«У женщины есть право стона»

Продолжаем наш проект, в котором мы знакомим наших читателей с артистами театра им. Кропивницкого. Как отмечает главный режиссер театра Евгений Курман, в очередности представления артистов нет особой логики, она не зависит от масштабности и их значимости в коллективе. Это происходит практически путем жребия, и сегодня жребий выпал заслуженной артистке Украины Виктории Майстренко и Людмиле Короленко.

Как обычно, несколько слов, представляя артиста, говорит Евгений Курман:

— Есть актеры, которые держат театр просто наличием себя в коллективе. Виктория Петровна Майстренко относится именно к таким. Практически вся ее жизнь проходит именно в нашем театре. Она героиня, и это бесспорно. Но в театре так получается, что со временем героиня становится комической старухой, в отличие от мужчины-героя, становящегося благородным отцом семейства. Это театральная логика. Но это говорит о широте амплуа. Виктория Майстренко острохарактерная, заразительная актриса, и в этом ее достоинство.

Ну а далее — собственно разговор с Викторией Майстренко о жизни и о театре.

— Виктория Петровна, как получилось, что ваш жизненный путь привел вас на театральную сцену?

— Мой папа был режиссером, и я выросла за кулисами. Сразу после окончания института им. Котляревского (ныне — Харьковский университет искусств им. Котляревского. - Авт.) он поехал работать в Ужгород. Я как нормальный театральный ребенок спала в ящиках с реквизитом, и другого пути для себя не видела. Потом, правда, я об этом забыла на какое-то время и хотела быть и историком, и стюардессой, а в последние школьные годы, когда мы уже жили в Кировограде, я ходила во Дворец пионеров, к Блюменталь Абрамовне Стрельбицкой, всего лишь год, но мне этого года хватило. Поступила в тот же институт Котляревского, и все. Полтора года по направлению отработала в Сумах и вернулась в Кировоград. И с тех пор я здесь.

— У вас много ролей в детских спектаклях. Для кого тяжелее играть — для взрослых или для детей?

— Я очень люблю участвовать в сказках — есть возможность пошалить, очень раскрепощаешься в таких спектаклях, работаешь в удовольствие. Дети воспринимают все с такой верой! Для всех нужно работать в полную силу, но для детей — особенно. А еще я очень люблю сельского зрителя, он, как и дети, непосредственный, он верит тебе, и, выходя на сцену, ты это чувствуешь.

— А есть ли какая-то роль, которая вам запомнилась особо? Может быть, над ней было сложней всего работать… Может, наоборот — все сразу сложилось…

— Есть, конечно. Когда я приехала работать в Кировоград, здесь выпускался спектакль «Восемь любящих женщин» — это была дипломная работа Николая Горохова. Так получилось, что меня нужно было срочно ввести в спектакль. Мне было 23 года, а надо было сыграть Шанель, которой примерно пятьдесят. Очень сложно было — и возраст, и пластика, а я фактически девчонка. Но это было очень хорошо в плане опыта. Потом еще был один момент — как-то так у меня получалось, - была у нас актриса Антонина Никифоровна Любенко, и вот она уходит на пенсию, и меня, 25-летнюю, бросают в «Сорочинскую ярмарку», на Хиврю. Тоже нужно было находить что-то для этого персонажа, и весь коллектив переживал, как же я сыграю эту роль после заслуженной артистки Украины. Вот так было: ты сдашь этот экзамен или не сдашь?

— А в детских спектаклях какая роль вам больше всего нравится?

— Я все свои роли люблю. Но вот особенно… В «Леопольде» мне бабушка моя нравится — такая кошечка. Мне вообще этот спектакль нравился.


— А есть ли такая роль, которую вы изначально не хотели?

— Да, часто такое бывало. Бывает, читаешь роль и не можешь в ней чего-то найти, за что можно было бы зацепиться, может, невыразительно написана… А еще, когда уже становишься постарше, роли мамочек. Мамочка там, мамочка тут, и они ж должны быть все разные. Вот в «Наталке Полтавке» Терпилиха, потом «Як наші діди парубкували», Довбышиха в новой постановке «Кайдашевой семьи» — как этих мамочек по-разному играть? Героини ярко прописаны, а тут нужно самому искать, как сделать ярким и этот образ.

— Мы готовим номер накануне Дня 8 Марта. Были ли в вашей жизни какие-то необычные подарки, которые вам запомнились?

— Да, были… Мой муж покойный достал мне билет на концерт Аллы Пугачевой в нашу филармонию. Потом мы с ним ездили во Львов. Это моя родина, я родилась там, а потом мы уехали. Очень много лет я там не бывала, и вот мы поехали. А муж там работал в свое время. Вот такую чудную поездку-подарок он мне сделал.

— А что сейчас вам хотелось бы получить в подарок на 8 Марта?

