русской православной церкви, преследования верующих.
    2. Указание тов. Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 г. за №13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное председателю ВЧК тов.Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК — ОГПУ — НКВД, касающиеся преследования служителей Русской православной церкви и православноверующих, — отменить.
    3. НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанных с богослужительной деятельностью. Освободить из под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда Советской власти…»
    Позднее в 1943 году на встрече с иерархами Русской православной церкви Сталин высоко отозвался о патриотической деятельности Русской православной церкви, поблагодарил ее за внесение в фонд обороны 150 млн. рублей …..»

  3. 23 сентября 1941 г., после взятие нацистами Киева, Шептицкий обратился с письмом к А. Гитлеру: «Как глава украинской греко-католической церкви я передаю вашему превосходительству мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины — златоглавым городом на Днепре Киевом… Поскольку судьба нашего народа отныне отдана Богом преимущественно в Ваши руки, мы надеемся, как весьма заинтересованный друг Германии, в этой борьбе, которую Вы ведете».

  4. С началом фашистской оккупации началось и сотрудничество с немецким командованием Русской православной церкви. Ее главой стал экзарх Эстонии – митрополит Сергей (Воскресенский), проживавший в Риге, который своим указом создал в августе 1941 года «Русскую Православную миссию в освобожденных областях России» с управлением в Пскове. Последующее массовое открытие церквей и проведение богослужений преследовало три основных задачи: проведение пропаганды, имеющей целью представить немцев в роли защитников русского народа; оказание активного содействия немцам в проведении экономических и политических мероприятий; сбор сведений о политических настроениях населения и экономическом положении районов, а также выдача советских патриотов оккупационным властям. Попутно служились молебны о «христолюбивом вожде народа германского, правительстве и воинстве его»…

  5. Интересно, сам автор статьи уже стал верующим ? Ещё лет 8 назад Геннадий что — то писал о неких «вышних» силах, которые, возможно, есть. То есть был тогда в начале веры, так сказать… И ещё интересно, что значит такая статья для УЦ, которая позиционирует себя как «еженедельник светских новостей» ? А ведь религия — штука далеко не светская.
    Как бы там ни было, статья нормальная, описывающая произвол тогдашних властей.

    А Толкачёву советую вспомнить, чем занималась организация, в которой состоял его героический или «героический» дед. Организация, под названием нквд. Как она поступала с верующими.

  6. 1)Память у меня здоровая. 2)Я маниакальной паранойей преследования не страдаю. И никого не провоцирую. Как ВЫ.
    3) И главное. Я горжусь своим дедом. Он в разведке с августа 1939 а с апреля 1945 в СМЕРШ. Мне есть чем гордится. Он честно свою жизнь прожил.

  7. Зате Сталін «святий», гнав Гітлеру ешелони з зерном, сировиною. А Червона армія спільний з німцями парад переможців у Бресті не проводила?

  8. О митрополите Шептицком. Человек не однозначный. Всякий пастор это не только лидер среди верующих людей, но и политик. Шептицкий был политиком, старался лавировать в той сложной ситуации. В разведке, такой человек называется двойным агентом. Шептицкий поддерживал связь со всеми воюющими сторонами, выдерживал какую то, одну ему понятную линию, находил понимание, старался спасть людей, которые просили его помощи, и не мог остаться в стороне, просто как человек, использовал свой духовный сан.
    Информация о работе и сотрудничестве Шептицкого с органами советской разведки, до сих пор под грифом «СЕКРЕТНО». Обвинять его лично я не могу. И делать какие либо голословные заявления.
    Вопрос о сотрудничестве с оккупантами духовных лидеров Русской православной церкви, очень хорошо описаны, в книге Цыганок А. «Русский коллаборационизм в ВОВ», и другие.

  9. Яка цікава штука історія, завжди все повертається… Сторіччя інквізиції трансформувались в десятиріччя боротьби з церквою. І хто в цих війнах вигравав – ніхто з простих громадян. А книга безперечно потрібна і важлива, люди мусять пам’ятати як все було і біле і чорне…

  10. А товарищь Гитлер, гнал эшелоны с станками для авиазаводов, строили в Кривом Рогу и на Магнитке сталеплавильные комбинаты, помогал с проектированием подводных лодок, систем связи, зенитной артиллерии, аппаратов оптического наведения артиллерийских систем, переданы системы чешских арт.систем для горнострелковых войск, системы тяжелых транспортных парашютов, для десантных войск, продали корабли крейсера, недостроенного крейсера «Лютцов» (в советском ВМФ — «Петропавловск», затем «Таллин»), который участвовал в обороне Ленинграда, вместе с посудой и постелью, чертежи линкора «Бисмарк», . ой я могу перечислять и перечислять «святому» Сталину. Договор они выполняли, кто плохо кто хорошо. Речь в статье о другом.

