Юбилей веры Христовой

28 июля, в День Святого равноапостольного князя Владимира, христианский мир празднует очередную, 1025-ю, годовщину Крещения Руси. Принятое в свое время князем Владимиром судьбоносное решение стало поворотным в культурно-духовном развитии древнерусских земель. Редакция «УЦ» не могла пройти мимо этой даты, мы решили рассказать об интересных, самых старых культовых сооружениях, древних церковных книгах и иконах, которые находятся в кировоградских музеях и библиотеке им.Д.Чижевского… Надеемся, данная информация будет интересна не только верующим нашим читателям.

Начать, пожалуй, следует с крат­кого анализа религиозной ситуации на Кировоградщине. Статистические данные нам предоставил отдел по делам национальностей и религий Кировоградской облгосадминистрации.

Итак, по состоянию на 18 июля 2013 г. в области зарегистрированы уставы 681 религиозной организации 33 конфессий, направлений, течений. За последние 20 лет количество религиозных организаций в области выросло более чем в пять раз.

Доминирующей по численности религиозных организаций и прихожан является Украинская Православная Церковь (УПЦ). В составе Кировоградской епархии (архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф) и Александрийской епархии (епископ Александрийский и Светловодский Боголеп) — 278 религиозных общин, Свято-Елисаветинский мужской монастырь в г. Кировограде и Свято-Богоявленский женский монастырь в с. Диковка Знаменского района.

Зарегистрированы уставы 75 религиозных общин Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), мужской монастырь Преподобного Федора Студита в с. Сорочаново Бобринецкого района и Свято-Успенский женский монастырь в с. Ясиноватка Александрийского района (однако он с 2004 года не действует). Управляющий Кировоградской епархией УПЦ КП — епископ Кировоградский и Голованевский Марк.

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) представлена 16 религиозными общинами.

Шесть религиозных общин действуют в составе Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ).

Наиболее многочисленной протестантской общиной в области является объединение евангельских христиан баптистов (ЕХБ) — 87 религиозных общин. В состав объединения христиан веры евангельских пятидесятников входит 29 религиозных общин. Среди протестантских деноминаций заметное место занимает также церковь адвентистов седьмого дня (АСД) — 23 религиозные общины.

Среди новейших религиозных течений наиболее динамичным и многочисленным является Союз Церкви Божьей Украины — 11 общин.

В 2012 году зарегистрированы уставы 32 религиозных общин, в течение 2013 года — еще 5 общин. Пасторскую работу в области осуществляют 626 священнослужителей.

С 1991 года религиозным организациям передано 59 культовых сооружений, а также 156 помещений, переоборудованных или приспособленных под культовые здания. Среди переданных зданий 49 памятников архитектуры. Для удовлетворения духовных потребностей верующих религиозные организации используют 411 культовых зданий, из них 156 — типовые, 255 помещений приспособлено под молитвенные дома, 148 сооружений верующие арендуют.

За 1992-2013 годы в области построено 97 храмов и молитвенных домов, строятся в настоящий момент 59 культовых помещений. При содействии органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, частных лиц и пожертвований верующих в прошлом году построено 7 культовых помещений: 6 — УПЦ, 1 — УПЦ КП.

Впрочем, целью нашей публикации является рассказ о церквях «давно забытых дней» — действующих и, возможно, подлежащих реставрации, и за информацией мы обратились к заместителю директора департамента культуры, туризма и культурного наследия Кировоградской облгосадминистрации Надежде Лисняк.

— У нас на Кировоградщине 57 памятников сакральной архитектуры, в том числе 7 деревянных. Пять памятников имеют национальное значение: Греческая церковь (Пресвятой Владимирской Богородицы), расположенная в Кировограде, на ул. Большой Перспективной, 1812 года постройки, звонница этой церкви (1828 г.), Покровская церковь (1824-49 гг.) на ул.Фрунзе в областном центре, Ильинская церковь в Новомиргороде (1786 г.) и Свято-Крестовоздвиженская церковь — усыпальница Н.Н.Раевского (1833-55 гг.) в с.Разумовка Александровского района.

Многие из памятников сакральной архитектуры требуют реставрации. Сейчас реставрируется Свято-Вознесенский собор работы Якова Паученко в Бобринце, в прошлом году были усилены фундаменты, сделано реставрационное задание на этот храм, и руководство райгосадминистрации прилагает все усилия для того, чтобы сделать проектно-сметную документацию. Однако все храмы, имеющиеся у нас, являются собственностью религиозных общин, поэтому государство не может вкладывать деньги в эту работу. За бюджетные средства сейчас ведутся работы только в Свято-Крестовоздвиженской церкви — усыпальнице Н.Н.Раевского в Разумовке. В этом году будет выполнена внутренняя роспись, уже заказан иконостас.

