Своя галерея в Марселе

Французский художник украинского происхождения (а точнее — бывший кировоградец) Виктор Орли стал владельцем галереи в Марселе и активно взялся за освоение азиатского рынка живописи. О своих приобретениях и планах на будущее он с удовольствием делился с коллегами-кировоградцами во время творческой встречи, организованной в областном художественном музее.


«Европе не нужны цветы»

Беседа Виктора (настоящее имя — Геннадий Гребнев) с местными художниками носила предельно практичный и конкретный характер. Живописцев интересовали последние тенденции мирового рынка искусства, новые возможности для продвижения своего творчества.

— Западный рынок искусства сегодня пребывает в серьезном кризисе, - отметил Орли. - За последние два года только в Марселе закрылись несколько художественных галерей, имевших солидный возраст и красочную историю. Сейчас молодому художнику попросту нет смысла пытаться выходить на европейский рынок. Образовалась пропасть: хорошо продаются либо изделия с низкой стоимостью, сделанные не на уровне искусства, а скорее на уровне ремесленничества, либо громкие имена. Кроме этого, имеется большое падение спроса на определенные жанры — например, Европе сейчас не нужны цветы и натюрморты. Цветы, написанные Анатолием Шаповаловым, купят, но не потому, что сама картина хороша, а потому, что за ней стоит имя художника. В отличие от западного, восточный рынок искусства переживает подъем, главными потребителями на этом рынке сейчас являются Китай и Южная Корея.

Свое долгое отсутствие на родине (художник приезжает в Кировоград ежегодно, чтобы навестить свою мать, но не смог приехать в 2015 году) Виктор объяснил жестким рабочим графиком, связанным как раз с китайским сотрудничеством. В прошлом году наш земляк стал членом академии искусств Гуаньдонг Юэхуа. «Я фактически живу между Марселем и Шанхаем. Перелет из одного конца в другой занимает 12 часов», - говорит художник. Зато теперь, кроме украинских подсолнухов и французских яхт, у Виктора появилась серия китайских морских пейзажей с характерными изогнутыми рыбацкими лодками.

Заметки из Поднебесной

В начале нулевых на волне небывалого экономического подъема Китай, как губка, поглощал все, что приходило с Запада, в том числе и живопись. Однако через несколько лет китайцы научились ориентироваться в искусстве европейского образца, составили свою цену каждому имени и таланту и теперь покупают живопись после консультации с экспертом, понимая, что работа хорошего художника — это не только эстетическое наслаждение, но и инвестиция. Коллег Орли волновали вопросы, связанные с организацией выставок в Поднебесной, а нам были интересны впечатления от посещения самой страны.

— Китай — это место, где небывалые контрасты настолько мирно уживаются, что иногда кажется, что так не бывает, - отмечает Виктор. - В тени огромного небоскреба построены бараки бедняков, и эти два мира практически не конфликтуют. В некоторых районах мегаполисов нет даже патрульных на улицах. Особенно интересно мне было наблюдать, как движутся автомобили. Машины постоянно перестраиваются через две-три полосы сразу, обгоняют друг друга, поворачивают из крайнего ряда через весь перекресток, а навстречу им по диагонали улицу пересекает велосипедист. Уникальное зрелище, так как при этом аварий на улицах мало. Вообще китайцы виртуозно научились сглаживать острые углы, это позволяет им строить совершенно особенное общество, где никто никому не мешает.

В Китае Орли принял участие в нескольких пленэрах по приглашению китайского правительства, которое таким образом повышает туристическую привлекательность определенных районов страны. Один из пленэров состоялся на острове, население которого в основном жило рыбной ловлей.

— Меня в составе группы французских художников отвезли на экскурсию в одно из поселений, стоящих прямо на воде. Это плоты размером примерно 5 на 5 метров, на каждом таком плоту построен деревянный дом, и вся жизнь обитателей этой деревни проходит на этих домах-плотах. И вот на одном из плотов я наблюдаю невероятную картину: девушка лет шестнадцати, одетая в нарядное розовое платье, напоминающее балетную пачку, в туфлях на 12-сантиметровых каблуках ходит по краю плота перед своим домом. У нее нет другого места для дефиле…

Клуб для своих

Настоящей неожиданностью стало то, что Виктор в очень ненавязчивом формате представил кировоградской публике… собственную галерею в Марселе.

— Галерею «Жювен» я приобрел почти случайно, но, как вы понимаете, на самом деле случайностей не бывает. Галерея была создана в 1859 году, в ней в разное время выставляли свои полотна самые известные мэтры Прованса, начиная от Караваджо и Сезанна. В стенах этой галереи экспонировались работы Монтичелли, ван Гога, Дали и других. Для многих эта галерея является мифичной, и это накладывает на меня определенную ответственность.

Отныне галерея носит имя Виктора Орли. Сам владелец заявил о готовности к реализации в ее стенах совместных проектов, отметив, правда, что стремится сделать это место «клубом для своих». То есть галерея будет закрытой.

— Выбирая, какого зрителя я хотел бы видеть в своей галерее, я отдал предпочтение специалисту, - объясняет свой выбор художник. — Кто является посетителями открытых галерей? В основном туристы. Как правило, это люди, далекие от мира искусства, занятые прежде всего осмотром достопримечательностей. Турист не готов покупать в галерее картины стоимостью в 5 или 10 тысяч евро. Зачем тогда мне тратить свое рабочее время на туриста? С гораздо большим удовольствием я потрачу его на беседу со специалистом — экспертом, коллекционером, сотрудником музея, проведу круглый стол или творческую встречу, на которую придут мои коллеги, специалисты, поклонники живописи и на которой будут беседовать не о погоде, а об искусстве.

Виктор выразил готовность реализовывать в своей галерее совместные проекты, а еще поведал, в каком месте хотел бы провести свой кировоградский пленэр:

— Вы бывали в селе Высокие Байраки? Это удивительное место, огромные холмы похожи на волны, по которым плывут дома. Вот там я бы с удовольствием написал несколько картин.

Виктория Барбанова, фото Олега Шрамко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 36

Своя галерея в Марселе: 1 комментарий

  1. Журналист ошибся в тексте: итальянский художник Караваджо не мог выставлять себя в галерее — он умер в начале 17 века. В Италии же.

Добавить комментарий