  11. Участковй Кущевки говорит:
    12.12.2012 в 19:43
    =======================
    Да, в своё время СМЕРШ — это была грозная сила…за счёт этого сделал себе карьеру Виктор Семёнович Абакумов ( будущий министр государственной безопасности СССР)…

  12. Дед просто был капитаном. Человек который отдал 10лет своей жизни войне. начал 1939 Халхин-гол окончил в 1949 Западная Украина. Уволен по ранению, полученному в январе 1945 под Кенигсбергом.

  13. Вы, как всегда, многословны. Проще и короче было бы сказать: «Слава КПСС!». И все стало бы ясно.

  14. Не я,документы,которые игнорируют,а вместо них предлагают однозначные ответы.

  15. нформация о работе и сотрудничестве Шептицкого с органами советской разведки, до сих пор под грифом «СЕКРЕТНО»_Не все.Это был слуга двух господ:Гитлера и Сталина.

  16. Вот видите, какие люди разные ! Толкачёв гордится своим дедом нквдистом, который (в числе многих) пресекал малейшие попытки патриотических движений в Украине. Наверное, каждый год к нему на могилу ездит… Впрочем, это не есть что — то уникальное. В Германии, к примеру, Гитлер кровавый для многих герой и сейчас, ведь страну — то как поднял, а остальное — пустяки…
    А я горжусь людьми, на подобие Гонгадзе, А.Подрабинека и Юрия Щекочихина, А.Политковской, людьми, которые не боялись позорить разных высокопоставленных негодяев. Если бы таких не было, то рабство (в открытой форме) и феодализм, наверное, и сейчас бы были.

  17. Alex говорит:Не я,документы,которые игнорируют,а вместо них предлагают однозначные ответы.
    ——————————————————
    Ех-х-х, Алекс,навіть якби ви тут взагалі не підписувались, ваш «почерк» не сплутаєш ні з яким іншим — висмикнув факт, типу аргумент, з контексту (подій і часу) і крутите ним, як циган сонцем.
    Отже факт, тобто документ, котрий, треба розуміти, «игнорируют»: «В ноябре 1939 за подписью секретаря ЦК И.В. Сталина вышло постановление……..(далі по тексту)»
    Що і казати, прозріння Коби, зрозуміло, разом з жалкуванням того, що Церква «была вовлечена в гражданские конфликты того времени», які межують ледве не з його каяттям — начебто «НАЛИЦО». Але це ТАК лише хочеться Алексу. Точніше, хочеться ТАК (!) представити.
    Нагадаю час, коли з’явилася означена постанова Політбюро ЦК ВКП(б) — кінець ТРИДЦЯТЬ ДЕВ’ЯТОГО! Для мене, Алексе, зовсім не дивно, що ви цей ФАКТ не «помітили» (типова вада псевдоісториків). Адже він руйнує все «позитивне враження» від вчинку вождя. Вчинку, який, за вашим розрахунком, мав би привести в захоплення (якщо не в екстаз) довірливого читача.
    Але, сподіваюсь, не приведе. І ось чому:
    39-й рік, це був рік ЗАВЕРШЕННЯ великого більшовицького терору. Тобто СПРАВУ було вже зроблено. Мільйони громадян СРСР були страчені, закатовані, замордовані НКВДістами, табірними катами і голодомором, починаючи від немовлят до генералів і маршалів. Серед них були і ТИСЯЧІ священослужителів. І закінчився той терор зовсім не з доброі волі партіі і лічно товарісча Сталіна. Змінилася політична ситуація в Європі, та й у світі — розпочалася війна. Тепер навпаки, СРСР вимушений був мобілізовувати ВСІ наявні людські резерви,»сплачивая народы страны победившего социализма вокруг партии Ленина в защиту его же одноимённого дела перед реально нависшей империалистической угрозой».
    Зрозуміло,тут вже не до вбивств і катування власного народу. Треба було негайно рятувати ситуацію. На протязі 39-40-років було звільнено з таборів і тюрем 150-200 тисяч в»язнів, звичайно, здебільшого потрібних системі (вчених, військових, вмілих господарників…..). Принагідно згадали і про святих отців, і можливу від них КОРИСТЬ (об»єднувальну роль Церкви). Що-що, а потрібні розділи історіі більшовики добре знали. І раптом реабілітовані російські попи не підвели. Теж в історіі государства Русского щось тямили.
    Тому згадувана постанова Цк ВКП(б), це не більше, ніж задокументована частина оборудки між більшовиками і верхівкою Руськоі православноі Церкви — ПОСЛУГА в обмін на певну СВОБОДУ, лицемірна і цинічна. В першу чергу, з боку сталінських катів, що вдягли шкуру вівці.