Поскольку собственниками церквей являются религиозные общины, они и должны следить за их состоянием, вести ремонт и реставрацию. Примером в этом плане может служить община храма Святого Владимира Великого (бывшей Покровской единоверческой церкви), расположенной в Кировограде, на ул. Арсения Тарковского (бывшая ул.Володарского), за горгазом. Настоятель храма отец Иосиф за деньги общины сделал проектно-сметную документацию, они наняли технадзор и профессионального прораба, имеющего лицензию на реставрационные работы. И мы сейчас включились в защиту этого храма, так как узнали о планах горгаза на строительство рядом еще одного своего здания, что совершенно закрыло бы эту церковь. Мы разработали охранную документацию этого памятника архитектуры, она была утверждена, и теперь никто не имеет права посягнуть на эту территорию. Сегодня там уже есть купол, и они продолжают реставрационные работы.

Еще в качестве примера можно привести Николаевскую церковь в Бобринце (1884 г.). При участии социально-ответственного бизнеса удалось отреставрировать ее кровлю и купол. Также там очень активная церковная община.

У нас на Кировоградщине большое количество хорошо сохранившихся красивых церквей, например, деревянная церковь в с.Сальково Гайворонского района — церковь Косьмы и Дамиана. Такая же красивая деревянная церковь Святых Константина и Елены в Маловисковском районе, в селе Копанки, — там , правда, прохудился купол, и религиозная община — она маленькая, но очень активная — во главе с батюшкой ищет людей, которые помогли бы с ремонтом. К сожалению, сельская община (довольно небедная) с сельским головой пока не очень прониклись проблемами храма.

Новоархангельский район, село Нерубайка, — Георгиевско-Покровская церковь начала ХІХ столетия возникла на основе костела. В период Новой Сербии это здание строилось как костел, так как на территории района проживало много поляков, а затем было трансформировано в православный храм, однако четкие ровные прямолинейные очертания и сегодня напоминают католический храм. Настоятель этого храма отец Иван со своей тоже очень активной общиной за спонсорские деньги заказал проектно-сметную документацию, они провели небольшой текущий ремонт, но, к сожалению, на настоящие иконы у них не хватило денег, и они повесили распечатанные иконы (типа баннеров). Храм очень ухоженный, за ним хорошо смотрят.

Очень интересная церковь в Ульяновском районе, в с. Каменный Брод (1898 г.) — она целиком до чердачных перекрытий выложена из бута.

В Александрийской епархии, в с.Коротяк, есть храм, остатки которого очень напоминают храм в Таловой Балке (мы писали об этом храме. — Авт.), возможно, они созданы одним архитектором. Отец Евгений, настоятель храма в Компанеевке, много работает в архивах по храму в Коротяке. Он благочинный трех районов, но при этом этот активный молодой человек с нашей помощью, с помощью отца Серафима из Таловой Балки ведет большую работу по восстановлению храма в Коротяке, отведению земли под храмом и т.д., чтобы можно было поднимать вопрос о восстановительно-реставрационных работах.

— Надежда Анатольевна, церковь в Коротяке находится в таком же состоянии, что и в Таловой Балке?

— Нет, она еще больше разрушена, там снесли звонницу и разрушили купол. Но восстановить ее при желании можно. Расскажу интересную историю про эту церковь. На День Соборности мы ездили туда. Была такая серая зимняя погода, пасмурно, сыро… Мы доезжаем до села (а церковь стоит на пригорке) — и вдруг такое солнышко, чистое голубое небо, как будто Бог нам помог! Мы фотографируем, обмеряем эту церковь, рассматриваем, за что бы зацепиться. Ведь здесь, в отличие от Таловой Балки, где сохранилась часть фресок, все разрушено. И вдруг над одной из дверей обнаруживается часть фрески — лик ангела! Мы были в шоке, ведь отец Евгений говорил, что так тщательно обследовал ее — и ничего не видел…

В общем, работа ведется, и очень хотелось бы, чтобы и церковные общины были более активными, и социально-ответственный бизнес подключался, да и простые люди оказывали посильную помощь, как помогают в Таловой Балке. Там ведь паломничество не приостанавливается, и монахи с благодарностью принимают помощь и делятся с туристами и паломниками хлебом и водой…

Надежда Анатольевна рассказала нам лишь о малой части памятников сакральной архитектуры Кировоградщины. В следующем номере мы расскажем об истории храмов Елисаветграда, в том числе и ныне не существующих.

Ольга Березина, фото Ирины Белинской, «УЦ».

Юбилей веры Христовой: 4 комментария

  1. …по состоянию на 18 июля 2013 г. в области зарегистрированы … 33 конфессии…
    ===================
    А христианство кажись, вводили (одна из причин) для единого стандарта на всей территории Руси. Почто ж при переходе столько людей извели? Про инквизицию вообще промолчу. Да, есть что праздновать.

  2. я так понимаю, автор просто по незнанию написана о крещении не КИЕВСКОЙ, а просто Руси? тогда совет: сходите в отпуск и почитайте исторические книги

  3. автор просто по незнанию написана о крещении не КИЕВСКОЙ, а просто Руси?
    ————————————————
    Serenity, навіть «Київська Русь» вже більше не актуальний термін, адже Гарант тільки що віднайшов «Українську Русь». :yahoo:
    http://www.unn.com.ua/uk/news/1234986-v-yanukovich-znayshov-ukrayinsku-rus

    До Трипілля ще, правда, далеченько, але дорогу осилит идущий))

Добавить комментарий