Маршрутки без наличных: кому невыгодно?

Свершилось чудо, в Кировограде не повысили, а понизили цену на проезд в общественном транспорте. Исполком обосновал свое решение, в том числе снижением цен на нефтепродукты. Тем не менее, нужно признать: кировоградцы по-прежнему доподлинно не знают, почему и за что именно они платят – опубликованные на сайте горсовета расчеты практически невозможно перепроверить. Все это можно победить только полной прозрачностью, в том числе через внедрение системы так называемого единого электронного билета, уверен депутат городского совета Павел Топчий («Батьківщина»).

Суть нововведения проста: вместо того, чтобы платить наличные водителю или кондуктору, пассажир просто прикладывает специальную карточку вроде банковской к терминалу, установленному у входа в автобус или троллейбус. Система сама снимает деньги со счета пассажира и распределяет на счет конкретного перевозчика. Как проездной в метро. По мнению Топчия, это позволит поставить точку в извечном споре пассажиров и перевозчиков: одни считают цену за проезд слишком высокой, другие – слишком низкой.

Напомним, с прошлой пятницы цена проезда в Кировограде составляет 3,5 грн. в большинстве маршрутных такси, 2,5 грн. – в автобусах обычного режима движения и 4 грн. – за проезд на поселок Новый.

Сегодня первые шаги по внедрению систем с единым электронным билетом в общественном транспорте уже сделаны в Киеве, Львове, Виннице, Ровно. Одним из важных моментов является то, что делается все за деньги частных инвесторов, а не городского бюджета, которого всегда не хватает.

– Пока это просто идея, чтобы мы начали об этом говорить. Когда мы начнем об этом говорить, все пойдет по одному из уже проторенных путей. Львов, например, создал рабочую группу, заявилось 11 компаний, которые готовы воплощать в жизнь такие проекты, – это готовый опыт, который мы можем использовать. В Ровно пришла южнокорейская компания, которая, кстати, заявлялась на участие в конкурсе и во Львове. Они согласны работать за процент от выручки – около 6% для Ровно, вкладывать свои деньги со сроком возврата инвестиций 15 лет, – поясняет Топчий.

Корейцы MST Global inc., о которых идет речь, готовы вкладывать даже в покупку нового транспорта для коммунального предприятия, в котором будут иметь долю и управленческий контроль – чтобы иметь возможность «застраховать» свои средства. В Ровно они планируют закупить для коммунального предприятия порядка 40 новых троллейбусов и хотят за это 30% части в уставном капитале коммунального предприятия, которое будет эти троллейбусы эксплуатировать.

Серьезным препятствием на пути реализации проекта, по мнению депутата, может стать позиция самих перевозчиков, работающих на кировоградских маршрутах, и представителей их интересов в городской власти.

– Понятно, есть определенное транспортное лобби в стенах горсовета, которое будет отчаянно сопротивляться. Мы увидим, как прямо или опосредованно сами перевозчики выступают против введения единого электронного билета, потому что только перевозчики, которые работают «в белую», могут быть заинтересованы во внедрении такой системы, – уверен Топчий.

Причин для беспокойства у местного автотранспортного пула в этой связи может быть немало. Ведь, помимо установки устройств для считывания электронных билетов, которые сделают невозможными любые махинации с количеством перевезенных пассажиров и наличными деньгами, ровенский проект предусматривает установку GPS-систем, с помощью которых отслеживаются реальный километраж и время поездок той или иной машины.

– Они (перевозчики. – Авт.) ведь рассчитывают тариф, исходя из километража, который они якобы проезжают. А расчет с ними должен быть по количеству километров, которое они проезжают реально. Будет четко видно, сколько на самом деле перевезено пассажиров, в какое время, как соблюдается график движения, – поясняет депутат.

Определяющую роль в том, быть ли единому билету в кировоградском транспорте, по мнению Топчия, должны сыграть сами горожане.

