«В жизни слишком много интересного, чтобы заниматься только живописью»

В галерее «Елисаветград» открылась выставка «Українське намисто» харьковской художницы Ирины Калюжной. Ирина приехала в наш город за рулем автомобиля. Призналась, что это ее первая поездка в одиночку на такое расстояние.

Справка «УЦ»: Ирина Калюжная окончила Харьковское художественное училище имени Репина (театральный декоратор, художник-педагог). Продолжила образование в Харьковской академии дизайна и искусств по направлению «станковая живопись». Член молодежного объединения Союза художников Украины с 2003 г., с 2006 г. – член творческого объединения Insighte. Участник ряда международных, всеукраинских и региональных выставок. Живет и работает в Харькове.

Описывать полотна художницы нет смысла – их надо видеть. Стены галереи в течение месяца будут украшены истинно украинским – пейзажами и портретами. Для того, чтобы глубже вникнуть в творчество харьковской художницы, предлагаем вашему вниманию интервью с ней.

– Ирина, вам хватает любви в жизни?

– Интересный вопрос. Иногда я думаю, что да. Иногда начинаю сомневаться и тогда восполняю, как могу, творчеством. А для творчества мне нужна успокоенность. Находиться в любовном экстазе, чтобы творить, – это не про меня. Люблю спокойное состояние.

Конечно, когда чувствуешь себя несчастной, не до творчества. Я второй раз замужем, мы вместе уже тринадцать лет. Был период сложных отношений, и в течение почти года я не могла писать. Пока не прояснилось.

– Сколько времени в вашей жизни занимает творчество? Если день разделить на части, сколько процентов?

– Я пишу не каждый день. Есть много других дел, которые мне интересны. У меня много увлечений. Одно время я увлекалась коллекционированием украинской одежды. До этого я увлекалась одним видом танцев, потом другим. Я вообще увлекающийся человек. В жизни слишком много интересного, чтобы заниматься только живописью, хотя живопись – это основное занятие. Я знаю, что этим буду всегда заниматься, никогда не откажусь. Если танцы я забросила, то с живописью так никогда не произойдет.

– Живопись как источник дохода… Можно жить благодаря этому?

– Если имеешь семью, с одной стороны, сложнее, так как нужен постоянный доход. С другой – легче, мой муж тоже творческий человек, он скульптор. Из-за того, что наш общий доход нестабильный, нам вдвоем легче выжить: он может заработать тогда, когда я не могу, и наоборот.

Конечно, живописью можно заработать. Я продаю свои картины, но не могу сказать, что они расходятся, как пирожки. Не каждый месяц такое бывает, но периодически.

– Группу студентов в художественном училище или вузе учит один преподаватель, но в итоге техника у всех разная. От чего это зависит?

– Каждый же человек индивидуален. Мы ведь учимся не только у преподавателя, но и у того, что мы видим, что нам нравится. Это очень влияет на творчество. У художников есть свои определенные периоды, он не может жить в отрыве от реальности, от окружающего мира, от творчества других художников. Он откуда-то вышел, чем-то напитался, и если посмотреть его работы, можно заметить, что было нечто подобное по тематике, технике. Это комплекс, продукт индивидуальных качеств человека, полученного образования, окружения.

– Как художник оценивает работы своих коллег? По каким критериям?

– Конечно, критично. Художник может не сказать автору, что ему что-то очень не понравилось. Оценка других художников зависит от того, в каком направлении ты сам работаешь, – тебе может нравиться реализм, а какие-то инсталляции ты не считаешь высоким искусством. Хотя сейчас в искусствоведении вообще отменили понятие «высокое искусство».

Я занимаюсь реалистической живописью, приближенной к классической школе, поэтому я оцениваю технику, композицию, колористическое решение. А в современном искусстве, я смотрю, вообще нет никаких критериев. Поэтому оцениваю, как правило, примерно так: «Ой, какая прикольная работа!» А оценить в плане профессионализма не могу.

– Как часто вы выезжаете на пленэры?

– Пару раз в год стараюсь выехать. Я очень люблю пленэры. Это смена обстановки, общение. Хочется порисовать с натуры, посмотреть, как это делают другие художники. В мастерской ты этого лишен.

В последнее время мне нравится писать с натуры. В вашей галерее представлены такие работы – пейзажи и портреты живых людей. У меня в творчестве есть принцип: я не пишу портреты без натуры. Заказных у меня нет, чтоб не халтурить, не скатиться к тому, что проще сделать. Меня увлекла тематика украинских портретов. Это современные девушки, которых я одеваю в аутентичные, оригинальные украинские костюмы из своей коллекции.

Я заметила, как девушки преображаются, когда надевают эту старинную одежду. В джинсах и свитере девушка не вызывает желания художника написать ее, она в этом плане неинтересна. Стоит ее одеть в украинскую сорочку, повязать платок – не можешь оторваться от ее красоты.

Я сейчас путешествую с двумя чемоданами: один – с моей одеждой, другой – с костюмами. От этого, кстати, пленэр становится гораздо интересней. От одних пейзажей становится скучновато. Когда чередуешь с портретами – не замечаешь, как проходит время.

– Вы впервые в нашем городе. От чего зависит ваш следующий приезд?

– Боюсь загадывать. Но у меня получается, что я обязательно возвращаюсь туда, где хотя бы раз побывала. Надеюсь, ваш город не будет исключением. Тем более что дорогу я уже знаю.

Елена Никитина, фото Олега Шрамко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 44

Добавить комментарий