Тратим с умом, или Оптимизация домашнего бюджета

Уже совершенно понятно: год Обезьяны для большинства из нас будет если не трудным, то весьма занятным. Не хочу лишний раз критиковать власть, но есть объективные вещи, и одна из них – мы стали в целом беднее. Когда цена на газ взлетает сразу в 7 раз, это по любому карману ударит. Чтобы не положить зубы на полку, придется волей-неволей искать пути оптимизации семейного бюджета. Вот с него-то предлагаю наши личные реформы и начать.

Собственно, путей оптимизации бюджета (любого) всего два. Первый – изыскать варианты притока дополнительных денег. Когда приходится затягивать пояс потуже, большинство наших сограждан подумывают прежде всего в этом направлении. Найти подработку, продать что-нибудь ненужное и так далее. Путь, честно говоря, трудный и требующий огромных усилий. Но идти по второму пути – пересмотреть расходную часть своего бюджета – почему-то хотят далеко не все. Их можно понять – сама мысль о перспективе отказаться от того или иного тяготит не меньше, чем вторая работа по вечерам. Но, изу­чив вопрос чуть глубже, я сделала для себя открытие…

Опросив десяток своих друзей на предмет планирования семейного бюджета, я увидела странную статистику: из всех только один человек вел записи о своих доходах и расходах. Остальные распоряжались деньгами «на глазок». Разница – колоссальна. Щепетильный знакомый работает дворником на минималку, но регулярно дает в долг крупные в сравнении с его заработком суммы денег своим друзьям на старт-апы (это его принципиальная позиция). Кроме этого, он из каждой зарплаты выделяет определенную сумму на помощь бойцам АТО. Другие же, имея в разы больший уровень доходов, нередко к концу месяца оказываются без денег. В общем, шуточная фраза «Не в деньгах счастье, а в их количестве» лишь на ничтожную долю правдива.

Опыт древних шумеров

Первые эксперименты с семейным бюджетом в нашей семье начали проводиться после прочтения одной занимательной книги о том, как 4000 лет назад сколачивали свои состояния шумерские купцы. Они руководствовались очень простым принципом: десятую часть всех своих доходов отложи в укромный уголок и, когда наберется достойная сумма, инвестируй ее в прибыльное дело. По этому принципу мы откладывали сбережения в течение года и насобирали весьма приличную сумму – около 3 тысяч гривен. А потом был переезд на новое место жительства (который, как известно – половина пожара).

Шумеры, безусловно, знали толк в деньгах, и их метод весьма неплох. 10% от совокупного дохода – это не та сумма, которая в случае авральной ситуации могла бы вас спасти, выделить ее не так сложно, общий уровень жизни от этого никак не страдает. На стороне древних – простота и повседневная практичность. Получил деньги – отложил десятую часть, остальное тратишь на свое усмотрение.

Но уклад нынче совсем не тот, что у привыкших к размеренной жизни древних вавилонян. Золотые монеты не пожирала инфляция. Не было жуликоватых банкиров и депозитных вкладов. Обвал экономики могли спровоцировать разве что стихийные бедствия или военный захват твоей страны. Да и в целом древний Вавилон по мощности экономики в свои лучшие времена был сродни современной сытой Европе. Метод древних хорош, когда экономическая ситуация спокойна, чего сейчас в Украине не наблюдается. Но моя семья до сих пор пользуется им, когда нужно отложить деньги на крупную покупку (например, стиральную машину). Благодаря этому мы ни разу не брали кредиты.

Домашний бухучет

Поиграв с шумерскими практиками, мы перешли к другому методу – анализу расходов и доходов. Для любителей головоломок и всяческих точных скрупулезных действий – самое оно, а вот для тех, кому терпения не хватает, это будет сложно. Итак, начали мы с подсчета совокупных доходов семьи. Это нетрудно: зарплаты, детские деньги, дополнительный заработок – все записывается и суммируется. А потом – считается: на один месяц, на полгода и на год. Раздели месячный заработок на 30 дней – получишь дневную норму. С расходами оказалось сложнее…

Первая статья расходов – коммуналка. Ее высчитать проще всего. А вот дальше… Дальше пришлось основательно набраться терпения и записывать, записывать, записывать. Сохранять чеки из супермаркетов, вводить в телефон стоимость покупок на рынке и обедов на работе, считать, сколько раз за год мы покупаем одежду и обувь, и прочая, и прочая. Пришлось устроить акцию обоюдной честности и бросить в общую копилку все заначки, а также признаться в маленьких слабостях, на которые периодически втихую тратятся личные деньги. Каждый день затрат записывался в тетрадь, а в конце месяца у нас уже была весьма впечатляющая картина того, куда уходят наши средства. Сразу стали видны «дыры». Большинство из них мы успешно закрыли, сохранив изрядную долю заработка, но, признаюсь честно, – вести настолько скрупулезный бухучет больше пары месяцев я не смогла.

Зарплата в конверте

По результатам анализа мы смогли вывести процентное соотношение основных расходов и сформировать несколько главных бюджетных потоков: фонд имени жратвы, фонд коммуналки, школы-садика, шмоток, развития, форс-мажора и прочих расходов. Средства каждого фонда вкладывались в свой конверт с соответствующей надписью. Развитие – те самые 10% от шумеров. К сожалению, как и у большинства украинских семей, у нас самым пухлым оказался фонд имени жратвы – 55-57%. Еще 20% «съедали» коммунальные платежи. Оставшаяся четверть совокупного дохода распределялась между всеми остальными конвертами примерно поровну.

Этот метод распределения бюджета хорош, но непрактичен с бытовой точки зрения. К примеру, я беру свою норму на день из фонда имени жратвы, но, забирая ребенка из школы, узнаю, что образовался долг за обеды. Это уже относится к фонду имени школы-садика, но доступа к этим деньгам прямо сейчас у меня нет. Плачу из фонда имени жратвы и благополучно забываю об этом (по правилам, если берутся деньги из нецелевого фонда, потраченную сумму нужно компенсировать субвенцией из целевого). Пара недель – и в конвертах образуется хаос (который начинается очень символично – первыми заканчиваются средства в фонде имени жратвы). В конечном итоге пришлось вернуться к шумерской системе и признать, что финансисты не зря едят свой хлеб.

Знак внутренней силы

Деньги в нашей жизни, конечно, не главное. Но теперь я вкладываю в это выражение совсем иной смысл, нежели большинство тех, кто годами живет на грани банкротства, считая привычку вести учет своих денег признаком скупердяйства. Нет, господа хорошие, это вовсе не так. Загвоздка всего лишь в том, что у человека, знающего цену деньгам и спланировавшего свой бюджет, очень трудно выпросить денег в долг. А ведь именно степенью легкости, с какой ваши друзья делятся лично с вами своими кровно заработанными, вы и измеряете их щедрость или скупость. Только ею, и больше ничем. С настоящей скупостью привычка вести счет деньгам не имеет ничего общего. Наоборот, она говорит о высоком уровне внутренней дисциплины и самоорганизованности. На себе проверено – деньги подчиняются тебе ровно настолько, насколько развиты эти личные качества.

С другой стороны, ведя учет денег (в любой форме и с любой степенью успешности), вы, как спорт­смен, тренируете ту самую дисциплину. Поэтому, если вы решили в новом году начать качественно новую жизнь, идея упорядочить свой бюджет – как раз то, что вам нужно. А вдруг, начав, вы поймете, что в вас до этого момента медленно угасал великий экономист?

Считала Виктория Барбанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 01

Добавить комментарий