Наш Петр Тодоровский

«Последний раз я был в Бобринце где-то в 1982 году – в Кировограде была премьера моего фильма “Любимая женщина механика Гаврилова”. Из Бобринца прислали машину, и я в течение одного дня успел выступить в сельхозтехникуме, еще где-то, прогуляться по родным местам, пообедать (!!!) и вернуться в Кировоград. Сердце защемило, когда я вошел во двор первой школы, – нахлынули воспоминания… Я не успел побывать в парке, где расстреляли дедушку и бабушку», – писал Петр Тодоровский в 2010 году в письме бобринчанину Анатолию Никитичу Вутянову.

Случилось так, что Тодоровские, бежавшие из захваченного фашистами Бобринца в 1941-м, когда будущему режиссеру было шестнадцать, больше в родной город не вернулись. Но бобринецкое детство, страшные картины Голодомора и бегства от смерти навсегда сохранились в его памяти, их он описал в повести «Вспоминай – не вспоминай», о них рассказал в фильме «Созвездие Быка». Незадолго до смерти Петра Ефимовича телеканал «Россия. Культура» снял документальный фильм о нашем знаменитом земляке «Монологи в четырех частях». В одном из интервью Петр Ефимович рассказывает о своем бобринецком детстве, о своем родном городе. Он помнил все и рассказывал так живо, что зрителю казалось, что он знал эту семью, видел этот довоенный городок, сам чувствовал вкус оладьев из гнилой свеклы с веником…

26 августа, в день, когда Петру Тодоровскому исполнилось бы 90, в зале искусств библиотеки им. Чижевского прошло очень теплое мероприятие, посвященное этой дате. Краевед Лариса Гайда рассказывает:

– В этом году я ездила на Одесский кинофестиваль и побывала в музее Одесской киностудии. Это не самый посещаемый музей, расположенный в двухэтажном особняке на территории киностудии. Но это удивительное место, директор музея – Вадим Васильевич Костроменко – сам всю жизнь проработал на этой киностудии оператором и может часами рассказывать о том, как снимался, например, фильм «Место встречи изменить нельзя», о своих коллегах, с которыми работал. Петр Тодоровский – в то время тоже оператор, – работая на Одесской киностудии, дружил с Вадимом Костроменко. А по съемочным павильонам бегал маленький мальчик Валера. В основе фильмов Валерия Тодоровского «Стиляги» и «Оттепель» – детские впечатления, полученные именно тут, на Одесской киностудии.


У меня появилась идея провести вечер памяти Петра Тодоровского в Кировограде. Я созвонилась с бобринчанами, узнала, что есть у них, пригласила их в гости.

У бобринчан оказалось много информации. В городе своим знаменитым земляком очень гордятся, ему посвящен один из залов музея, на школе, где он учился, есть мемориальная доска и т. п. С 2003 года местный краеведческий музей переписывался с Петром Ефимовичем. Параллельно в Бобринце собирали воспоминания о семье Тодоровских, которые были интересны и самому режиссеру. В 2008-м местные фермеры Виктор Чмиленко и Алексей Цоколов и тогдашний директор краеведческого музея Людмила Наумчак ездили в гости к режиссеру. О той поездке «Украина-Центр» подробно писала. После смерти Петра Ефимовича Цоколов и Чмиленко выступили за присвоение одной из улиц Бобринца имени Петра Тодоровского. Пока это не сделано, но бобринчане уверены, что сейчас в связи с декоммунизацией в городе обязательно появится улица Тодоровского. (Пользуясь случаем, скажу пару слов о Викторе Чмиленко – погибшем герое Небесной сотни, в честь которого названа улица в Кировограде. Он был не только революционером, борцом, но еще и человеком фанатично влюбленным в свой край, в свою историю. Именно Цоколов и Чмиленко много лет назад свозили меня на экскурсию в некогда еврейский город, где сегодня живут всего несколько евреев, показали могилу Анны Бронштейн – бабушки Льва Троцкого и место, где стоял дом Бронштейнов. Они строили в Бобринецком районе церкви, искали на заброшенных фермах плиты с еврейских могил и отво­зили их на кладбище. Кроме них, тогда это, кажется, никого не интересовало. Виктор Чмиленко когда-то передал нам диск с записями интервью очевидцев Голодомора в Бобринецком районе. Он сам, лично, в течение нескольких лет ездил по селам и записывал рассказы бабушек, чтобы сохранить память о тех страшных событиях. И нам бы очень хотелось, чтобы Виктора Чмиленко помнили и таким тоже).

Директор музея Раиса Кучугура (на фото) и учительница бобринецкой гимназии Наталья Бибик рассказали много интересного, показали уникальные фотографии и почитали письма Тодоровского (одно из которых мы процитировали в начале статьи). Конечно, лучше всего о режиссере, операторе, композиторе и писателе Петре Тодоровском рассказывают его произведения. И нет, наверное, ни одного человека на постсоветском пространстве, который не слышал его песен и не видел его фильмов. Нет таких людей и в нашей области, однако мы почему-то не воспринимаем Тодоровского своим, нашим, даже несмотря на то, что он всегда вспоминал о Бобринце с особенной теплотой.

Заведующая отделом искусств библиотеки им. Чижевского Светлана Ушакова, которая больше двадцати лет руководит киноклубом «Экран», рассказала, что удивило ее еще в девяностые, когда в киноклубе собиралась чуть ли не вся местная интеллигенция: о елисаветградских корнях Андрея Тарковского знали все, о том, что Тодоровский вырос в Бобринце – почти никто.

– У нас, в отделе искусств, есть десятки книг о творчестве Андрея Тарковского и ни одной о Петре Тодоровском, – говорит она. – Не потому, что мы не захотели купить книгу о нем, а потому, что таких книг вообще нет.

Кажется, режиссер массового кино не может быть культовым, и писать о нем маститым кинокритикам нечего. Но творчество Тодоровского так многогранно! Светлана Ушакова показала нам небольшой отрывок из фильма «Верность» 1965 года, который тогда имел третью категорию, то есть видели его очень немногие (сейчас его можно скачать на сайте «Мосфильма») – очень «тарковский» отрывок, в котором без единого слова режиссер и оператор Тодоровский говорят очень многое. Да и сама жизнь Петра Тодоровского заслуживает книги. Вы, например, знали, что бобинные записи квартирников Высоцкого, которые расходились в 60–70-е годы по всему СССР, записывал в Одессе именно Петр Тодоровский? Или что он поддержал писателя Виктора Некрасова, когда его травили за роман «В окопах Сталинграда»? Что он дружил с Зиновием Гердтом и Булатом Окуджавой?

Снять фильм по последнему своему сценарию «Встреча на Эльбе» Тодоровский не успел. В этом году фильм закончила его вдова, режиссер и продюсер Мира Тодоровская (возможно, вы видели ее фильм «Вареники с вишнями»). Минкультуры РФ почему-то отказалось финансировать съемки, и Мира Тодоровская продала их квартиру в Москве, а потом обратилась к киноманам с просьбой поддержать проект. Этим летом фильм вышел в прокат. Надеемся, скоро его можно будет посмотреть и в Украине.

А вот более ранние фильмы Тодоровского можно посмотреть в Кировограде на большом экране. С сентября в библиотеке им. Гагарина (ул.Михайловская – бывшая Кирова, 29/33) каждую вторую и третью субботу месяца будет работать «Ретро-кинозал», где можно будет посмотреть на большом экране популярные фильмы шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Вход свободный. Начало сеансов в 14.00. Приходите, смотрите Тодоровского и обязательно гордитесь тем, что он наш, местный.

Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий