«Филармония – это больше, чем семья»

Четвертого сентября художественный руководитель Кировоградской областной филармонии, заслуженный деятель культуры Наталья Бондаренко отметит замечательный юбилей. «УЦ» присоединилась к поздравлениям еще накануне торжественного события.

– Наталья , в чем заключаются ваши функции как художественного руководителя?

– За рубежом это называется арт-директор. Работа вплотную связана с режиссурой, сценариями, выпуском буклетов, съемками фильмов, подбором артистов и репертуара. Каждый день мы встречаемся с директором и обсуждаем каждый пункт того или иного мероприятия. Можно сказать, что работаем с Николаем Ивановичем Кравченко в тандеме. У нас полное взаимопонимание и налаженная работа. В других областях бывают случаи, когда худрук в контрах с директором. У нас этого не может быть в принципе. Есть директора, которые занимаются исключительно хозяйственными вопросами, и худруки – только художественной частью. В нашем случае все не так. Директор знает каждый мой сценарий практически наизусть, а мне, в свою очередь, приходится вникать в его вопросы. Я знаю, где у нас кондиционеры, какая есть техника, где взять стулья для концерта в холле, и так далее…

– В стране регулярно происходят преобразования, у людей меняются приоритеты, как часто приходится вносить изменения в репертуар коллективов филармонии?

– Это болезненная тема. Если брать национальные народные оркестры и коллективы, то они как раз занимаются сохранением репертуара. Сохраняют традиции и национальные номера. А есть коллективы, которым можно обновлять репертуар. Но в этом случае возникает масса препятствий. Прежде всего потому, что новый репертуар – это большие деньги, которые не всегда имеются. Сегодня наши солисты стали больше исполнять произведений патриотического направления. Сейчас это важно. Для наших исполнителей пишут песни наши же, кировоградские авторы. Репертуар камерного оркестра постоянно обновляется. С ними проще и дешевле.

– Коммерческими концертами занимается директор или?..

– Только он. Даже если продюсеры выходят на меня – я перевожу исполнителя или коллектив на Николая Ивановича. Иногда приходится и отказывать. Говорят, мол, у нас всеукраинский тур, и мы бы хотели еще и Кировоград. Ан нет, поздно, день уже занят.

– Прошлый сезон был насыщенным, было много интересных концертов, и все же кировоградцы почти не слышат в филармонии рок, джаз. Проблема материальная или какая-то другая?

– Больше другая. В развитых странах филармонии используются исключительно как площадки для классических произведений. Это норма. У нас, в таких городах, как Кировоград, филармония является самой большой концертной площадкой и используется в разных направлениях. Хотя, правда, рока у нас нет. Пусть это уже и стало классикой, но есть определенные трудности с исполнителями и зрителями. Ребята хотят пить пиво в зале, есть чипсы. Для них существуют другие площадки, более к этому подходящие. Боремся за воспитание зрителя, пьяных и обкуренных в зал не пускаем. В данный момент, пока здесь работает наш коллектив, наше руководство будет делать именно так. Придут новые – они будут руководить по-своему. Не знаем как, возможно, лучше, возможно, хуже. Может, они бильярд в зале поставят. Мы придерживаемся того, что истинное предназначение филармонии – это классика, народное творчество. Разумеется, без коммерческих концертов нам не выжить. И львиную долю этих концертов составляет популярная музыка. От этого никуда не деться. Она выручает филармонию, но мы не ставим заоблачные цены на билеты.

– Попсовые концерты предусматривают фан-зоны, дэнс-площадки, не было ли идеи снять первые ряды и устроить праздник любителям потанцевать во время концертов?

– Один раз мы это уже сделали на юбилейном концерте музыкального училища. Нас упросили снять три первых ряда. Мы пошли на уступки. Но филармония давным-давно требует ремонта. И если еще несколько раз придется снимать кресла, то от пола ничего не останется. Стульям уже много лет, их не меняли лет тридцать, а то и больше. Наша площадка не предусмотрена для таких испытаний. Лучше нам такого не предлагать. Как малую площадку мы используем фойе. Находим по всей филармонии стулья, ставим их и делаем программы. В областном театре теперь два зала – большой и малый. И наш холл тоже можно считать малым залом филармонии.

– Как сочетаются социальные и коммерческие проекты в одном здании?

– Это разные проекты и разная публика. Жаль, что на социальных концертах не бывают зрители, которые ходят на коммерческие проекты. Мы же видим, кто ходит. Своими социальными проектами мы можем называть концерты-лекции «Жінкам при надії» (в прошлом концертном сезоне провели три таких акции). В сентябре концерты для беременных снова запускаются. «Вересневі самоцвіти», также работаем с епархией, делаем концерты для воинов АТО, весенние проекты, детская филармония, которой мы гордимся… Работы много, и ее приятно выполнять. Идей может быть много. Реализовать их сложно. Элементарно не хватает денег.

– По этой причине из областной филармонии уходят артисты…

– Уходят, но и приходят. В основном уходят танцоры. Все из-за маленькой зарплаты. Сейчас мы ведем переговоры с вокалистом, надеюсь, что он будет еще одним солистом в нашем доме.

– Коллектив небольшой, но дружный…

– Это семья. А может, и больше. Никто из нашего коллектива не может нас подвести.

Беседовал Руслан Худояров, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 36

Добавить комментарий