Статистика теперь знает все

Неужели скоро сбудется страшный сон кировоградских маршрутчиков? Неужто в 2012 году все-таки состоится тот самый КОНКУРС на право обслуживать пассажирские маршруты областного центра, о котором так долго говорили городские власти? Если это случится, то день 19 октября 2011 года можно смело внести в перечень знаменательных для транспортной отрасли города дат последнего десятилетия наряду с акциями протеста февраля 2009 года.

Последние три сезона конкурс несколько раз отменялся. Главная причина — не было проведено новое исследование пассажиропотоков областного центра (предыдущее датировано 1978-м годом!). Теперь эта преграда устранена. На прошлой неделе в мэрии состоялась презентация результатов такого исследования.

Как известно, выполнить работы по проведению статистического исследования пассажиропотоков областного центра городские власти «поручили» Кировоградскому национальному техническому университету. 19 октября 2011 года свыше 1600 студентов с утра и до вечера катались в маршрутках, автобусах и троллейбусах областного центра, фиксируя информацию по количеству пассажиров и особенностям движения транспорта в специальных анкетных листах (всего набралось более 9000 оригинальных анкет). Затем полученные цифры заносились в компьютерную программу, сводившую воедино итоговые данные. Обработанные результаты были представлены руководству города профессором кафедры «Эксплуатация и ремонт машин» КНТУ Виктором Аулиным.

Как известно, что одна из не решаемых годами проблем пассажирских перевозок города — наличие на улицах «левых» маршруток. В каком смысле «левых»? Поясню. Если на каком-либо «хлебном» маршруте по договору должно работать, скажем, 20 машин (с которых хозяева и платят в городскую казну четко определенную таксу), то на самом деле на этом маршруте вполне может находиться чуть ли не в два раза больше машин. Два десятка — работают легально, остальные — по-черному. Так вот, заранее зная о начале исследования пассажиропотока, 19 октября 2011 г. перевозчики города выпустили на улицы ровно столько единиц общественного транспорта, сколько прописано в их договорах. И это наверняка был единственный день в году, когда число маршруток примерно соответствовало номиналу, а не превышало его, скажем, в 1,5 раза.

Количество единиц общественного транспорта «по паспорту» в нашем городе таково: троллейбусов — 22; автобусов большой вместимости — 60; маршрутных такси — 597.

Официально в городе перевозкой пассажиров занимаются 15 предприятий (исследованиями были охвачены 38 маршрутов движения). Из них наибольшее количество машин выставляет фирма «Авто-Легион» (92 единицы), на втором месте по этому показателю — предприятие «Кировоград авто тур» (74), на третьем — «Укравтоинвест» (68).

Самый ходовой маршрут — №50 (обслуживает его «Укравтоинвест»), здесь по документам должно работать ровно три десятка машин. От 20 до 30 маршрутных такси выезжают на линии по маршрутам: №1, №5, №120, №112, №9-А, №44, №8.

Но наиболее загруженный пассажирами маршрут — вы не поверите! — троллейбусная «десятка». По городу курсирует 16 троллейбусов под таким номером, в час они перевозят в среднем 1500 человек, за сутки — 22504 пассажира, притом, что всего услугами троллейбусов в городе ежедневно пользуется 26811 человек.

Из маршрутных такси самые емкие маршруты: №50 (16254 человека в сутки), №1 (10649 пассажиров в сутки), №5 (9581 пассажир в сутки).

Всего же все маршрутки областного центра за день перевозят 166207 человек; автобусы большой вместимости — 59889 человек.

Суммарный суточный же пассажиропоток превышает 240 тыс. — это практически численность населения областного центра! Естественно, такая цифра образовалась из-за того, что многие пассажиры добираются до места своего назначения с пересадками и ездят на общественном транспорте несколько раз в день.

Вооружившись калькулятором, несложно подсчитать стоимость рынка услуг маршрутных такси Кировограда. 166 тысяч пассажиров (минус некоторое количество льготников) умножаем на 365 дней в году и еще раз умножаем на тариф 2 гривни. Получится сумма порядка 100 млн гривен. Серьезный бизнес, однако…

Результаты исследования пассажиропотоков областного центра еще нуждаются в детальном анализе и обобщении. Потом на базе этого исследования планируется создать качественно новую систему городского общественного транспорта. Где будут оптимизированы дублирующие друг друга маршруты, «разгружена» от бесчисленного числа машин центральная улица Кировограда Большая Перспективная, учтена необходимость увеличения количества автобусов большой вместимости и троллейбусов и так далее.

Но для начала должен состояться новый и, что самое главное, ПРОЗРАЧНЫЙ конкурс на право обслуживать маршруты. Ведь теперь ничего не мешает в условиях конкурса учесть реальную, соответствующую текущему моменту ситуацию в сфере пассажирских перевозок. По крайней мере, уже никто не заблокирует конкурс по причине отсутствия исследования пассажиропотоков города.

Для особо любопытных: с результатами исследования скоро можно будет ознакомиться на официальном сайте Кировоградского городского совета.

Александр Виноградов, фото Павла Волошина, «УЦ».

Статистика теперь знает все: 5 комментариев

  1. Мы тут люди простые, малограмотные. Всю вашу статистику не понимаем. Скажите нам лучше, когда тариф повышаться будет? :unsure:

  2. Что правда, то правда, Кировоград уж сильно перегружен автотранспортом. Городок маленький, а движение, как в Москве. Хотя на некоторых остановках можно полчаса стоять, ждать нужную маршрутку. Хорошо было когда транспорт передвигался по графику. Да и аварийных ситуаций было поменьше.

  3. В Кировограде цены ниже чем у соседей,и сервис не страдает,от добра добра не ищут,и левые ещё не значит ненужные,создают баланс,за льготчиков же не доплачивают.

  4. С точки зрения статистики как науки — исследования, проведенные студентами действительности не соответствуют ни в малейшем! Это сверхслучайная выборка. А вот кому этот фарс понадобился — интересно!

  5. Нужно исследования проводить скрытно — тогда будут реальные цифры.

Добавить комментарий