  18. История это не то что известно людям, а то, что известно им по предоставленной им информации. У Вас та инфа, Алекс, которая Вам выгодна. :whistle:

  19. КА — 52 говорит:
    14.12.2012 в 21:04

    ….В Германии, к примеру, Гитлер кровавый для многих герой и сейчас, ведь страну – то как поднял, а остальное – пустяки…
    _____________________________
    Действительно, то конечно ерунда, что в 1933 году просто мировой экономический кризис закончился и экономика начала налаживаться. Только есть категория людей которые то — ли не хотят этого знать, то- ли действительно не знают, то — ли

  20. Давайте думать.
    » У Вас та инфа, Алекс, которая Вам выгодна.»=С таким же успехом я мог сказать это об авторах книги и статьи.Разве нет? Я использовал их прием ,продемонстрировав вырванные из контекста отдельные источники,но другой направленности.Сразу картина поменялась.Правда? А почему? Да потому,что это пресловутая историография «ножниц и клея»,которую критиковал Коллингвуд.Вы его труды должны были изучать в курсе зарубежной историографии.По сему только заключаю:труд краеведов,как правило,требует огранки профессиональных историков,иначе получим очередной миф.

  21. «История это не то что известно людям, а то, что известно им по предоставленной им информации.»=А что это за «глубокомысленное» рассуждение? Не буду говорить о его внутреннем противоречии,но замечу только:исторические источники-объективированный результат человеческой деятельности,принадлежащий прошлому.Раз созданный,он остается неизменным,его можно проверять и перепроверять.Это есть основа истории как научной дисциплины.

  22. 1) Да ГОРЖУСЬ! Он дело делал. На фронте в разведке, 19 раз за линию фронта, глубинных выходов. А после войны Землю очищал от бывших карателей, предателей, власовцев, дезертиров и мародеров.
    2) Раб не мечтает о свободе — (Это Вы). А мечтает стать главным РАБОМ.
    3) Вы себя вровень с указанными Вами людьми ставить не имеете права. Вы ТРУС И ПРОВАКАТОР! СЕКСОТ не добитый! Шнырь. Как не хорошо кончил Клаус, Вас ждет та же участь, как и всякого провокатора. Вас такая героическая смерть не ждет, с дохнешь, за монитором, и вонять будешь на весь подъезд.

  23. Он, пытался что то, сделать для своего народа, духовным пастырем которого он был, и поступал по канонам Божиим. Не седел сложа руки в той ситуации.

  24. Ка-52 ПРОВОКАТОР и ТРУС. Ему это не понятно.

  25. Ефим Леонидович ! Видите, что он написал. Из всего что он написал «сексот» — наибольшее оскорбление ! Я этих проституток позорю, позорю, а он меня приравнял к ним ))) Он вообще не понимает о чем пишет ?
    Я вообще против того, чтобы хоть один государственный орган или служба была секретной.

    А о деде вашем спросите на западной Украине, там ему дадут точное название, догадались, какое.

  26. Это Ваше мнение.Мне же важно было показать пагубность историографии «ножниц и клея»(выражение английского историка Коллингвуда,разъяснения-у Анны,выпускник истфака,ей и карты в руки),которую можно изобразить и так:
    «Ех-х-х, Алекс,навіть якби ви тут взагалі не підписувались, ваш «почерк» не сплутаєш ні з яким іншим – висмикнув факт, типу аргумент, з контексту (подій і часу) і крутите ним, як циган сонцем.»
    Когда Вы меня критикуете,то Вы критикуете МОЮ ПАРОДИЮ на рассуждения о церкви,предложенные в статье.Таким образом,Вы поддержали мою критику,сами не подозревая об этом.Такое бывает.

  27. :whistle: :whistle: :whistle: — sex sexualem. :mail: :mail: :mail: :mail: :wacko: :wacko: :wacko: ШНЫРЬ!

Добавить комментарий