– Помимо политической воли руководства, должна быть воля жителей города. Я думаю, что они поддержат идею единого электронного билета, потому что всем интересно знать, за что они платят. Расчеты, которые представлены на сайте городского совета, перепроверить практически невозможно. Как и данные по километражу: мы видим, что при проверке облгосадминистрации некоторые перевозчики заявляют, что мы, мол, не можем постоянно выпускать все машины. А значит, данные могут значительно отличаться от заявленных. После внедрения системы, где будет контроль за количеством километров, где уберутся наличные деньги из расчетов с перевозчиками, все будет ясно и понятно. Никто не против, чтобы они закладывали инвестиционную составляющую, нормальную зарплату водителям, но пусть это будет прозрачно. Думаю, даже если эти структурные компоненты будут заложены такими, какими они есть, тариф не будет выше, чем сегодня. То же касается льготных категорий населения – им карточки будут выданы бесплатно, и будет четко видно, какое количество раз и на каких именно маршрутах льготники воспользовались своим правом, а городской совет сможет действительно контролировать, идут ли перечисленные деньги целевой субвенции на перевозку льготных категорий пассажиров, – считает автор инициативы.

К слову, об упомянутой проверке, если вам нужны конкретные цифры и факты. Недавно профильный департамент Кировоградской ОГА совместно с ГАИ проверил техническое состояние транспортных средств 8 предприятий, которые возят пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования в областном центре. Выводы: практически все перевозчики в городе выпускают машины работать, дословно, «с недостатками в их техническом состоянии». Рекордсмен – ЧП «Паритет Сервис» (маршруты № 14, № 77, № 104, № 112, № 113), из 12 транспортных средств 10 не в порядке. Некоторым автобусам работники ГАИ запретили выезжать прямо в ходе проверки. Из-за неисправности тормозной системы, например. А экспресс-тесты на наркотики перед выездом не делаются. Дирекция ЧП «Оликс» (маршруты № 1-Ц, № 3, № 15, № 21, № 27, № 44, № 108) членов мобильной группы вообще к осмотру машин не допустила.

В вопросе возможных сроков даже начала реализации проекта с единым электронным билетом Павел Топчий особого оптимизма не выказывает. По мнению депутата, стартовать в Кировограде до избрания нового созыва городского совета, скорее всего, не получится. Почему – догадаться несложно.

Логика развития системы пассажирских перевозок в Кировограде на всей памяти действующего депкорпуса была странной. Сначала – так и не доведенная до ума транспортная реформа. После известных событий – очередные изменения, сильно смахивающие на банальный передел. Административно вышвырнут с рынка единственный перевозчик с автобусами большой вместимости, уже оборудованных системами GPS. А к предприятию, производящему впечатление стремящегося работать наиболее прозрачно, в последнее время больше всего претензий у городских чиновников. Стоит, к слову, отметить, что многие из этих чиновников – однопартийцы Топчия.

Тем не менее, депутат не оставляет надежды, что когда-нибудь городские руководители подхватят идею, которая в идеале позволит за чужие деньги упорядочить вопросы с транспортными перевозками. Для рядовых горожан, конечно, в первую очередь.

Андрей Трубачев, «УЦ».

Маршрутки без наличных: кому невыгодно?: 6 комментариев

  1. Остается главный вопрос — после введения этих нововведений сколько будет стоить проезд. То что предлагают — очень удобно для всех.

  2. Для начала стоит обязать водителей ОБИЛЕЧИВАТЬ пассажиров. Сразу все вылезет наружу. Вот только тогда и зарплаты водителям придется выплачивать по-белому, а не оставлять им часть выручки и с налогами будет противно…

  3. Думаю, цена проезда не изменится, ведь водители будут работать по безналу, а значит все деньги будут идти в кассу. И еще, будет намного легче проследить за количеством пассажиров на определенном маршруте, в т.ч. льготчиков. И самое главное — ведь наш город не хуже Ровно, и других городов Украины — ведь мы тоже можем у себя внедрить что-то новое, передовое…

  4. Бедные, бедные толстопузы, ужимают со всех сторон, говорят не бери взятки, откаты, а тут еще и на безнал переводят, гляди через 10-15 лет можно будет увидеть депутата в общественном транспорте с льготной карточкой, доберающегося на сессионное заседание городского совета.

  5. идея не нова и легко реализуема
    но решать транспортный вопрос надо не с нее, а хотя бы с замены маршруток полноразмерным транспортом, толку телеге цеплять кресла с подогревом.
    а больше всего понравилась одна фраза :)))))))))))) она как нельзя лучше «говорит» о способе и методах решения вопросов :)))
    «– Пока это просто идея, чтобы мы начали об этом ГОВОРИТЬ. Когда мы начнем об этом ГОВОРИТЬ, все пойдет по одному из уже проторенных путей.»

  6. Эти обещания и идеи говорить и обсуждать все что попало просто достали. Начиная с местных депутатов, шоупрограмм, и кончая радой и главных политиков государства.

Добавить комментарий