— Хотелось бы, чтобы была возможность куда-то поехать, - например, к сыну в Киев или с ним вместе. Я его так редко вижу…

— Скажите, пожалуйста, если бы у вас появилась возможность выбрать любую роль, что вы выбрали бы? Есть ли у вас роль-мечта?

— Когда мечты озвучивают, они не сбываются. Я это уже точно заметила: как скажешь — никогда не будет. Много ролей я уже пропустила в силу возраста и никогда не смогу сыграть, к сожалению…

— Давайте по-другому: какая роль была вашей осуществленной мечтой?

— Честно? Ни одна! То, что я хотела, я не сыграла, пропустила. А хотела бы сыграть «Леди Макбет Мценского уезда», хотела бы сыграть Чехова, но играла только в институте дипломный спектакль. Я мечтаю сыграть в пьесе Брехта. Но снова не выходит… Я говорила Евгению Васильевичу, что сейчас как раз самое время — у нас война, а там такие зонги… Но пока — нет… И все равно я надеюсь, потому что в театре без этого нельзя, сердце разорвется…

И снова предоставляем слово Евгению Курману:

Людмила Владимировна Короленко — я потенциал этой актрисы оценил сразу, как только приехал сюда. Был момент, когда я просматривал весь репертуар, который был на тот момент в театре, и увидел старый спектакль «Кайдашева семья». Он очень нуждался в обновлении. Людмила Владимировна там играла Мотрю, но уже переросла эту роль — и все равно я увидел очень большой потенциал. Фактически первой моей большой работой здесь была «Сорочинская ярмарка», в которой одним из главных персонажей был украинский народ, - но и здесь были выделены несколько ярких фигур. Одна из них — Хивря, и я стопроцентно был уверен в том, что Людмила Короленко сделает эту роль ярко и по-настоящему. Сейчас она и Кайдашиху играет, а это очень важная роль в украинском театре. Просто судьба актрис всегда трудна в том, что не часто приходят роли. Мой главный месседж в отношении Людмилы Владимировны: я верю в эту актрису.

Традиционно первый вопрос, который мы задали Людмиле Короленко, - как она пришла на театральную сцену.

— С самого детства я ходила во Дворец пионеров, к Блюменталь Абрамовне Стрельбицкой — она была невероятным, талантливейшим человеком и так затянула меня во все это… Потом у нас был какой-то детский спектакль, и я познакомилась с Людмилой Листопадовой — она тогда работала в клубе Калинина, и я пришла к ней. До шестнадцати или семнадцати лет я ходила туда, мы выходили в массовках в опереттах, пели… Нужно было думать, куда идти дальше, и у нас состоялся серьезный разговор с мамой. Она сказала, что актриса — это не профессия, что нужно получить какую-то серьезную профессию, а потом заниматься хобби. Я закончила машиностроительный техникум, а тут Василий Захарович Савченко открыл театральную студию. И я закончила театральную студию при нашем театре. Со временем все, с кем я училась в студии, разъехались, а я осталась тут.

— Людмила Владимировна, у вас много ролей. А можете ли вы о какой-то роли сказать: «Это я! Эта роль списана с меня!»?

— Всю жизнь мне почему-то давали характерные роли. Может, это от темперамента зависит, хотя я по натуре очень спокойный человек, может, от голоса моего… Хотя я чувствую, что это бабское, особенно в украинской классике, - не мое. А вот был у нас «Квартет на двоих» Крыма — мы с Лешей Дорошевым поставили без режиссера, сами — Леша был в спектакле композитором, я — его женой, и мне показалось, что вот это — мое. Психологическая драма нашей жизни — когда не ценишь то, что имеешь…

— Как вы считаете, чего сегодня в театре должно быть больше — классики или современных пьес?

— Современных пьес не хватает. Я вот смотрю на зрителя со сцены: чего он хочет? Он хочет прийти в театр, разобраться в себе, получить ответ на какие-то вопросы. Телевизор — там все одно и то же: война, деньги… А вот в театре за два часа можно получить ответ на все свои вопросы. У нас мало почему-то таких спектаклей…


— Как актриса Людмила Короленко проводит свое свободное время?

— Интересно провожу. Я занимаюсь спортом — езжу на велосипеде. Езжу в лес, на речку, ловим рыбу. Я специально купила длинную сетку, собираемся с друзьями, мы заходим в воду, тянем эту сетку, на которую прицепили цепи, - поднимаем, а там раки… Мы фотографируемся, это очень красиво! Сейчас это уже немножко тяжело, но все равно делаю.

— Есть ли у вас роль-мечта?

— Я сыграла столько интересных ролей… Я как-то читала Лопе де Вега «Овечий источник», там есть персонаж — Лауренсия, вот ее я бы хотела сыграть:

«Мужчины, я могу законно

Принять участье в вашем сходе:

Мне права голоса не нужно,

У женщины есть право стона».

Но пока это несбыточные мечты…

Беседовала Ольга Березина, фото Павла Волошина, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 10

Добавить комментарий